Комплексы дыхательной гимнастики
материал на тему

Скоробогатова Елена Александровна

Предложенные игровые комплексы дыхательной гимнастики помогут научить правильно дышать ваших детей. Материал интересен как родителям, так и педагогам дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_uprazhneniy_dlya_dyhaniya.doc543.56 КБ

Предварительный просмотр:

       

      Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхатель ные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы,  создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме ки слородного питания с помощью дыхания происходит и энерге тическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует  состояние нервной системы человека.

      Известно   немало   методик   дыхательной   гимнастики   (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физи ческая и умственная деятельность.  Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

       Процесс дыхательных движений осуществляется диафраг мой и межреберными мышцами. Диафрагма - мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создать отрицательное давле ние в грудной полости и положительное в брюшной. В зависи мости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхатель ных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается  без  изменений;   в  основном   вентилируется   нижняя часть легких и немного - средняя);

  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участ вуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и не сколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднима ется);
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

   Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания. Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глу биной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо (дыхательного, дополнительный и резервный). Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

   При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы читывали:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

  •        степень влияния упражнений на укрепление дыхательной
мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верх
них дыхательных путей и т. д.

С целью систематического использования дыхательных уп ражнений они должны включаться в комплексы оздоровитель ной гимнастики и физкультурных занятий.

Для анализа результативности работы раз в квартал необхо димо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкуль турное занятие (в помещении, вместо общеразвивающих упраж нений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения из Восточной дыхательной гимнастики, например:

  • Исходное положение, сидя на полу «по-турецки», руки ла донями друг к другу на уровне груди; делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох - руки медленно опускаются в исходное положение.
  • Исходное положение то же. Глубокий вдох - руки медлен но вытягиваются вперед, выдох - руки медленно возвращаются в исходное положение.
  • Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам - задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми ру ками - медленный выдох.

     Методические  рекомендации  к  проведению

                    дыхательной   гимнастики.

    Все три комплекса связаны между собой по степени уве личения физической нагрузки на определенные мышцы дыха тельной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам ды хания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса оп ределенных групп мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мы шечного тонуса всей дыхательной системы.

Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)

Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражне ния из разных комплексов, но с сохранением дозировки.

Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упраж нения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с посте пенным усложнением.

    Отдельные упражнения включены в оздоровительную
гимнастику, можно также использовать данные комплексы в ка честве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.

     Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по
разному,  поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику  выполнения дыхательного упражнения,  строить  работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плав но», «Ветер», «Радуга, обними меня» из первого комплекса по лезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.

         

Диафрагмальное дыхание, или брюшное дыхание.

Исходное положение - лежа на спине, ладони положить на живот вдоль средней ладони. Сделать глубокий вдох, а затем спокойный выдох, снова повторить то же. Внимание сконцен трировать на процессе дыхания. С помощью рук следить, как при вдохе живот «раздувается, наполняясь воздухом» (6-8раз).

Диафрагмальное дыхание полезно при любых заболеваниях, так как при работе диафрагмы органы грудной и брюшной по лости мягко массируются, что улучшает их кровоснабжение.

Диафрагмальное дыхание регулирует деятельность кишечника, улучшает пищеварение, положительно влияет на работу сердца, хорошо вентилирует нижние доли легких, успокаивает нервную систему.

Средство для восстановления сил и дыхания после физиче ской нагрузки. Помогает сохранить душевное равновесие.

Полное дыхание.

Техника выполнения: полный выдох, медленно вдохнуть, слегка выпячивая живот, приподнимая и расширяя ребра, закан чивая поднятием ключиц и плеч. Выдох осуществляется в той же последовательности: опустить живот, среднюю часть груд ной клетки и ключицы. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. (Повторить 5-6раз.)

Приводит в действие весь дыхательный аппарат, излечивает легочные заболевания, а также простудные заболевания. Выра батывает правильное дыхание.

            Дыхательная гимнастика игрового характера для

                      детей  4-7 лет

  1. «Куры». И. п. -- наклониться пониже, свободно свесив ру-ки-«крылья» и опустив голову: вдох - основная стойка, руки к плечам: выдох - наклон вперёд, произнести «тах-тах-тах», по хлопывая себя при этом по коленям. Повторять упражнение 3-5 раз.

