Применение программы "Статус"для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей.
учебно-методический материал по теме

Рослова Наталья Сергеевна

Применение компьютерной системы "Статус", метод ФБУ-ЭМГ, принцип биологически обратной связи (БОС),

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_programme_status.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рослова Н.С. педагог-психолог,

инструктор по физической культуре

Детский сад №150 ОАО «РЖД»

г.Троицк

Применение программы «Статус» для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей.

Нарушение осанки в детском возрасте приводит к неправильному формированию скелета. В результате ухудшается работа всех систем организма. Следует более внимательно относится к профилактике нарушений осанки плоскостопия у ребёнка. Выполнение рекомендаций по поддержанию правильной осанки, физической нагрузки, тренировки мускулатуры позвоночника, обеспечение контролируемой двигательной активности, занятий плаванием, массаж, гимнастика- основа профилактики нарушений.

Плоскостопие-проблема современных развитых стран. Современные дети чаще предпочитают проводить время за компьютером, чем бегать по улице и играть в подвижные игры. Средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп и голеней. Гимнастика обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, улучшает кровоснабжение и тонус.

В большинстве случаев нарушение осанки и плоскостопия являются функциональными и выявляются у практически здоровых детей. Предупреждение и ранняя коррекция этих нарушений создает условия для гармонического развития детей и профилактики ряда патологических состояний.

С целью профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия детей в НДОУ «Детский сад №150 ОАО «РЖД» г. Троицка приобретена компьютерная система «Статус», разработанная специалистами научно-производственной фирмы «Амалтея» г. Санкт-Петербург, предназначенная для проведения занятий методом ФБУ-ЭМГ. В основе технологии ФБУ лежит принцип биологически обратной связи (БОС), что позволяет научиться управлять своим телом.

Широкое распространение в России метод ФБУ получил в 90 – х годах ХХ века при развитии производства оборудования с биологической обратной связью (БОС). Следствием этого явилось увеличение количества работ, посвященных оценке возможностей применение метода ФБУ – ЭМГ для коррекции расстройств двигательной функции И.Е. Шкарпетова, 1987; О.В. Богданов и соавт., 1990; О.Н. Блюменталь, А.А. Андреева, 1999; В.И. Лаврикова, 1998; Д.Ю. Пинчук, М.Г.Дудин, 2002.

Функциональное биоуправление по электромиограмме (ФБУ-ЭМГ) - это обучение управлению функцией мышц с помощью электронных устройств, которые регистрируют биопотенциалы контролируемой мышцы, усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной связи (звуковые, световые, комбинированные). Занятия с использованием метода БОС осуществляются в форме увлекательной компьютерной игры. Благодаря этому, дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют однообразные упражнения, что необходимо для тренирующего эффекта занятий.

Программа «Статус» помогает малышам выработать навык произвольной мышечной активности. Тренировка осознанных двигательных стереотипов с контролем обратной связи - один из самых эффективных и быстрых способов профилактики и коррекции нарушений осанки, начальных стадий сколиозов, плоскостопия.

Упражнения на биотренажере «Статус», построенные на игровых сюжетах, превращают для ребенка обучение в увлекательный процесс. В ходе занятий обеспечивается надежная подготовка опорно-двигательной системы дошкольника к предстоящим нагрузкам в школе.

Работа проводится в три этапа:

1-подготовительный.
Задача этого этапа – в доступной форме акцентировать внимание детей и родителей на то, что приборы не оказывают негативного воздействия на организм, а лишь регистрируют физиологические изменения. Проводится оценка функционального состояния, диагностическое ЭМГ, тренинг дает ребенку возможность понять и почувствовать, что он должен делать, обучить правильному выполнению упражнений.

2-основной.
Тренировка определенных групп мышц до получения желаемого результата. Развитие необходимой мышечной силы, формирование правильной осанки.

3-заключительный.
Задача этого этапа – закрепление полученных навыков, заключительное диагностическое исследование, оценка эффективности курса занятий. Мониторинг результатов коррекционной - профилактической работы по компьютерной программе на основе технологии БОС проводится с помощью сеансов «Диагностика».

