Профилактика утомляемости педагогов
методическая разработка ( группа) на тему

Бушмакина Екатерина Валерьевна

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: профилактика утомляемости педагогов ДОУ, ознакомление педагогв с приемами саморегуляции.

«Расскажи мне - и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я пойму, и чему-то научусь.»

Тест «Нужно ли учиться бороться со стрессом?» (по А.И. Ташеевой)

Участвуя в марафоне современной жизни, мы часто оказываемся во власти синдрома хронической усталости, верные признаки которого – депрессия, отсутствие  интереса к жизни, сонливость, чувство «разбитости».

   Мы с вами представители профессии, которая требует от человека не только физической силы и выносливости, а по большому счету умственной деятельности, эмоциональности, эмпатийности.

  Вот важный факт: умственная деятельность, сама по себе не может нас утомить. Звучит абсурдно. Но учеными доказано, что наш мозг может работать «так же хорошо и так же быстро в конце восьмичасового дня или даже двенадцатичасового рабочего дня, как и в начале.» Мозг совершенно не устает… Так почему же мы устаем? Психиатры утверждают, что в большинстве случаев усталость является результатом психического и эмоционального состояния. Мы страдаем от усталости психического происхождения; изнеможение чисто физического происхождения встречается реже.

   Какие эмоциональные факторы являются причиной усталости? Радость? Удовлетворение? Нет. Никогда. Это-скука, обида, чувство того, что его не ценят, ощущении бессмысленности труда, спешка, тревога, беспокойство, неудовлетворенность- именно эти эмоциональные факторы вызывают усталость, способствуют снижению работоспособности. В самом деле, мы устам, от того, что наши отрицательные эмоции вызывают нервное напряжение организма.

  Жизнь современного человека невозможно представить без стрессов и стрессовых ситуаций. Что же такое стресс?

   Слово «стресс» в переводе с английского – напор, давление. И понятие «стресс» давно у нас связано с негативными жизненными ситуациями. Стресс, выражаясь научным языком, это психическая, физическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся, поэтому всякий раз, когда ситуация кажется опасной, реагирует, как на реальную угрозу. Стресс, который человек испытывает на самом деле, чаще всего существует в основном в его воображении, за исключением некоторых случаев.

   

   Предлагаю вам проделать некоторые упражнения, для того чтобы научиться расслабляться.

  «Напряжение – расслабление»

  1. Поднимите брови и откройте рот, как можно шире так, чтобы все лицевые мышцы были задействованы. Затем расслабьтесь.
  2. Напрягите все тело. Сожмите кулаки, встаньте на цыпочки, поднимите плечи и напрягите конечности. Затем резко расслабьтесь. Идеально выполнять это упражнение лежа. Когда вы сбросите с себя напряжение, полежите несколько секунд и ощутите, как сквозь тело прокатилась волна расслабления.

«Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»

  1. Упражнение «Муха».

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, не пользуясь руками согнать назойливую муху.

  1. Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполним упражнение еще один раз.

  1. Упражнение «Передышка».

Обычно, когда мы чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания- один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

  1. Упражнение «Звуковая гимнастика».

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

   Припеваем следующие звуки в течение 30 секунд:

А- воздействует благотворно на весь организм;

Е- воздействует на щитовидную железу;

И- воздействует на мозг;

О- воздействует на сердце, легкие;

У- воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я- воздействует на работу всего организма;

М- воздействует на работу всего организма;

Х- помогает очищению организма;

ХА- помогает повысить настроение.

   Снятию стресса помогают как смех, так и слезы. Большинство людей признают, что после слез, они чувствуют себя лучше. Ученые считают, что слезы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

   Американский психолог Дон Пауэлл советует: «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: слух улучшает кровообращение, пищеварении. Смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снижающие боль. Помните, то, кто смеется, живет долго!

 Упражнение «Пишущая машинка»

Цель: мобилизирует внимание, улучшает настроение, повышает активность.

  Давайте представим себе, что все мы- большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (буквы распределяются по алфавиту, каждому достается по несколько букв). Наша машинка может печатать разные слова и делать это так: я говорю слово, например,  «смех», тогда тот, кому достается буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши  тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т.д. Пробел между словами – всем нужно встать.  Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала. А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота»

    Одним из устающих органов нашего организма являются глаза. Если мы научимся расслаблять глазные мышцы мы избавимся от чувства усталости. Роль глаз в устранении нервного напряжения важна, потому что наши глаза расходуют до четверти всей нервной энергии, поглощаемой нашим организмом. А теперь выполним упражнение для расслабления глаз.

Упражнение на расслабление глаз.

Сядьте поудобнее. Закройте глаза и мысленно говорите своим глазам: «Отдыхайте спокойно, отдыхайте спокойно, расслабьтесь, расслабьтесь. Отдыхайте спокойно, отдыхайте спокойно. Вы спокойны и расслаблены. Отдыхайте спокойно, отдыхайте спокойно.»

Видео релаксация (Дельфины)

Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

  Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…»

Подведение итогов семинара.

 Оправдались ли ваши ожидания?

Хорошего всем дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Профилактика стрессоустойчивости педагога"

Тренинг актуален для проведения в педагогических сообществах. Имеет целью повышения уровня стрессоустойчивости: развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях, развитие спос...

Профилактика дезадаптации педагогов в ДОУ

Существуют различные способы методического сопровождения специалистов, которые можно использовать для адаптации педагогов. Так же существуют анкеты, которые можно использовать при приёме на работу. Мы...

Профилактика утомляемости у детей

Алгоритм использования игровых и психотехнических методовв образовательном процессе ДОУ...

Профилактика профвыгорания педагогов.

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогов.Задачи:1.     Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками, причинами и симптомами....

Профилактика утомляемости детей на занятии

Профилактика утомления детей на занятии. №п/пТребования к занятию(по профилактике утомления детей на занятии) 1Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения.2Построение за...

Статья "Профилактика утомляемости у детей дошкольного возраста"

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деят...