“Пальчиковые игры как способ здоровье сберегающих технологий”.
проект (старшая группа) на тему

Сабирова Римма Касимхановна

  укрепить здоровье детей, проводя  массаж  нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев; развивать мелкую моторику рук для стимулирования развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пальчиковая гимнастика.73.89 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

Тема: “Пальчиковые гимнастика как способ здоровье сберегающих технологий”.

Тип проекта: игровой.

Срок реализации проекта: долгосрочный 1 год.

Участники проекта: воспитанники старшей группы; воспитатели группы; родители воспитанников

Актуальность темы: в настоящее время полноценное развитие детей становится актуальной проблемой. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная  мелкая моторика. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, речь. Японские специалисты выяснили, что на руках человека, особенно на кистях, располагается большое количество особых точек, массирование которых способно излечить от определенных заболеваний. Например, при проблемах с желудком полезно массировать указательный палец, для улучшения работы головного мозга – большой, при сердечных заболеваниях – мизинец, если беспокоят почки и печень – безымянный, а для нормализации работы кишечника – средний палец.

Цель проекта:  укрепить здоровье детей, проводя  массаж  нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев; развивать мелкую моторику рук для стимулирования развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Задачи:

1.Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности.

2.Выработать привычку самомассажа пальчиков.

3.Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое  воображение .                    

4.Подготовить  руку к письму.

5. Вызывать положительные эмоции.

6.Прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап:
  1. Определение темы проекта.
  2. Формулировка цели и задач.
  3. Изучение методической литературы, разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  4. Перспективное планирование проекта.
  5. Создание наглядных пособий.
  1. Основной этап:

     1)Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов пальчиковых игр.

      2)Мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр:

  • Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
  • Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  • При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  • Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
  • В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
  • Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Ожидаемые результаты:

Расширить кругозор и словарный запас детей, дать первоначальные математические представления и экологические знания, обогатить знания детей о собственном теле, создать положительное эмоциональное состояние, воспитать уверенность в себе.

Список использованной  литературы:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” Н.Е. Вераксы.
  • А.М.Диченскова «Страна пальчиковых игр» - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012
  • Шорыгина Т.А. “500 загадок и считалок для детей” – М.: ТЦ Сфера, 2011
  • Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)
  • Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
  • Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
  • Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –( С. 56-58.)
  • Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)
  • Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
  • Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.
  • Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

Автор:

Сабирова Римма Касимхановна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №253 присмотра и оздоровления» г.Казани РТ.

Приложение № 1.

 Перспективный план по развитию мелкой моторики в старшей группе.

Сентябрь. Тема «Золотая осень».

  1. неделя. Тема: «День знаний. Поделимся летними впечатлениями»
  • Пальчиковая игра «Сосчитаем до пяти».
  • Игры с прищепками (солнышко).
  • Игра с горохом или бобами (выложить цветы ).
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (канцтовары).
  • Дорисуй узор по точкам (школьный рюкзак).

  1. неделя. Тема: «Уж небо осенью дышало».
  • Пальчиковая игра «Засолка капусты».
  • Фигурки из счетных палочек (машина везет урожай с полей).
  • Игра с красной фасолью (выложить свеклу).
  • Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
  • Дорисуй узор по точкам (зонтик).

  1. неделя. Тема:  “День хлеба.Такой разный урожай”.
  • Пальчиковая игра “Хлебушек, пекарь”.
  • Фигурки из счетных палочек (мельница).
  • Ниткография (колоски).
  • Самомассаж с граненым карандашом.
  • Тестопластика (крендельки).

  1. неделя. Тема: “Осенняя красота природы”.
  • Пальчиковая игра “Осенний букет”
  • Печатание разными листьями “Осенний ковер”.
  • Ниткография “Осенний лес”.
  • Рисование на манной крупе “Дождик в саду”.
  • Проталкивание фасоли в пластиковую бутыль.

Октябрь. Тема: “Мама, папа я – здоровая семья”.

