Доклад на тему: Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе"
материал (подготовительная группа) на тему

Доклад содержит понятия что такое вообще здоровье, и виды используемых мной здоровье сберегающих технологий в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В Современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к будущим школьникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только  при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей    – это основа формирования личности. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Прежде чем приступить к рассматриванию  вопроса о  здоровье- сберегающих технологиях при подготовке детей к школе, остановимся на понятии  : « Что такое здоровье- сберегающие технологии», и само понятие «здоровье».

Что такое здоровье сберегающие технологии?

под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Здоровье сберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровье сбережения и здоровье обогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и чёткость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики, отбора содержания, форм, способов и приёмов его реализации, использования совокупности средств в определённой логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является её воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и родителей).

Цель моей работы стало использование таких здоровье сберегающих технологий при подготовке детей к школе, которые  позволили бы правильно, последовательно и гармонично развивать  детей, без ущерба для их здоровья.

Отсюда вытекают следующие задачи:

- сохранить здоровье детей при подготовке детей к школе;

- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

- обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства во время пред школьной подготовки;

Системную комплексную работу по подготовке детей к школе следует начинать с 4-5 лет. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для приобретения жизненно важных знаний, умений и навыков. Именно в это время закладываются основы будущего психического и физического здоровья, работоспособности человека.

В нашем саду здоровье сберегающие технологии представляют системную комплексную  работу по сохранению и укреплению здоровья детей и состоят из следующих блоков.

  1. Создание гигиенически полноценной среды обитания, которая определяется благоустройством и санитарным состоянием ДОУ, комплектованием медицинских , педагогических дополнительных кадров для решения проблем по сохранению и укреплению здоровья, т.е. блок здоровье сберегающей инфраструктуры.
  2. Рациональной организации совместной образовательной деятельности. Соблюдение физиоло- гигиенических требований к условиям здоровье сбережения. Использование методов и методик, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей дошкольного возраста.
  3. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, основ физического воспитания.
  4. Просветительско – воспитательная работа с детьми, напрвленная на формирование ценности здоровья.
  5. Организация системы просветительской и методической работы с воспитателями, родителями.
  6. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей.

С уверенностью можно сказать, что ни одна физкультурно – оздоровительная программа, даже самая лучшая, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Поэтому, решая, задачи здоровье сбережения я  опираюсь  на принцип единства:

Родитель - ребёнок – педагог

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны с формой приемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей.

В процессе организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую различные формы работы:- Пам

- Родительские собрания: « Здоровье сбережение, как залог успешности ребёнка в социуме», « Здоровье ребёнка в наших руках».

- Тематические вечера: «Здоровый образ жизни в семье», «О здоровье всерьёз»

- Праздники: «День здоровья», «Праздник осени», «Новогодний праздник»

- Соревнования: « Будь здоров!» , «Весёлые старты»

- Беседы: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника»

- Консультации:» Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребёнка», «Укрепление и сохранение здоровья будущих первоклассников»

- Памятки, Брошюры: « Десять советов родителям о здоровье детей»,

- Совместные выставки и др. Книжки-малютки на тему: «Осторожно, тонкий лёд», атрибутов для физкультурного уголка.

- У меня есть свой мини сайт на который я выкладываю информацию для родителей: домашнее задание, то чем мы занимались сегодня, т.к. не всегда получается поговорить с родителями индивидуально.

В своей практической деятельности с детьми я использую следующие здоровье сберегающие технологии:

Занятия провожу так, чтобы в течение всего занятия была смена поз у детей, видов деятельности;

- Для профилактики переутомления на занятиях провожу   физкультминутки, динамические паузы: «Девочки и мальчики», « Листики».

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками, 
Будто машем мы флажками. 
Разминаем наши плечи. 
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 
Руки в боки. Улыбнись. 
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) 
Приседанья начинай. 
Не спеши, не отставай. (Приседания.) 
А в конце — ходьба на месте, 
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) 

- Для профилактики правильного произношения (выработки полноценных движений губ, языка, челюсти) использую артикуляционную гимнастику: « Учусь правильно и красиво говорить», «Игры со звуками», «Кто как говорит»…

- Для снятия глазного напряжения применяю гимнастику для глаз: « Паучок», «Моргунчики»

- Для тренировки тонких движений пальцев рук использую пальчиковые игры: «Дом», «Дни недели».

- Для профилактики на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ, ОРВи используем лук, чеснок.

- Для поднятия настроения и мышечного тонуса детей после сна провожу бодрящую гимнастику ( её варианты: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера с элементами дых. гимнастики , с элементами точечного массажа, пробежки по массажным дорожкам..) .

- Для укрепления дыхательной мускулатуры, улучшения самочувствия ребёнка использую дыхательную гимнастику: «Остудим чай», «Лепесток».

- Организую подвижные игры, игры малой подвижности и спортивные игры на прогулке, в групповой комнате, спортивном зале «

- Ежедневно провожу с детьми утреннюю гимнастику, включающую простые гимнастические упражнения с предметами и без.

- Для привлечения детей к самопрфилактике, к бережному отношению к собственному здоровью обучаю воспитанников делать самомассаж, точечный массаж ушных раковин.

А сейчас я вам предлагаю сделать самомассаж ушных раковин

«Взяли ушки за макушки»

Взяли ушки за макушки

(большим и указательным пальцем с обеих сторон)

Потянули….

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…

Вниз до мочек добежали.

( несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придём

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами).

- Для снижения у детей эмоционального напряжения использую  психогимнастику , подбираю простые мимические и пантомимические упражнения: « Вкусные конфетки», «Удивление»…

Используемые мною в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге сформировали у воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, сохранение здоровья.

Я заметила, за период подготовки детей к школе медицинские показатели индекса здоровья моих воспитанников улучшились, хорошо сформировались представления о навыках поведения за столом, во время мытья рук, умывания лица. Я считаю, что только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Почемучки» на тему: «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ, как средство повышения уровня педагогической культуры родителей»

Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей воспитанников в области здоровье сбережения.Задачи: 1.Сформировать у родителей представления о современных здоровье - сберегающих технологиях, ...

Презентация на тему: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми во 2мл.гр. «Ладушки»

Презентация на тему: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми во 2мл.гр. «Ладушки»...

Сообщение к педагогическому совету на тему:"Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста".

Сообщение к педагогическому совету на тему:"Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"...

Неделя здоровья посвящена физкультурно-оздоровительной работе, внедрению в педагогический процесс здоровье сберегающих технологий, формирование у детей способности к выработке потребности в ЗОЖ.

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности – одна из важнейших задач, которая отражена во всех программах по воспитанию и обучению...

Мастер класс по теме: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....