Главные вкладки

    Игры-физкультминутки
    картотека на тему

    Абуляева Рима Рафаэловна

    Игры-физкультминутки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon физкультминутки60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры-физкультминутки

    Цель — снятие утомления глаз

    Дождик

    Капля первая упала — кап!

    Дети сверху пальцем показывают траекторию ее движения.

    И вторая прибежала — кап!

    То же самое.

    Мы на небо посмотрели,

    Смотрят вверх.

    Капельки кап-кап запели,

    Намочились лица.

    Вытирают лицо руками.

    Мы их вытирали.

    Туфли—посмотрите —

    Мокрыми вдруг стали.

    Показывают руками на ноги и смотрят вниз.

    Плечами дружно поведем

    И все капельки стряхнем.

    Выполняются движения плечами.

    От дождя мы убежим,

    Под кусточком посидим.

    Дети приседают.

    Жук

    В домик к нам жук влетел,

    Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

    Дети складывают ладони рук под углом — крыша «домика».

    Вот он вправо полетел —

    Каждый вправо посмотрел,

    Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.

    Вот он влево полетел —

    Каждый влево посмотрел.

    Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.

    Жук на нос нам хочет сесть,

    Не дадим ему присесть.

    Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.

    Жук наш приземлился,

    Направление движения вниз и приседание.

    Жужжа, закружился:

    Делают вращательное движение руками типа волчка и встают.

    Жук, вот правая ладошка,

    Посиди на ней немножко.

    Жук, вот левая ладошка,

    Посиди на ней немножко.

    Поочередно протягивают руки и смотрят на них.

    Жук наверх полетел

    И на потолок присел.

    Поднимают руки вверх и смотрят на них.

    На носочки мы привстали —

    Но жука мы не достали.

    Приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх.

    Хлопнем вместе —

    Хлоп-хлоп-хлоп,

    Хлопки над головой,

    Чтобы улететь он смог.

    Имитируют полет жука.

    Прогулка по зимнему лесу

    Мы пришли в зимний лес.

    Ходьба на месте.

    Сколько здесь вокруг чудес!

    Дети удивленно разводят руками.

    Справа — березка в шубке стоит,

    Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.

    Слева на нас елка глядит.

    Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.

    В небе снежинки кружатся,

    На землю красиво ложатся.

    Выполняются вращательные движения руками над головой.

    Вот и зайка проскакал,

    От лисы он убежал.

    Прыжки на месте.

    Это серый волк рыщет,

    Он себе добычу ищет.

    Наклоны вперед — «волк ищет добычу».

    Все мы спрячемся сейчас,

    Не найдет тогда он нас!

    Дети приседают, прячась.

    Лишь медведь в берлоге спит,

    Так всю зиму и проспит.

    Имитация сна.

    Пролетают снегири,

    Как красивы все они!

    Имитация движений птиц в полете.

    В лесу красота и покой,

    А нам с тобой пора домой.

    Тише, тише

    Как на горке — снег, снег,

    Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.

    И под горкой — снег, снег,

    Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.

    И на елке — снег, снег,

    Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.

    И под елкой — снег, снег.

    Опустить руки и посмотреть на них.

    А под снегом спит медведь.

    Присесть, сложить ладони вместе у щеки («уснуть»).

    Тише, тише. Не шуметь!

    Приложить указательный палец ко рту («тс-с-с»).

    Самолет

    Пролетает самолет,

    С ним собрался я в полет.

    Дети смотрят вверх, ведя пальцем за пролетающим самолетом.

    Правое крыло отвел,

    Посмотрел.

    Левое крыло отвел,

    Посмотрел.

    Отводят попеременно руки и прослеживают взором.

    Я мотор завожу

    И внимательно гляжу.

    Делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взором.

    Поднимаюсь ввысь, лечу.

    Возвращаться не хочу.

    Приподнимаются на носочки, имитация полета.

    Цель — снятие напряжения мышц кисти и пальцев рук

    Апельсин

    Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

    Мы делили апельсин.

    Апельсин всего один.

    Эта долька — для кота,

    Эта долька — для ежа,

    Эта долька для улитки,

    Эта долька для чижа,

    Ну а волку — кожура.

     

    Замок

    На двери висит замок.

    Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».

    Кто открыть бы его смог?

    Повторение движений.

    Потянули,

    Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

    Покрутили,

    Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.

    Постучали

    Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

    И — открыли!

    Пальцы расцепить, ладони — в стороны.

    Дом и ворота

    На поляне дом стоит,

    Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев («крыша дома»).

    Ну а к дому путь закрыт.

    Большие пальцы обеих рук — вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.