1 неделя. Тема: “День пожилого человека. Наши дорогие бабушки”.

  • Пальчиковая  игра “Моя семья”.
  • Фигурки  из счетных палочек (очки, клубок).
  • Работа с фасолью (отделить красную фасоль от белой).
  • Бусы в подарок маме (нанизывать бусины на нить).
  • Оригами “Тюльпан”.

2 неделя. Тема: “Папа, мама, я – спортивная семья”.

  • Пальчиковая игра “Тренировка” .
  • “Фигурки из счетных палочек” (качели).
  • Закапывание в рисе больших пуговиц.
  • «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
  • Дорисуй узор в зеркальном отражении (гантели, клюшка).

3 неделя. Тема: “Широка страна моя родная”.

  • Пальчиковая игра “Дружба”
  • Ниткография “Глобус”.
  • Самомассаж пальчиков с грецкими орехами.
  • Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать флаги России, Татарстана).
  • “Рыбалка” (на удочку прикрепить магнит и вылавливать из емкости с водой прищепки).

4неделя. Тема: “Обычаи и традиции России, Татарстана”.

  • Пальчиковая игра “Матрешки”.
  • Куклы на пальчиках (нарисовать кукл в национальных костюмах).
  • Игры с прищепками (забор).
  • Дидактическая игра “Укрась калфак ”.
  • Дорисуй узор (дымковская роспись на полоске).

Ноябрь. Тема: “Мир вокруг нас”.

1 неделя. Тема: “Я живу в Казани”.

  • Пальчиковая игра “Башня” .
  • Ниткография “Достопримечательности  Казанского Кремля”.
  • Самомассаж массажными мячами.
  • Пейзаж на песке “Мой любимый город”.
  • Выкладывание башни Сююмбике гречкой.

2 неделя. Тема: “Мир транспорта. Транспорт в нашем городе”.

  • Пальчиковая игра “ Транспорт”
  • Рисование на манной крупе легковой и грузовой машины.
  • Дидактическая игра “Собери автобус из деталей”.
  • Закапать горючее пипеткой в канистру.
  • Дорисуй узор по точкам “Трамвай”.

3 неделя. Тема: “Всемирный день приветствия”.

  • Пальчиковая игра “Встреча” .
  • «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
  • Рисование на песке смайликов.
  • Оригами “Тюльпан”.
  • Самомассаж граненым карандашом.
  1. неделя. Тема: “День матери”.
  • Пальчиковая игра “Лесенка - чудесенка” .
  • Бисероплетение (бусы для мамы).
  • Фигурка из счетных палочек (цветок).
  • Плетение (бант на коробку).
  • Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур (сердечко).

Декабрь. Тема: “Зимушка - зима”.

1 неделя. Тема: “Моя семья”.

  • Пальчиковая игра “Домики” .
  • Фигурки из счетных палочек (телевизор).
  • Рисование на манке любимых игрушек.
  • Тестопластика “Праздничное  угощение”.
  • Дорисуй узор “Цветы”.

2 неделя. Тема: “Проказы матушки зимы”.

  • Пальчиковая игра “Зима” .
  • Игра “Разложи льдинки по формочкам”.
  • Работа с ватой (снежные сугробы ).
  • Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка).
  • Дорисуй узор “Зимнее дерево”.

3 неделя. Тема: “Животный мир нашего края зимой”.

  • Пальчиковая игра “Олень” .
  • Игры с прищепками “Укрась ежика иголками”.
  • Ниткография “Уши зайца”.
  • Работа с крупами (рассортировать горох и фасоль).
  • Дорисуй узор по точкам “Медведь”.

4неделя. Тема: “Зимующие и перелетные птицы”.

  • Пальчиковая игра “Сова” .
  • Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка).
  • Обрывание (укрась снегирю грудку).
  • Самомассаж  массажными мячиками.
  • Ниткография (кормушка).

Январь. Тема: “Братья наши меньшие”.

2 неделя. Тема: “Наши верные друзья” (домашние и дикие животные).

