Статья по теме :"Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОО с учётом ФГОС ДО".
статья ( группа) на тему

В методическом материале представлен опыт работы по созданию модели здоровьесберегающей среды с учётом требований ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_zdorovesberezheniyu.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме : «Проектирование здоровьесберегающей среды с учётом требований ФГОС ДО» ( из опыта работы).

Прежде чем обсуждать варианты проектирования здоровьесберегающего пространства, определим общий взгляд на важнейшие понятия, связанные с темой. Вот, что такое здоровье по определению специалистов Всемирной организации здравоохранения.

 Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов .

Цель ДО – амплификация детского развития, всестороннее развитие личности ребенка через различные виды детской деятельности, социализация ребенка и сохранение и укрепление здоровья, поэтому так актуальна тема создания   здоровьесберегающей среды. Мы можем дать следующее определение. «Здоровьесберегающая среда» – это совокупность условий, обеспечивающих благополучное развитие ребенка и способствующих его успешной социализации. 

 В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства и обновление отдельных направлений деятельности ДОО.

«Здоровьесберегающее пространство» – это комплексная система, ориентированная на формирование ценностей здорового образа жизни и определяющая отбор средств сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей .

Работа по проектированию здоровьесберегающего пространства в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Таким образом, «здоровьесберегающий педагогический процесс» в широком смысле слова – процесс обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения.  

И еще одно понятие, которое требует уточнения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, это слово характеризуется  качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

«Здоровьесберегающие технологии» в дошкольном образовании  - можно рассматривать как совокупность определенных подходов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения .

 ФГОС обеспечивает достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.

Для реализации этих задач необходимо создание условий, т.е.  специально  организованная  ППРС, отвечающая требованиям ФГОС.

Здоровьесберегающее пространство в ДОО  организовано по принципу мобильности, обеспечения здорового образа жизни, двигательной активности, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков. В нашем детском саду имеется физкультурный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием и инвентарем, которое меняется под конкретные образовательные задачи и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации. А также современная спортивная и игровые площадки для каждой возрастной группы,  медицинский кабинет.

Модель здоровьесберегающей среды может выглядеть следующим образом.

Нет мелочей в этом вопросе. Рассмотрим аспекты, напрямую не связанные с содержанием дошкольного образования, но являющиеся обязательными  условиями для его реализации.:

 • медицинское сопровождение образовательного процесса (это ежедневный мониторинг посещаемости, разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по снижению заболеваемости детей, организация профилактических мероприятий , ведутся листы здоровья, осуществляется ежедневный утренний осмотр , диспансеризация (1 раз в год), антропометрия (2 раза в год) ;

-Организация питания и  питьевого режима, выполнение требований СанПин ( ежедневное проветривание, кварцевание, ионизация воздуха и тд.);- медицинской сестрой совместно с педагогом – психологом осуществляется мониторинг здоровья и психического развития . 

Это  позволяет  проводить анализ  здоровья воспитанников, обозначать  проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка.

- Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса. 

Цель- разработка индивидуальных маршрутов, траектории развития для каждого ребенка, на каждом возрастном этапе. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучной социализации в детском саду, а значит социальному здоровью. Сейчас  это невозможно.  Это наша ближайшая  перспектива, к которой  стремится наш детский сад. Но уже сейчас для нас актуальна реализация задачи построения ООД на основе здоровьесберегающих технологий, реализация модели двигательной активности и коррекционно-развивающих программ.Специалистами ДОО осуществляется коррекционно- развивающая работа по здоровьесбережению.

Итак, модель двигательной активности, которая включает в себя: ООД по физической культуре, утреннюю и оздоровительную гимнастики, физминутки, динамические игры, пальчиковую гимнастику, музыкально-ритмическую деятельность, спортивные развлечения и праздники, релаксацию.

