Как интересно провести прогулку с детьми весной
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гуренок Светлана Павловна

Организация весенней прогулки с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_vesnoy.docx75.75 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка с детьми весной

Чем можно занять ребёнка на прогулке весной? Как сделать так, чтобы весенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной?

Как интересно провести весной прогулку с ребёнком?

Весна! Природа оживает и начинает радовать нас ласковым теплом и приятными глазу красками. Весной хочется все больше и больше времени проводить на улице. Солнышко ласково светит, птицы весело поют, оживают деревья. На поиски нектара отправляются пчелы, а бабочки поднимают настроение, пролетая мимо ярким маленьким цветком. Наступает период превращений. Учите ребенка радоваться окружающей его красоте. Улыбайтесь сами, и он будет смеяться.

Ручьи. Снег тает, появляются проталины, лужи и ручейки. Возьмите с собой на прогулку лопатку. Покажите, как с ее помощью можно разветвлять и разводить протоки ручейков. Можно пускать по маленьким ручейкам крохотные кораблики — это могут быть простые палочки или листики, а можно сделать свой собственный кораблик из спичечного коробка или пробки от бутылки.

Веночек из одуванчиков. Весной расцветает много красивых цветов. И одними из первых распускаются желтые одуванчики, ребенок обязательно сорвет хоть один. Мальчик подарит маме, девочка будет нести свой цветочек в руке.

Венок. Наберите много цветов с длинными стебельками. Сначала берем три одуванчика, начинаем плести косичку. Затем к центральному стебельку добавляем четвертый цветок, вплетая его в косу, делаем еще одно переплетение косы. Далее действия повторяются. После каждого витка — к новому центральному стеблю, или к стеблям, приплетается новый цветок, каждый раз все удлиняя и удлиняя косу. Когда длина косы будет достаточно длинной, соедините два конца цветочной косы вместе, и венок из одуванчиков готов.

Венок можно плести из любых понравившихся вам цветов и трав, главное, чтобы у них были длинные и гибкие стебли. Таким же методом можно сплести бусы или браслет.

Если недалеко от вашего места прогулок расположен водоем: озеро или река, прогуляйтесь к нему и опустите венок в воду, при этом ребенок может загадать желание. Детям всегда хочется сказки, ведь они еще верят в нее.

Познавательная прогулка. Когда снег тает и вокруг грязь и слякоть, занять ребенка можно познавательной прогулкой.

Ходите по тропинкам и смотрите, что происходит вокруг, как все меняется. Можно взять с собой небольшую пластмассовую банку и собирать в нее «шумелки» — предметы, которые уже высохли, — камушки и веточки. Складывайте их в баночку и слушайте, как они шумят, если баночку потрясти.

Гуляя с ребенком, не забывайте рассказывать ему стихи, которые несут тепло и улыбку («Ласточка» Алексея Плещеева, «Весна идет» Агнии Барто и т. д.).

Загадывайте загадки про весну:

Солнце припекает,

Снежок тает,

Когда это бывает? (Весной)

Она приходит робкая,

Красивая и звонкая.

Лишь только ласково шепнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна )

Разучивайте вместе с ребенком короткие заклички, приглашая весну поскорее вступить в свои права.

Весна красна! Приди скорей!

Своим теплом согрей детей!

Весна приди, снег растопи.

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.                                                                                                                        Примета. Скворцы прилетели — весну на крыльях принесли, теперь тепло будет.

Походы весной.

Многие родители, собираясь в поход с детьми, не знают с чего начать свою подготовку к походу. Предлагаем некоторые рекомендации для совместного похода с детьми весной.

Главные задачи:

  • знакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;
  • закрепить на практике знания основ безопасного поведения на природе;
  • воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающей среде, развивать  желание вести здоровый образ жизни.

Наступила долгожданная весна. После долгого сна сначала просыпается речка, затем начинают улыбаться голубыми глазками первые подснежники, постепенно в зелёную дымку наряжаются деревья. Подмигивает солнечно-голубое утро, открывает необозримые просторы день, и так хочется оставить все свои домашние дела, накопившиеся за неделю и отправиться в поход всей семьёй! Много радости дарит весна, но и неприятных сюрпризов немало: провалившись в снег, можно оказаться по колено в воде, на проверенной вчера тропинке встретить непроходимый ручей.

Обманчив и тёплый весенний ветерок! Не заметишь, как простудился. Так хочется сесть на пригретый солнцем бугорок, но опасно- земля ещё хранит зимний холод.
Собираясь в поход , всё это следует предусмотреть. Одежда должна быть удобной, обувь непромокаемой. Стать туристами могут даже груднички, путешествуя на руках у родителей или в сумках-кенгуру. Если в семье дети дошкольного и подросткового возраста, они будут надёжными помощниками в трудных ситуациях. Начинающим туристам лучше всего выбрать короткую туристическую прогулку (4-8 часов). А затем, по мере приобретения специального снаряжения, переходить к самым романтическим и для детей, и для взрослых походам с ночёвками. Настроение, поведение детей в походе, степень их тренированности, состояние здоровья являются тем барометром, по которому определяется длительность последующих путешествий.
            Лучше всего взрослым заранее спланировать маршрут похода и пройти его самостоятельно без детей. Но если такой возможности не было, то лучше всего прокладывать путь по открытым местам, чтобы в полной мере использовать целебные силы света, тепла и воздуха. Учитывая возрастные особенности и интересы детей, необходимо продумать остановки в наиболее живописных и привлекательных для самых маленьких участников путешествия. Для однодневной туристической прогулки не нужно большого количества специального инвентаря. Обязательно приобрести лишь рюкзаки для каждого участника. Ребёнку 2-3 лет будет удобно путешествовать с небольшим заплечным мешочком весом не более 300-400 г. Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести рюкзак жёсткой конструкции. Вес рюкзака со всем содержимым для 5-8 -летнего туриста не должен превышать 1-1,5 кг. В противном случае ребёнок может быстро устать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности и поход покажется ему не интересным. Для организации отдыха во время привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Очень важным этапом подготовки к походу является подбор обуви и одежды.

