Познавательно – исследовательский проект «Зеленые спасатели – комнатные растения»
проект (подготовительная группа) по теме

Камышова Светлана Сергеевна

Познавательно – исследовательский проект

«Зеленые спасатели – комнатные растения»

подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_i_zanyatie_zelenye_spasatelii.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

Познавательно – исследовательский проект

«Зеленые спасатели – комнатные растения»

Подготовительная к школе группа

Воспитатель:

Камышова  Светлана Сергеевна

        

        

 март 2016 год

г. Невинномысск

Тип проекта: Познавательно - исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных  комнатных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

1. Расширить и сформировать знания детей о лекарственных комнатных растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Развивать  и обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания

3.Развивать познавательную активность в процессе формирования у детей

представлений о лекарственных растениях.

4.Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям.

5. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к

экологии в целом.

Актуальность проекта: экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, и узнав, что  многие из них могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Ожидаемые результаты:

1.Расширение знаний о лечебных свойствах комнатных растенийи простейших способах  их использования  для лечения.

2. Развитие у детей  интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам.

3. Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

4. Обогащение словарного запаса детей.

4. Привлечение родителей к активному участию в проекте.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный:

• сбор информации по теме – подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, музыкальных произведений

• подбор стихов, загадок, сказок  

• привлечение родителей

2 этап. Основной:

• цикл занятий по теме:

- «Зеленые спасатели-комнатные растения (аптека дома) »

- «Лекарственные растения - средства оздоровления человека»

- «Что лечит это растение?»

•беседы с детьми:

- «Зеленые спасатели - лекарственные растения»

- «Жизнь и здоровье – самое важное»

- «Польза и применение лекарственных растений»

• дидактические игры:

- «Отгадай цветок»

- «Подбери, что лечит»

- «Назови  по-другому»

-"Вершки - корешки"

- «Узнай растение по описанию»

• Чтение художественной литературы:

- чтение стихотворений:А.Латулина « Комнатные цветы», Г. Белякова «Венок дружбы»Н.Павлова "Загадки цветов",А.Плешакова "Зеленые страницы"

-чтениесказок и легенд о растениях (герань, каланхоэ, алоэ, сансевьерия, мята)

- заучивание стихов, загадок,частушек о лекарственных комнатных растениях

- составление описательных рассказов

• Знакомство с музыкальными произведениями:

- П.И. Чайковский «Вальс цветов»

- В. Моцарт «Цветы»

• Совместная и самостоятельная деятельность.

- наблюдения за лекарственными растениями в уголке природы.

- опыты на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете

- совместныйтруд воспитателя с детьми по уходу за растениями уголка природы, пересадка алоэ

• Художественное творчество:

- рисование  «Мята», «Каланхоэ»

- лепка «Алоэ»

-аппликация «Сансевьерия»,«Герань»

• Пополнение развивающей среды:

- оснащение экологической зоны в группе новыми растениями

- оформление демонстрационного альбома «Лекарственные растения в нашей группе»

- карточки – схемы «Что нас лечит»

- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями

- иллюстрации

• Работа с родителями

- акция «Подари растение детскому саду».

- совместное творчество «родители - дети»

- подготовка материала к выставке «Наши помощники - лекарственные растения»(использование растений в повседневной жизни)

3 этап. Итоговый:

• Фотоотчет.

• Выставка «Где используют лекарственные растения»

• Изготовление журнала «Зеленые помощники – комнатные растения»

• Показ итогового занятия «Зеленые помощники – комнатные растения»

Результаты реализации проекта:

1.У детей сформировалисьзнания о комнатных лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил  использования.

2.У детей пополнился словарный запас.

3.Сформировались навыки элементарной  познавательно - исследовательской деятельности.

4. Обогатился опыт в сфере экологического воспитания.

5. Родители приняли активное участиевподготовке проекта группы.

                                      Используемая литература.

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания дошкольников».

2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Багрова Л.А. – М., 1997

3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. Чижевский А.Е. – М., 1997.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду.

Подготовительная группа». М.: «Карапуз-дидактика», 2007

5. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита». СПб,1995.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

Конспект

итоговой непосредственной образовательной деятельности

«Зеленые помощники – комнатные растения»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель:

Камышова  Светлана Сергеевна

18 марта 2016 год

г. Невинномысск

Цель: формировать представления детей о  комнатных лекарственных растениях.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о комнатных лекарственных растениях.

2. Развивать у детей любознательность, умение использовать полученные знания в жизни

3. Воспитывать стремление беречь и любить растения.

Материал:запись музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов»; комнатные растения: герань, каланхоэ, алоэ, сансивиерия, мята; халат, шапочка и чемоданчик  для врача; поделки детей, карточки с изображением комнатных цветов; эмблемы «Зеленые спасатели» на каждого ребенка.

Предварительная работа:

1. Беседа о лекарственных комнатных растениях.

2. Наблюдение и дежурство в уголке природы.

