«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ» Блок 2
методическая разработка

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ» Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности в современном ДОУ. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимы следующие условия: • безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах; • позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах); • равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); • обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физ­культурном залах), непосредственно общаться со сверстниками; • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения; • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием); • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности; • внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи; Предложить педагогам следующие игры и упражнения для работы с детьми. 1) На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки: • для малышей — «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления неред­ко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микрокли­мата; • для детей 4-5 лет — «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением — в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости — эффективной и своевременной; • старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книга­ми, журналами, иллюстрациями, инте­ресными настольными играми и иг­рушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, нена­долго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способ­ствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений. Игры для эмоционального благополучия дошкольников, которые может использовать на занятиях физкультурой. Направлены на разрешение задач психоэмоционального характера и поддержание душевного благополучия ребенка. Данные упражнения применяются на занятиях, цель которых — профилактика нарушений осанки, эмоциональных нарушений, развитие коммуникативных качеств, развитие самоконтроля и произвольности. • ритуал вхождения в занятие и выхода из него (создание у детей определенного положительного настроя); • упражнения для профилактики эмоциональных нарушений (для снятия зажимов в теле и сброса негативной энергии; для развития коммуникативных навыков; для выхода злости и агрессии; на коррекцию страха высоты, замкнутого пространства, а также на развитие доверия); • упражнения на дыхание (особенно эффективны данные упражнения для коррекции поведения детей с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности). • упражнения на релаксацию (упражнения на расслабление). Существуют разные релаксационные игры: 1. игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильно­го напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела; 2. игры-медитации снимают эмоциональное напряжение через расслабление основных мышц; 3. игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования рит­мичного дыхания и дыхания с задержкой; 4. игры с прищепками — релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки. Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции — это из­вестный факт; 5. игры — «усыплялки», колыбельные имеют сильное психоэмоциональное воздей­ствие на ребенка, расслабляют и лечат. Этим несложным играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» можно научить не только детей, но и родителей. Ведь для каждого ребенка, только еще открывающего для себя мир, важно, чтобы микроклимат в детском саду и семье был по возможности позитивным, устойчивым и стабильным. Предложенные игры на развитие эмоциональной сферы игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений, использование музыки, мультимедийной системы). ПРИЛОЖЕНИЕ. Примеры игр. 1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации. «Муравей». Цель: снять эмоциональное напряжение. Процедура проведения: Все дети и взрослый сидят на ковре. Веду­щий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим — вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушай­тесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.) «Мороженное». Цель: снять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения: Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы — мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…» «Улыбка». Цель: снять напряжение мышц лица. Процедура проведения: Детям показывают картинку с улыбаю­щимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солныш­ко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Рас­тягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка». «Поймай бабочку». Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование силь­ного напряжения и быстрого расслабления. Процедура проведения: Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над голо­вой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжима­ют кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее. «Холодно — жарко». Цель: снять психоэмоциональное напряжение. Процедура проведения: Ведущий: «Вы играете на солнечной по­лянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерз­ли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам — греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…» (Дети повторяют действия.) «Сорока — ворона». Цель: снять эмоциональное напряжение. Процедура проведения: Дети сидят в парах на стульях, прогова­ривают слова — потешки и по очереди массируют друг другу пальчи­ки правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизин­цем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки. Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила, Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому — Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила! «Самолёт летит, самолёт отдыхает». Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц. Процедура проведения: Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети подни­мают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные кры­лья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолети­ки (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслаб­ленными — самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть. «Игра с шарфиком». Цель: снять напряжение мышц лица. Процедура проведения: Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот при­шла мама и принесла шарфик. Вы повязали

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ»

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности в современном ДОУ. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимы следующие условия:

· безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

· позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

· равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);

· обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физ­культурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;

· гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;

· тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);

· создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

· внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

Предложить педагогам следующие игры и упражнения для работы с детьми.

1) На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

· для малышей — «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления неред­ко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микрокли­мата;

· для детей 4-5 лет — «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением — в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости — эффективной и своевременной;

· старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книга­ми, журналами, иллюстрациями, инте­ресными настольными играми и иг­рушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, нена­долго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способ­ствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.

Игры для эмоционального благополучия дошкольников, которые может использовать на занятиях физкультурой. Направлены на разрешение задач психоэмоционального характера и поддержание душевного благополучия ребенка. Данные упражнения применяются на занятиях, цель которых — профилактика нарушений осанки, эмоциональных нарушений, развитие коммуникативных качеств, развитие самоконтроля и произвольности.

· ритуал вхождения в занятие и выхода из него (создание у детей определенного положительного настроя);

· упражнения для профилактики эмоциональных нарушений (для снятия зажимов в теле и сброса негативной энергии; для развития коммуникативных навыков; для выхода злости и агрессии; на коррекцию страха высоты, замкнутого пространства, а также на развитие доверия);

· упражнения на дыхание (особенно эффективны данные упражнения для коррекции поведения детей с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности).

· упражнения на релаксацию (упражнения на расслабление).

Существуют разные релаксационные игры:

1. игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильно­го напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;

2. игры-медитации снимают эмоциональное напряжение через расслабление основных мышц;

3. игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования рит­мичного дыхания и дыхания с задержкой;

4. игры с прищепками — релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки. Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции — это из­вестный факт;

5. игры — «усыплялки», колыбельные имеют сильное психоэмоциональное воздей­ствие на ребенка, расслабляют и лечат.

Этим несложным играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» можно научить не только детей, но и родителей. Ведь для каждого ребенка, только еще открывающего для себя мир, важно, чтобы микроклимат в детском саду и семье был по возможности позитивным, устойчивым и стабильным. Предложенные игры на развитие эмоциональной сферы игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений, использование музыки, мультимедийной системы).

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Примеры игр.

1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации.

«Муравей».

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Процедура проведения: Все дети и взрослый сидят на ковре. Веду­щий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим — вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушай­тесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

«Мороженное».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения: Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы — мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»

«Улыбка».

Цель: снять напряжение мышц лица.

Процедура проведения: Детям показывают картинку с улыбаю­щимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солныш­ко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Рас­тягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Поймай бабочку».

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование силь­ного напряжения и быстрого расслабления. Процедура проведения: Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над голо­вой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжима­ют кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Холодно — жарко».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения: Ведущий: «Вы играете на солнечной по­лянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерз­ли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам — греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…» (Дети повторяют действия.)

«Сорока — ворона».

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Процедура проведения: Дети сидят в парах на стульях, прогова­ривают слова — потешки и по очереди массируют друг другу пальчи­ки правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизин­цем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Сорока-ворона кашу варила,

Сорока-ворона деток кормила,

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала.

А самому маленькому —

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила!

«Самолёт летит, самолёт отдыхает».

Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.

Процедура проведения: Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети подни­мают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные кры­лья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолети­ки (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслаб­ленными — самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.

«Игра с шарфиком».

Цель: снять напряжение мышц лица.

Процедура проведения: Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот при­шла мама и принесла шарфик. Вы повязали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Модель системы работы, направленной на достижение эмоционального благополучия дошкольника с ОНР

Презентация содержит основные направления и формы работы по достижению эмоционального благополучия детей-логопатов в условиях логопедической группы....

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ»

Эмоциональное благополучие детей и оптимальные пути его достижения....

Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника: проблемы и пути решения

Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника :проблемы и пути решения...

Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения.

Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Они отличаются качественной полиграфией, но часто стандартны и маловариативны. Содержание данных игр не м...

«Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения»

laquo;Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения»              Развитие эмоциональной сферы...