  • Пальчиковая игра  “Лиса” .
  • «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
  • Игра с рисом (обвести утенка по контуру и выложить его крупой).
  • Самомассаж граненным карандашом.
  • Дорисуй узор (Индюк).

3 неделя. Тема: “Мы едем, едем в Африку!” (животные жарких стран).

  • Пальчиковая игра  “Жираф” .
  • Поделка “Слон” (основа картонный  цилиндр).
  • Выкладывание из счетных палочек “Пальма”.
  • Самомассаж мячиком.
  • Дорисуй узор “Бегемот”.

4неделя. Тема: “В гости к Белому медвежонку” (животные Севера).

  • Пальчиковая игра “Белый медведь” .
  • Фигурка из счетных палочек (санки для медвежонка).
  • “Домик для белого медведя” – сложить пластиковые стаканчики в виде “колодца”.
  • Работа со штампами.
  • Дорисуй узор по точкам (Белый медвежонок).

 

Февраль. Тема: “Мир, в котором я живу”.

1 неделя. Тема: “Дома людей, местожительства животных”.

  • Пальчиковая игра  “Есть у каждого свой дом”.
  • Ниткорафия “Жилища разных народов”.
  • Работа с пуговицами “Выложи домик бобра”.
  • Самомассаж пальчиком грецким орехом.
  • Растягивании резинки (держа пальчиками за концы).

2 неделя. Тема: “Дело мастера боится ” (профессии, военные профессии).

  • Пальчиковая игра “Самолет” .
  • «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  • Игра с веревкой “Буксир” .
  • Тестопластика “Кондитер” (лепка тортика и украшение его бисером).
  • Соедини точки и узнай профессию.

3 неделя. Тема: “День защитников Отечества”.

  • Пальчиковая игра “Бинокль” .
  • Фигурки из счетных палочек (танк, самолет).
  • Конкурс “Кто больше узелков завяжет на веревке”.
  • Работа с рисом (салют на синем картоне).
  • Рисование салюта ватными палочками.

4неделя. Тема: “Мама...как много в этом слове”.

  • Пальчиковая игра “Если был бы я девчонкой...” .
  • Работа с ниткой и иголкой (пришивание пуговиц).
  • Выкладывание из пуговиц “Нарцис”.
  • Тестопластика “Мимоза”.
  • Самомассаж грецким орехом.

Март. Тема: “Весна идет, весне дорогу”.

1 неделя. Тема: “Женский день – 8 Марта”.

  • Пальчиковая игра  “Мамин день”.
  • «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
  • Тестопластика “Кулон” (изготовить кулон для мамы, украсить бисером).
  • Поделка из бумаги “Букетик  цветов”.
  • Дорисуй узор по точкам “Солнышко”.

2 неделя. Тема: “Путешествие по морскому дну”.

  • Пальчикова игра “Карасики” (стр 96).
  • Моторчик подводной лодки. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
  • Рисование гуашью на гладких камушках.
  • Работа с пшеном “Золотая рыбка”.
  • Рисование на песке (осьминог, морской конек, морская звезда)

3 неделя. Тема: “Домашняя утварь” (посуда, электроприборы).

  • Пальчиковая  игра “Чайник”.
  • Рисование на песке “Чайная посуда”.
  • Лепка из глины “Кувшин”.
  • Выкладывание из счетных палочек “Бытовая техника”.
  • Соедини точки по цифрам “Мясорубка”.

4неделя. Тема: “Ласточка примчалась из-за синего моря”.

  • Пальчиковая игра “Ласточка примчалась».
  • Оригами  “Журавль”.
  • Ниткография “Птица”.
  • Рисование ладошкой “Птицы в небе”.
  • Игра с песком “Найди горох ”.

Апрель. Тема: “Обо всем на свете”.

1 неделя. Тема: “Весна, весна на улице”.

  • Пальчиковая игра “Весна” .
  • Оригами “кораблик”.
  • Самомассаж граненным карандашом.
  • Рисование на песке “Весенняя капель”.
  • Дорисуй рисунок “Веточка вербы”.

