Дыхательная гимнастика
консультация на тему

Ляличкина Людмила Николаевна

для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gimnastika.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад № 1 «Теремок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ.

                                                       Подготовила: инструктор по физ. культуре

    Ляличкина Л.Н.

Атемар 2016

ГИМНАСТИКА  ДЛЯ  МАЛЫШЕЙ  3-4 лет

        Систематическая гимнастика обеспечивает правильное развитие скелета и мышечной системы детей, полноценную работу сердца и легких, повышает обмен веществ, улучшает аппетит и усвоение пищи. Все это вместе обусловливает нормальный рост и развитие ребенка.

        Для того чтобы занятия были разнообразнее и увлекательнее, рекомендуется использовать различные предметы и несложное оборудование: мячи, флажки, обручи, скамейки, лестницы  и т.п. Конечно, все это по размерам и весу должно соответствовать возрасту и физическому развитию ребенка.

        Лучше всего проводить занятия в утренние часы, через 1-1/2 часа после завтрака или после дневного сна. Длительность занятия 15-20 минут.

        Занятия с малышами рекомендуется вести в форме двигательных рассказов, используя знакомые ребенку образы из виденного в жизни и на картинках или почерпнутые из сказок (работа на огороде, сбор в лесу ягод или грибов, встреча с лесными зверями и пр.) Подражательные движения развивают творческую фантазию детей, делают упражнения привлекательными, интересными.

        Следует помнить, что внимание у детей неустойчиво и пространные объяснения утомляют их. Надо больше показывать и меньше объяснять, часто менять упражнения.

        Координация движений у детей дошкольного возраста, особенно у 3-4-летних, еще несовершенна, поэтому не следует требовать от них абсолютно правильного выполнения упражнения.

        Основной принцип занятий с малышами физическими упражнениями – это игра. Веселый тон, шутка, активное участие взрослого в игре всегда увлекают детей, возбуждают у них положительные эмоции.

        Исключительно важное значение имеет дозировка упражнений. Дело в том, что дети младшего возраста быстро устают и могут утратить интерес к занятиям, поэтому число повторений движений рекомендуется от 2-3 до 5-6. Начинать надо с минимальной дозировки упражнений и внимательно следить за тем, чтобы ребенок не уставал.

        Нет необходимости обиваться, чтобы дети сознательно регулировали дыхание и согласовывали его с движениями. Дыхание должно быть произвольным и свободным, важно лишь, чтобы ребенок его не задерживал. У детей надо воспитывать естественную привычку (без специального обучения) дышать носом.

        Большое значение имеет то, как держатся дети во время выполнения движений; надо следить, чтобы они не опускали голову, не горбились, держались по возможности прямо.

        Желательно подбирать упражнения преимущественно для развития больших мышечных групп и особенно для укрепления мышц спины и живота, чтобы создать естественный «мышечный корсет», необходимый для формирования у детей правильной осанки.

        Важную роль играет равномерное распределение (рассеивание) нагрузки на все части тела, т.е. постоянная смена движений рук, ног  и туловища. Обязательное условие – чередование трудных упражнений с легкими.

        Учитывая быструю утомляемость дошкольников, необходимо после наиболее трудных упражнений делать кратковременные паузы для отдыха (30-60 секунд), придавая паузам оттенок игры. Например, можно предлагать детям сесть или лечь, говоря: «Собачка села отдохнуть», «Мишка лег спать».

        Из предлагаемых упражнений рекомендуется в одно занятие включать не более 8-10.

        1. Упражнения без предметов

        (имитационные упражнения, выполняемые  индивидуально или группой)

  1. «СОРВИ ЯБЛОКО»

        Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Поочередно поднимать руки вверх, поднимаясь на носки, как бы срывая с дерева высоко висящие яблоки. Повторить 3-4 раза.

        2. «ЗАЙЧИК»

        Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседать, сгибая руки к плечам ладонями вперед, как зайчик, становящийся на задние лапки. Повторить 5-7 раз.

        3. «КАЧАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ»        

        Встать прямо, ноги врозь, поднять руки в стороны. Наклониться влево, затем вправо, не опуская рук. Повторить 4-6 раз.

        4. «МИШКА ПОДНЯЛ ЛАПУ»        

        Встать на четвереньки, не опуская головы. Поднять попеременно то одну, то другую руку вверх, смотря на нее и опуская обратно на пол. Повторить по 3-4 раза каждой рукой.

        5. «ЦАПЛЯ»        

        Ходить по комнате, поочередно высоко поднимая то одну, то другую ногу. Выполнять в течение 30-40 секунд.

        6 «ДРОВОСЕК»

        Встать прямо, широко расставив ноги, руки поднять вверх и сцепить пальцы над головой. Быстро наклоняться вперед, опуская руки между ногами, подражая движениям при колке дров. Повторить 5-8 раз.