    Мы ворота открываем,

    Ладони поворачиваются параллельно друг другу.

    В этот домик приглашаем.

    Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.

    Братья-ленивцы

    Спят в избушке пятеро братьев.

    Ладонь лежит на столе.

    Утром проснулся брат старший,

    Потянулся, а самому вставать лень.

    Большой палец тянется вверх (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол.

    Брат-указка проснулся, потянулся.

    Вверх тянется указательный палец.

    Стал будить брата-середку:

    — Вставай, середка, утро на дворе! —

    А сам — в кровать.

    Указательный палец постукивает по среднему и ложится на стол.

    Потянулся брат-середка, поглядел —        

    И впрямь вставать пора! Поднимается средний палец.

    Разбудил второго братца-указку:

    —        Ну-ка, брат, поднимай семью! —

    А сам досыпать улегся.

    Стучит по безымянному и ложится на стол.  

    Трудней всех братцу-ленивцу вставать,

    Трудней всех потянуться.

    Безымянный палец с усилием тянется вверх.

    Будит он брата младшего:

    — Мизинчик, подними всех! —

    Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол.

    Проснулся мизинчик, потянулся...

    Мизинец тянется вверх.

    Да как закричит:

    —        Вставайте, братцы!

    Пора за дело браться!

    Мизинец в такт словам барабанит по столу.

    Разбудил брата четвертого, самого ленивого.

    А сам — под одеяло.

    Мизинец ложится на стол.

    Тут все братья и проснулись.

    Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.

    В гости к пальчику большому

    В гости к пальчику большому

    Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.

    Приходили прямо к дому

    Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика).

    Указательный и средний,

    Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

    Безымянный и последний.

    Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

     Сам мизинчик-малышок

    Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.

    Постучался о порог.

    Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кулачками друг о друга.

    Вместе пальчики — друзья,

    Друг без друга им нельзя.

    Ритмичное сгибание-разгибание пальцев обеих руках.

    Мы учимся письму

    Мы учимся письму.

    Для чего? И почему?

    Дети руками показывают на тетрадь.

    Из крючков, из крючков,

    Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.

    Из кружков, из кружков

    Пальцы рук складываются колечками.

    Сможем буквы написать,

    Имитация в воздухе движений, как при письме.

    Если будем мы стараться —

    Буквы будут получаться.

    Руки на поясе, наклоны головы в стороны.

    Пальцы наши потрудились

    И немножко утомились.

    Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.

    Дружно мы их встряхнем

    И опять писать начнем!

    Энергичное встряхивание кистей рук.

    Дружба

    Дружат в нашей группе

    Девочки и мальчики.

    Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики. Ритмичное касание пальцев обеих рук.

    Раз, два, три, четыре, пять —

    Начинай считать опять.

    Поочередное касание пальцев обеих руках, начиная с мизинца.

    Раз, два, три, четыре, пять —

    Мы закончили считать.

    Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.

     

    Прогулка

    Пошли пальчики гулять,

    Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.

    А вторые догонять.

    Ритмичные движения по столу указательными пальцами.

    Третьи пальчики бегом,

    Движения средних пальцев в быстром темпе.

    А четвертые пешком,

    Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.

    Пятый пальчик поскакал

    Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.

    И в конце пути упал.

    Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.

    Засолка капусты

    Мы капусту рубим,

    Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

    Мы морковку трем,

    Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

    Мы капусту солим,

    Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.

    Мы капусту жмем.

    Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.

    Уф, устали!

    Энергичное встряхивание обеих рук.

    Дружные пальчики

    По ходу стихотворного текста пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец при этом кладется сверху.

    Этот пальчик маленький,

    Мизинчик удаленький.

    Безымянный — кольцо носит,

    Никогда его не бросит.

    Ну а этот — средний, длинный,

    Он как раз посередине.

    Этот — указательный,

     Пальчик замечательный.

    Большой палец, хоть не длинный,

    Среди братьев самый сильный.

    Пальчики не ссорятся,

    Вместе дело спорится.

    Мышки-шалунишки

    Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик — обеими ладонями изображается острая крыша; стол — правая рука сжимается в кулак, левая — прижимается сверху; скамейка — одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул — правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой; шкаф — кулаки кладутся друг на друга.

    Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.

    В нашем маленьком домишке

    Завелись серые мышки,

    Так и шмыгают кругом —

    Все по кухне кувырком.

    То топочут за столом,

    Лакомятся молоком,        

    На скамейку сесть хотят

    И пугают нам ребят.

    То на шкаф залезут мышки,

    То на стуле — шалунишки.