Расписание ООД в нашем детском саду составлено с учетом дифференцированного подхода к процессу обучения через такую форму, как работа в малой группе. А именно ООД осуществляется по подгруппам: ООД по ФЭМП, развитию речи, конструированию, в некоторых группах и  продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) в расписании делится с физической культурой, музыкой, а также со специалистами : логопедом, педагогом – психологом в рамках реализации вариативной части программы. В режиме дня предусмотрена утренняя гимнастика и оздоровительная ( бодрящая гимнастика после сна). «Тропа здоровья» составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия: это резиновые коврики  , лотки, наполненные галькой, крупой, каштанами и  др.

 В середине ООД воспитателями планируются физкультминутки ( для снятия напряжения и смены динамических поз детей) .Длительность проведения 3-5 минут в зависимости от возраста детей.

Релаксационные минутки . Организуются воспитателями и специалистами перед сном, в режимных моментах, как часть ООД по физической культуре.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

   Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.  

С этой целью в  работе с  детьми педагогами ДОО используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

 Пальчиковая гимнастика регулярно используется воспитателями

для развития речи, мелкой моторики руки в виде физминуток, перед обедом, после дневного сна и других режимных моментах. 1 раз в месяц организуется спортивное развлечение для каждой возрастной группы, физкультурные праздники 2 раза в год.

Ежедневно, для реализации двигательной активности и формированию основ ЗОЖ, во второй половине дня  в режиме дня во всех возрастных группах детского сада предусмотрены динамические минутки. Воспитатели организуют в физкультурном зале подвижные игры и игры с использованием интерактивного пола.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками– создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Это не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Музыкально- ритмическая деятельность входит в вариативную часть программы для старшей и подготовительной группы  и отражена в учебном плане 2 раза в неделю по 25 и 30 мин. соответственно. Для средних групп организуется в виде музыкально-ритмических развлечений  и входит в режим дня 2 раза в неделю.

 Модель физкультурно-оздоровительной деятельности.

В системе содействия укреплению здоровья детей, формированию ЗОЖ у дошкольников мы предусматриваем интеграцию оздоровительных мероприятий в образовательную деятельность, способствующих всестороннему развитию ребёнка при сохранении его здоровья.  Сущность интеграции мы рассматриваем как процесс и результат формирования здорового ребенка в специально организованной деятельности, в условиях образовательного учреждения. Формы работы по данному направлению следующие:

-дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

- массаж, самомассаж, точечный массаж;

- игровые образовательные ситуации, коммуникативные игры;

- «Дни здоровья», беседы по ЗОЖ из серии «Азбука здоровья».

Гимнастика для глаз используется воспитателями и учителем – логопедом  на ООД , как физминутку, после работы с проекторной доской  для профилактики зрительного утомления и предупреждения близорукости.

Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений: упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Дыхательная гимнастика .На ООД по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике , во второй половине дня, учителем –логопедом на ООД по развитию речи и в индивидуальной работе. Дыхательные упражнения  развивают  ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляют защитные силы организма. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Длительность проведения 3-6 мин., до приема пищи или  через 1 час после приема пищи.

 Массаж, самомассаж, точечный массаж.

Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

 Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица.

Игровые образовательные ситуации по здоровьесбережению.

Цель: формирование КГН, формирование начальных представлений о ЗОЖ. Примеры игровых образовательных ситуаций: «Как мама учила мишку правильно кушать?», «Научим куклу Катю пользоваться салфеткой», «Научим куклу Катю вытираться полотенцем», научим куклу Таню умываться».

Для обеспечения   здоровья ребенка ( физического, психического, социального) необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми.

Позиция "не рядом", не "над", а "вместе", позволяет обеспечить чувство психологической защищенности детей, доверия к миру, радости общения.

Для реализации этой задачи педагогами детского сада ежедневно организуются коммуникативные игры,  направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого , на развитие благоприятной эмоциональной сферы. Примеры : Кукла Катя танцует»,  «Изобрази жирафа», « Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». «Клубочек», «Найди друга», «На что похоже настроение» и др.

В комплексно- тематическом планировании предусмотрены «Недели здоровья», «Дни здоровья» организуются 1 раз в квартал, в перспективном планировании воспитателей по познавательному и физическому направлениях развития запланированы беседы по ЗОЖ из серии «Азбука здоровья».