  1. «Самолёт». И. п. - основная стойка - вдох - поднять го лову, развести руки в сторону ладонями вверх; выдох - поворот в сторону с произношением «ж-ж-ж»; пауза - и. п.

  1. «Насос». И. п. - основная стойка: вдох - и.п.; выдох - на клон в сторону с произношением звука «с-с-с», руки скользят вдоль туловища.

Это очень просто - покачай насос и ты,

              Вправо, влево руками скользя.

              Назад и вперёд наклониться нельзя.

                                             Повторить упражнение 4-6 раз.

4.        «Большой и маленький дома». И. п. - основная стойка; вдох - встать на носки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки; выдох - присесть, обхватив руками колени, опустить голову с произношением звука «ш-ш-ш»; пауза - ходьба по залу.

У медведя дом большой, А у зайки маленький. Мишка наш пошёл домой, Да и крошка заинька.       Повторить 4-6 раз.

5.        «Цветы». И. п. - основная стойка: дети по команде взрос лого поворачивают голову направо, налево, наклоняют вперёд, отводят назад; при чтении последней строки стихотворения дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой.

           Каждый бутончик наклониться бы рад

               Направо, налево, вперёд и назад.

               От ветра и зноя бутончики эти

               Спрятались быстро в цветочном букете.

                                      Повторить упражнение  6-8 раз.

6.        «Ёж». И. п. - лёжа на спине, прямые руки вытянуты над головой. Вдох - и. п., выдох - обхватив руками колени, прижать их к груди. Пауза - потянуться.

                  Вот свернулся ёж в клубок,

                  Потому что он продрог.

                 Лучик ёжика коснулся

                -Ёжик сладко потянулся.

                                 Повторить упражнение 4-6 раз.

7.        «Трубач». И. п. - сидя, кисти сжаты, имитируя держание
трубы. Поднося руки ко рту, дети произносят стихотворение:

Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу.

       

               

Основной комплекс  дыхательных упражнений

                            (по А. Н. Стрельниковой)

Уникальная методика дыхательных упражнений восстанав ливает нарушенное носовое дыхание; улучшает дренажную фун кцию легких; положительно влияет на обменные процессы, игра ющие роль в кровоснабжении; исправляет развившиеся в процес се заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника; по вышает общую сопротивляемость организма, его тонус; улучша ет нервно-психическое состояние.

Комплекс изучается с первых 3-х упражнений. Занятия про водятся 2 раза в день - утром и вечером.

         

1. Упражнение «Ладошки» (разминочное)  

И.п. - встать прямо, показать ладошки «зрителям», при этом локти опустить - поза экстрасенса.

Сделать короткий шумный активный вдох носом и одновре менно сжать ладошки в кулачки. Сразу же сделать выдох свободно и легко через нос и рот. Кулачки разжать.

Опять «шмыгнуть» носом (звучно) и одновременно сжать ла дони в кулачки. Затем выдох с разжиманием кулаков.

Пальцы свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит свободно после каждого вдоха. Активен только вдох, вы дох пассивен. Не задерживать воздух в груди и не выталкивать его. После 4 активных вдохов (соответственно 4 пассивных выдохов) - отдых 3-5 секунд.

2. Упражнение «Погончики»

И.п. - встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижаты к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. При этом кулаки разжи маются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки тянутся к полу, пальцы широко растопыриваются. На выдохе вернуться в и.п. Вы дох можно делать через нос или через рот (широко не открывать).

Подряд выполняется 8 вдохов-движений, затем пауза 3-5 се кунд.

        3. Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

И.п. - встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз к полу: спина круглая, голова опущена.

Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте» пол). Слегка приподнимитесь - в этот момент выдох пассивный через нос или рот.

Кисти рук в момент поклона не должны опускаться ниже ко лен, не напрягаться.

Выполняется 8 поклонов-вдохов и отдых 3-5 секунд.