    Так и хочется поймать,

    А они — шмыг — под кровать!

    Этот пальчик

    Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик — прыг в кровать!

    Этот пальчик прикорнул.

    Этот пальчик уж заснул.

    Тише, пальчик, не шуми,

    Братиков не разбуди...

     Встали пальчики, ура! На прогулку им пора.

    Ладошки

    Педагог задает вопрос:

    —        Где ваши ладошки?

    —        Тут — тут — тут!

    Дети показывают руки, сложенные в кулачки.

    А в ладошках пальчики живут!

    Раскрывают кулачки и показывают пальчики в движении.

    Пальчики трудились,

    Не ленились,

    Лепили-лепили,

    Пальцы рук сгибаются и разгибаются, имитация лепки.

    Рисовали,

    Имитация рисования.

    Строили-строили,

    Имитация строительных движений, например, укладывания кирпича. 

    Хорошо играли!

    А потом, а потом,

    А потом устали!

    Встряхивание кистями рук, расслабление пальцев.

    Алые цветы

    Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка.

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки,

    Тихо засыпают, головой качают.

    Пять малышей

    Один малыш качается в саду,

    Один палец выставить вперед и затем показать им, как качаются качели.

    Два малыша купаются в пруду,

    Показать два пальца и затем руками имитировать движения пловцов.

    Три малыша ползут к дверям в квартире,

    Показать три пальца и имитировать движения ползания.

    А в эту дверь стучат уже четыре.

    Показать четыре пальца и имитировать «стук» в дверь.

    С пятью другими также все в порядке:

    Показать все пальцы другой руки.

    Им весело, они играют в прятки.

    Закрыть обеими руками лицо — «спрятаться».

    Где притаились — ясно и ежу,

    Руки в замок перед грудью, пальцы раскрыты («еж»).

    Но я глаза зажмурил и вожу:

    Закрыть одной рукой глаза.

    «Один, два три... два, три, четыре, пять...

    Считать и одновременно показывать необходимое количество пальцев на руке.

    Ну, берегитесь: я иду искать!»

    Указательный палец поднят вверх — «предупреждение», затем имитация «подкрадывания».

    Зайчики и волк

    В лесу в домике жила зайчиха с двумя зайчатами.

    Указательный и средний пальцы обеих рук подняты

    вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.        

    Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес, стали барабанить.

    Согнутые мизинец и безымянный — палочки барабана — ударяют в подушечку большого пальца — барабана.

    Прямые ушки вверху прижаты друг к другу.

    И надобно же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.

    Сложить вместе ладони обеих рук; большие прямые пальцы развести в стороны — это уши волка; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались, — это лоб волка.

    Услышал он шум и выскочил на полянку.

    Плотно сгруппированные прямые средний и безымянный пальцы — это нос волка; два прижатые друг к другу мизинца отходят вниз — это пасть волка.

    Волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть.

    Все пальцы шевелятся.

    Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе, их и незаметно, только ушки мелко-мелко трепещут от страха.

    Дети прижимают кулачки («зайчиков») к груди, их «ушки» выполняют мелкие колебательные движения — трепещут.

    Растерялся волк: «Где же зайцы? Они только что были здесь и вдруг исчезли. Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!» — Прорычал свои угрозы и побрел в лес.

    Только волк исчез, зайчата выскочили и забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!» — «Нет! — говорит другой. — Мои ушки не кланялись, а вот твои ушки приседали от страха».

    Эти и другие движения один из «зайцев» показывает, а второй как бы машинально начинает повторять, но, спохватившись, тут же опровергает наветы и приводит доказательства для изобличения товарища.

    —        Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку!

    —        Нет уж, мои ушки не прятались друг за дружку, а твои ушки бегали друг за дружкой сверху вниз и сверху вниз!

    —        Нет, мои ушки так не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку!

    И так зайцы расшалились, раскричались, что встали на уши и пошли домой на ушках. Вышла мама и говорит: «Что это такое? Опять ушки грязные, опять на ушках ходили? Ну-ка, быстро чистите лапками свои ушки!» Стали зайцы лапками чистить свои ушки. «Ну-ка, я вам склею ушки вместе, чтобы вы больше ими не шалили. Возьмите свои барабаны и учитесь хорошо барабанить, чтобы медведь — директор цирка пригласил вас барабанщиками!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры-физкультминутки

    Игры-физкультминутки...

    Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры

    Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры. Пословицы и поговорки о временах года.Зима.Не велик мороз - да краснеет нос.Зимой солнц...

    Подвижные игры (физкультминутки).

    Подвижные игры (физкультминутки)....