гимнастика для глаз
методическая разработка ( группа) на тему

  Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

                                                                  Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной  гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

   

 

http://tc-sfera.ru/sites/default/files/styles/medium/public/field/image/risunok1_0.jpg?itok=BHZeONwy

  Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

                                                                  Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной  гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз  благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием  проведения – наглядный показ действий педагога.

Общие рекомендации:

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения  1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на  те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

- с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см).  По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

- с использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке).  По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории.  При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.  Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

- с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Картотека гимнастики для глаз

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

IV Комплекс

Выполняется   стоя,   у каждого  ребенка   в  руках  игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно   следите   глазами:   …   подпрыгнула   вверх,   присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4   раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

V Комплекс

"Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей. Смотрят вниз.

Только нас не замочи. Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи

VI Комплекс

"Ветер"

Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише... Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.Встают и глаза поднимают вверх.

VII Комплекс

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

VIII Комплекс

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса. Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим. Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко. Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз, Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,  Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

IX Комплекс

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

X Комплекс

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.  Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.

XI Комплекс

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка».  Каждое движение выполняется 4-6 раз.

XII Комплекс

Спектр.

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Раскина И.И., Баракина Т.В. Как появился и из чего состоит компьютер? – Омск: ОмГПУ, 2005

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

4. Ковалько В.И.  Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007

5.  Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.

uprajneniya-detyam_1

uprajneniya-detyam_3

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ

  1. Очень важно, чтобы все занятия, проводимые с детками, были на их уровне. То есть, говоря сухо малышу, что он должен делать, это вскоре ему наскучит. И вместо пользы начнутся истерики и трудности, потому что ребенку будет скучно. Поэтому лучше всего настроиться на игру, вызвать у крохи интерес и только после этого совершать с ним какие-то действия.
  2. Проявлять терпение. Детки, особенно до 2-3 лет, хорошо слышат и понимают, но реакция их несколько замедленная, в сравнении со взрослыми. Поэтому очень важно терпеливо и настойчиво, без лишнего давления, проводить зарядку.
  3. Учитывать возраст ребенка и соотносить его ко времени занятий. С дошкольниками, например, можно вполне заниматься 10-15 минут. С крошками — не более 5-ти.
  4. Привлечь всех домашних (если занятия вне детского сада), чтобы было интересно и ребенок понимал социальную важность того, что он делает.

uprajneniya-detyam_4

УПРАЖНЕНИЯ (ПРИМЕР)

  • Моргание. Завуалировать упражнение как игру. Например, разыграть определенную ситуацию. Полет на луну, допустим, представить себя в ракете, а затем, чтобы ее завести, необходимо моргать. И детки с удовольствием будут повторять.

Достаточно 10-12 морганий. Сначала частых, потом более медленных.

  • Следующее – зажмуривание. Буквально 3-5 раз.
  • Пальминг. Закрыть глаза ладонями и постоять так пару минут. За это время можно рассказывать дошкольникам о путешествии на луне, чтобы они представляли это.
  • Рисунок носиком. Для этого попросить малышей нарисовать простую фигуру так, как будто на носике прикреплен карандаш.

Таким образом, в игровой форме с дошкольниками можно проводить разминку для глаз. Как итог, здоровое зрение, меньше усталости и больше возможностей для обучения.

Посмотрите далеко,

(дети вытягивают руки вперёд и смотрят на кончики пальцев)

Посмотрите близко,

(смотрят на ладошки перед глазами)

Посмотрите высоко,

(руки вверх, смотрят на кончики пальцев)

Посмотрите низко.

(руки вниз, смотрят на кончики пальцев)

Руку в сторону веду,

(руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев)

А затем веду другую,

(руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев)

А потом огромный круг

Я глазами нарисую.

(пальчиками «рисуют» круг по часовой стрелке, затем против, следя за ними глазами)

4

Глазная гимнастика

Мы топаем ногами: 

                  топ-топ.

Топают ногами, глаза опущены вниз

Мы хлопаем руками: 

                хлоп-хлоп.