         4. Упражнение «Кошка» (приседания с поворотом)

И.п. - встать прямо, руки опущены.

Делаем легкие пружинистые, танцевальные приседания, од новременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево, одновременно с коротким шумным вдохом, делаем руками легкое «сбрасывающее» движение. Кисти рук далеко от пояса не уводить. Голова повора чивается вместе с туловищем, то вправо, то влево. Колени слегка гнуться и выпрямляются. Спина все время прямая.

Повернулись вправо, слегка присели - вдох. Колени выпря мились - выдох пассивно уходит при выпрямлении. Вдох справа, вдох слева.

Пауза через 8 вдохов-движений.

  1. Упражнение «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)

И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уров не плеч кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки на встречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Руки двигаются параллельно, а не крест-накрест. В течение всего упражнения по ложение рук не меняется.

Сразу после короткого вдоха руки слегка расходятся в сторо ны (но не до и.п.). В момент вдоха локти сошлись на уровне груди -образовался как бы треугольник, затем руки расходятся - получил ся квадрат. В этот момент на выдохе пассивно выходит воздух.

Через 8 вдохов-движений пауза-отдых. Упражнение изучает ся только через 2-3 недели после освоения комплекса.

6.         Упражнение «Большой маятник» (« Насос »     « Обними плечи » )

И.п. — встать прямо.

Слегка наклонитесь к полу - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох уходит пассивно между двумя вдохами-движениями.

Тик-так, вдох с пола, вдох с потолка. Это упражнение напо минает маятник, оно комплексное. Через 8 повторений - отдых.

  1.  Упражнение «Повороты головы»

И.п. - встать прямо.

Поверните голову вправо, сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева. Справа - вдох, слева - вдох. Выдох ухо дит в промежутке между вдохами, посередине. Шея не напрягает ся, туловище неподвижно.

Пауза через 8 вдохов-движений.

8.Упражнение «Ушки» («Ай-ай», и «Китайский болванчик»)

И.п. - встать прямо. Смотрим прямо перед собой.

Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - короткий, шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — вдох. Плечи при этом не дергаются, удерживаются в абсолютно неподвижном состоянии. Выдох пассивный между вдохами, но голова посередине не оста навливается.

Пауза через 8 вдохов-движений.

         9.Упражнение «Маятник головой», или «Малый маятник»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол - вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок - вдох. Вдох снизу - вдох сверху. Выдох пассивный между вдохами. Голову не останавливать, шею не напрягать. Пауза через 8 вдохов-движений.

10. Упражнение «Шаги»

И.п. - встать прямо, руки опущены. Поднимаем вверх до уров ня живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот мо мент слегка приседаем - делаем вдох. После этого поднятая вверх правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в коле не. При этом выдох пассивный через нос или рот. То же с другой ногой.

Не маршировать, а слегка приседать, танцуя рок-н-ролл. Руки висят вдоль туловища, спина прямая.

Пауза через 8 вдохов-движений.

Послушаем свое дыхание       Комплекс 1

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, оп ределять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим призна кам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в дан ный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному ды ханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической на грузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; ре гулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от пре дыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы да же подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (по следовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а ле вую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максималь но вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.     Повторить 3-6раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд од ной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче ды шать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое ды хание.

              Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

      Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной по лости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концен трировать внимание на нижнем дыхании.

      Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцен трировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночно му столбу, пупок как бы опускается.

1.  Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - жи вот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

                                        Повторить 46 раз.  

     Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

      Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концен трировать свое внимание на их движении, осуществляя венти ляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

  1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются непод вижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

                                              Повторить 6-10 раз.

         

          Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние ды хательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лег ких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку поло жить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным под нятием и опусканием ключиц и плеч.    Повторить 4-8 раз.

                      Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей ды хательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

  1. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: та же.

Исходное положение - стоя или в движении.

1.Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2.Задержать дыхание на 3-4 секунд.

3.Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.        Повторить 3-4 раза.

                                Комплекс 2

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие. Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движе нии.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из ком плекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновре менно с каждым поворотом вдох носом:  короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.          Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

1.Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межре берные мышцы.