        7. «КАТИСЬ, АК КОЛОБОК»

        Лечь на спину, поднять руки вверх, а ноги вытянуть. Повернуться на живот, потом с живота на спину, опять на живот и на спину. Выполнять в течение 30-40 секунд.

        П. Упражнения с предметами

        (выполняются индивидуально, парами или  группами)

        А.  С маленьким резиновым или теннисным мячом.

        8. БРОСАНИЕ МЯЧА В ЦЕЛЬ

        Стараться забросить мяч в корзину (в обруч), стоящую на расстоянии 80 см – 1 м. Повторить 8-10 раз.

        Б. С большим мячом

        9. БРОСКИ МЯЧА ИЗ-ЗА ГОЛОВЫ

        Стоя, держать мяч согнутыми руками за головой. Поднять мяч вытянутыми руками вверх и бросить его вперед. Повторить 4-6 раз.

        10. ОТТАЛКИВАНИЕ МЯЧА НОГАМИ

        Дети сидят на полу друг против друга, согнув ноги и опираясь на руки, отведенные назад. К ним подкатывают мячи партнеры и они отталкивают их от себя обеими ногами. Повторить 4-6 раз. Затем партнеры меняются.

        В. С малой гимнастической палкой

        11. ХОДЬБА С ПАЛКОЙ

        Ходить по комнате, заложив палку за спину и удерживая ее на уровне лопаток. Выполнять в течение 30-40 секунд.

        12. «ЛОДОЧКА»

        Сидя верхом на скамеечке друг против друга (парами), держаться за гимнастические палки. Наклоны туловища вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

        13. «ГРЕБЛЯ»

        Сидя верхом на скамеечке друг против друга (парами), держаться за гимнастические палки. Наклоны туловища вперед и назад. Повторить 3-4 раза.

        Г. С флажками

        14. ВЗМАХИВАНИЕ ФЛАЖКАМИ

        Стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками опустить. Попеременно взмахивать одной рукой вверх. Повторить 4-6 раз.

        Д. С обручем

        15. ПОВОРОТЫ С ОБРУЧЕМ

        Стать прямо, ноги врозь, держать обруч за спиной. Поворачиваться вправо и влево. Повторить 6-8 раз.

        Е. С кеглями (булавками)

        16. НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ ВОКРУГ КЕГЛЕЙ

        Поставить кегли и передвигаться вокруг них на четвереньках, меняя направление. Выполнять в  течение 20-30 секунд.

        Ж. С мешочком

        17. ХОДЬБА С МЕШОЧКОМ НА ГОЛОВЕ (вес мешочка 50-100 г.)

        Ходить по комнате, удерживая голову и туловище в прямом положении, стараясь не уронить мешочек, положенный на темя. Выполнять в течение 40-60 секунд.

        З. С кубиками

        18. ПЕРЕШАГИВАНИЕ ЧЕРЕЗ УБИКИ

        Шагать через расставленные на расстоянии 20-25 см кубики. Выполнять в течение 40-80 секунд.

        И. С веревкой

        19. ХОДЬБА ПО ВЕРЕВКЕ

        На полу лежит вытянутая веревка. Пройти по ней, сохраняя равновесие. Проделать 2-3 раза.

        20. ПЕРЕШАГНУТЬ И ПРОПОЛЗТИ

        Две веревки натянуты на расстоянии 25-30 см одна над другой и на 35-40 см от пола. Перешагнуть через одну и пролезть под другую. Проделать по 2-3 раза.

        21. НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ ВДОЛЬ ВЕРЕВКИ

        Веревка лежит на полу. Двигаться на четвереньках вдоль веревки, ноги ставить на веревку, а руки справа и слева от неё. Выполнять 40-50 секунд.

        22. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ВЕРЕВКИ (парами)

        Стоя, широко расставив ноги и держась за концы веревки (скакалки), перетягивать ее каждому в свою сторону. Веревку не выпускать из рук. Выполнять в течение 30-40 секунд.

        Следует помнить о том, что приспособительные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем у ребенка ниже, чем у взрослого, поэтому физические упражнения надо строго дозировать, учитывая его возраст.

Правильное соблюдение исходных положений – обязательное условие при выполнении каких-либо гимнастических упражнений. Объяснение и показ упражнений воспитателем должны быть четкими и краткими. Особенно нежелательна длительная статическая поза, что отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном формировании свода стопы ребенка.

