Тренажеры для формирования ориентировки в пространстве.
тренажёр на тему

Куликовская Жанна Александровна

Двигательные тренажеры для формирования ориентировки в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigat_aktivnost_zha.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность как способ формирования навыков

ориентировки в пространстве у дошкольников

Куликовская Жанна Александровна,

воспитатель

МБДОУ «Детского сада № 291»

городского округа Самара

Работая в коррекционной группе для слабовидящих детей, мы  замечаем отклонения в двигательной сфере: нарушение координации движений, функций равновесий, пространственной ориентировки. Такие же нарушения зачастую можно встретить у детей и в общеобразовательных группах.

Для того чтобы максимально создать детям комфортные условия для овладения различными видами движений, зрительно-двигательными образами и ориентировочной деятельности в пространстве мною используются различные виды наглядности, которые способствуют прочному усвоению навыков, упорядочиванию характера изучаемых движений.

Изготавливая  тренажеры и наглядность я беру за основу разработку Л. И. Сековец « Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

В процессе овладения дошкольниками двигательных навыков я применяю пособия со специальными разметками для сосредоточения на предмете, прослеживания действия, его точного воспроизведения, зрительного анализа и контроля.

Специальное оборудование и приспособления разрабатывается и изготавливается мною. Данное оборудование может располагаться в зависимости от образовательной ситуации  в различных помещениях ДОУ:                 в зале, в группе для индивидуальной коррекции, на прогулке.

Разметки – круги (из самоклеющейся бумаги 19-21см ), наклеиваются на пол в спортивном зале, по углам, диагонале, в местах для прыжка. Разметки должны быть яркого цвета.

С помощью специальных разметок дети свободно ориентируются при выполнение заданий (выполняют действия в указанном направлении, определяют место сосредоточение взора, определяют место для прыжков). Специальные обозначения на оборудование помогают детям координировать действия руками и глазами, согласовывать действия рук и ног, определять направление при выполнение действий и свое положение в пространстве, при этом осуществляя зрительный анализ своих действий и действий сверстников.

Широкое применение имеют упражнения с трафаретами, которые используются при организации подвижных игр и игровых заданий: выложи самолет по трафарету, построй пирамидку, найди свое место и др.

Трафареты – изготавливаются из плотного картона, обклеивается бумагой яркого цвета. Вырезается шаблон- разрезается на несколько частей.

Дети по команде собирают задуманный предмет. Трафареты могут быть готовые, а можно сделать самим.

В спортивном зале, в группах размещаются путеводители ( стрелки и специальные опоры, которые помогают детям выбрать специальное направление, определить место для выполнения упражнений, проследить действия рук, качественно выполнить задание самостоятельно, без помощи взрослых.

Применяются средства наглядной информации (плоскостные, объемные, шарнирные куклы). Куклы применяются при формировании основных движений. Использование  таких пособий дает возможность моделировать различные движения по памяти, образцу-схеме, показу, сосредотачивать взор на движениях, выполняемых куклой, моделировать движения в пространстве, воспроизводить их самому.

С детьми при нарушениях зрения используются следующие тренажеры:

- дорожка- массажер.  Используется для имитации ходьбы и бега для массажа стоп. Дорожка – массажер- пуговицы, пришиваю на дорожку из ткани.

- ролик гимнастический. Используется для укрепления мышц спины, брюшного пресса, рук.

- коврик массажный, плетневая дорожка, мешки с камешками, применяются для профилактики плоскостопия.

Эти тренажеры могут использоваться для образовательной деятельности в общеобразовательных группах.

Отдельно можно выделить тренажер «Наборы цветных дорожек».

Дорожки сделаны из куска плотного картона ( 5-6м-длина, 25-30см- ширина), на дорожки наклеены круги красного цвета ( 19-21 см).

 На дорожки для чередования стоп нанесены «стопы ребенка» из самоклеющейся бумаги красного и зеленого цвета.

Они служат для разбега, ходьбы для сохранения равновесия, развития координации движений.