2 неделя. Тема: “Наш космический корабль”.

  • Пальчиковая игра  “Комос”.
  • Работа с ватой “Воздушные облака”.
  • Работа с штампом “Звездочки”.
  • Играы с прищепками “Космический корабль”.
  • Дорисуй рисунок по точкам “Звезда”.

3 неделя. Тема: “Что мы знаем о знаменитых людях Татарстана. День

                               рождения Г.Тукая ”.

  • Пальчиковая игра “Дружба”
  • Рисование на песке “Шурале”.
  • Выкладывание из счетных палочек “Гребень Водяной”.
  • Самомассаж пальчиков “Надеваем перчатки-получаем пальчики Шурале”.
  • «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

4неделя. Тема: “Колыбель истории”.

  • Пальчиковая игра “Мой любимый город”.
  • Выкладывание из счетных палочек “Спасская башня”.
  • Рисование на манке “Наши реки”.
  • Самомассаж мячами.
  • Дорисуй узор “Белый барс”.

Май. Тема: “Наше счастливое детство”.

1 неделя. Тема: “Мы за мир, за дружбу ...” (День Победы).

  • Пальчиковая игра “День Победы” .
  • Выкладывание из фасоли “Пограничная собака”.
  • Дорисуй узор по точкам и раскрась “Солдат на посту”.
  • Фигурка из счетных палочек (танк, флажок).
  • Звязываем узелки.

2 неделя. Тема: “Приключение муравьишки” (насекомые).

  • Пальчиковая игра “Червячки” (стр.99).
  • Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
  • Рисование на песке “Бабочки”.
  • Оригами “Бабочка”.
  • Выкладывание из пуговиц “Муравейник”.

3 неделя. Тема: “На лесной полянке” (ягоды, цветы).

  • Пальчиковая игра “Ягоды”.
  • Тестопластика “Корзинка с ягодами”.
  • Ниткография “Земляника”.
  • Чудесный мешочек “Ягоды”.
  • Дорисуй узор по точкам “Цветок”.

4 неделя. Тема: “Долгожданное лето”.

  • Пальчиковая игра “Красота природы”.
  • Фигурки из счетных палочек (карусель).
  • Бисероплетение (краски лета).
  • Дорисуй узор в зеркальном отражении (пейзаж).
  • Пейзаж на манке (где я буду отдыхать).

Приложение № 2.

Картотека пальчиковых игр.

“Сосчитаем до пяти”.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинай считать опять.

Раз,два,три,четыре,пять.

Мы закончили считать.

(пальцы рук соединяются ритмично в  «замок»)

(ритмичное касание одноименных пальцев  обеих

рук).

(касание пальцев, начиная с мизинцев)

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Хлебушек.

Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг  превратился       Выполняют упражнение «Пальчики

                                                           здороваются»                                                                                                                                     Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место.                Вытягивают руки вперёд, ладонями  вверх.

Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.                             А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

Осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают большой палец.

Загибают указательный палец.

Загибают средний палец.

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Сжимают и разжимают кулачки.

«Моя семья»

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я    

(поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

«Тренировка»

По ладошке постучу,

Ее быть сильной научу.

Буду я тренироваться,

Чтоб сильным быть,

А не казаться.

Выпрямите ладони, ребром одной ладони постучите по внутренней стороне другой в такт стихотворению, потом поменяйте руки.

Дружба
-
Дружат в нашей группе девочки и мальчики 
пальцы рук соединяются в "замок" 
-
Мы с тобой подружим маленькие пальчики 
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
-
Раз, два, три, четыре, пять 
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
-
Начинай считать опять. 
- Раз, два, три, четыре, пять. 
- Мы закончили считать 
руки вниз, встряхнуть кистями.

«Матрешки».

Мы- красавицы матрёшки,

Разноцветные одёжки

Раз-Матрёна, два-Малаша,

Милы-три, четыре-Маша,

Маргарита-это пять.

