Консультация "Подвижные игры детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Бекетова Ирина Александровна

Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры способствуют развитию умственных способностей,  развивает все психические  процессы (мышление, воображение, память, внимание),  оказывает большое оздоровительное значение. В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представления. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игр, регулируют двигательную деятельность детей,  их поведение, взаимоотношения, содействуют воспитанию морально – волевых качеств.

При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы, такие как: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность.

Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильной игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то, что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная.

Перевозбуждение является признаками перегрузки как физической, так и психической. Всякая деятельность детей должна доставлять им радость как от самого процесса, так и от результата, от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает и двигательную активность,  поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес.

Подвижные игры, которые используются в работе с детьми, должны быть  хорошо знакомы воспитателю, чтобы он мог ясно рассказать содержание и правила игры. В своей работе я обращаю внимание на то, что игры необходимо чередовать - игры требующие интенсивности движения с играми более спокойными.

 

 

Также надо учитывать в какое время года проводятся подвижные игры.  Например, летом, в жаркие дни, игры я стараюсь проводить в прохладном затененном месте, стараясь не допустить перегрева детей. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения, т.е.  я организовываю игры с бегом, прыжками.

Но и зимой надо чередовать движения с отдыхом, не допускать, чтобы дети перегревались.

Во всех возрастных группах подвижные игры должны быть интересны для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно. Только в этом случае игры будут эффективным средством воспитания детей.

Для того чтобы работа была систематической и ни один ребенок не выпал из поля моего зрения, я планирую в календарном плане какие игры я буду проводить со всей группой детей, а какие с отдельными группами детей. В процессе проведения подвижных игр, для себя я делаю выводы, что детям удаётся в играх,  а что нет.  И в дальнейшем планирую индивидуальную работу по физ.воспитанию,  которую мне нужно будет провести с нуждающимися  в помощи детьми.

Подвижная игра является незаменимым средством развития движений детей.  Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенностей, но и от возраста детей.

Для детей 3 – го года жизни рекомендуется выбирать игры несложные по сюжету; содержание их должно быть взято из хорошо знакомой детям окружающей жизни. Правила должны быть простыми, смысл их понятен детям, количество правил – незначительно. Подвижная игра в мл.гр. не должна требовать таких движений, которые не под силу ребенку или связаны с большим напряжением.  В играх мл.гр. воспитатель берет на себя главную роль, помогает, подсказывает отдельным детям, робких детей побуждает к игре, иногда даже ведет за руки и т.д.

Для детей  4 – го года жизни имеет большое значение воображаемая ситуация.  В этом возрасте необходимо добиваться от детей точного выполнения правил игры.  В связи с тем, что кругозор детей значительно расширился, движения стали более координированные, задания можно давать более сложные.

Круг подвижных игр для детей 5 – го года жизни более широкий, чем для младшей, правила в играх несколько усложняются. Умение детей действовать целесообразно, растущая инициатива, успех в игре приносят им моральное удовлетворение. Некоторые из них к концу года способны самостоятельно организовывать полюбившиеся им игры  небольшой группой сверстников.

Для детей 6 – го года жизни необходимо подбирать игры с усложняющейся тематикой.  Воспитатель должен внимательно следить за ходом игры, по мере возможности

предоставлять больше самостоятельности детям в распределении ролей, проведении игры, контролем над соблюдением правил и решения возникающих конфликтов.  Необходимо гибко сочетать групповую и индивидуальную организацию детей.    

О содержании и правилах детям рассказывается  непосредственно перед игрой.  Всегда следует помнить, что успех во многом зависит от того, как дети поймут правила.  Детей этого возраста интересует не только процесс игры, но и ее результат.    

Дети  7 – го  года жизни проявляют высокую организованность при проведении подвижных игр, им необходимо с целью воспитания организаторских способностей поручать проведение игр сначала с 2-3 сверстниками, а потом со всей группой. Для этой возрастной группы желательно предлагать игры, требующие большого напряжения сил, большей сосредоточенности, смелости, находчивости и работоспособности. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.  Во всех возрастных группах необходимо обращать внимание на робких и застенчивых  детей,  для преодоления робости воспитатель  выполняет  необходимые движения вместе с ними, поддерживая в них веру в свои силы. Постепенно опека ослабляется, предоставляется большая  самостоятельность.  Для легко возбудимых детей желательно предлагать нешумные, по возможности спокойные игры.

В программе воспитания в д/с для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д.  Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, и соблюдать игровые правила.

Таким образом, подвижная игра является важным  средством   всестороннего развития детей дошкольного возраста. Характерная особенность игры – это комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка, так как  в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Дидактические игры детей дошкольного возраста"

Теоретический семинар для воспитателей ДОУ...

Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста

Сообщение для педсовета по теме: "Игра - форма организации детской жизни"....

Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста"

В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....

«Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста»

В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....

В какие игры играют дети дошкольного возраста?

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию. способам организации, значению для развития и воспитания ребёнка, используемым в ней предметам. В дошкольной педагогике распрос...

Развитие сенсорных способностей в игре детей дошкольного возраста, а также детей с особыми образовательными потребностями.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.Система, направленная на восприятие окружающего мира, называе...