3. Чтение энциклопедии о лекарственных комнатных растениях.

4. Чтение сказок о комнатных растениях.

5. Разучивание стихов,  загадок, частушек о лекарственных комнатных растениях.

4. Дидактические игры: «Отгадай цветок», «Подбери, что лечит», «Назови  по-другому».

Ход занятия.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «Зелёныеспасатели»

Помогают вам, ребята!

Воспитатель:-Ребята, вы уже много знаете о разнообразных растениях.И, конечно же, без растений жизнь бы на нашей планете не существовала. Растения не только дают нам красоту, помогают всем живым существам дышать, но также еще помогают всем им лечиться от разнообразных болезней.

1-й ребенок:-Давно-давно, в старые времена, люди заметили, когда животные заболевали, они почему-то уходили из дома в леса, кушали там траву, цветы и постепенно выздоравливали. Задумались люди, и вскоре поняли, что это необыкновенные травы и цветы, а особенные, они помогают при болезнях.

2-й ребенок: -А еще люди заметили,что и комнатные цветы тоже лечат и помогают справиться с болезнями. И с тех пор стали люди сажать и ухаживать за лечебными комнатными цветами.

3-й ребенок:

Нет ничего прекраснее цветов

Пришедших в наши тихие жилища

Они пришли из глубины веков

Чтоб сделать жизнь возвышенной и чище.

4-й ребенок:

Цветы - это прекрасное творение природы.

5-й ребенок:

Цветы приносят людям особую радость.

6-й ребенок:

Цветы поднимают настроение.

Воспитатель:- Почему они называются комнатными растениями?

Дети:- Потому что они растут в помещении и за ними ухаживает человек.

Воспитатель:- Почему они называются лекарственными растениями?

Дети:- Потому что они лечат людей, снимают боль, заживляют раны, очищают воздух, убивают микробы.

Воспитатель:- Какие условия необходимы всем комнатным растениям?

Дети:-За цветами надо ухаживать, поливать, рыхлить землю, им нужен свет, вода.

Воспитатель:-Ребята, отгадайте загадки.

Здравствуйте, девчонки,

Здравствуйте, мальчишки!

Листья мои пушистые,

Цветочки душистые.        

Цвету я круглый год.

Кто меня назовет?(герань)

Воспитатель:-Артем расскажет стихотворение о герани.

Среди бархата листочков

На окне, ты только глянь,

Распустила гроздь цветочков

Красна девица ГЕРАНЬ.

Куст оконный и балконный.

Лист - пушистый и душистый,

А цветы на окне -

Словно шапка в огне.                                

Воспитатель:-Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, а не арбуз.(сансевьерия)

Воспитатель:-Алина расскажет стихотворение осансевьерии.

Щучий хвост пошел в рост:

Не в пруду, не в речке -

На окне у печки.

Воспитатель:-На цветоносе цветочки-букеты

Разного, разного могут быть цвета.

Это - целебный цветок как алоэ,

«Дерево жизни» зовут …(каланхоэ)

Воспитатель:- Соня расскажет стихотворение окаланхоэ.

У него довольно мягкий,

Но немного кислый вкус?

Избавляет от болезней

Этот лечебный куст?

Это под боком у алоэ

Растёт быстро каланхоэ.

Воспитатель:-В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт(мята)

Воспитатель:- Настя расскажет стихотворение о мяте.

Необычное растение,

В чай добавишь - наслаждение,

Из неё получишь масло,

В нем целебных качеств масса

Ели нервы расшалятся,

И совсем не будет сил,

Чаю с мятою напейся,

Чтобы ты совсем остыл.

Воспитатель:-С виду грозный и колючий,

Ощетинившийся весь,

Но при этом сок из листьев,

Очень уж полезен весь!(алоэ)

Воспитатель:-Про алоэ расскажет Максим.

Говорят - алоэ, алоэ,

Интересно, что это такое?

Какое оно - алоэ, алое ,голубое,

Доброе или злое?

Маленькое или большое,

Хорошее или плохое?

И вот я увидел алоэ

На комоде у тети Зои.

На комоде у тети Зои

В горшочке росло алоэ:

Зеленое, небольшое,

Колючее и кривое,

Но симпатичное такое!!!

Воспитатель:- Ребята, весной распускаются цветы,природа оживает и настроение у нас отличное. Давайте споем песню «Веснянка»(дети встают в хоровод).

1.Солнышко,солнышко

Пригревай скорее

Чтобы наши луга

Стали зеленее.

Ясные, ясные

Ясные денёчки

Так и хочется плясать

И играть в садочке.

2.Цветики, цветики

Яркие цветочки

Расцветайте скорей

Маки, василёчки.

3.Заведём хоровод

Дружно на лужочке

И пойдём мы плясать

В садике-садочке.

(Театрализованная сценка.Заходит мальчик, держится за зуб)

Воспитатель:- Здравствуй, Вова, что с тобой случилось?

Вова: - Ой, ребята плохо мне. Заболел я, силы нет.

