Семинар - практикум для родителей "Влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста."
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семинар-практикум для родителей дошкольников, на котором родителям предлагается в ходе дискуссии определить влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста. Одна команда родителей аргументированно предлагает положительное влияние средств массовой информации на развитие ребенка, другая - отрицательное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Компьютерные игры 23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум   для родителей

Влияние телевизионных программ и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

- повышение психолого - педагогической компетентности родителей по данной проблеме;

- акцентировать внимание родителей на негативное влияние телевизионных программ и компьютерных игр;

- стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками.

Участники: родители.

Ведущий:  педагог - психолог.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитная доска, листы бумаги.

Форма проведения: подгрупповая дискуссия с элементами практикума.

Ход собрания:

(Перед началом семинара - практикума предлагаем родителям на выбор фишки красного и зеленого цвета).

- Уважаемые родители! Всем известно, что информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, компьютеры, интернет невозможно.

В современной семье нередко есть несколько телевизоров и компьютеров. Телевизоры присутствуют уже и в ваннах, кухнях, спальнях и почти у каждого члена семьи есть персональный компьютер.

У родителей очень часто возникает вопрос "Сколько времени в день позволять ребенку смотреть телевизор?", "Как долго можно ребенку играть в компьютерные игры?".

Разумеется, занятия дошкольника на компьютере, просмотр ребенком телевизионных программ и мультфильмов лучше свести к минимуму.

На самом деле без компьютера невозможно окончить школу, да и в современном мире не прожить. Обсуждение дошкольниками мультфильмов, компьютерных игр является неотъемлемой частью детского социума. Ролевые игры детей давно вышли за рамки "Я мама, ты дочка", и если ребенок не знает, кто такой Лунтик или лев Симба, ему намного тяжелее дается интеграция в детское сообщество.

Глупо отрицать развивающий и обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Появляются даже целевые детские каналы, которые продвигают ребенка в развитии и приобретении социальных навыков.

В то же время существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора.[3]

Так чего же больше: вреда или пользы от компьютерных игр и телевизора?

В этом мы предлагаем сегодня разобраться. (Предлагаем родителям разделиться на две команды). Те родители, у кого фишки зеленого цвета, работают в команде,  выдвигающей положительные стороны телевизионных и компьютерных технологий, у кого красного - отрицательные стороны.

Работа в подгруппах:

«+»

«-»

1. Развитие языковых навыков.

                           

1. Гиподинамия (отсутствие движения). Медики утверждают, что дети, которые проводят у телевизора или компьютера 3 часа и более, определены как ведущие малоподвижный образ жизни.

Последствия гиподинамии:

- проблемы с опорно - двигательным аппаратом;

- нарушение сердечно - сосудистой системы;

- дислексия (комплексное нарушение чтения и письма).

Борьба с гиподинамией: Установите прямую связь между временем, проведенным перед телевизором или компьютером, и физической нагрузкой ребенка. Например, ребенок "зарабатывает" каждые 15 минут перед экраном выполнением комплекса физических упражнений - наклоны, приседания, отжимания, "лодочка", "ласточка".[3]

2. Развитие  познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления

2. Переутомление. Телевизионная программа - это калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит очень много сил.

3. Развитие речи, языковых навыков

3. Современное телевидение и реклама программирует мозг ребенка на использование очень быстрых образов и изменяющихся звуков, т.к. их цвет и яркость интенсивнее, изображение динамичнее, звуки более громкие и быстрые. Реклама занимает много времени и энергии. Она целиком направлена на удержание внимания. В ее создании принимают участие ученые - нейрофизиологи.

Как это влияет на обучении в школе? Ребенок в школе не может перестроиться на восприятие медленных образов, которые часто сопровождаются единственным звуком - голосом учителя. Ребенок уже не может сидеть в классе часами каждый день, с одной и той же доминирующей зрительной точкой, слушать одного человека, если его мозг постоянно работает совершенно в другом ритме.[3]

4. Расширение кругозора ребенка. Из мультфильмов и детских телепередач ребенок узнает много нового и интересного.

4. Нарушение сна, головные боли, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость.

5. Отечественные мультфильмы способствуют становлению мировоззрения ребенка. Ребенок узнает, что есть добро и зло, узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".

                                           

5. Нарушение осанки также может привести к плачевным последствиям, ведь позвоночник - это в том числе и "подвеска для мозга". Спинной мозг (находится в позвоночном столбе) управляет сердцем, диафрагмой, всеми движениями и внутренними органами. При серьезных нарушениях осанки все это также страдает.

Поэтому следите за удобством мебели и правильностью посадки ребенка (без искривлений, опор на одну руку, не полулежа). Уместно посадить ребенка на жесткий стул со спинкой и контролировать его осанку в течение четверти часа. Проблемы (если они есть) быстро себя проявят. Целесообразно записать свои наблюдения и изложить их на визите к ортопеду. Кроме того, не забывайте об упражнениях "лодочка", "ласточка", наклонах.[3]

6. Мультфильмы могут способствовать возникновению хобби, увлечений и интересов ребенка. Например, ребенок после просмотра определенного мультфильма начинает коллекционировать карточки с изображением героев, игрушек.

6. У ребенка может возникнуть зависимость. Очень часто, чтоб ребенок не мешал, не бегал, взрослые включают ему телевизор или компьютер - то есть находят для него занятие. Если это происходит часто, ребенок рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор или компьютер может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом ничего не просит взамен и не обижается - чем не настоящий друг?