Хлопают руками перед собой, взгляд фиксируется на руках

Мы руки поднимаем,

Пальцы, кроме указательных сжимают в кулаки, поднимают руки, фиксируя взгляд на кончиках указательных пальцев, и прослеживают их движение взглядом (голова неподвижна)

Мы руки опускаем,

Опускают руки и следят за ними взглядом (голова неподвижна)

Мы руки подаем

Ставят руки на пояс

И бегаем кругом.

Выполняют повороты кругом

3

Глазная гимнастика

     Все движения пальцев прослеживаются зрительно

Из крючков, из крючков,

Пальцами делают в воздухе крючки

Из кружков, из кружков

Пальцами делают в воздухе кружки

Сможем буквы написать.

Имитируют написание букв

Если будем мы стараться,

Буквы будут получаться.

Руки на поясе, наклоны головы в стороны

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились.

Пальцы сгибают и разгибают

Дружно их сейчас встряхнем

И опять писать начнем.

Встряхивают кистями рук.

1

Глазная гимнастика

Сам, сам самолет.

Тут и там самолет.

Круговые вращения глаз с опущенными и поднятыми веками

Летит самолет близко, 

                         далеко.

Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором

Летит самолет низко, 

                        высоко.

Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором

7

Глазная гимнастика

Капля первая упала - кап!

Пальцем показывают траекторию ее движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца

И вторая прибежала - кап!

То же самое

Мы на небо посмотрели,

Смотрят вверх

Капельки кап- кап запели,

Закрывают глаза

Намочились лица.

Мы их вытирали.

Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев

Туфли - посмотрите -

Мокрыми стали.

Показывают руками вниз и смотрят

Плечами дружно поведем

Движение плечами

И все капельки встряхнем.

Встряхивают кистями рук

От дождя мы убежим,

Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами прослеживается их путь

Под кусточком посидим.

Нагибают голову, прикрывая ее руками

Глазная гимнастика

Для пешеходов, знаем с ранних лет,

Ритмично закрывают глаза

Всегда горит зеленый свет.

Широко открывают глаза

А если светофора нет,

Зажмуривают крепко глаза

Тогда найдем мы «зебру»,

Окрашенную в белый цвет.

Широко открывают глаза

Идти по ней мы будем осторожно.

Ответьте: как же это можно?

Кивают головой

Сначала мы глаза налево отведем

И половину улицы с тобою пройдем.

Отводят глаза влево, фиксируя взгляд на указке педагога

Затем посмотрим вправо мы,

И, если нет машин, то 

Сможем мы дорогу перейти.

Отводят глаза вправо, фиксируя взгляд на указке педагога

6

5

Глазная гимнастика

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, посмотрел.

Отводят руки попеременно и прослеживают их движение взглядом

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Делают вращательные движения руками перед грудью и прослеживают их движение взглядом

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу.

Встают на носочки и выполняют махи руками

Глазная гимнастика

Летели две птички,

Поднимают руки, вытянув указательные пальцы, вверх до уровня глаз; прослеживают их движение глазами

Собой невелички.

Сведенные пальцы отводят вправо-влево, прослеживая их движение глазами

Как они летели,

Все люди глядели.

Выполняют круговые движения пальцами

Прослеживают их движение глазами

Как они садились,

Опускают пальцы на стол, прослеживают их движение глазами

Все люди дивились.

Широко раскрывают глаза

12

Глазная гимнастика

Тик-так, тик-так. 

Вот так, вот так!

Выполняются движения глазами влево-вправо, вверх-вниз (4-6 раз в каждую сторону)

А наш час пришел,

Будем отбивать: 

Бим-бом, бом бом!-

Крепко зажмурить глаза на каждое слово, 

затем широко открыть их  (6-8 раз)

Глазная гимнастика

  1. Плотно закрыть глаза, затем широко открыть их (5-6 раз, интервал – 30сек).
  2. Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Смотреть, не поворачивая головы, влево-вправо, вниз-вверх, (6-8 раз).
  3. Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке (вниз-влево, вверх-вправо), против часовой стрелки (вниз-вправо, вверх-влево) (6-8 раз).