Существует несколько разновидностей «Наборов цветных дорожек»:

- дорожки для равновесия с нанесенными заданиями (по извилистой линии, с перешагиванием);

- дорожки для равновесия с нанесенными кружками (для ходьбы обычным шагом, для ходьбы стопы по одной линии);

- дорожки для ходьбы стопа к стопе  кружки расположены вплотную друг кругу);

- дорожки для обучения умению чередовать правую и левую ноги;

- дорожка для закрепления умений чередовать стопы при ходьбе;

- дорожка для прыжков с  продвижением вперед.

На прогулке я  использую  индивидуальные упражнения, направленные на формирование ориентировки в пространстве:

«Передай сигнал»

«Держись прямо»

«Тише едешь, дальше будешь»

«Не урони мешочек»

«Добеги до березы»

«Найди по схеме белку» и т.д.

Напольные тренажеры могут использоваться по темам недели:

«Перейди от зайчика к красному треугольнику»

«Пройди по диагонали до жука»

«Собери ягоды и грибы» (право, лево)

«Пройди до синего круга» и т.д.

Напольный тренажер « Найди цифру »

Большое, разного цвета поле с цифрами ( 1м-2м ).  Каждая цифра на определенном цвете. Воспитатель говорит задание, а ребенок прыгает на заданную цифру или цвет.

Тренажер « Веселые фигуры»

Поле белого цвета (1м- 1,5м ) на нем наклеены геометрические фигуры разного цвета ( на фигурах черного цвета круги ) и цифры.

Педагог дает задание , а ребенок находит заданную фигуру и соотносит ее с цифрой.

     Для формирования навыков ориентировки в пространстве я использую:

- набор цветных плоскостных предметов:

«Найди свое место»,

«Заполни все кружочки»,

«Обойди круг»,

«Быстро на круг» и т.д.;

- набор цветных колокольчиков:

«Пятнашки с домиком»,

«Кто быстрее»,

«Кто больше соберет колокольчиков» и т.д.;

- набор цветных геометрических фигур:

«К своей фигуре»,

«Построй пирамиду»

«Кто быстрее выложит дорожку» и т.д.;

- набор мячей:

«Выбей мяч»,

«Не пропусти мяч за круг»,

«Прокати мяч в обруч» и т.д.;

- флажки разноцветные:

«За флажком»,

«В паре флажки одного цвета»,

«Быстрее к своему флажку» и т.д.;

- обручи, ленты, шнуры, скакалки:

«Попади в обруч»,

«Из обруча в обруч»,

«Поймай ленту»,

«Ленты разные несем»,

«Ровным кругом»,

«Прыгай выше».

Используемые мною игры, упражнения и тренажеры позволяют формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями, улучшить состояние мышц, зрения. Воспитанникам настолько нравится данный вид деятельности, что они переносят его в самостоятельную деятельность, делятся своим опытом с друзьями.  

Литература:

1.Л.С.Сиковец « Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения» Н. Новгород. 2001г.

2.О.В.Титова «Формирование пространственных представлений у детей» Методическое пособие . Москва. Издательство «ГНОМ и Д»2004г.

3.www.ncportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию ориентировки в пространстве.

Игры и упражнения для формирования ориентировки в пространстве....

Открытое занятие для воспитателей по формированию ориентировки в пространстве с применением здоровьесберегающих технологий "Дикие животные"

Формирование пространственных представлений и способов ориентировки в пространстве для детей с нарушением зреия в старшей группе...

Занятие по формированию ориентировки в пространстве в подготовительной группе

Конспект занятия по формированию ориентировки в пространстве для детей подготовительной к школе группы может быть использован в работе как с детьми, имеющими зрительные нарушения, так и в массовой гру...

Программа по самообразованию «Формирование ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения ».

Актуальность исследования. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представля...

Консультация для педагогов «Особенности формирования ориентировки в пространстве у детей с ЗПР»

Материал может быть полезен логопедам, дефектологам, воспитателям коррекционных групп.Формирование пространственных представлений является базисным компонентом формирования ВПФ и  обеспечивает в ...

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста...