Если хочешь быть здоров - закаляйся!
учебно-методическое пособие на тему

Бабенко Надежда Анатольевна
План проведения:
1. Вопросы – ответы 
(обсуждение проблемы «Как сохранить здоровье детей» в кругу: родители, воспитатели, дети)
2. Делимся опытом «Как организовать закаливание в семье»
3. Давайте поиграем (комплексы утренней гимнастики)
4. Тест «В хорошей ли вы форме»
5. Памятка родителям «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью»
Вопросы -- ответы
Присутствующие  делятся на три команды: родители, воспитатели, дети. В роли экспертов выступают старшая медсестра и заведующий ДОУ.
...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_hochesh_byt_zdorov_-_zakalyaysya.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Организация

закаливания в домашних условиях»

Автор: Бабенко Надежда Анатольевн, педагог, первая  квалификационная категория

Псков

2015

 Здоровье до того перевешивает все

 остальные блага жизни, что поистине

здоровый нищий счастливее больного короля

Артур Шопенгауэр

 План проведения:

  1. Вопросы – ответы

(обсуждение проблемы «Как сохранить здоровье детей» в кругу: родители, воспитатели, дети)

  1. Делимся опытом «Как организовать закаливание в семье»
  2. Давайте поиграем (комплексы утренней гимнастики)
  3. Тест «В хорошей ли вы форме»
  4. Памятка родителям «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью»

Вопросы -- ответы

Присутствующие  делятся на три команды: родители, воспитатели, дети. В роли экспертов выступают старшая медсестра и заведующий ДОУ.

Обсуждают следующие вопросы:

  1. Что самое главное в жизни ребенка?

       Самое главное для родителей и педагогов – это укрепление здоровье ребенка  и обеспечение благоприятного развития детского организма в будущем.

  1. Что нужно сделать, чтобы дети были здоровы?

  1. Какие трудности возникают при формировании здорового образа жизни?

  1. Какие пути решения этих трудностей вы можете предложить?

  1. Решение ситуации: «Ребенок часто болеет. Чуть сквозит, начинает кашлять. Зимой все бегают, а она с насморком. Врачи советуют закаливать. А как?»

      Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же.

  В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.

     Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки.

        Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям.

     Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.

Приведем основные  правила,

которые нужно соблюдать при проведении            закаливания:

1.  Закаливание нужно начинать    лишь в том случае, если ребенок здоров, лучше с наступлением теплого времени года. Температура воздуха в комнате не должна превышать  +18°, вода для умывания — не выше +17 °.

   Умываться ребенок должен без рубашки, чтобы он мог свободно мыть шею и верхнюю часть груди и потом насухо вытереться полотенцем. Температура при приеме ванны должна быть не выше 35 °. Особенно важно родителям побороть в себе привычку кутать ребенка, надевать на него шерстяные носки, платочки на шею, шарфы.

  1. Закаливающие процедуры не должны вызывать у ребенка  неприятного ощущения  и тем более страха. Очень важно найти к ребенку индивидуальный подход.

3.  Проводить процедуры надо постоянно, без больших перерывов   и   вводить их в режим дня так же, как утреннюю зарядку.

4.  При  закаливании   водными   процедурами   регулярно,   но медленно, через каждые 5—7 дней, снижать температуру воды на 1 °, внимательно следя за ощущениями ребенка и быстротой согревания его кожи после процедуры.

5.  Обращать внимание на аппетит ребенка, полноценное питание, на его вес, сон, возбудимость, поведение и самочувствие и в случае нарушений советоваться с врачом.

  1. Иногда приходится временно прерывать начатые закаливающие процедуры в связи с заболеванием детей. После выздоровления процедуры нужно начинать с более высокой (на 2—3 °) температуры и с меньшей продолжительности самой процедуры.

Теперь о самом закаливании.

   Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.

    Прогулки дошкольников и младших школьников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов.

     Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.

    Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

         Более сильным закаливающим средством являются водные процедуры: обтирания, обливания (душ) и купание. Для детей, часто страдающих насморком, кашлем, допустимой подготовкой к водным процедурам являются сухие растирания тела грубой мохнатой варежкой, пока не покраснеет кожа. Проделывать их следует сразу же после зарядки. Через 2 недели можно перейти к влажным обтираниям. Варежку надо смочить водой (температура 30°), отжать и быстро увлажнить грудь и живот, а затем вытереть махровым полотенцем. Так же растереть спину, отдельно обтереть руки и ноги.