7. Сюжет мультфильма может стать основой для игры - драматизации.

7. Ухудшение зрения. Вредным считается просмотр фильмов и телепрограмм только при сильном напряжении глаз, как бы пристальном наблюдении за картинкой. В просмотре в обычном режиме некоторые специалисты видят даже пользу для зрения.

Профилактика нарушения зрения:

- сидеть напротив экрана, а не сбоку от него;

- держать голову прямо, без наклона вперед или в стороны;

- регулярно моргать;

- перемещать глаза по всему экрану, не задерживаясь на одном месте;

- расстояние от ребенка до телевизора должно быть не менее трех метров;

- время от времени просите ребенка закрыть глаза (мягко, не жмурясь) чтобы дать им отдохнуть;

- монитор компьютера следует располагать немного выше уровня глаз, рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза.

Необходимо проводить гимнастику для глаз:

  • Зажмуривание  чередуем с широким открытием глаз.
  • Вращение глаз без поворота головы: сначала в одном, а потом в другом направлении.
  • Учащенное моргание  в течение (30-60 с).
  • Массаж век круговыми движениями пальцев (30 - 60с).[3]

8. Совместный просмотр родителей с детьми интересного мультфильма или телепередачи, обсуждение способствует сближению родителей и детей.

8. Возникает привычка бездумно воспринимать информацию. Если школьная программа нацелена на то, чтобы ребенок учился думать, то телевизор сводит эти усилия на нет. Зачем напрягаться, думать, если по телевизору все в готовом виде. Ребенку  становится трудно сделать умственное или волевое усилие.

9. Дефицит общения. В некоторых семьях дети могут целыми днями смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Очень мало времени уделяется "живому общению". Как следствие у таких детей наблюдается замедление развития речи, проблемы в общении и эмоциональные проблемы.

10. Появление страхов, тревожность. Фантастические мультфильмы и фильмы могут вселить страх в сознание ребенка: страх перед будущим, перед катастрофами, катаклизмами, привидениями, монстрами и т.д.

Постоянно играя в компьютере в "стрелялки", ребенок испытывает страх смерти, что его поймают и убьют.

Дети живут в постоянном страхе  и стрессовом состоянии.

11. При просмотре мультфильмов, играя в компьютер, дети начинают себя идентифицировать с выдуманными персонажами и все реже с реальными людьми.

12. Развитие агрессии. Содержание мультфильмов, как правило, агрессивное. Дети подражательны. Видя, как на экране с легкостью убивают, дерутся, ребенок думает, что и в реальной жизни должно быть все то же самое. Стирается грань между добром и злом.

Регулярно играя в компьютерные "стрелялки", агрессивное поведение становится нормой. Убивая, ребенок не переживает боли и получает удовольствие от того, что он "убил".

У детей наблюдается нарушение поведения, жестокость.

13. Лексикон и сленг. Детей очень привлекает ненормативная лексика. Они повторяют фразы мультипликационных героев. Часто от детей можно услышать в адрес сверстников: "А ты - вонючий монстр", "Идиот".

Существует также проблема того, что дети цитируют рекламу.

14. Психологическая зависимость от компьютерных игр. Чрезмерное увлечение  ребенка компьютерными играми может привести к тому, что в будущем он станет игроманом. Им в дальнейшем сложно адаптироваться в реальной жизни, скучно и неинтересно. Психика становится неустойчивой, ухудшается настроение.

15. Очень часто в некоторых семьях телевизор служит просто как фон. И родители не думают об электромагнитном излучении.

Подведение итогов:

Становится очевидным, что от компьютерных и телевизионных технологий больше отрицательного. Распространение телевидения, компьютерных игр достигло апогея.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса - максимум полчаса. Тем не менее, по данным ЮНЕСКО, на практике 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов.[4]

Компьютер и телевизор отбирают у детей счастливое детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств, общения с родителями и сверстниками дети часами, а бывает и днями сидит у телевизора или за компьютером.

Безусловно, и у телевизионных и компьютерных технологий есть положительные стороны. Но всему надо знать меру. Постарайтесь, чтобы это приносило только пользу.

Уважаемые родители, помните, что компьютер и телевизор никогда не заменят ребенку общения с родителями, чтения книг, совместных прогулок. Иначе, может случиться так, что ваш ребенок будет рисовать телевизор или компьютер как одного из членов семьи.

Наше собрание подошло к концу. У меня в руках мягкая игрушка. Я прошу каждого из вас, передавая ее друг другу, высказаться по следующим вопросам:

- Насколько полезна и значима для вас информация, полученная на собрании?

- Что нового вы узнали?

- Понравилась ли вам такая форма работы?"

  Список литературы:

1. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32с.

2. Дейкина А. Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: дис. канд.пед. наук. - Барнаул, 2010.

3. Ефимов И. О. О вреде и пользе компьютера и телевизора. // Дошкольная педагогика - 2010. - №5. - с. 3 - 72.

4. Немирич А. А. Дошкольники и современное мультипликационное кино: проблемы и пути их решения. // Дошкольная педагогика - 2012. - №2. - с. 3 - 72.

5. Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. - Таганрог: Кучма, 2004.

6. Хилтунен Е. Дайте детям сначала задать вопросы! О методе проектов в детском саду и школе Монтессори // Детский сад со всех сторон. - 2007. - №30.

7. Челышева И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Таганрог: ТТИ  ЮФУ, 2008.