2.Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3.Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4.Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.      Повторить 4—6 раз.

Ушки

    Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.                 Повторить 4-5 раз.

                      Пускаем мыльные пузыри

1.При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2.Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3.Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4.Выдох спокойный через нос с опущенной головой.     Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой»

1.Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2.Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, запол нить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

3.Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.

4.Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
                                                          Повторить 4-8 раз.

Насос

1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2.Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружини стом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шум ные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых на клонов и вдохов).

3.Выдох произвольный.    Повторить 3б раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны впе ред-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при на клоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3-5 раз.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Комплекс 3

Проводится в игровой форме

          Планета «Сат-Нам» - отзовись! (йоговское дыхание)

Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туло вища и всей дыхательной мускулатуры.

Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вы тянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указа тельные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-нам».

                                                          Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая жи вот к позвоночному столбу - это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесе нием «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслаб ляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

На планете дышится тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабле ния мышечного тонуса.

Инопланетяне

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам» - отзовись!»

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а рас слабление на выдохе.

Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопро вождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягают ся» и т. д.

  1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
  2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
  1. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно про говаривая: «Я сильный(ая)».
  2. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

      Комплекс    дыхательных    упражнений

Дыхательные упражнения направлены на развитие, улучше ние функции дыхательной системы, профилактику тонзиллита, бронхита, бронхиальной астмы, туберкулеза.

После разминки выполняются дыхательные упражнения.

  1.  «К  нам  залетел теплый  ветерок».

 Исходное положение - основная стойка.   Глубокий вдох, вы дох - удлиненный с мягким звуком «ха».

  1. «На нас  подул  холодный зимний  ветер».

 Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох но сом, выдох со звуком «у-у-у».

3.        «К нам  в окно  влетела пчела».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, вы дох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з».

4.        «Щенок хочет с  нами   поиграть».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, вы дох со звуком «рр-рр».

Разминка с различными элементами двигательной активно сти. Дыхательные упражнения те же, только с добавлением диафрагмального дыхания.

       

Дыхание для восстановления сил душевного равновесия.

Дыхание « X а ».

Исходное положение - основная стойка. Вдох - медленно поднимая руки вверх, задержать дыхание, выдох - приглушен ный звук «ха» через рот, наклониться всем корпусом и рассла бить мышцы рук.

Активизация ладоней: сложить ладони перед гру дью и энергично потереть их.

Солнечная поза.

Исходное положение - стоя на ширине плеч. Медленно под нять руки и развести их ладонями в стороны и вверх.

Сопровождающий текст: «Представьте над головой голубое небо и солнце. Тянитесь навстречу его ласковым тёп лым лучам. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку ва шего тела, и оно наливается силой, энергией».

Собирать ладошками лучики солнца, медленно сводя ладо ни. Затем сделать лёгкий массаж.

Энергетический массаж.

Исходное положение - стоя или сидя. Разогреть (растереть) ладошки и помассировать ладонями лицо, голову, шею, грудь, живот, бедра, ноги ступней.

«Сеятель».

Исходное положение - стоя, руки на области сердца - вдох, выдох - руки вперед, послать тепло своего сердца друзьям, по вернувшись к другу. Посылать лучики своего солнышка-сердца всем людям Земли, друзьям.

«Водолазы».

Исходное положение - стоя, выдох, резкий вдох с быстрым приседанием на корточки, нос зажать, насколько возможно, за держать дыхание.

«Звуковое дыхание « м м м... ».

Ребенок делает два спокойных вдоха, затем глубокий вдох, выдох и произносим звук «ммм...» с закрытым ртом как можно дольше, до следующего вдоха.

«Очищающее дыхание» (снимает напряжение, при меняется вначале и в конце любого оздоровительного комп лекса).

Исходное положение - стоя, через плотно сжатые губы дела ется ступенчатый выход с сопротивлением.

«Надувание  шаров».

Тренировка дыхательных мышц, участвующих в выдохе.

«Пропеллер».

Исходное положение - стоя, руки разведены в стороны. Вдох, на выдохе (через плотно сжатые губы) вращение из сто роны в сторону.

«Ритмичное дыхание».