Нас нетрудно сосчитать

Разжимают кулачки, шевелим

пальчиками.

Загибают поочерёдно пальцы на

правой руке, начиная с большого.

Разжимают кулачки два раза.

«Башня».

Чок-чок-чок-чок,

Кулачек на кулачок.

Два моих,

Два маминых,

Два папиных,

Два Таниных,

Мы бабулю позовем,

Кулачки ее возьмем,

Посмотри, у нас какая

Башня получилась!

Не развалится она,

Что бы не случилось!

 Сожмите руки в кулачки и поставьте их друг на друга. Пусть дети по очереди поставят свои кулачки. 

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай.        
соединение пальцев по очереди с большим
В морях – корабли, ледоколы, суда,              
то же пальцами другой руки
Они очень редко заходят сюда.

“Встреча”

Здравствуй милая ладошка!

Я соскучилась немножко!

Дай тебя я обниму,

Тебя крепко я прижму.

Обхватите одной ладонью другую так, чтобы большой палец оказался с одной стороны, а все остальные пальцы – с другой. Осторожно сжимайте руки. Затем смените положение ладоней.

“Лесенка-чудесенка”

Я построю лесенку,

Лесенку-чудесенку.

Выше всех я заберусь,

Сверху маме улыбнусь.

Вот какя лесенка,

Лесенка-чудесенка.

Положите ноготь большого пальца правой руки на подушечку большого пальца левой руки, на подушечку  большого пальца правой руки положите указательный палец левой руки, на ноготь указательного пальцалевой руки – указательный палец правой руки. Так поочередно складывайте пальчикидруг на друга,потом “разбирайте”лесенку,следуя в такт за стихами.

“Домики”

Сомкните ладони перед собой.

За горами, за лесами,

За широкими морями

В деревеньке небольшой

Жил старик со своей семьей.

У него было три сына,

Три красавца, стройных, сильных

Лишь одна у них беда:

Слишком тесная изба.

Все собрались вчетвером,

Вырос скоро новый дом.

Кончики указательных пальцев прижмите друг к другу, согните при этомуказательные пальцы в суставах, насколько это возможно. Получился первый домик.

Старший брат решил жениться,

Жить всем вместе не годится!

Все собрались вчетвером,

Вырос скоро новый дом!

Кончики средних пальцев прижмите друг к другу, согните средние пальцы в суставах, насколько это возможно.получился новый домик.

Средний брат решил жиниться,

Жить всем вместе не годится!

Все собрались вчетвером,

Вырос скоро новый дом!

Кончики безымянных пальцев прижмите друг к другу, согните эти пальцы в суставах, насколько это возможно.получился третий  домик.

Младший  брат решил жиниться,

Жить всем вместе не годится!

Все собрались вчетвером,

Вырос скоро новый дом!

Кончики мизинцев прижмите друг к другу, согните эти пальцы в суставах, насколько это возможно.получился  домик.

В деревеньке с той с тех пор

Мир, покой, никаких ссор.

Братья с той поры не спорят:

Свой хозяин в каждом доме!

Покрутите ладонями с построенными “домиками” в разные стороны.

“Зима”.

На город налетели

Бураны и метели.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Превратился в лед вода,

Наступили холода.

Длинноухий зайка серый

Почему-то стал весь белый.

Перестал медведь реветь –

Спит в лесу зимой медведь.

Для того чтобы  изобразить снегопад, согните руки в локтях и поднимите их повыше.теперь неспешными, плавными зигзаообразными движениями плавно опускайте руки.

“Олень”.

Приставьте ладоне к голове и растопырьте пальцы, изображая рога оленя. Прочитайте стихотворение.

Я на севере живу,

Вместо листьев мох жую.

На лбу растут деревья,

Знаешь, что за зверь я?

“Сова”

Сожмите руки в кулаки, прижмите их тыльными сторонами друг к другу. Большие пальцы согните, направив их вверх. Указательные пальцы соедините и выпрямите, это клюв совы.