Воспитатель:- Ой, ребята жалко Вову, сможем мы ему помочь?

Дети:-  Да, нужно вызвать врача.

Входит ребёнок, одет врачом.

-Доктор Вася может смело

Хоть кому намазать йод.

Он лекарство пустит  в дело

И болезнь обязательно пройдет!

- Вова, что у тебя болит?

Вова:- Ой, болит у меня зуб,

Что не могу я есть суп,

Ни яблочко, ни шоколадку,

Ни банан, ни мармеладку.

Доктор достает  лекарства из чемоданчика и выкладывает на стол.

-Будем с радостью лечиться,

Пить микстуру, мазать рот.

Ты уколов не боишься?

Уколю и все пройдет!

Вова(испуганно отходит):-Нет, нет, только не уколы!

Воспитатель:-  Ребята, как же помочь Вове без лекарств?

1-й ребенок: - Нужно пожевать листочек каланхоэ и зубная боль у тебя пройдет.(подходит и показывает  цветок)

Ваня:- Нос  не дышит.

2-й ребенок: - Сок алоэ тебе поможет от насморка (показывает цветок).

Ваня:- А ещё у меня голова болит.

3-й ребенок: - Тебе поможет листик герани (показывает цветок).

Вова (делает все, что порекомендовали):- Спасибо, ребята, у меня все прошло.

Воспитатель: -Вова и доктор Вася, оставайтесь с нами на празднике и послушайте частушки о комнатныхрастениях - «докторах».

Дети исполняют частушки.

1. Если денег не имеешь,

Со здоровьем вдруг беда,

Вылечить тебя сумеют

Комнатные растения.

2.Цветок алоэ всем известен

С самого рождения.

Если насморк у тебя,

Нет лучшего лечения.

3.Сансевиерия  полосатая

Есть на полке у меня.

Все микробы убивает,

И об этом каждый знает.

4. Любят маленькие детки

Мятные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает.

5. Герань - бабушкин цветок,

 Стоит на окошке.

 Боль в голове твоей пройдет,

Понюхай лист немножко!

6. Пожелаем вам здоровья,

Чтобы боли все ушли

Завершаем петь частушки,

Просим хлопать от души!

Воспитатель: - Ребята, к нам пришла фея цветов. Расскажем ей, что лечит алоэ?(ответы детей)

Воспитатель: - Ачто лечиткаланхоэ?(ответы детей)

Воспитатель: -А как нам поможет герань? (ответы детей)

Воспитатель: - А как окажет нам помощь сансевьерия?(ответы детей)

Воспитатель: - А что лечитмята? (ответы детей)

Воспитатель: - А сейчас поиграем с феей цветов и познакомим ее с другими названиями наших зеленых спасателей.

Игра «Назови  по-другому » (дети передают друг – другу фею цветов и рассказывают «народные» названия цветов).

Коланхоэ - «дерево жизни», «комнатный женьшень», «лекарь».

Мята -«ароматный цветок»,мольное дерево».

Сансевьера- «щучий хвост», «тещин язык», «змеиная кожа», «растение-штык».

Алоэ -«столетник», «зелёныйлекарь»,«домашний доктор».

Герань - пеларгония, «бабушкин цветок».

Воспитатель: -Ребята, вы так много узнали о лечении комнатными цветами. Но есть важное правило, запомните его:лечиться дети сами не могут, обязательно это делают только родители, растение даёт лечить только взрослому человеку. Вы пока ещё не умеете срезать листики иможете повредить растение, от чего оно засохнет. Поэтому просто расскажите о полезных свойствах алоэ родителям, чтоб они тоже много знали.

А так как мы с вами теперь можем всем рассказать о лечении комнатными лекарственными растениями, вы вступаете в команду «Зеленые спасатели». Вручаем вам медали.

А у меня для вас есть сюрприз. На столе в тарелочке лежат какие-то веточки. Давайте возьмём по одной веточке и вдохнем запах. Что это? (Дети вдыхают запах и говорят, что это мята). Мы много интересного  узнали о лечении комнатными растениями. Сегодня мы тоже о себе позаботимся. Мы будем пить чай с мятой.(Заваривается чай с веточками мяты и дети готовятся к чаепитию).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Зеленый лучок на окошке»

Чтобы удовлетворить любознательность детей 3-4 лет, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для их поисково-исследовательской деятельности. Заинтересо...

Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"

Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"  для детей 1 младшей группы...

Исследовательский проект «Зачем поливать комнатные растения?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеУчреждение Детский сад № 10 «Сказка»   Исследовательский проект«Зачем поливать комнатные растения?»     2014...

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир комнатных растений»

Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Ознакомление с комнатными растениями является одним из этапов по формированию у детей экологической культуры. К...

Познавательно - исследовательский проект «Зеленый наряд Земли» Старшая группа

Актуальность: Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Сегодня много говорится и пишется о том...

Познавательно - исследовательский проект "Зеленый лучок"

Цель: формировать у младших дошкольников интерес к исследовательской деятельности. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо....