Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании у детей здорового образа жизни.
статья (подготовительная группа) на тему

Забота о здоровье человека всегда занимала во всем мире приоритетные позиции. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни  каждого человека.  Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Воспитание здорового ребенка является главной целью родителей и любого дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании у детей здорового образа жизни.

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он

совсем не болел, то, во всяком случае,

поддерживать у него высокий уровень здоровья

вполне возможно.

Н. М. Амосов

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
    Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию ДОУ работы с родителями. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
 

Забота о здоровье человека всегда занимала во всем мире приоритетные позиции. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни  каждого человека.  Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Воспитание здорового ребенка является главной целью родителей и любого дошкольного учреждения.

Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. В последнее время мы действительно наблюдаем снижение уровня здоровья, увеличение количества ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению. Родители знают и понимают  важность оздоровительных мероприятий, но  70% не делают утреннюю  гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные   спортивные учреждения с ребенком, не в системе чистят зубы.  Основным профилактическим мероприятием в семье является режим дня, питания и вакцинация. Знания родителей дошкольников о мерах по укреплению и сохранению здоровья не согласуются с их действиями и не реализуются   в повседневной жизни.

          В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса,  но и сохранить здоровье детей.  Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценное отношение к здоровью.  Поэтому, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных  периодов жизни, необходима огромная работа с родителями.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
•    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
•    объединение усилий для приобщения детей к здоровому образу жизни;
•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
•    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья детей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
-Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей здорового образа жизни. 
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка. 
- Это укрепление внутрисемейных связей. 

  При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживаться родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование, спортивные праздники, досуги.

В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Кроме этого в детском саду в системе проводятся профилактическая  работа по оздоровлению и закаливанию детей.

  • Ходьба босиком по массажным дорожкам
  • Сон с доступом воздуха
  • Ходьба босиком
  • Игры, спортивные упражнения, забавы, хороводы
  • Гимнастики (утренняя, дыхательная,  для развития мелкой моторики)
  • гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и точечным  массажем
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки,
  • Частая смена деятельности и смена поз во время занятий для профилактики нарушения осанки
  • Закаливание по системе  К.И.Иванова.
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Физкультурные праздники, соревнования, детские олимпиады

физкультурные прогулки (в парк)    

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.

В детском саду есть спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитание потребности в самостоятельных занятиях, физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. Все это оборудование было изготовлено или приобретено совместно силами воспитателей и родителей.

Дошкольное учреждение оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. В помощь родителям выпускаются и размещаются в родительском уголке консультации («Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста» «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к гигиене» и т.д.), проводятся родительские собрания, совместные развлечения. Ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Всегда весело и задорно проходит праздник, посвященный 23 февраля. В программе соревнований – эстафеты, конкурсы, игры, танцы. Папы принимают самое активное участие в этом спортивном празднике. Это мероприятие помогает взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

Летом  в нашем детском саду проводятся «Детские олимпийские игры». Активное участие в организации этих игр принимают родители. Совместно с воспитателями они  придумывают различные соревнования в игровой форме, приносят оборудование необходимое для игр и сами приходят  «поболеть» за своих детей.

Благодаря совместным усилиями работы ДОУ и семьи в нашей группе дети практически не болеют простудными заболеваниями.5человек ходят на танцы, 2 ч.спортивные секции: спортивная гимнастика,хоккей.

          Таким образом, лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Литература:

1.Сундукова А.К., Калайтанова Г.Н. Практический опыт здоровье сберегающей деятельности в ДОУ. –М:АРКТИ, 2008г.

2.Научно-практический журнал «Здоровье дошкольника №3 2011г.

3. Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/zakalivanie08.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении школьников к здоровому образу жизни

Руководство дошкольного образовательного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного сада в соответствии со специ...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»

Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива.                       ...

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "РАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ"

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым.и счастливым. Секркт прост - здоровый образ жизни....

Перспективный план взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по формированию привычки здорового образа жизни

В данной методической разработке представлен перспективный план по вовлечению семей воспитанников ДОО к мероприятиям по формированию у детей привычки здорового образа жизни...