9

Глазная гимнастика

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза (6-8 раз). Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
  2. Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
  3. С меткой на стекле (выполняется в очках): смотреть вдаль 2-3 сек; перевести взгляд на метку, расположенную на расстоянии 20-30 см, смотреть 3-5 сек. (19-12 раз). Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
  4. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек снять пальцы с века (3-4 раза). Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
  5. Закрыть веки и массировать их указательными пальцами круговыми движениями в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Глазная гимнастика

У леса на опушке

Моргать глазами в такт

Высоко на суку

Поднять глаза вверх

С утра поет кукушка:

Зажмуривают глаза в такт

Ку- ку! Ку-ку! Ку-ку!

Моргать в такт.

Внизу бежит речонка

Глаза вниз

По желтому песку.

Глаза вправо

Поет кукушка звонко:

Глаза влево

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Моргать в такт

Глазная гимнастика

Шел по берегу петух,

Движения глаз вправо-влево

Поскользнулся - в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Крепко зажмурить глаза, открыть их широко (повторить несколько раз)

Надо под ноги смотреть.

Движение глаз вверх-вниз

Будь внимателен, петух,

Не лови ты, Петя, мух!

Крепко зажмурить глаза, открыть их широко (повторить несколько раз)

Глазная гимнастика

  1. Плотно закрыть и открыть глаза (6-8 раз с интервалом 30 с).
  2. Посмотреть вверх-вниз-вправо-влево, не поворачивая головы (8-10 раз).
  3. Упражнение при расходящемся косоглазии.
  • Взгляд на кончик указательного пальца у носа (25-30 сек), затем на кончик пальца, отведенный на расстояние 25-30 см (1-2 мин).
  • Вытянуть руку вперед. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица. Медленно приблизить палец, не сводя с него глаз, до появления двоения (6-8 раз).

Глазная гимнастика

Пролетел высоко сокол.

Поднимают вверх глаза. Положение головы фиксировано

Обронил перо в осоку.

Опускают взгляд вниз

Соколиного пера

Не найти нам до утра.

Движение глазами влево-вправо

Утром солнышко взойдет,

Поднимают глаза вверх

Солнце перышко найдет.

Опускают глаза вниз, улыбаются

Глазная гимнастика

В нашу группу жук влетел,

Закружился и запел:

Отводят одну руку в сторону, выполняют круговые движения рукой по часовой стрелке, прослеживая движение глазами

 «Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Очень весело кружу!»

Отводят другую руку в сторону, выполняют круговые движения рукой против часовой стрелке, прослеживая движение глазами. Сводят руки вместе перед собой.

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Отводят правую руку, прослеживают движение руки

Вот он влево посмотрел –

Каждый влево посмотрел.

Отводят левую руку, прослеживают движение руки

Жук кружится и хохочет,

К Кате на нос сесть он хочет.

Сводят руки вместе перед собой. Пальцы обеих рук перемещают к носу

Ты, жучишка, не шали!

Где мы скажем, там сиди.

Грозят жуку

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Отводят руку вправо ладошкой вверх, фиксируют взгляд на руке

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Отводят руку влево ладошкой вверх, фиксируют взгляд на руке

Жук с ладошки улетел 

И на потолок присел.

Переводят взгляд вверх, фиксируют его на потолке (рассматривают жука)

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Приподнимаются на носочках, вытягивают руки вверх, фиксируют взгляд на кончиках пальцев

Хлопнем дружно: хлоп-хлоп-хлоп,

Улетай скорей, жучок.

Хлопают в ладоши, переводят взгляд на окно, выполняют прощальный жест рукой

Глазная гимнастика

Мы картинку собирали? Да!

Наши глазоньки устали? Да!

Кивают головой

Сначала их зажмурим крепко-крепко,

Зажмуривают глаза

Потом откроем широко, 

Как будто удивились, 

    увидавши великаншу-репку.

Раскрывают широко глаза

Затем за шариком летящим проследим:

Куда бы он ни двигался, 

              глаза следят за ним!

Прослеживают движения указки

Теперь ежам мы подмигнем

Сначала правым глазом, левым же потом.

Мигают поочередно глазами

А сейчас – двумя глазами вместе.

Мигают двумя глазами одновременно

Скажите же, ежи, куда идти?

Ведь наши ноги не стоят на месте!

Широко раскрывают глаза

Глазная гимнастика

Куда тропинка нас, ребята, завела?

Быть может, все напутала Яга?

