Главные вкладки

    ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ И ДЕТИ!
    статья на тему

    Нарикова Елена Анатольевна

    ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ И ДЕТИ

    Как приучить ребенка к здоровой еде

     
     
     
    Мы живем в мире, где упаковки крекеров становятся все больше, телевидение выдает бургеры и чипсы за лучший вариант перекуса, а конфеты и шоколад лежат у касс на расстоянии вытянутой руки ребенка: когда вы разгружаете тележку, нет никаких сил сопротивляться его требованию: "Купи!"

    Конечно, родители стараются по возможности контролировать, что едят дети.

    Иногда мы говорим что-то вроде:
    «На сегодня конфет достаточно! Оставь что-нибудь на завтра».
    «Нет, ты не получишь десерт. Пока не съешь мясо, никакого сладкого».
    «Так, больше никакого печенья! Обед почти готов». «Подожди, съешь пирожное после ужина».
    «Хорошо, я дам тебе кусочек торта. Но остальное — завтра».
    «Нет, это мамино печенье. Не твое. Я тебе не дам».

    А иногда мы пытаемся уговорить их съесть побольше:
    «Доедай! Миллионы людей радовались бы такой еде!»
    «Ну, еще ложечку овощей — и можешь идти играть».
    «Еще пять горошин, и я дам тебе мороженое».
    «Доешь картошку. Что же мне теперь, выбрасывать ее?»
    «У тебя усталый вид. Съешь кусочек шоколада, подзарядись энергией!»

    А кому-то приходится постоянно стоять у ребенка над душой, чтобы он, не дай бог, не съел лишнего или не остался голодным.

    Влиянию родительского контроля были посвящены многочисленные исследования, и ученые пришли к выводу, что все не так просто. В идеале родители не должны контролировать детей: пусть те сами выбирают, что съесть на завтрак, обед или ужин, основываясь на естественном процессе выбора здоровой пищи. Но в мире, полном крекеров, чипсов, шоколада и бургеров, контроль просто необходим. Я уверена, что существуют полезные и вредные виды контроля.

    КОНТРОЛЬ РАЦИОНА

    Осуществляется с целью хоть как-то повлиять на то, что ест ваш ребенок, стимулировать его к употреблению здоровой пищи, при этом не акцентируя внимание на нежелательных (с вашей точки зрения) продуктах и не настраивать его против себя. Если вы будете одержимы здоровой едой, то в подростковом возрасте ваш ребенок из чувства противоречия обязательно начнет сопротивляться вашим инициативам и основательно испортит вам нервы. Но если вам удастся заложить привычку к здоровой еде незаметно, у него не будет повода для бунта. Как осуществлять контроль рациона? Вот несколько способов.

    Окружайте ребенка полезной едой

    Как сделать, чтобы ваши дети стали правильно питаться и даже не заметили, что это — ваших рук дело? Вокруг них должны быть только «правильные» продукты. Не покупайте домой еду, которую считаете вредной. Готовьте только то, что пойдет детям на пользу. Ходите вместе в кафе и рестораны, где подают здоровую еду. Так почти весь рацион детей будет у вас под контролем, и при этом еда не станет для них неприятностью и «головной болью».

    Подавайте пример

    Сами ешьте то, что хотели бы предложить детям. Тогда они вряд ли решат, что вы их контролируете, и у них не будет повода для протеста.

    Нахваливайте полезную еду

    Говорите о «правильных» продуктах с восхищением — так, чтобы дети поняли: это действительно вкусно. Восклицайте: «Этот пастуший пирог — просто объедение». Или: «Цветная капуста так аппетитно хрустит!» Или: «До чего сладкая эта морковка!» Со временем дети начнут есть то же, что и вы. И даже не заподозрят, что вы это все «подстроили».

    Хвалите детей за то, что они хорошо едят

    Похвала и ободряющая улыбка могут горы свернуть. Так что если ваш ребенок попробует брокколи и заявит, что это гадость, улыбнитесь: «Молодец, что попробовал, мне это очень приятно!» Если он съел полную тарелку на обед, скажите: «Отлично! Тебе явно понравилось!» А если наелся так, что больше ничего не хочет, похвалите: «Как хорошо. Я рада, что ты сыт».

    Поощряйте, но не давите

    Дети, особенно маленькие, не любят долго сидеть за столом и частенько отвлекаются или вообще норовят уйти после пары первых ложек. Вы можете уговаривать: «Ну съешь еще кусочек». Или: «Посиди с нами за столом хоть немного». Или: «Давай еще ложечку за маму». Но не стоит перегибать палку и заставлять. Старайтесь говорить спокойно и, если ребенок правда не хочет больше есть, отпустите его играть.

    Установите режим

    Принято есть три раза в день, и дети должны привыкнуть к этому режиму. Кроме того, они должны понять, что чувство голода перед едой — это хорошо: чем они голоднее, тем больше им понравится обед. Поэтому можете без сомнений ограничить количество перекусов, сказав, например: «Хватит тебе печенья, скоро будет ужин. Сможешь съесть потом парочку на десерт».