Тихо-тихо. Лес уснул.

Кто-то с дерева спорхнул.

Кто-то ночью рыщет.

Берегитесь, мыши!

Ловит каждый шорох чутко,

Крикнет: “Ух!” – и станет жутко.

Очень уж суровы

Ночные птицы – совы.

“Лиса”

Для того чтобы изобразить лису, соедините ладони, словно делаете “пароходик”, большие пальцы поднимите вверх, чуть-чуть согните и немного разведите в стороны. Это-ушки лисички. Указательные пальцы согните внутрь ладоней, получится лоб лисы. Мизинцы тоже согните и прижмите друг к другу.  Приготовьте зеркальце. Поставьте его перед “лисой” и прочитате стихотворение:

В зеркало глядится

Рыжая лисица.

До чего хороша!

И красива, и умна,

И проворна, и хитра

Рыжая плутовка,

Курворует ловко.

“Жираф”

Руку согните в локте и поднимите вверх. Соедините большой, средний и безымянный пальцы, а указательный палец и мизинец поднимите вверх – получились рожки жирафа.

Жираф – он строен и высок,

С высокой ветки рвет листок,

А травку, что внизу растет,

Он никогда не достает.

“Белый медведь”

Поставьте руку на стол, оперевшись на кончики пальцев. Ноги медведя – большой, указательный, безымянный пальцы и мизинец. Средний палец – голова медведя, согните его.

Белый северный медведь

Может громко зареветь,

Горд, серьезен и суров

Повелитель снежных льдов.

Любит рыбу он ловить,

По снежку зимой ходить.

Летом мишка мается,

Он в жару купается.

 «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом                   (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,          (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

 

“У оленя дом большой”

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку).

«Самолет»

Для того чтобы из рук сделать самолет, вытяните обе руки перед собой, соединив большие пальцы, а остальные пальцы каждой руки выпрямите, соедините и отставьте в стороны, насколько это возможно. Получились крылья самолета. Поворачивая кисти вправо и влево, вверх и вниз, покажите, как летает самолет.

Из ручек сделай самолет.

Отправляемся в полет!

Выше неба мы взлетим,

Облака поймать хотим.

Полетали, покружились,

И на месте приземлились.

«Бинокль»

Соединив большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их.

Я – капитан большого корабля.

Я покоряю океаны и моря.

Бинокль подношу к глазам,

И вижу: там, где синий океан,

Где волны плещут, из глубин

Мне улыбается дельфин!

Вперед, вперед, мой капитан!

Тебя ждет много разных стран!

«Мамин день»


Мамочка, мамочка                                 Поочерёдно загибаем пальчики 
Любимая моя,                                        
правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка,                     затем то же на левой руке. 
Как я люблю тебя.                                  
Правую руку сжать в кулак, ладошкой

левой крепко его обхватить.

«Если был бы я девчонкой…»

Если был бы я девчонкой,          (идут по кругу)

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал               (останавливаются и повторяют движения

Я б рубашки постирал,                                        в соответствии с текстом)

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам                     (прыгают на месте)

Я б расставил по местам!

От чего ж я не девчонка?                (мальчики машут рукой)

Я бы маме так помог!                      (ставят руки на пояс)

Мама, сразу бы сказала:

- молодчина ты, сынок!                   (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

«Чайник»

Я – чайник,           (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую

                                                              держат на поясе)

Ворчун, хлопотун, сумасброд,                   

Я вам напоказ выставляю живот.          (животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:             (топают обеими ногами)

«Эй люди, я с вами попить чай хочу»   (делают призывные движения правой

                                                                                                                       рукой)  .

  « Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

«Ласточка примчалась…»

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как, февраль, не злится,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик —

Все весною пахнет!»

