Методическая разработка по организации центра безопасности по ПДД в старшей разновозрастной группе «Дорожная грамотность в наших руках!»
методическая разработка

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА Полянская

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Улановский детский сад»

Методическая разработка по организации центра безопасности по ПДД в старшей разновозрастной группе

«Дорожная грамотность в наших руках!»

Полянская Т.Н., воспитатель, первая квалификационная категория

Лебедева Ю.А., воспитатель

С. Улановка

2019г.

         

Данная методическая разработка применяется для детей старшей разновозрастной группы.

   Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр, эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть.  Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

   Обучение младших и старших дошкольников   правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Требования, прописанные в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.

   Опорой для педагогов нашего дошкольного учреждения при планировании педагогического процесса стало учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной.

Основные разделы программы.

  1. Устройство проезжей части
  2. «Зебра, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов»
  3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов
  4. О работе ГИБДД
  5. Милиционер – регулировщик
  6. Правила поведения в транспорте
  7. Если ребенок потерялся на улице
  8. Правила езды на велосипеде

   Для дошкольников средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части.  Так же мы знакомим   детей с трудом водителей некоторых видов транспорта;   в легковых автомобилях , автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.
   С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений  о транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие некоторых видов транспорта.  
  Знакомим детей  с конкретными правилами дорожного движения, рассказываем им о назначении желтого сигнала светофора, объясняем  правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход». Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора.    Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.  

В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.

     Закрепляется представление детей о проезжей части. Мы  знакомим их с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Даем  более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

- идти следует по правой стороне тротуара;

- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;

- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо;

- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;

- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажира.

   В подготовительной группе ознакомление с правилами дорожного движения  мы организовываем так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому мы его и подготавливаем. Прежде всего, в подготовительной группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах, о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице, продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них. Детей подготовительной группы знакомим с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей),

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности.

   Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:

 - пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливыми,

- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).

   Исходя из возрастных особенностей детей нашей группы, мы поставили перед собой цель: сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

   Работа с воспитанниками  нашего ДОУ направлена на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности и  предполагает следующие задачи:

  1. Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
  2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их.
  3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
  4. Дать детям представление о том, что несоблюдение ПДД опасно для здоровья.

   Ожидаемые результаты работы:

1.Сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах;

знание правил дорожного движения, умение применять эти знания в дорожных ситуациях;

2.Умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них;

3.Умение свободно пользоваться дорожной лексикойавтодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир,   пешеходный переход, перекресток, светофор;

4.Повышение знаний у родителей об особенностях формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте.

Так как мы живем  в сельской местности и не имеем реальной возможности организовать прогулки с детьми к светофору и наглядно показать  улицы города с различной сложностью  перекрестков , мы решили обустроить целую комнату для обучения детей Правилам Дорожного Движения под названием «Азбука безопасности». В ней мы разместили наглядно-иллюстрационный материал, настольно-печатные игры, разработали картотеку подвижных игр, словесных игр, бесед по предупреждению ДДТТ. По интересам детей размещаем на полках раскраски по ПДД, изготовили макет автомобиля своими руками, макет светофора, макет бензоколонки. В комнате есть различные виды транспорта, нарисован перекрёсток, с помощью которого ребята   решают сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.

Также имеется набор дорожных знаков, в который   входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

   В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр, игры разного уровня сложности, игрушки, материалы, пособия для активной деятельности, иллюстрации и альбомы для рассматривания, а так же плакаты с изображением специализированной техники, плакаты с изображением дорожных знаков.

Насыщенность  центра ПДД соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.

   В подготовительной группе дети учатся моделировать сложные ситуации на дороге, в связи с этим в уголки ПДД добавляется картотека «опасных ситуаций».

  Здесь дети могут не только поиграть, но и отработать и закрепить полученные знания правил поведения культурного водителя и пешехода, дорожных знаков, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

Знакомство детей с правилами дорожного движения проводим последовательно, постепенно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения используем три аспекта взаимодействия с транспортной системой  города:

1. Ребенок – пешеход;

2. Ребенок – пассажир городского транспорта;

3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

В центре безопасности  периодически  меняем игровой материал,  обновляем его за счет  новых предметов, тем самым стимулируем игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Все элементы центра соответствуют надежности и безопасности в использовании.