    Установите определенный ритуал приема пищи

    Все мы хотим, чтобы наши дети съедали больше «серьезной» еды и меньше сладкого, поэтому они должны осознать: десерт подается только после основного блюда. Так они будут утолять голод полезной едой и к десерту будут уже не такими голодными. Можете сказать что-то вроде: «Подожди, печенье будет после ужина». Но не стоит награждать ребенка печеньем за то, что ужин был съеден. Десерт — это не награда, это обычная завершающая часть еды.

    Полезный контроль, который включает в себя все вышеперечисленные способы, помогает формировать пищевые привычки детей. Используя эти методы, вы, во-первых, будете знать, что ест ваш ребенок. А во-вторых, не сделаете из еды проблему, не приучите случайно ребенка есть то, что ему не надо, и не дадите ему повода для скандалов — а они так часто случаются в определенные периоды детской жизни!

    ВРЕДНЫЙ КОНТРОЛЬ

    Все остальные способы контролировать жизнь ребенка чаще всего только вредят. И даже если сиюминутный эффект будет достигнут, со временем дети привыкнут есть именно то, от чего вы хотели их отучить. Многочисленные исследования показали: подростки предпочитают именно ту еду, которую им запрещали в детстве, и при первой же возможности набрасываются на запретные лакомства. Вредный контроль проявляется в том, что вы делаете и говорите, и со временем это может сдать поводом для яростных ссор с детьми. Давайте рассмотрим несколько примеров вредного контроля и узнаем, чему на самом деле учат детей подобные ситуации.

    Явное ограничение

    Вы покупаете домой что-то вредное и вкусное. Для ребенка это не предназначается, а значит, вам придется открыто контролировать его поведение. Полка с конфетами на кухне, до которой ребенок не может дотянуться, вазочка с шоколадом «только для мамы с папой» или «для особых случаев», огромный торт, от которого сегодня можно отрезать маленький кусочек, а остальное придется отложить до завтра… Все это — лишний соблазн. Старайтесь избегать фраз вроде: «Это мамино печенье, тебе нельзя его брать». Или: «Давай сегодня съедим маленький кусочек, а остальное будет завтра». Или: «Хватит на сегодня шоколада, оставь немного на потом». Представьте, что ваш супруг купил потрясающее украшение (ожерелье, кольцо, серьги — что угодно), положил в стеклянную банку и не дает вам к нему прикоснуться. Уверена: скоро вы будете жутко злы на мужа и просто одержимы мыслью добраться до вожделенного украшения. Дети чувствуют примерно то же самое, когда знают, что вы принесли домой нечто вкусное, но для них запрещенное.

    Еда-награда

    Мы уже говорили о том, что поощрение едой в долгосрочной перспективе может сослужить плохую службу. Так что старайтесь пореже говорить: «Десерт будет только после того, как ты пообедаешь», «Еще пара горошин — и я дам тебе мороженое», «Сначала овощи, потом — пирожное». Возможно, в итоге ребенок съест обед и свою пару горошин, но еще он усвоит, что пирожное с мороженым гораздо вкуснее.

     

    ЗАПОМНИТЕ КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

    • У всех людей есть врожденная склонность к сладкой и соленой пище.
    • Но практически сразу после рождения у нас начинают формироваться индивидуальные вкусовые предпочтения.
    • Нам нравится знакомая еда.
    • Наш вкус формируют родители, друзья и СМИ.
    • Мы любим еду, которая связана с приятными воспоминаниями (похвалой, наградой).
    • Родители стараются контролировать питание детей, но не всегда это получается хорошо.
    • Правильный вариант контроля — подавать хороший пример, окружать ребенка полезной едой и поощрять его любовь к здоровой пище.
    • Неправильно — настаивать и заставлять, использовать еду в качестве награды, делать из еды запретный плод.

     

    Нам кажется, мы едим определенные продукты просто потому, что они нам нравятся. Или потому, что мы голодны. Но пищевое поведение и вкусовые предпочтения — это не просто проявления инстинкта выживания. Еда — социальный и культурный навык, который начинает формироваться с рождения и на который влияет очень многое: насколько хорошо мы знакомы с тем или иным продуктом, связаны ли с ним приятные воспоминания, есть ли у нас пример для подражания и насколько грамотно родители контролировали наше питание в детстве.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правильное питание для детей

    рекомендации для родителей...

    Консультация для родителей "Правильное питание для детей дошкольного возраста".

    Консультация для родителей на тему: "Правильное питание для детей дошкольного возраста"....

    Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для детей подготовительной к школе группы.

    Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья ч...

    Планирование работы кружка по теме «Разговор о правильном питании» для детей старшей группы (5-6 лет)

    Планирование работы кружка по теме «Разговор о правильном питании» для детей старшей группы (5-6 лет)...

    Рассказы и сказки о правильном питании для детей дошкольного возраста (Н.Ю.Чуприна)

    Здесь представлены увлекательные рассказы и сказки о правильном питании, которые учат детей дошкольного возраста здоровому образу жизни....

    «Особенности формирования основ правильного питания у детей дошкольного возраста»

    В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человек...