Ребенок дышит ритмично с каждым шагом. Один шаг -вдох, один шаг - выдох; два шага - вдох, два шага - выдох.

«Ароматы природы» (восстанавливает обонятель ный компонент дыхания, носовое и кожное дыхание).

Исходное положение - стоя. После выдоха закрыть глаза, медленно втягивать воздух. Делается попытка уловить тончай шие ароматы природы. Ребенок добивается ощущения, что он I дышит не только носом, но и всем телом (4 раза в медленном темпе).

          Дыхание для укрепления нервной системы.

Исходное положение - стоя, ступни ног развернуть. Мед ленный вдох с одновременным подъёмом рук ладонями вверх до I уровня плеч. Сжать пальцы в кулак. Задержать дыхание и не сколько раз быстро согнуть руки в локтях, руки максимально напряжены. Выдох, опустить расслабленные руки.

                 ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

                 ДЛЯ ДЕТЕЙ   РАННЕГО   ВОЗРАСТА

1.        Часики.

И. П. - стать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».        Повторить 6-7 раз.

2.        Дудочка.

И. П. - сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам; сделать медленный выдох с произнесе нием звука «п-ф-ф-ф-ф».             Повторить 4 раза.

3.        «Петушок».

И. П. - стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить; поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бед рам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох).     Повторить 4 раза.

4.        Каша кипит.

И. П. - сесть на стул; одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох); при выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».     Повторить 4 раза.

    5. Паровозик».

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух»         Повторять в течение 20 секунд.

  6.        Веселый мячик.

И. П. - стать прямо, ноги расставить; поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди впе ред со звуком «у-х-х-х» (выдох), догнать мяч.              Повторить 4—5 раз.

   7.        «Гуси».

Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в сторо ны, на выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у».             Повторять 1 минуту.

Эти упражнения включаются в комплекс утренней гимнасти ки, «гимнастики пробуждения», на прогулке.

    ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ

Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к перепа дам температуры, инфекциям, недостатку кислорода. Повторяются по 4-5 раз.

  1. Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем пра вой руки.
  2. Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу (при этом выклю чается ротовое дыхание).
  3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным посту киванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «бо-ба-бу».
  4. Сжать пальцы в кулак; во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

И. П. - стоя. Глубоко вдохните носом. Прямые руки поднимите над головой, ладони можно соединить. Сделайте полный выдох (вдвое длиннее вдоха) через рот с произнесением «ха», при этом резко наклониться вперед и опустить руки. Движение напоминает рубку дров. Детям нужно сказать, что при выдохе они выбрасыва ют из себя недомогание, усталость, болезни.

И. П. - стоя. Поднять руки вверх, представить, что при вдохе через ладони в тело входят лучи солнца. При выдохе туловище на клонить вперед, представить, что болезни покидают тело, оставляя внутри золотой свет солнца.

И. П. - стоя. Сделали глубокий вдох через нос. Представили, что пропустили воздух через грудную клетку в солнечное сплетение. Выдох через рот за три раза со звуковым сопровождением (с, з, ж).

Упражнения составлены на основе древнекитайских оздорови тельных систем, способствуют регуляции дыхательной и других функций организма, а также оказывают успокаивающее воздейст вие на центральную нервную систему, снимают усталость. Мыс ленное представление тока дыхания развивает сосредоточенность. Нелегко представить образ дыхания: постарайтесь увидеть его в образе голубого ручейка. Направляя этот ручеек во время выдоха на напряженные мышцы, вы поможете им расслабиться, снять на пряжение

  • Устраняет некоторые морфологические изменения в бронхо-легочной системе;
  • Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, устранению застойных местных явлений;
  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • Налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой сис темы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
  • Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
  • Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

           Комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс № 1  для восстановления носового

и дифференциации ротового и носового дыхания.

  • Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).
  • Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).
  • Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).
  • Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами -задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.
  • Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).
  • "Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
  • "Кто лучше надует игрушку? - вдох носом (1-4), медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1-8).
  • Дать понюхать цветок, духи, фрукты.