Согласно ФГОС мы должны развивать детскую инициативность и самостоятельность. Чтобы добиться высоких результатов в развитии  познавательной активности, мы создаем  специальные  условия, тем самым     помогая  ребенку сделать свой выбор (если он в этом нуждается), поощряем его, побуждаем  к тому или иному выбору, проявляем   внимание к интересам и потребностям каждого ребенка, предлагаем  альтернативы .

В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

   Для поддержания интереса к творчеству, работу в центре безопасности осуществляем  во всех формах своей деятельности с детьми: 
- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;
- Различные виды ИЗО деятельности;   ручной труд: «Светофор»; аппликация: «Наша улица», «Пешеходный переход» ; рисование : «Осторожно улица,» «Транспорт».
- Различные виды игр (дидактические   «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

, сюжетно-ролевые (атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.), подвижные);
- Досуги, праздники, развлечения,  викторины «Лучший пешеход», «Пешеход на улице», «Азбука безопасности».
- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;
- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
- Беседы и разговоры по ПДД: «Светофор и его сигналы», «Пешеход и его поведение на улице», « Перекрёсток»,  « Транспорт на нашей улице».
- Наблюдения за транспортом и пешеходами. 

-Презентация «В стране дорожных знаков».

-Просмотр мультфильмов по ПДД

    В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом доведения до элементарных правил поведения на дороге детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

   В  центре ПДД дети играют, а заодно получают знания о том, что на улицах есть дома, большие и маленькие, тротуары, улица. Во время игры с машинами они замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора.

   Также в уголке ПДД дети видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия", узнают понятия одностороннего и двустороннего движения.

   Дети в процессе игры учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди.

  В нашем ДОУ разработана нормативно-правовая база для профилактики ДТП;

В каждой группе в родительском уголке размещаем  рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма  на стенде под названием «Ребенок и улица»; оформили папку-раскладушку«Помощники на дорогах», «Безопасность на дорогах»;

Работа ДОУ по усвоению воспитанниками правил безопасного движения может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

 Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, мы организовываем разные виды деятельности: конкурсы, викторины, праздники.

   В начале учебного года мы  организовали  конкурс "На лучший рисунок по безопасности дорожного движения". В этом конкурсе есть обязательное требование - участие родителей. Так же оформили фотовыставку «Ребенок в автокресле».

Подобные мероприятия важны, ведь дети и родители при участии в них выступают одной командой, а иногда дети становятся учителями своих родителей. Ведь многие родители до сих пор не задумываются о проблеме детской безопасности на дороге.

 Итак, обучая детей основам "дорожной грамоты" наш педагогический коллектив   придерживается правил:

  • Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, а не механически заучивать ПДД с детьми;
  • Сочетать изучение Правил и развитие координации, внимания у детей, наблюдательности;
  • Применять все доступные методы и формы работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии.

 

Результатом реализованных мероприятий стало то, что:

1. Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.

2. Были объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.

   Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге. 

   Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Список литературы

  1. О.А.Скоролупова “Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. М.: “Издательство Скрипторий 2003”. 2004 г.
  2. Э.Я.Степанкова, М.Ф.Филенко “Дошкольникам – о правилах дорожного движения”.
  3. “Правила дорожного движения”. Сост. Н.А.Извекова и др. М: “ТЦ Сфера”. 2005 г.
  4. “Правила дорожного движения”. М: “Третий Рим”. 2006 г.
  5. “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. № 2/2007 г.
  6. “Советский энциклопедический словарь”, М: “Советская энциклопедия”. 1987 г.
  7. “Добрая Дорога Детства”, № 18 (156). 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария развлечения, посвящённого Дню матери для детей старшего возраста на тему: «Всё умеют наши мамы!»

Совместное мероприятие способствует созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей; воспитывает у детей любовь и уважение к самому близкому человеку...

Досуг для детей старшей разновозрастной группы «Дорожные знаки я знаю, по улице смело шагаю»

Досуг для детей старшей разновозрастной группы«Дорожные знаки я знаю, по улице смело шагаю»  Воспитатель:Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку. В два ряда дома стоят-Деся...

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»...

Методическая разработка к организации НОД для старшей группы "Наши друзья светофор и дорожные знаки"

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения на улице, активизировать знания о работе светофора. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентиро...

Методическая разработка ОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Дорожная азбука»

Методическая разработка ОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Дорожная азбука»...

Методическая разработка праздника "23 февраля - День защитника Отечества в старшей разновозрастной группе".

Этот материал поможет провести праздник 23 февраля увлекательно,укрепит детско-родительские отношения....

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства. Тема: За руку с семьей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.Дошкольное учрежде...