      Каждые 5—7 дней температуру воды снижают на 1°, пока она не дойдет до 15°. Температуру ниже 15° снижать не следует. Если ребенку неприятно прикосновение мокрой варежкой, можно не снижать температуру воды ниже 20°. Такие обтирания нужно делать круглый год

      Обливания как закаливающее средство применяются часто, и многие дети переносят их лучше, чем обтирания. Обливания производятся в два приема (полведра воды на одно плечо и столько же на другое), а также в виде душа. Температура воды вначале 33—32 °; через 5—7 дней ее постепенно снижают на 1 °, доводя до 20 °. После обливания тело растирают докрасна.

       Наилучшим способом закаливания является купание. Начинать купание детей следует при температуре воды не менее 18°. Первые 2—3 купания должны быть очень кратковременными: достаточно лишь войти в воду и окунуться 2—3 раза. После этого нужно хорошо растереть тело полотенцем. В дальнейшем находиться в воде следует 5 мин; постепенно прибавляя время, довести его до 20 мин. Если в воде или по выходе из нее ощущается озноб, это значит, что купание было слишком продолжительным. Иногда появляется «гусиная кожа», посинение губ и даже дрожь. Такие купания вместо пользы приносят вред, вызывают расстройство нервной системы, бессонницу, раздражительность, потерю веса и т. д.

      Нельзя забывать еще одну хорошую водную процедуру закаливания организма ребенка, применяющуюся с целью предупреждения простудных заболеваний. Это ежедневное, систематически проводимое мытье ног холодной водой. Для этого в таз наливают воду, ребенок опускает туда ноги (вода выше щиколотки) и начинает топтаться в течение 2—5 мин, после чего насухо вытирает ноги. Вначале температура воды должна быть 34—35°, Через 3—5 дней снижать температуру на 1—2°, доводя ее до 15° и даже до 10°. При этом нужно следить за тем, что бы не было ощущения озноба. После ванны тщательно растирать ноги. Эти процедуры должны быть ежедневными. Если ребенок заболел, их следует временно прекратить; после выздоровления — начинать с более теплой воды.

 

 Давайте поиграем    

  Специальным видом закаливания является и гимнастика, которая воспитывает в человеке умение владеть своим телом, своими движениями.     Гимнастика укрепляет организм, способствует улучшению дыхания, кровообращения и даже пищеварения.

Утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Когда ребенок просыпается утром, то клетки коры его головного мозга находятся еще в полузаторможенном состоянии. Это проявляется в сонливости, некоторой скованности движений, иногда в капризах. Недаром существует поговорка — «Встал с левой ноги».

Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Начинать проводить ее надо с двух лет.

     Одежда также имеет значение для физического воспитания. В помещении в любое время года физическими упражнениями рекомендуется заниматься в трусах и майке, на ноги надевать носки, а еще лучше — заниматься босиком.

Как подбирать общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики?

  • Вначале надо дать упражнения для плечевого пояса и рук. Они проводятся, как правило, из исходного положения стоя. Затем идут упражнения для ног и туловища. Упражнения следует проводить из разных исходных положений (сидя на полу, стульях, скамейках, лежа на спине и на животе).
  • Общеразвивающие упражнения для детей этого возраста чаще всего основаны на подражании. Малыши могут подражать известным персонажам, например, махать крылышками, как бабочки, воробышки, изображать качающиеся деревья. Взрослый объясняет, показывает действие, одновременно выполняя его вместе с детьми.  Важно, чтобы малыши выполняли упражнения радостно, получали удовольствие от самих движений и совместных действий с воспитателем. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка, вдохновляют его фантазию и вызывают у него положительные эмоции.Постепенно в результате многократного повторения дети овладевают исходным положением, выполняют заданное направление движения, могут выполнять его уже по слову взрослого.
  • После общеразвивающих упражнений проводится ходьба и бег или поскоки на месте (2 раза по 10-15 с. с небольшой паузой для отдыха). Можно в конце утренней гимнастики провести вместо бега и ходьбы небольшую подвижную игру.
  • После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха (30—60 с), облекая их, как и упражнения, в интересную форму. Можно предлагать детям сесть или лечь, говоря: «Собачка села отдохнуть», «Мишка лег спать» и т. д.

Примерные комплексы утренней гимнастики:

«ГУСИ»

1. Ходьба и бег врассыпную за взрослым.

2. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять руки в стороны, помахивая ими вверх-вниз («Гуси летят»). Повторить 4-5 раз.

3. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться вперед прогнувшись, произнести: «Ш-ш-ш» («Гуси шипят»). Повторить 4-5 раз.

4. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки в стороны. Присесть, опустить руки, вернуться в исходное положение («Гуси спрятались»). Повторить 4-5 раз.

5. И.п.: стоя, руки произвольно на поясе. Подскоки на двух ногах на месте (6 прыжков). Повторить 2 раза. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

«ПТИЧКИ»

1. Ходьба стайкой за воспитателем со сменой направления.

2. Легкий бег врассыпную «Птички летят»

3. Построение с помощью воспитателя в круг.

4. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны, опустить, сказать: «Чик-чирик», вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

5. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Наклониться вперед-вниз и постучать пальцами по коленям, сказать «Клю-клю», вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.

6. И.п.: стоя, руки опущены. Прыгать легко на двух ногах 5-6 раз. Повторить 2 раза.

7. Ходьба стайкой за воспитателем

«ДЕТКИ СПРЯТАЛИСЬ»

1. Ходьба и бег за воспитателем.

2. Построение с помощью воспитателя в круг.

3. И.п.: стоя, руки за спиной. «Показали руки» (вытянули вперед), «Спрятали руки» (вернулись в и.п.)

4. И.п.: стоя, руки на поясе. Поднять правую (левую) ногу, согнуть в колене вперед-вверх, обхватить руками, прижать к себе (спрятали ногу). Повторить 3-4 раза для каждой ноги.

5. И.п.: стоя, руки на поясе. Присесть, руками обхватить колени, наклонить голову («дети спрятались»). Вернуться в исходное положение и сказать: «Вот я». Повторить 4-5 раз.

6. Прыжки на месте (6-8 раз). Повторить 2 раза.

7. Медленная ходьба за воспитателем.

«ЧАСИКИ»

1. Ходьба стайкой за воспитателем. На сигнал взрослого перейти на бег, закончить ходьбой.

2. Построение в круг.

3. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Мах руками вперед со словами: «Тик», мах руками назад со словами: «Так». («Часики идут»). Повторить 4-5 раз.

4. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. Наклониться вперед со совом: «бом», вернуться в и.п. («Часы бьют»). Повторить 4-5 раз.

5. И.п.: то же. Присесть, руки положить на колени («Пружина лопнула»). Повторить 4-5 раз.

6. И.п.: стоя, руки на поясе. Бег на месте (или 5-8 прыжков). Повторить 2 раза.

7. Спокойная ходьба.

Прекрасным средством закаливания является плавание.

                                                         

Памятка родителям о закаливании детей в семье

1. Если ребенок еще совсем маленький, то перед тем, как начать закаливание, следует проконсультироваться с терапевтом. Опытный врач поможет правильно подобрать комплекс процедур, установит продолжительность и очередность выполнения упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей малыша.

2. В домашних условиях несложно делать малышу ножные ванночки, попеременно опуская его ножки в тазики с теплой (37-38 градусов Цельсия) и охлажденной (30-32 градуса Цельсия) водой, температуру которой постепенно можно снизить до 18 градусов; воздушные процедуры - прогулки, сон на свежем воздухе, обязательные проветривания помещений; обливания; растирания шершавыми банными рукавичками.

3. Если грудничок какое-то время проводит без пеленок и памперсов в теплом (19-21 градус Цельсия) проветренном помещении - это само по себе уже является закаливающей процедурой.

4. Любой выезд на природу также внесет свою лепту в оздоровление малыша. Лето - самое благоприятное время для того, чтобы закаливать ребенка. Пока светит ласковое солнышко, есть возможность выезжать на природу, бегать босиком по траве и купаться. Польза от процедур очевидна. Это не только приятное времяпрепровождение для Вас и вашего ребенка, но и намного более легкое, чем борьба с постоянными простудами и бронхитами осенью, зимой, весной. Побегав босиком по травке, надышавшись лесным воздухом, искупавшись в чистой озерной или речной воде он не только «нагуляет» здоровый сон и аппетит, но и заложит основу для зимнего иммунитета к простудам и насморкам!

Также стоит упомянуть о некоторых ограничениях:

1. Проводите все процедуры утром или днем, в крайнем случае - не позже 20.00.

2. Не делайте длительных перерывов в закаливании, иначе затраченные усилия сойдут на нет, уже через неделю начинать придется с самого начала - с самых щадящих процедур.

