Главные вкладки

    Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
    картотека (младшая группа)

    Хитрая Мария Васильевна

    Закаливающие мероприятия

       Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.

       Закаливание - это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости,  универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

       Необходимо осуществлять  единый подход  к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

       Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:

    ü  контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воз­душные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирую­щей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от боль­шей или меньшей двигательной активности детей и их числа;

    ü  босохождение, которое  является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;

    ü  циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках,  обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффек­том;

    ü  полоскание горла (с 2,5-3 лет).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Схема закаливания детей

    Требования к проведению закаливания:

    ·        Учет индивидуальных особенностей ребенка

    ·        Положительные реакции ребёнка на закаливание

    ·        Непрерывность закаливания

    ·        Наблюдение  медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром

    ·        Согласие родителей

    Характер действия

    Метод

    Методика

    Противопоказания

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воздух

    Утренняя гимнастика

    Проведение в облегченной одежде. Летом – проведение на свежем воздухе.

    Медицинский отвод после болезни

    Прогулка

    Прогулки на свежем воздухе в одежде по сезону

     

    Сон в проветренном помещении

    Учитывать физическое  и соматическое состояние детей

    Температура воздуха в спальне ниже 14° С

    Воздушные  контрастные  ванны.

    Гимнастика после сна.

    Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате)

    Использование «дорожек здоровья»

     

    Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний.

    Хождение босиком

    Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья.

    Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинского отвода

     

     

     

    Вода

    Полоскание рта 

    Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1-й младшей группы.

     

    Нет

    Мытье рук, ног

    Постепенное обучение, начиная с раннего возраста

    Наличие медицинского отвода

     

     

     

     

     

    Туалет носа

    Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой

     

    Нет

     

     

     

    Солнце

    Прогулка. Солнечные ванны.

    Свето-воздушные ванны.

    Использование ослабленного влияния атмосферы (утро, после полудня).

    Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение продолжительности процедуры

    Хронические заболевания, температура свыше 30° С

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей:

       По данным  Э.С. Аветисова, близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих  близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Несомненно, связь близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечнососудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

       Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, проведение специальных упражнений для глаз - все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.

      

    Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.

       В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника  обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

       Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

       Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка

     

    формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

       Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

       Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

       В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

       Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

       Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

       Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

    ü  Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

    ü  Систематичность и последовательность работы в течение всего года.

    ü  Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

    ü  Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

    ü  Обязательная полная информированность  родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

      

    В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

    ü  Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.

    ü  Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.

    ü  Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.

      


     

     

    Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:

         1. Просветительское

         2. Культурно - досуговое

         3. Психофизическое

    Просветительское направление

    ·          Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)

    ·          Собеседование (сбор информации)

    ·          Анкетирование, тесты, опросы

    ·          Беседы                            

    ·          Встречи со специалистами

    ·          Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)

    ·          Индивидуальные консультации по возникшим вопросам

    ·          Круглый стол

    ·          Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)

    ·          Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.

    Культурно - досуговое направление

    ·          Дни открытых дверей.

    ·          Совместные праздники и развлечения.

    ·          Организация вечеров вопросов и ответов.

    Психофизическое направление.

    ·          Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей

    ·          Спортивные соревнования

    ·          Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе с часто болеющими детьми

    ·          Открытые занятия педагога – психолога с часто болеющими детьми

    ·          Тренинги, семинары – практикумы

       Взаимодействие с родителями по вопросу изучения  удовлетворенности  родителей качеством предоставляемых  образовательных услуг в сфере оздоровления детей осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.

       Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение

     

    между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической  и социальной составляющих здоровье

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 123.docx26.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Закаливающие мероприятия

       Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.

       Закаливание - это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости,  универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

       Необходимо осуществлять  единый подход  к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

       Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:

    • контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа;
    • босохождение, которое  является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
    • циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках,  обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом;
    • полоскание горла (с 2,5-3 лет).

    Схема закаливания детей

    Требования к проведению закаливания:

    • Учет индивидуальных особенностей ребенка
    • Положительные реакции ребёнка на закаливание
    • Непрерывность закаливания
    • Наблюдение  медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром
    • Согласие родителей

    Характер действия

    Метод

    Методика

    Противопоказания

    Воздух

    Утренняя гимнастика

    Проведение в облегченной одежде. Летом – проведение на свежем воздухе.

    Медицинский отвод после болезни

    Прогулка

    Прогулки на свежем воздухе в одежде по сезону

    Сон в проветренном помещении

    Учитывать физическое  и соматическое состояние детей

    Температура воздуха в спальне ниже 14° С

    Воздушные  контрастные  ванны.

    Гимнастика после сна.

    Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате)

    Использование «дорожек здоровья»

    Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний.

    Хождение босиком

    Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья.

    Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинского отвода

    Вода

    Полоскание рта  

    Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1-й младшей группы.

    Нет

    Мытье рук, ног

    Постепенное обучение, начиная с раннего возраста

    Наличие медицинского отвода

    Туалет носа

    Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой

    Нет

    Солнце

    Прогулка. Солнечные ванны.

    Свето-воздушные ванны.

    Использование ослабленного влияния атмосферы (утро, после полудня).

    Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение продолжительности процедуры

    Хронические заболевания, температура свыше 30° С

    Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей:

       По данным  Э.С. Аветисова, близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих  близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Несомненно, связь близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечнососудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

       Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, проведение специальных упражнений для глаз - все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.

       

    Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.

       В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника  обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

       Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

       Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка

    формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

       Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

       Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

       В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

       Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

       Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

       Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

    • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
    • Систематичность и последовательность работы в течение всего года.
    • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
    • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
    • Обязательная полная информированность  родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

       

    В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

    • Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
    • Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
    • Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.

       


    Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:

         1. Просветительское

         2. Культурно - досуговое

         3. Психофизическое

    Просветительское направление

    • Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)
    • Собеседование (сбор информации)
    • Анкетирование, тесты, опросы
    • Беседы        
    • Встречи со специалистами
    • Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)
    • Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
    • Круглый стол
    • Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
    • Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.

    Культурно - досуговое направление

    • Дни открытых дверей.
    • Совместные праздники и развлечения.
    • Организация вечеров вопросов и ответов.

    Психофизическое направление.

    • Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
    • Спортивные соревнования
    • Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе с часто болеющими детьми
    • Открытые занятия педагога – психолога с часто болеющими детьми
    • Тренинги, семинары – практикумы

       Взаимодействие с родителями по вопросу изучения  удовлетворенности  родителей качеством предоставляемых  образовательных услуг в сфере оздоровления детей осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.

       Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение

    между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической  и социальной составляющих здоровье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

    Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

    Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

    Комплекс утренней  гимнастики с элементами  дыхательной  гимнастики Стрельниковой....

    Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики.

    Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики.«Вспомним лето»...

    Пальчиковая гимнастика, дидактическое игры и сюжетно-ролевые игры в группе 30 апр-4 мая 2018

    Пальчиковая гимнастика, дидактическое игры и сюжетно-ролевые игры в группе 30 апр-4 мая 2018...

    Здоровье сберегающие технологии: комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе

    Комлексы утренней гимнастики для детей подготовительной группы....

    Здоровье сберегающие технологии: комплекс утренней гинастики в старшей группе

    Комплексы  утренней гимнастики для детей старшей группы....