Статья "Воспитание здорового ребенка"
статья на тему

Симонова Марина Николаевна

Педагогический опыт по воспитанию здорового ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_zdorovogo_rebenka.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Воспитание здорового ребенка.

    Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие, становление функциональных  систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ, осознающих потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому, чрезвычайно важно соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению детского организма.

Зачастую дети травмируются и приобретают различные заболевания  из-за незнания элементарных правил и отсутствия представлений о своем организме. Валеологические же знания помогают формировать и сохранять здоровье в конкретных условиях жизнедеятельности.

Посильную помощь в работе мне   оказывает программа «Школа здоровья» Г.А.Ворониной. Где предлагается с 2-х летнего возраста заниматься данной проблемой. Программа построена на идеях  педагогической  валеологии. Она   предусматривает воспитание валеологической культуры. Понимание валеологической культуры рассматривается мною как совокупность нескольких компонентов:

  *  Осознанного отношения к здоровью и жизни.

  *    Знаний о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его.

 *    Самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом  жизни, безопасности поведения.

Работа по формирования у детей валеологической культуры представляет собой интегрированный процесс, где используются разнообразные формы  и методы:  непринужденные беседы, интегрированная непосредственно образовательная деятельность,  настольные игры и игровые упражнения, эксперименты и опыты, мини-развлечения,  совместные мероприятия с родителями и детьми, подвижные игры и упражнения, информативные беседы  с использованием ИКТ. Формы организации всегда разные, зависят от цели и содержания работы: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Темы бесед самые разные: гигиена, питание, закаливание, строение отдельных частей тела человека, настроение, движение и здоровье, окружающий мир и опасность для здоровья и многие другие.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Поэтому используются сказочные сюжеты, истории. Если возникает интерес к предметам, способствующих формированию полезных привычек, то возникает и желание действовать с ними, а значит заботится о личном здоровье, беречь себя и не подвергать опасностям.

Если у детей отсутствуют образы представлений, включается механическое запоминание, позволяющее удержать в памяти те или иные понятия на определенное время. А главное – механическое, формальное запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их аналогичные ситуации производится с трудом, а  в  нестандартные вообще невозможен.

Чтобы избежать этого, «оживить» беседы или рассказ педагога, «разбираем» их мини-спектаклями. Яркие впечатления остаются надолго в памяти детей.

Например, познавательная беседа «Наши зубки». Рассказав детям о пользе зубной пасты и щетки, не обнаружилось большого желания следовать этим советам. Дети выслушали, не проявив большого интереса. На  помощь пришел «мини-спектакль». К детям пришел сказочный герой Зубочискин.  Это оживило беседу, у детей появился интерес и желание следовать примеру. Элементы костюм, оценка товарищами поступков, все это вызывает желание быть похожим на героя, способствует запоминанию правильных действий и использованию их  в последствии в различных ситуациях. Дети любят не только смотреть сказки, но и слушать их.  Не без пользы прошли познавательные беседы, насыщенные художественным словом(стихи, загадки, пословицы).Большой интерес вызвали сказки Т.А. Шорыгиной(книга «Беседы о здоровье»)

Такая организация деятельности способствует усвоению информации. Но, работа достигает своей цели только в том случае, если  дети могут сами использовать свои знания. Для этого  используются  практикумы. В практической деятельности необходимо создать такую обстановку, чтобы ребенок средствами практических действий  мог утвердиться в понимании каких-либо валелогических  понятий. Это может быть и комплекс закаливающих процедур (НОД «Кто с закалкой дружит-никогда не тужит!») и опыты: «Определи реакцию зрачков на различное освещение», опыт Мариотта - слепое пятно, «Распознай пищу по запаху, вкусу». Знания, полученные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены  с долгими «бездумными» упражнениями.

Но, воспитание валеологической культуры у   дошкольников невозможно без взаимодействия педагогов  и родителей. Большое значение имеет положительный пример отца и матери, как образец для подражания. Основной трудностью является то, что «родители должны быть на порядок выше своих детей» (А. С. Палько), тогда только наши усилия окажут положительный результат.

                                                                             Автор: Симонова Марина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

МИНИ – ПРОЕКТ «Здоровая спинка. Здоровый ребенок. Здоровая нация»

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятия...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

День здоровья в старшей-подготовительной группе «Здоровый ребенок – в здоровой семье»

Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении ...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

ПАМЯТКА для родителей « Питание и здоровье ребенка. Факторы, влияющие на здоровье ребенка.».

laquo;…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно".Академик Н.М. Амосов...

Консультация для родителей «Здоровая семья — счастливый ребенок. Счастливая семья — здоровый ребенок »

Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание глубоко...