Методическая разработка "Особенности организации в разновозрастной группе"
методическая разработка (младшая группа)

Сеземина Наталья Николаевна

Данная публикация познакомит родителей и педагогов как работать с детьми в смешанной группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл in_pr_07_25.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика  

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка «Особенности организации  работы в разновозрастной группе»

Выполнила:

Сеземина Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Пгт Стройкерамика, 2025 год.

«Особенности организации работы в разновозрастной группе»

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы. 

 В качестве основных причин, обусловливающих данное явление, можно назвать следующие:
1) трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);
2) наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу);
3) недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп;
4) особенности работы дошкольного учреждения в летний период;
 
В разновозрастных группах общеразвивающей направленности максимальная наполняемость составляет при наличии в группе детей:
- двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 10детей;
- любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей;
- любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) –20детей

Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей. Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения.

Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

 Психологи, педагоги, воспитатели и, конечно, родители по-разному относятся к феномену разновозрастных групп в детских дошкольных учреждениях.
 
Некоторые полагают,  что именно в группах детей различного возраста обеспечиваются лучшие условия для общего психического и морального развития, поскольку здесь, по их мнению «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются»
Другие, наоборот, считают, что в разновозрастных группах возникает ряд проблем, связанных с трудностями организации воспитательного процесса, невозможностью учета индивидуальных способностей детей разного возраста и пр. 
Учебно-воспитательная работа в разновозрастных группах имеет ряд определенных сложностей, наиболее сильно проявляющихся в группах, укомлектованных детьми резко контрастного возраста. В первую очередь, это трудности организационного характера:
1) проблемы создания необходимого воздушно-теплового режима;
2) различная степень восприимчивости детей различного возраста к инфекционным заболеваниям и отличающийся уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности;
3) трудности при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса

Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т.е. заботятся о нем. 
Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. 
Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Впервые приходя в детский садик, малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.
 В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети —  играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятие

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

 Одной из наиболее распространенных особенностей в детских садах в летнее время являются разновозрастные группы. Существуют разные мнения по поводу объединения детей разного возраста в одну группу. Но, так как летом детские сады вынуждены объединять группы, может так произойти, что именно ваш ребенок попадет в разновозрастную группу. Поэтому необходимо остановиться на преимуществах пребывания ребенка в такой группе. Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения, которые отличаются друг от друга возрастом, а также,  как правило, уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития. Если мы обратимся к истории, то увидим, что первоначально, когда педагоги начинали работать с разновозрастными группами, причина для этого была одна – экономическая. В маленьких городах или селах, где сложно собрать полноценную одновозрастную группу, намного легче объединить несколько одновозрастных минигрупп в одну большую, но разновозрастную. Внутри таких групп происходило разновозрастное общение и взаимодействие детей. Преимущества разновозрастных дошкольных групп  Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше. Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.

Ответственность. Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Игры и занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.

Получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.

Индивидуальный подход к ребенку. Учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.

Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет   роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.

Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей.

Сеземина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации»

Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящ...

Методическая разработка по организации центра безопасности по ПДД в старшей разновозрастной группе «Дорожная грамотность в наших руках!»

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имее...

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»...

Методическая разработка "Особенности организации сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте"

В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окру...

Методическая разработка: «Особенности организации и проведения игры с правилами с детьми дошкольного возраста»

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, ...