3. Не стоит проводить закаливания сразу после прививок или если малыш заболел - посоветуйтесь по поводу возобновления процедур с Вашим терапевтом.

4. Еще раз напоминаем, что закаливание нужно проводить в комфортных условиях: следите, чтобы малыш не переохладился.

Признаки, по которым можно определить, эффективно ли закаливание:

Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, вовремя еды не отвлекается.

Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей -- неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна -- необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

Тест «В хорошей ли вы форме?» (для педагогов, родителей).

 Чтобы постоянно поддерживать себя в хорошей форме, нужно ежедневно давать организму хотя бы небольшую физическую нагрузку. Тест поможет вам определить, насколько ваш распорядок дня помогает поддерживать хорошую физическую форму.

1. Часто ли вы садитесь в транспорт (машину, автобус), чтобы доехать туда, куда можно дойти пешком?

2. Часто ли вы принимаете участие в спортивных или иных соревнованиях (теннис, футбол, плавание, спортивные танцы)?

3. Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком? (Никогда, иногда, всегда).

4. Даёте ли вы себе хотя бы 20-минутную нагрузку, вызывающую небольшую одышку? (Да, нет).

5. Если вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус, сколько проходит времени, прежде чем ваше дыхание придёт в норму?

6. Часто ли вы за один раз проходите пешком 3 км? (Да, нет).

7. Вы активно проводите свой день? (Да, нет).

8. Сколько часов в неделю смотрите телевизор? (24 и больше, от 10 до 24 часов, менее 10).

10. Часто ли вы занимаетесь тяжёлой работой (перекапыванием огорода, генеральной уборкой? (Да, нет).

11.Вы активно проводите воскресный день? (Да, нет).

Подведите итог.

 За каждый ответ «да» вам начисляется 1 очко, за ответ «нет» - 2 очка.

Сложите полученные очки:

14 – 20 - Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы вы были в хорошей форме.

7 – 13 - Вероятно, вы находитесь в довольно приличной форме физической, но вам ещё далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.

6 и менее - Похоже, у вас не очень активный образ жизни, а ведь любая физическая нагрузка идёт только на пользу. Постарайтесь больше гулять и быть в движении, а не сидеть на месте.


Закаливание – первый шаг на пути к здоровью

  • Налейте в таз или ведро (душ не использовать) холодную воду с температурой не выше +12 С и одномоментно  вылейте на ступни ребенка, стоящего в ванне. Пусть

ребенок потопает ножками, пока стекает вода. Вытрите ноги, не растирая их, а промокая полотенцем.

  • Постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой (температура +12 С).

     Попросите ребенка потопать ножками (не стоять!)На нем в течение 1 мин (утром и на ночь). Вытрите ноги, промокая полотенцем.

  • Вдохновляйте ребенка собственным примером, играйте с ним, поддерживайте   хорошее настроение.

Помните: закаливание нормализует психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает память и внимание, регулирует деятельность сердечно-сосудистой и эндокринной систем. По возможности не прекращайте закаливающих процедур. При необходимости

(в случае заболевания малыша) можно протирать стопы ребенка холодным полотенцем.

  • При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
  • Используйте специальные резиновые коврики с шипованным рифлением. Каждое утро вместе с ребенком начинайте зарядку с ходьбы босиком  на таком коврике.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=345609408-28-72&n=21

Литература:

  1.  Составитель Н.И. Крылова.  Здоровьесберегающее пространство ДОУ (проектирование, тренинги, занятия). Волгоград
  2.  Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребенка. М., 2000
  3. Метенова Н.М.  Взрослым о детях. Ярославль, 2003
  4.  Богина Т.Л. Охрана здоровья детей. М., 2005
  5. Социальная технология. Здоровый дошкольник. М., 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"

Цель проекта – совершенствование условий для сохранения и укрепления  здоровья ребенка в условиях ДОУ....

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Давно известно. что здоровье человека зависит от: наследственности (10-20%); состояния окружающей среды (10-20%); состояния здравоохранения (8-12%); образа жизни (50-70%). здоровый образ жизни - это р...

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

В статье говорится о разных видах закаливания....

Проект «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида № 2001 Проект«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»Автор: Колыхалова Елена Сергеевна, воспитатель...

«Если хочешь быть здоров - закаляйся!!!».

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повыше...

Если хочешь быть здоров — закаляйся!

Рекомендации родителям по закаливанию детей....