В лесу волшебном мы, ребята, очутились,

Когда с горы  в долину опустились.

Переведение взора вправо-влево при фиксированном положении головы

Сначала мы осмотримся вокруг:

Глазами сделаем большущий круг.

Круговые вращения глазами по часовой, против часовой стрелки

Посмотрим вверх, посмотрим вниз,

Быть может, там вода живая – приз.

Переведение взора вверх-вниз при фиксированном положении головы

Зажмурим крепко глазки, 

              а потом откроем вдруг

И скажем: «Трудности, мы тут!»

Крепко зажмуривают глаза на 3-5 сек, затем широко их раскрывают (повторить 5-6 раз)

Глазная гимнастика

Часы волшебные на стеночке висят,

Следят за передвижением циферблата часов вверх-вниз

Глазами смотрят на ребят,

Зажмуривают крепко глаза, затем их широко раскрывают.

И говорят: «Тик-так, так-тик,

Глазами выполняют поочередные движения вправо-влево

Вот и прошел волшебный миг».

Закрывают глаза

Пора домой вам возвращаться,

Поглаживают их подушечками пальцев

Глаза открыть, и дома оказаться.

Широко открывают глаза

Глазная гимнастика

Теперь друг к другу повернитесь,

Поворачиваются друг к другу

И широко соседу улыбнитесь.

Улыбаются

Теперь немного поморгайте,

Закрывают и открывают оба глаза разом

Поочередно каждым глазом помигайте.

Поочередно закрывают то правый, то левый глаз

Теперь опять немного поморгайте.

Закрывают и открывают оба глаза разом

Глаза закройте просто, отдыхайте.

Закрывают глаза, расслабляются

А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы.

Крепко зажмуривают глаза на 3-5 сек.

Откройте широко. Где ж очутились мы?

Широко открывают глаза.

Глазная гимнастика

 Выполняется при фиксированном положении головы

Вокруг такая красота,

Вот море, небо – всюду синева.

Выполняют вращательные движения глазами по часовой и против часовой стрелки

А над нами - облака,

Поднимают руки вверх, движение прослеживается глазами

Перед нами расстилается вода.

Разводят руки в стороны, переводят взгляд с одной руки на другую

Чайки, мимо пролетая, 

Шлют привет,

Выполняют петлеобразные движения руками, прослеживая их движение

Нам кричат, что лучше места нет.

Крепко зажмуривают глаза, затем их широко открывают

Глазная гимнастика

Сидит колдунья дуется 

На целый белый свет.

Колдунье не колдуется. 

И настроенья нет.

Выполняют вращательные движения глазами по часовой и против часовой стрелки

Она сидит, все дуется.

Вот ей и не колдуется.

Движения газами влево-вправо с открытыми и закрытыми глазами

Хорошее ей настроенье 

Надо подарить.

А как, скажите, дети? 

Конечно, рассмешить!

Разогревают ладошки друг о друга и прикладывают их к закрытым глазам

Давайте ей сначала 

Дружно подмигнем

Сначала правым глазом, 

Левым же потом.

Дети поочередно подмигивают глазами

Теперь двумя глазами вместе.

Мигают двумя глазами вместе

«Вы – молодцы», - 

Скажу без лести.

Закрывают глаза

Теперь повторим все сначала.

Поочередно закрывают глаза, затем оба глаза вместе

Ой, что-то я уже устала.

Закрывают глаза

Глазная гимнастика


Стоит глазами нам мигает,

Крепко зажмуривают и

Как будто много-много знает.

Широко открывают оба глаза.

А мы ему в ответ мигнём.

Подмигивают глазами попеременно

Глаза закроем, их потрём.

Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев, слегка надавливая на глаза.

 Пусть думает, всё знаем мы о нём

Отводят глаза влево-вправо при неподвижной голове

Глазная гимнастика

В небе месяц серебриться.

Поднимают глаза вверх

Спят в кустах тетерева.

Опускают глаза вниз

Над поляной кружит птица –

Остроклювая сова.

Вращательные движения глазами по часовой  и против часовой стрелки

У совы глаза, как плошки,

В темноте горят огнем.

Ночью видит, словно кошка,

Но совсем не видит днем.

