Доклад по теме: «Опыт и эффективность использования технологии БОС"
статья ( группа) на тему

СОКОЛОВА ГАЛИНА ЯКОВЛЕВНА

Древние мыслители верно заметили, что ключ к здоровью скрыт в определенном типе дыхания. Еще известно, что здоровье человека  во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. По существу работа дыхания и сердца - это единый физиологический процесс, являющийся самым главным в организме человека. Именно гармоничное взаимодействие дыхания и сердца, по сути своей является Паспортом здоровья каждого человека. Значит, чтобы ребенок был здоровым он должен обладать нормальным физиологическим оптимальным дыханием, обеспечивающим эту гармонию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Доклад по теме:

«Опыт и эффективность

использования технологии БОС

в МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

             

Подготовила

старший воспитатель

Соколова Г.Я.

г. Покачи

1-2 слайд. Направленность технологии – оздоровление детского  организма, формирование навыков здорового образа жизни

Условия нашей жизни благополучными назвать нельзя. Человечество живет во все более усложняющемся мире. Научно-техническая революция, компьютерный бум, экономическая нестабильность требуют от человека большего напряжения мозга и психоэмоционального перенапряжения.

Все чаще человек оказывается в состоянии хронического стресса и болезненности и при этом с каждым годом средний уровень здоровья людей катастрофически понижается. Так же растет процент детей, страдающих разными заболеваниями - сердца, органов дыхания, зрения, речевыми расстройствами и т.д.

    Обеспечить поступательное развитие цивилизации может только все более и более совершенствующийся процесс обучения – математика, физика, химия, и…., компьютерная грамотность и т.д. Точно так же надо поступать и со здоровьем: человека нужно в строго обязательном порядке, начиная с детского сада и школы, обучить сохранять и укреплять свое здоровье – снабдить навыками правильного дыхания, правильной речи, осанки, правильного пользования органами зрения и т.д.

 Специалистами выяснилось, что если человеку дать дополнительную, не предусмотренную природой информацию о работе его органов и систем в доступной и наглядной форме, он способен включить механизм саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью сохранения и укрепления его здоровья.

Древние мыслители верно заметили что ключ к здоровью скрыт в определенномтипе дыхания. Еще известно, что здоровье человека  во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. По существу работа дыхания и сердца это единый физиологический процесс, являющийся самым главным в организме человека. Именно гармоничное взаимодействие дыхания и сердца, по сути своей является Паспортом здоровья каждого человека. Значит, чтобы ребенок был здоровым он должен обладать нормальным физиологическим оптимальным дыханием, обеспечивающим эту гармонию.

Необходимо обучить этому навыку-навыку сохранения здоровья и «маленького человека»

4 слайд. Технология БОС - это современная массовая здоровьеразвивающая компьютерная технология для детей и взрослых, разработанная российским ученым – физиологом, кандидатом биологических наук  А.А. Сметанкиным.

Данная технология позволяет каждому ребенку и взрослому выработать навык правильного дыхания  - релаксационно-диафрагмальный тип дыхания с максимальной величиной Дыхательной Аритмией Сердца (ДАС), а так же  помогает оздоровлению  организма, стать гармонично развитым, социально адаптированной личностью. А ДАС - это есть показатель правильности процесса газообмена, иными словами – показатель здоровья человека.

         Диафрагмально - релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) это уникальный тип, вырабатываемый по методу Биологической Обратной Связи  и известен в России и за рубежом как дыхание по Сметанкину.

3 – 4 слайд.  Для реализации технологии используются современные возможности мультимедийной компьютерной техники, оборудование БОС и программное обеспечение. 

5 слайд. Данная технология позволяет:

 -  продиагностировать состояние здоровья человека по количественным показателям уровня гармонии работы дыхания и сердца;

 - выдать паспорт здоровья;

 - всего лишь за 10 – 12 интерактивных занятий улучшить гармонию дыхания и сердца и повысить качество здоровья человека;

 - эффективно корректирует нарушения функционального состояния.

В процессе работы включается естественное природное диафрагмальное дыхание, которым каждый ребенок владеет с рождения, но испытываемые им стрессы, перенапряжения, плохая экология и другие факторы негативно влияют на согласованность работы сердца и легких, и навык правильного дыхания нарушается.

         9 слайд.  С 2005 года в оздоровительный процесс МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» внедрен метод биологической обратной связи (БОС) и  открыт кабинет БОС «Здоровье», который оснащен компьютерами, необходимыми приборами и датчиками. 

11 слайд. В реализации технологии участвуют дети общеразвивающих групп 6-7 лет, часто болеющие  (ЧБД), дети группы риска,  дети с острой хронической патологией ЛОР-органов, по направлению детского педиатра и желания родителей  (в рамках платных услуг).Успешно привлекаются к оздоровительным сеансам  желающие сотрудники учреждения.

12 слайд. Работа с детьми по данной технологии проходит в форме занятий - сеансов с использованием компьютеров. Длительность сеанса от 10 до 20 минут.