 

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,                   «шагают» пальчиками обеих рук по столу
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.            
загибают по одному пальчику с мизинца

«Космос»

Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки – 
Значит можно начинать.                                             
Выполнять движения по тексту.
Раз, два, три, четыре, пять -                                     По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд.                                    
Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит,                            Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди? 
Солнце, планеты, спутники, кометы,                  
Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну. 
В космосе сквозь толщу лет,                                   
Сжимают и разжимают пальцы рук. 
Ледяной летит объект.                                            
Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево. 
Хвост его-полоска света,                                     
К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост» 
А зовут объект комета.                                        Сжимают и разжимают пальцы рук.

«Дружба»

Дружат в нашей группе,              пальцы рук соединяют в замок несколько раз
Девочки и мальчики. 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять                          
 пальцы с мизинчика поочередно 
Начинаем мы считать.                                 
соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.                            
руки вниз, встряхивают кистями. 

 «Город»

В городе людей немало (водим рукой как в считалке)

Много окон и дверей (рисуем указательным пальцем прямоугольники)

Много улиц и кварталов (ладони движутся параллельно)

Много здесь живёт людей. (руки в стороны).


 
«Солдаты»

Аты — баты, аты — баты! 

поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки 
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота – Рота за ротой.

«День Победы»

Я плыву на лодке белой                                    концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной.                                  друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан,                                            
проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган.                                     качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся,                                        сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся.                                      
стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик                                                        ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб.                                                           пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны,                                                выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны,                                                 прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой,                                            плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой.                                         как рыбы плывут в воде

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.
В лес идем мы погулять.
                       Оби руки идут по столу.
За черникой,
                               Загибают пальчики, начиная с большого. 
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. 

Здравствуй, полянка большая!               

Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,
Здравствуй, трава – мурава!
                    похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём – 
Всю тебя мы соберём.

«Красота природы»
Здравствуй, Солнце золотое!     Пальцами правой руки по 
Здравствуй, небо голубое!         очереди «здороваться» с 
Здравствуй, вольный ветерок!  пальцами левой руки, 
Здравствуй, маленький дубок!  похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю -         кончиками.
Всех я вас приветствую!

 

Приложение № 3.

Перечень игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

  • Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
  • Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
  • Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
  • Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
  • Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
  • Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

 2.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

3.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

4.Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

5.Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Приложение № 4.

Пальчиковая игра с использованием

элементов оригами

( старшая группа)

Цель: учить изготавливать модели из бумаги с применением приёмов оригами и действовать с ними. Совершенствовать точность мелких движений руки.

                                       Ход работы

Педагог: Сегодня мы научимся делать стакан, но не совсем обычный. Как вы думаете, что может быть необычного в этом стакане?

Дети: Стакан может быть большим или маленьким.

Педагог: Правильно. Но есть ещё одна особенность, которая отличает наш стакан от обычного. Это материал – не стекло, не керамика, не пластмасса и даже не дерево, а… всего лишь бумага.

Я стаканчик необычный.

Может быть, и непривычно

Из бумаги пить водицу,

Зато можешь ты напиться,

Если сделаешь меня,

Обойдусь без клея я.

Послужу на славу я,

Себя не пожалею.

Дети под руководством воспитателя делают стаканчики (схема изготовления приведена ниже). Желающие могут налить воду в стакан, при желании попить. Изделие, выполненное из квадрата достаточно большого размера, может стать удобным настенным «карманом» для открыток, раздаточных карточек и др. «Карман» может выполнять роль почтового ящика, из которого дети по ходу игры достают письма, заранее подготовленные воспитателем.

Если сделать пять пар маленьких стаканчиков-колпачков для пальцев, то можно предложить детям такую игру.

Пять помощников у нас

Есть в резерве. Каждый раз,

Лишь возьмёмся мы за дело,

Глянь – и дело закипело!

Бреют, клеят и стирают,

Месят, гладят, убирают

И работают всегда

Быстро, ловко, господа!

                                                                                     

Шляпками накрою я

Пальцы все. Мои друзья

Поиграют в прятки (дети надевают колпачки на пальцы).

А покажутся они,

Сделают зарядку (снимают колпачки).

Раз и два (большие пальцы правой и левой рук «здороваются»).

И три, четыре (указательные пальцы «здороваются»).

Есть хозяева в квартире (хлопают в ладоши).

Пять и шесть (средние пальцы «здороваются»).

Забот не счесть (хлопают в ладоши).

Семь и восемь (безымянные пальчики «здороваются»).

Вас попросим (хлопают в ладоши).

Десять, девять (мизинцы «здороваются»).

Хлопать вместе (хлопают в ладоши).

 Приложение №5.

Фрагмент занятия по развитию речи

Тема: Заучивание наизусть

стихотворения «Две синички»

(для старшего возраста)

Сначала воспитатель читает выразительно весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить. Педагог показывает, как сделать руки «гнёздышком», и просит представить, что там, в гнёздышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим дыханием, прижать к себе, а затем вместе с воспитателем произносить слова и повторять движения. (Каждый воспитатель может придумать свои движения.)

Сидят в гнезде две птички,            Руки детей, изображающие гнёздышко,

Две маленьких синички.                прижаты к груди, они согревают

Сидят, прижавшись тесно:            птичек, которых полюбили.

Тепло в гнезде им вместе.

Но вот одна проснулась.                Одна рука изображает пальцами движе -

Проснулась, встрепенулась,          ния крыльев, затем взлетает «вверх».

И песенку запела,                            Вторая – у груди.

И к солнышку взлетела.

Вторая вот проснулась,                  Вторая рука повторяет движения первой.

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.

И вот синички вместе                      Руки с пальцами-крыльями двигаются

Под солнышком летают.                 над головой, изображая полёт птиц

Их солнышко своими                      навстречу друг другу.

Лучами согревает.

Вот вечер наступает,                       Руки плавно опускаются. Дети могут

И солнышко садится.                      присесть на корточки («солнце село»).

Пора домой синичкам

Под вечер возвратиться.

Сидят в гнезде две птички,             Руки снова складываются гнёздышком

Две маленьких синички.                 и прижимаются к груди.

Сидят, прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.

Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» и под «тихий час», и под упражнения на зарядке, и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним взором» видели, какие у птичек пёрышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к гуди. Всё это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. Общение между воспитателем и детьми получается позитивным.

Приложение № 6.

Использование пальчиковой гимнастики

в режиме дня

  1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Я вас всех приветствую! (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

  1. Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например, передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто его открыть бы смог?

Потянули (руки тянуться в стороны),

Покрутили (круговые движения пальцев от себя).

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

  1. На физкультминутках (три – четыре упражнения).

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии «гимнастика мозга».

4.Пред обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.

Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нём живёт кошка. Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зелёные, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

5.На прогулке в тёплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев руки изобразить дом, скворечник, собаку, цепочку, дерево и др. пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

«Гусь»

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

«Зайчик – кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

6.В зачине подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, в море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча)                                                                                                              

Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

Не пугает их волна,

Рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев рук ребёнок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх – «обезьянка дразнится»).

7.С добрым утром!

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз.)

Вы проснулись?

(«Смотрим в бинокль».)

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушкам.)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши.)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Мы проснулись! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Подвижная игра как компонент здоровье сберегающих технологий"

В данной работе представлена консультация для родителей...

Мастер-класс "Пальчиковые игры как способ здоровье-сберегающих технологий".

Для воспитателей был проведен мастер-класс по пальчиковым играм. Взрослые были очень заинтесована множеством предложенного материала, с удовольствием поиграли как дети....

Подвижные игры в системе здоровье сберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей яв...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Музыкальные игры с использованием здоровье сберегающих технологий»

Взаимодействие и просветительская работа  с родителями. Взаимодействие и просветительская работа  с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровь...


 

Комментарии

Прекрасная разработка. Игры подобраны по темам, разработка ценна перспективным планированием. Готовый замечательный материал для работы. Особенно для молодых педагогов. Спасибо.