Открывают широко глаза, зажмуривают их крепко на 3-5 сек (повторить 4-6 раз)

2

Глазная гимнастика

Капает дождик,

Поднимают руки верх (пальцы направлены вниз).

Капает дождик

Вниз, вниз, вниз.

Постепенно опускают руки, пока не коснутся стола или пола.

Продолжение игры: идет снег, идет град, падают листья и т.д.

Глазная гимнастика

        Упражнения проводятся в замедленном темпе. Повторяемость отдельных упражнений – 2-5 раз. Порядок воспроизведения – произвольный.

  1. Произвести медленные движения глаз налево, вверх, направо, низ и в обратном направлении (глаза открыты).
  2. Закрыть глаза, слегка помассировать (погладить) веки подушечками пальцев, раскрыть их и сделать несколько быстрых мигательных движений.
  3. Плотно зажмурить глаза, затем расслабить веки и поднять брови кверху, открыть глаза.
  4. Смотреть двумя глазами на конец пальца правой руки, поставленного по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, опустить палец. Смотреть на конец пальца попеременно одним, другим глазом, двумя глазами.
  5. Фиксировать взгляд на указательном пальце, приближающемся к носу и удаляющемуся на расстояние вытянутой руки.

Глазная гимнастика

  1. И.п.: сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. и затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Укрепляет мускулатуру век, улучшается кровообращение тканей.
  2. И.п.: сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Улучшает кровоснабжение тканей.
  3. И.п.: стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец ее пальца, расположенный по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Облегчается зрительная работа на близком расстоянии.
  4. И.п.: стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на палец выдвинутой вперед правой кисти, расположенной по средней линии лица в 25-30 см от лица. Смотреть на палец 3-5 сек, после чего опустить руку. Повторить 10-12 раз. Облегчается зрительная работа на близком расстоянии.
  5. И.п.: сидя. Закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальца. Проделать в течение 1 минуты. Расслабляются мышцы, улучшается кровооб-ние.
  6. И.п.: стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно перемещать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Укрепляет мышцы горизонтального действия, улучшается их координация.
  7. И.п.: стоя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Глазная гимнастика

Капля раз, капля два,

Руки сжаты в кулачки. Выставляют указательные пальцы из кулачков,

Медленно сперва.

Поднимают руки вверх

Кап-кап, кап-кап.

Медленно опускают руки вниз, прослеживая движения пальцев зрительно

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Руки сжаты в кулачки. Выставляют указательные пальцы из кулачков, поднимают руки вверх

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

Медленно опускают руки вниз, прослеживая движения пальцев зрительно

Зонтик побыстрей раскроем,

Разводят кисти рук в стороны, пальцы сжаты вместе

От дождя себя укроем.

Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу.

Глазная гимнастика

  1. Накрывание глаз ладонями. 

И.п.: сидя. Закрыть глаза, накрыть их ладонями так, чтобы середина правой ладони была перед правым глазом, а левой перед левым глазом (пальцы скрещены на лбу). На глаза не давить!

В таком положении – глаза и закрыты, и прикрыты ладонями – опустить локти на колени.

Выполнять 2-3 раза в день по 10-20 минут.

  1. Покачивание.

И.п.: стоя. Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Вообразить себя маятником, покачиваться из стороны в сторону. Можно слегка приподнимать пятку, но не отрывать ступню от пола. Туловище сохраняет прямое положение (вперед не наклоняться), ноги не сгибаются. Через 1 минуту закрыть глаза и продолжить покачивание с закрытыми глазами в течение 1 минуты.

Выполнять 3 раза в день по 5-10 минут.

  1. Моргание.

Моргать  двумя глазами одновременно с определенными интервалами: 1-2 раза каждые 10 секунд.

Глазная гимнастика

Зарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

Моргание двумя глазами

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Отводят глаза влево, фиксируют взгляд в течение нескольких секунд

Вправо прыгнула потом.

Отводят глаза вправо, фиксируют взгляд в течение нескольких секунд

Покружилась над дуплом

Вращательные движения глазами (по и против часовой стрелки)

Влево, вправо целый день

Переведение взора вправо-влево без фиксации взгляда

Прыгать белочке не лень.

Моргание двумя глазами

Глазная гимнастика

Вот мой флажок качается –

Вот так, вот так, вот так.