        Дети четвертого года жизни стараются достаточно уверенно выполнять упражнения в ходьбе и беге, иногда с хорошей координацией движений рук и ног. Однако у большинства детей во время ходьбы руки прижаты к туловищу и походка в основном шаркающая. Темп ходьбы еще неравномерный, с неодинаковой длиной шага. В беге согласованность движений рук и ног несколько лучше по сравнению с ходьбой. Это связано с тем, что быстрый темп передвижения для ребенка более характерен, чем медленный, однако и беге координация движений также еще несовершенна. Малыши бегут на всей стопе, работа рук выражена нечетко.

        Воспитатель следит за тем, чтобы все дети занимали правильное исходное положение, именно оно определяет физическую нагрузку на различные группы мышц. Исходные положения разнообразны – стоя, сидя, в стойке на коленях, лежа на животе (при условии занятий в помещении). Важна также и последовательность перехода от одного исходного положения к другому. Так, для перехода из исходного положения стоя в положение стойка на коленях надо, чтобы дети спокойно присели и затем плавно опустились (не ударяя колени о пол). Для перехода из положения стоя в положение лежа предлагается сначала поставить ноги поближе, плавно опускаясь присесть, а затем уже лечь. В положении стоя для малышей, как правило, используются две позиции ног: на ширине ступни и на ширине плеч.

        У детей 3-4 лет крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой, но в то же время детям этого возраста вполне доступны упражнения в поднимании рук в стороны, вверх, наклоны, приседания, что воспитывает навык владения своим телом.

        Воспитатель должен выполнять упражнения вместе с детьми, показывая, поясняя их и задавая тем самым правильный темп. Наклоны и приседания педагог может делать вместе с детьми 2-3 раза, а далее малыши выполняют их самостоятельно, следуя его указаниям.

        Ритм прыжков обычно задается музыкальным сопровождением или ударами в бубен (хлопки в ладоши или четкое произнесение слов «раз-два» и т.п.). Несколько прыжков вместе с детьми выполняет и педагог, а в паузе он делает те или иные замечания.

        Младший дошкольник еще не может сознательно регулировать дыхание, поэтому при выполнении гимнастических упражнений следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

        Дыхательным упражнениях при нарушениях осанки уделяется большое внимание. Дыхательные упражнения проводятся на каждом занятии в соответствии с корригирующими упражнениями как 1:2. Вдох выполняется носом, выдох ртом, сложенным трубочкой; выдох должен быть вдвое длиннее вдоха. Следует постепенно углублять дыхание, увеличивать счет, переменно выполнять грудное и брюшное дыхание, не задерживая дыхание при общеразвивающих и корригирующих упражнениях. Дыхательные упражнения могут быть статическими (собственно дыхательная гимнастика) и динамическими ( дыхательная гимнастика с различными движениями рук, ног и туловища).

        При построении занятий с детьми нельзя ограничиваться решением узких задач, необходимо содействовать развитию и формированию организма в целом, создавая тем самым более благоприятные условия для коррекции дефектов осанки.

Примерный комплекс утренней гигиенической гимнастики

        1. «Тянитесь и будете здоровы». И.п. – основная стойка. Руки вверх, ладонями вовнутрь (достать потолок), смотреть на кончики пальцев. Руки вниз. Повторить 2-3 раза.

        2. «Дровосек» И.п.- руки вверх, сплести пальцы, ноги врозь- вдох. Мах руками и наклон вперёд, руки провести между ногами – выдох. Исходное положение. Повторить 4-6 раз.

        Примерные комплексы утренней гигиенической гимнастики для детей.

        Упражнения для дошкольников

        1. «Тянитесь и будете здоровы». Исходное положение (и.п.) – основная стойка. Руки вверх, ладонями во внутрь (достать потолок), смотреть на кончики пальцев. Руки вниз. Повторить 2-3 раза.

        2. «Дровосеки» И.п. – руки вверх, сплести пальцы, ноги врозь – вдох. Мах руками и наклон вперед, руки повести между ногами – выдох. Исходное положение. Повторить 4-6 раз.

        3. И.п. – основная стойка. Руки назад – вдох. Исходное положение – выдох. Повторить 3 раза.

        4. «Кошка». И.п. – стоя на четвереньках. Сделать круглую спину («кошка сердится»). Исходное положение, дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.

        5. «Пружина». И.п. – ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки вверх, смотреть на кончики пальцев. Присед, руки вперед (пятки от пола не отделять). Встать – руки вверх. Повторить 6-10 раз.

        6. И.п. – руки вперед, скрестно. Руки в стороны – вдох (лопатки соединены). Исходное положение. Повторить 2 раза.

        7. «Попрыгаем как мячик». И.п. – основная стойка, руки на поясе. Прыжком ноги врозь. Прыжком ноги вместе. Повторить 15-20 раз. Дыхание произвольное.

        8. Ходьба по комнате 30-60 с. Дыхание произвольное. Остановка. А теперь более глубокий – вдох – выдох. Повторить 2 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...