Анализ показателей уровня физического развития выявил следующую положительную динамику:

  • повысилась устойчивость навыка правильной осанки;
  • повысилась силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса у 40% детей;
  • положительная динамика в укреплении мышц задней поверхности голени и формирования свода стопы 45%.

Прежде чем приступить к работе по данной методике, необходимо проконсультироваться с врачом-педиатром, т.к. имеются противопоказания к применению метода ФБУ-ЭМГ.

Необходимо учитывать, что занятия данным методом требуют активного участия и достаточного устойчивого внимания ученика, понимания смысла тренировки. Важно понимать, если ребенок имеет 1 или 2 степень плоскостопия, то положительных результатов в работе быстро ожидать не придется. Должен быть комплексный подход к решению данной проблемы, а это: ЛФК, ношение ортопедических стелек и специальной обуви, ежедневная гимнастика, массаж и плюс БОС.

Главной задачей профилактики и коррекции плоскостопия являются повышение силы мышц задней поверхности голени, удерживающих своды стопы.

Особенность методики ФБУ-ЭМГ заключается в том, что данное оборудование обеспечивает контроль активности тренируемых мышц, точную дозировку, оценку успешности выполнения задания в течение всего занятия путем предъявления тренирующемуся человеку сигналов обратной связи.

Данная программа обеспечивает высокий интерес детей к тренировочным занятиям и определяет эффективность коррекционного курса. Результат работы будет низкий, если происходит большой разрыв от занятия к занятию (по причине болезни ребенка). Теряется навык, и поэтому необходимо начинать процесс обучения заново (учитывая, что занятия проводятся в режиме двух раз в неделю).

Список использованной литературы

  1. Богданов О.В.,Николаева Н.И., Михайленко Е.Л. Коррекция нарушений осанки и сколиоза у школьников методами функционального биоуправления.// Журн. Невропатологии и психиатрии им. Корсакова. – 1990.-№8.- С.47-49.
  2. Пинчук Д.Ю., Дудин М.Г. Биологическая обратная связь по электромиограмме в неврологии и ортопедии. Справочное руководство.- СПб: «Человек»,2002.-120 с.
  3. Потапчук А.А,,Дидур М.Д.Осанка ифизическое развитие детей./ А.А. Потапчук,, М.Д. Дидур.-СПБ: «Речь»,2001.-163 с.
  4. Пинчук Д.Ю., Сезнева Т.Н.,Катышева М.В.,Вашалова Н.А.,Павлова В.Б., Юрьева Р.Г. Использование метода биологической обратной связи (БОС) по параметрам электромиограммы (ЭМГ) в востановительном лечении детей со сколиотической болезнью позвоночника в условиях специализированного реабилитационного центра.//Биологическая обратная связь.-2000.-№2.-С.26-31.
  5. Шарманова,С.Б.,Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания:Учебное.пос./С.Б. Шарманова, А.И. Фёдоров.-Челябинск: УралГАФК,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов з...

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, средствами физического воспитания (конспект занятия к проекту)

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:1.Развивать координацию движений, силу мышц стопы, ног.2.Воспитывать положительное отношение к образному восприятию слов и действиям в процессе двигательной деятельности....

Практический материал для инструкторов по физической культуре по теме "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста" для использования в процессе образовательной деятельности по физической культуре

В данном материале описываются упражнения (общеразвивающие, дыхательные, подвижные игры и.т.д.) способствующие формированию навыка правильной осанки, укреплению дыхательной системы, мышечного корсета,...

Консультация для воспитателей на тему: "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста"

В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки. Осанка формируется постепенно, по мере роста органи...

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Данный материал расчитан для родительской общественности. Сделан он в виде папки- передвижки. Здесь рассказано об основных нарушениях осанки, признаках плоскостопия, о профилактике данных нарушений...

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Великая ценность каждого человека -здоровье.Вырастить ребёнка здоровым-это желание родителей и одна из ведущих задач....


 

Комментарии