Флажок медленно двигается влево-вправо, движение прослеживается при фиксированном положении головы

Флажок мой поднимается – 

Вот так, вот так, вот так.

Движения флажка вверх-вниз

Вот я флажком моим машу –

Вот так, вот так, вот так.

Круговые движения флажком

Теперь флажок я опущу,

Тихонько опущу.

Медленное опускание флажка на парту. Фиксация взора на флажке в течение нескольких секунд

Глазная гимнастика

                                    Комплекс выполняется сидя.

 1.Откинуться на спинку стула. Глубокий вздох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выход. Повторить 5-6 раз.

2.Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

3.Руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову лево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4.Смотреть прямо перед собой на воспитателя 2-3 с; поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

6.Руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 3-4 раза.

Глазная гимнастика

В лесу темно.

Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу.

Все спят давно.

Снимают руки с глаз

Одна сова не спит,

На суку сидит.

Широко открывают глаза

Во все стороны глядит.

Да как полетит!

Движение глаз из стороны в сторону при фиксированном положении головы

А в лесу темно.

Все спят давно.

Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу.

Глазная гимнастика

1.

2.

3.

Выполняется:

  • подушечками указательных пальцев обеих рук;
  • подушечками соединенных указательного и среднего пальцев обеих рук.

Продолжительность до 3 мин.

Глазная гимнастика


1. Использование элементов аутотренинга (общее расслабление). До 10 мин.

3. Выполнение упражнения «Пальминг» (по методике У.Бейтса и М.Корбетт). От 50 с до 3 мин

2. Использование элементов 

бесконтактного массажа (тепловое прогревание).  До 2 мин.

4. Использование элементов аутотренинга (общее расслабление). До 10 мин.

.

4. Использование элементов аутотренинга (общее расслабление). До 10 мин.

Глазная гимнастика

       

 (для укрепления и тренировки глазодвигательных

                                                            или окологлазных мышц)

Обратить внимание!

Перед выполнением упражнений рекомендуется выполнить релаксационный комплекс (не менее 5 минут) с индивидуальным выбором наиболее эффективных упражнений, ощутимо снижающих зрительное напряжение.

Упражнения выполняются в течение 2-3 минут в режимах:

  • открытых глаз;
  • закрытых глаз (за исключением упражнений с использованием тест-объектов).

Все упражнения выполняются без очков и без напряжения зрения (расфокусированное зрение).

36

Глазная гимнастика

6.

Глазная гимнастика

Дин – дон! Дин – дон!

Слева звон, справа звон!

Лето красное пришло,
Свет и радость принесло.

Смотрят вправо-влево

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Круговые движения глазами по и против часовой стрелки

Вверх на небо посмотрели.

Фиксируют взгляд на потолке

Их глазки лучики согрели.

Ладонями накрывают глаза, не надавливая на них

Рядом бабочки летали,

Крылышками нежными махали.

Закрывают, открывают глаза

Прилетала к ним пчела.

На нос села она.

Выставляют перед собой указательный палец, прослеживают его движение к носу. Фиксируют взгляд на носу на несколько секунд

Глазная гимнастика

Внимательнее! Появился из-за туч

Прыгучий и волшебный луч

Фиксируется положение головы. Взгляд фиксируется на луче

Представьте, что стена – 

                              огромный лист.

И бегает волшебный луч по ней 

                            то вверх, то вниз,

Прослеживается движение луча вверх-вниз при фиксированном положении головы (2-3 раза)

То влево, вправо, то волной.

А мы прослеживаем путь с тобой.

Прослеживается движение луча вправо-влево при фиксированном положении головы (2-3 раза)

Теперь он в угол, словно в сеть, попал

И там, несчастный, бедненький, пропал.

Прослеживается движение луча по диагоналям

Вот появился, 

        в противоположный угол побежал

И в том углу опять пропал...

Вдруг в новом уголке он появился,

                                                 поморгал

И снова, озорник, пропал.

Вот появился, 

        в противоположный угол побежал

И в том углу, представьте, окончательно пропал

Глазная гимнастика

По тропинке в лес пойдем,

Идут маршевым шагом

Лужу мимо обойдем,

Имитируют обход лужи

Перепрыгнем ручеек,

Прыгают

И перешагнем через пенек.