13-14 слайд. В процессе сеансов используются увлекательные игровые компьютерные сюжеты («Столбик», «Заборик», «Бабочка», «Пчелка» и др., повышающие интерес к оздоровительным урокам).Проводятся 2 курса занятий в течение учебного года (осенью и весной), в период повышения опасности ОРВИ, ОРЗ, грипп.

 Один курс состоит из 12 компьютерных сеансов-занятий продолжительностью от 10 до 20 минут каждый.В процессе работы с детьмииспользуются тренажеры БОС «Дыхание»  (ПБС - прибор биологической связи, датчики, наушники).

15 слайд. Овладев техникой диафрагмально – релаксационного дыхания, ребенок получает возможность самостоятельно корректировать состояние организма. Таким образом,  БОС позволяет совершенствовать функции органов и систем организма ребенка. Из отчетных листов  у большинства детей наблюдается улучшение диафрагмально –релаксационного  дыхания.

Диаграмма сравнительного анализа по оздоровлению ЧДБ методом БОС

16 слайд. Из сравнительного анализа  наблюдается улучшение диафрагмально-релаксационного дыхания. Результаты проведенных курсов положительные. В период курса, а также после, заболеваний этой категории детей не наблюдается.

Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ регламентируется приказом

 Минздрава РФ от 04.04.2003 № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».

Цели курсов БОС:

  • нормализация, оздоровление внутреннего физиологического состояния организма детей;
  • профилактика заболеваний  дыхательной,  сердечно-сосудистой и нервной систем;
  • добиться гармонической работы сердечно – сосудистой и дыхательной систем путем навыка диафрагмально – релаксационного типа дыхания с максимальной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи;
  •  коррекция поведения (гиперактивность, дефицит внимания);
  •  снятие психоэмоционального перенапряжения;

-воспитывать у детей и взрослых осмысленное ценностное отношение ксобственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма;

- повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии БОС «Здоровье».

В процессе работы соблюдаются принципы:

  • принцип безопасности («Не навреди!»)
  • принцип полноты (реализация  всех курсов и этапов);
  • принцип сезонности (осенью, весной);
  • принцип интеграции с другими областями;
  • принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Сроки реализации курсов БОС – долгосрочный, (в течение учебного года проводятся два курса: осенью и весной (в предэпидемический период ОРВИ, ОРЗ, грипп);

Этапы проведения курсов БОС:

  1. Освоение принципов дыхания животом (1 занятие без применения прибора).
  2. Подготовительный этап (2 занятия)
  3. Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем ДАС-БОС (4 занятия).
  4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного  дыхания под контролем ДАС БОС (4 занятия).
  5. Закрепление полученного навыка диафрагмально - релаксационного дыхания (2 занятия)

Критерий положительной оценки в рамках занятий БОС:

  • повышение величины ДАС в период работы в сравнении с периодом отдыха;
  • снижение частоты дыхания в период работы в сравнении с периодом отдыха;
  • рост величины показателя ДАС (дыхательная аритмия сердца) от сеанса к сеансу;
  • приближение оценки периода отдыха к оценке периода работы;
  • повышение уровня самочувствия после проведенного сеанса.

Эффективность внедрения технологии и оздоровительный эффект.

В период работы в рамках технологии наблюдается:

  • оказание общеукрепляющего и оздоравливающе о воздействия на организм ребенка;
  • снижение уровня заболеваемости ОРЗ и гриппом среди часто и длительно болеющих детей и оздоровление детского организма в целом;
  • улучшение поведения;
  • выработка внимательности;
  • коррекция психоэмоционального состояния;
  • защита от стресса и психоэмоционального перенапряжения;
  • нормализация функционального состояния.

Способы определения  результативности:

  •  компьютерный результат сеанса;
  • отчет по сеансам курса;
  • сравнительный анализ.

В процессе работы учитываются противопоказания к применению метода:

Абсолютные:

  • наличие серьезных признаков нарушения психики, волевой сферы и интеллекта;
  • серьезные нарушения ритма сердца;
  • заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации.

Относительные:

  • острые и в фазе обострения инфекционные и воспалительные заболевания;
  • травмы центральной нервной системы, позвоночника и грудной клетки в остром периоде;
  • болевой синдром любого происхождения;
  • эпилепсия и другие состояния, провоцирующие судорожный синдром при гипервентиляционном типе дыхания;
  • негативное отношение ребенка или родителей к методике оздоровления;
  • наличие диафрагмальной грыжи;
  • состояние выздоровления после острых инфекционных и воспалительных заболеваний, до момента допуска к занятиям ФИЗО;
  • возраст младше 4 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Опыт оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

  Здоровье - одна из главных ценностей человека. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей - основная задача дошкольного образования, и тем самым  физкультурно - оздоровительная...

Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»

      Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...

Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".

В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...

Доклад для воспитателей на тему:«Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад «Ветерок»

Доклад для воспитателей на тему: «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад «Ветерок» п.Наваринка»...

Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...

Доклад на тему : «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации».

Доклад на тему :«Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»....

Доклад на тему "Опей ырынын кижизидилгеге ужур-дузазы"

Консультация для воспитателей ДОУ...


 

Комментарии

Зырянцева Юлия Сергеевна

Очень интересно, возьму себе в копилку