Коррекционно-развивающие технологии

Словосочетание - «арт-терапия» в научно- педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности ребенка средствами художественной деятельности.

 Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, создания эмоционального настроя, что способствует повышению психоэмоциональной устойчивости.

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ: снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы. Проводятся специалистами в конце образовательной деятельности.

Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Игровой стретчинг:
Улучшает настроение
Поднимает самооценку;
Создает ощущение комфорта и спокойствия в целом
;
Повышает общую двигательную активность;
Обеспечивает красивую осанку;
Развивает чувство ритма;
Укрепляет мышцы;

Игровой стретчинг  проводится в форме сюжетно-ролевой или тематической игры.

 Су – Джок терапия как технология является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Опыт работы по использованию технологии су-джок будет представлен воспитателем нашего детского сада  в формате флеш-сессии чуть позже.

Сказкотерапия, пескотерапия .Данные технологии используются педагогом -психологом в индивидуальной и подгрупповой работе.

По мимо наличия современного оборудования и спортивного инвентаря в физкультурном зале, оборудованных спортивной и игровых площадок, в детском саду имеется «сухой бассейн», игры в котором оказывают  положительное влияние  на опорно-двигательный аппарат ребенка.

 При выполнении любых упражнений в сухом бассейне, тело ребенка буквально скользит по шарикам, которые бережно поддерживают позвоночник, снижая давление на него и корректируя правильную осанку. Кроме того, подвижные игры в сухом бассейне еще и очень благоприятно сказываются на дыхательной системе: увеличивается объем легких, укрепляются дыхательные мышцы, быстрее формируется грудная клетка.

Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.

Одним словом, сухие бассейны – это не только безумно веселое развлечение для детей, но и прекрасная возможность регулярно давать им физическую

 нагрузку в игровой форме.

Эффекты, получаемые организмом ребенка при использовании сухого бассейна:

• Массажный эффект

• Сенсорный эффект

• Закаливающий результат

• Расслабляющий эффект

• Тренирующий эффект.

Ароматерапия может быть использована при отсутствии у детей аллергической реакции в виде мешочков с травами ( мята, зверобой,лаванда,эвкалипт) или натуральных эфирных масел ( розмарин, апельсин, антипростудной смеси и др.).

Программа по танцевально- двигательной терапии «Я неповторим!». Реализовывается с детьми старшей и подготовительной групп. Музыкально-ритмическая деятельность проводится  2 раза в неделю. В тематическом планировании выделены следующие блоки:

«Разные настроения»;

«Учимся выражать свои эмоции»;

«Делимся чувствами»;

«Зачем нужен этикет?»;

«А мы ямку обойдем (преодоление препятствий)»;

«Самопознание».

Работа с родителями.

Педагоги ведут активную работу по взаимодействию детского сада и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проводятся совместные досуги, спортивные праздники, тематические мероприятия, ведется просветительская работа по вопросам здоровьесбережения.

Таким образом, созданная в нашем детском саду модель здоровьесберегающей среды направлена на снижение общей заболеваемости детей, укрепление физического и психического здоровья детей, положительную социальную адаптацию. Остается актуальной задача по разработке инструментария для отслеживания динамики развития ребенка по физическому направлению, мониторингу эффективности здоровьесберегающей среды .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учётом ФГОС ДО.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, - обеспечение разнообразия форм и этнокультурного компонента образовательной сре...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО»

В статье раскрыто понятие"здоровьесберегающая технология", дана классификация здоровьесберегающих технологий, перечислены условия для успешной работы по здоровьесбережению в ДОУ....

Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом....

Проектирование здоровьесберегающей среды подготовительной группы ДОО

Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практ...

Консультация для педагогов "Особенности построения предметно-пространственной среды в ДОУ с учётом ФГОС"

Данная статья рекомендована педагогическим работникам ДОУ. В ней даны рекомендации и требования по организации предметно-пространственной среды в ДОУ с учётом ФГОС....