Шагают, высоко поднимая колени

Посмотрели мы налево,

Смотрят налево, не поворачивая головы

И направо посмотрели,

Смотрят направо, не поворачивая головы

Дунул ветер, и листочки

Поднимают руки вверх, прослеживая их движение глазами

Закружились, полетели.

Поочередно делают круговые движения согнутыми в локтях руками, прослеживая их движение глазами

Мы летели, мы летели

Имитируют взмахи крыльев, затем соединят руки вместе над головой

И на землю тихо сели.

Опускают руки, прослеживают их движение глазами

Вверх на солнце посмотрели,

Поднимают глаза вверх

И на травке посидели.

Приседают, закрывают глаза

Глазная гимнастика

Теперь посидим немножко,

Закроем глаза ладошкой.

Сразу сделалось темно…

Руки убираем, смотрим мы в окно.

И снова ладошкой закрываем глаза,

Смотрим направо, а там – стена!

Часто – часто моргают глаза.

Мы посмотрим теперь вот сюда.

(дети смотрят на лист, на котором расположены 9 картинок с нарисованными игрушками).

А теперь по памяти перечислите нарисованные игрушки.

Глазная гимнастика

За огоньком глаза следят,

На чём он остановится,

Ребята говорят.

           

Хоть и кислый я на вкус,

Улыбнитесь, сони!

Витаминкой С зовусь

И живу в лимоне.

           

Мы на солнышке лежали,

Витамин D принимали.

Кто же мы теперь: ребятки

Или просто шоколадки?

           

Витаминкой В назвали,

Строго-настрого сказали:

Жить в орешках, огурцах,

Хлебе, щавеле, грибах.

           

Я витаминка А.

Меня запомнить просто.

Найдёшь меня в морковке.

Я – витамина роста!

Глазная гимнастика

Для пешеходов, знаем с ранних лет,

Ритмично закрывают глаза

Всегда горит зеленый свет.

Широко открывают глаза

А если светофора нет,

Зажмуривают крепко глаза

Тогда найдем мы «зебру»,

Окрашенную в белый цвет.

Широко открывают глаза

Идти по ней мы будем осторожно.

Ответьте: как же это можно?

Кивают головой

Сначала мы глаза налево отведем

И половину улицы с тобою пройдем.

Отводят глаза влево, фиксируя взгляд на указке педагога

Затем посмотрим вправо мы,

И, если нет машин, то 

Сможем мы дорогу перейти.

Отводят глаза вправо, фиксируя взгляд на указке педагога

Физминутка

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Выстраиваются в свободном порядке в группе

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Маршируют, высоко поднимая колени

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

Выполняют повороты вправо-влево с широко разведенными руками

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

«Ножницы» руками

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Маршируют, высоко поднимая колени

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места.

Рассаживаются на свои места

Пантомимическая гимнастика

Над головою руки поднимите.

Расставьте пальчики, а руки-то скрестите.

Рога на ощупь твердые? Так значит, руки напрягаем.

Но долго руки трудно так держать, и мы их опускаем.

Посмотрите: мы - олени, выше поднимай колени!

Рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени. А теперь немножко лени...

Мы до дома добежали. Так устали, так устали,

Что все разом на зеленый травяной ковер упали.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Теперь вставайте, детвора! Ждет нас новая игра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми с изпользованием элементами экспериментирования,с введением динамических пауз,дыхательной и пальчиковой гимнастики ,гимнастика для глаз в младшей группе. НОД»Я И МОЕ ТЕЛО» ЦЕЛЬ:

» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н...

Конспект деловой игры с воспитателями "Технология проведения пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз"

Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...

Памятка для воспитателей младшей, средней, старшей, подготовительной группы детского сада Артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения на дыхание, релаксаци

Упражнения на дыхание:«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы,  медленный выдох.«Ветер и листья».  После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачива...

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...

Авторский конспект занятия по художесввенно-эстетическому развитию в средней группе «Золотые подсолнушки» с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Желтый подсолнух», гимнастика для глаз «Подсолнухи и сол

Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать  аппликативные умения в приложении к тв...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...