Комплекс  № 2

  • "Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик -так. (10-12 раз).
  • "Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф. (4-5 раз).
  • "Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука:   "М-м-м. (1-2 мин).

        Комплекс № 3

  • "На турнике - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх -вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф.   (4-5 раз).
  • "Ежик - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох

на звуке: "Ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох. (4-5 раз). .   "Гребля на лодке (сидя, ноги врозь): вдох - живот втянуть (руки вперед), выдох - живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).

        Комплекс № 4

. 'Журавли - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).

  • "Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).
  • "Дровосек. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением        слова:        "Ух-х-х.        (5-6 раз).

Комплекс № 5

  • "Вырастем большими. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз -медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
  • "Гуси гогочут. И.п.: сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад - длительный выдох с произнесением слова: "Га-а-а. Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение - вдох. (5-6 раз).
  • "Маятник. И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь -вдох. (5-6 раз).
  • "Заканчиваем гимнастику. Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз).

                        « К солнышку».

Руки к солнцу поднимаю                Поднимают руки через стороны

И вздыхаю, и вздыхаю.                  Вверх, делая вдох через нос.

Ну, а руки опускаю,                     Через стороны опускают руки

Воздух тихо выдыхаю.                  И тихо произносят на выдохе

Это очень хорошо,                       «Ф-ф-ф..»

Что сегодня дождик шел!

                                     

                        «Ветер».

А ветер щеки толстые                  Дети делают глубокий вдох,

Надул, надул, надул                    надувают щеки с силой выпус-

И на деревья пестрые                   кают воздух через сомкнутые губы.

Подул, подул, подул.                    

Красный,  желтый, золотой,           Подняв руки вверх, качаются из

Облетел весь лист цветной.            Стороны в сторону, постепенно

Как обидно, как обидно,               приседая и опуская руки.

Листьев нет - лишь ветки видно.

                                «Гудок»

Этот звук найдем в трубе               Дети берут плоскостные пароходики

На большущем корабле,                с прикрепленными к трубе кусочками

Что уйдет сегодня в море.              тюля («дымком») и продолжительно

«У-у-у!» - гудит он на просторе.       тянут звук «у» так, чтобы «дым» от

                                          дыхания затрепетал.

                       «Снегирек»

Сел на ветку снегирек -              Дети взмахивают кистями рук.

Ф-ф, ф-ф.                             Коротко, активно выдыхают.

Брызнул дождик- он промок.        Ударяют указ. п. одной руки по

                                       ладони другой.

Ф-ф,ф-ф.                             Коротко и мягко выдыхают.

Ветерок, подуй слегка,              Качают поднятыми руками над 

Обсуши нам снегирька!             головой.

Ф-ф-ф…                             Продолжительно выдыхают. 

Игры на развитие дыхания

«Подуй на горячий чай», «Подуй на одуванчик», «Надуваем шарик»,

«Подуй на листок», «Задуй свечу»

Цель: обучение плавному свободному выдоху. Развитие артикуляционного аппарата      

«Осенние листья»

Цель: Обучение свободному плавному выдоху. Развитие артиккуляционного аппарата.

Материал:  Вырезанные из тонкой бумаги листья (желтые, красные, зеленые) ведерко или ваза, где лежат листья.

Ход игры: Взрослый говорит. Показывая ребенку ведерко: «Смотри, ведерко! А что в ведерке? Листья. Вот они какие красивые. «Листья, которые мы собрали, продолжает взрослый, упали с дерева. Они закружились и упали на землю. Сейчас я дам вам красивые листья, а ты сам подуешь, сделаешь ветерок. И твои листья будут кружиться в воздухе. Ребенок дует на листья тка, чтобы они полетели.

Второй вариант игры с листьями «Листопад»

Взрослый вырезает из цветной бумаги разноцветные листья, объясняет, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называют листопадом.  Давайте устроим листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые, осиновые.  Научите ребенка узнавать листья.

                                «Подуй на вертушку»

Цель: Развитие плавного сильного выдоха ртом и вдоха носом.

Материал: Воздушный шарик, вертушка.

Ход игры:  На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик. На столе перед ребенком кладут вертушку. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет действия взрослого.

                               

«Снежинки»

Цель: Развитие речевого дыхания. Формирование умения делать плавный вдох (недобирая воздух)

                          «Шторм (буря) в стакане»

Цель: Развивать сильный плавный выдох, не надувая щек и сохраняя неподвижными губы.

Материал: Прозрачный стакан с водой,  соломинки для коктейля.

Ход игры: Посередине широкого языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается  в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

«Жуки»

Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - посиж-ж-ж-у».

Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у».

Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин)

«Котята и собачки»

Дети делятся на 2 группы «котята» и «собачки». Воспитатель предлагает котятам ходить на носочках мурлыча «мяу-мяу»; по сигналу собачки со словами «гав-гав» не позволяют им это сделать, ловят котят двумя руками. Если котята успели присесть, собачки их не трогают. При повторной игре дети меняются ролями.

«Самолеты»

По команде воспитателя «заводятся моторы» - произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолёты – «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух».

«Регулировщик»

Встать прямо, н. на ширине плеч, одна р. поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить «р-р-р-р». (5 – 6 раз)

«Медвежонок»

Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и … опять «засыпают, похрапывая».

«Паровоз с грузом»

Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они перекидывают мяч друг другу (грузят вагоны). «Погрузка закончена», когда мяч прошёл по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносятся на выдохе ш-ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил … и начинается разгрузка вагонов) – передаётся мяч по кругу в другую сторону. (игра продолжается 3 – 4 минуты)

«Поймай пчелку»

Дети стоят в кругу, воспитатель в центре кругу. В руках у воспитателя прутик (длина около 1 м), на котором привязана «пчёлка». Воспитатель поворачивается на месте, проводя пчёлку над головой детей. Дети ловят пчёлку с произнесением «ж-ж-ж-ж».

«Пузырь»

Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся тугой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.

«Снежинки и ветерок»

Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружаться, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш-ш и снежинки прячутся от ветра, оседают.

«Солнышко и дождик»

Воспитатель говорит: «Солнышко, можно гулять». Дети перемещаются по залу (бегают, подпрыгивают и пр.). На слова «дождь пошёл» - дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап-кап».

«Спрятался»

Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит слова, под которые выполняются движения:

пальчик о пальчик тук-тук-тук,

ножками быстренько туп-туп-туп,

личико спрятали – ух (закрыли лицо руками).

При повторной игре дети произносят слова вместе с воспитателем.

«Сугробы»

По залу расставлены различные препятствия (сугробы).

Дети преодолевают сугробы (перешагивают, перепрыгивают), произнося «туп-туп-туп» - дыхание через нос. по команде «вьюга» - приседают и на выдохе произносят: «С-с-с-с» (2 – 3 мин).

        

«Часики»

Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Размахивая прямыми р. вперёд и назад, произносить «тик-так». (10 – 12 раз)

«Трубач»

Сесть, кисти р. сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». (4 – 5 раз)

«Петух»

Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Поднять р. в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5 – 6 раз)

«Насос»

Встать прямо, н. вместе, р. опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, р. скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с». (6 – 8 наклонов в каждую сторону)

«Цветочки»

Дети располагаются произвольно (сидят, стоят); руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся).

«Хомячки»

Дети сильно надувают щёки, «как у хомячков» (дышат через нос) и ходят по залу. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот «щёчки, как у детей».

«Каша кипит»

Сесть, одна р. на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф» (3 – 4 раза)

«Гуси»

Медленная ходьба в течение 1 – 3 мин. Поднять р. в стороны – вдох, опустить вниз – выдох, произносить «г-у-у-у-у»

«Вырасти большой»

Встать прямо, н. вместе, поднять р. вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить р. вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». (4 – 5 раз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики

В процессе воспитательно-образовательных процессов в детском саду в своей коррекционной группе мы проводим комплексы дыхательной гимнастики  с целью укрепления здоровья....

Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.

Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплексы дыхательной гимнастики...

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплексы дыхательной гимнастики...

Комплексы дыхательной гимнастики

данный материал   предназначен для педагогов и родителей....

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...