Основной принцип- одежда по погоде, а не по сезону. Взрослым нужно не забывать, что с ними дети и погода весной может быстро поменяться. Обувь должна быть разношенной, удобной, позволяющей вставить войлочную стельку. Это могут быть и кроссовки, и кеды. Но самый лучший вариант- кожаные туристические ботинки. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Обязательно иметь запасные носки. В однодневных походах можно обойтись и без варки, приготовив пищу дома. Но приготовление печёной картошки или поджаривание колбасных изделий на костре для детей может быть целым праздником, поэтому не стоит лишать их этого удовольствия. На свежем воздухе аппетит у детей всегда хороший! Чай лучше взять в термосе. Не забудьте и о запасе простой питьевой воды. Очень важно родителям определить физическую нагрузку для детей во время движения по маршруту. Взрослые должны постоянно контролировать самочувствие юных туристов. Общая протяжённость маршрута для детей 3-4 лет -3-6 км, 5-8 –летних туристов-10 км.

Родители должны помнить, что быстрые изменения в природе привлекают внимание детей, предоставляют богатые возможности для наблюдений. Остановитесь и послушайте пение птиц, понюхайте и полюбуйтесь первыми цветами, обратите внимание детей на звонкие ручейки, проталинки и первую траву, которая так радует своим появлением.
Каждый родитель без труда определит первые признаки утомления своего ребёнка. В такой ситуации очень важно переключить внимание ребёнка, поиграть с ним в словесные игры, загадать загадки. Первый привал нужно сделать после 15-20 мин. ходьбы. Взрослые могут устранить неполадки в одежде и обуви, подогнать лямки рюкзака.

Отдыхая, можно полюбоваться природой, поиграть в игры «На что похоже», «Отгадай, чей голосок», «Назови признаки весны», « Весенние прилагательные», «Измени слово» Заменить последнюю часть слова ледоход так, чтобы получилось другое слово (ледорез, ледокол, ледовоз ), «Что мы видим».

Большой привал планируется на вторую половину пути. Важно выбрать удобное место. Это должно быть сухое и ровное место. Очень важно продумать организацию свободного времени на привале. Опыт многочисленных туристических семей подтверждает, что поход надолго остаётся в памяти, если он превращается в весёлый совместный праздник с играми и аттракционами. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды и организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне.

Вот какие игры примерно можно провести с детьми:

«Кочки». Нужно перепрыгнуть с кочки на кочку и не попасть в «болото».
«Прятки». 
Дети прячутся за деревья. Жмурка, досчитав до 10-ти поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот водит.
«Найди такой дуб».

Детям предлагается как можно быстрее добежать до дуба – самого большого (низкого, старого, молодого, могучего, красивого). Игру повторить несколько раз, чтобы закрепить слова.

«Моё любимое дерево».

Каждый из детей выбирает для себя любимое дерево, рассматривает иго, запоминает характерные детали. На сигнал взрослого: «Раз, два, три – к любимому дереву беги»!- дети бегут к дереву. Затем, на сигнал взрослого «Раз, два, три – обратно беги» - дети бегут обратно к взрослому и рассказывают о своём дереве.
«Извилистая дорожка».
Дети и взрослые двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего – провести змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения.
«Найди лисичку».
Выбирается лисичка. Дети стоят, закрыв глаза. Лисичка в это время уходит в глубь леса, путая следы, и прячется. Дети ищут лису, идя след в след (следы нарушать нельзя)
«Танец грачей».
Дети, изображая грачей, легко бегают по площадке, кружатся, встают в позу «ласточка» и т.д. задача – придумать как можно больше разнообразных движений и красиво их выполнить.
«Кто быстрее».
Дети и взрослые встают в круг, один (ведущий) ходит за кругом. Обойдя круг, он дотрагивается до кого-нибудь и называет имя. После этого оба бегут до условленного места и быстро возвращаются обратно, чтобы занять пустое место. Кто не успевает, тот становится ведущим.
«Пчёлы и одуванчики».

Дети договариваются, кто будет пчёлами, а кто – одуванчиками. Все бегают по поляне. По сигналу дети-одуванчики присаживаются на корточки, пчёлы бегают вокруг них, останавливаются, нюхают, делают вид, что собирают нектар ( складывают руки трубочкой, подносят ко рту, втягивают воздух). Они перелетают с цветка на цветок, подражая жужжанию пчёл. При новом сигнале дети меняются ролями.

«Птицы вьют гнёзда».
Дети изображают птиц: летают, клюют зёрна. По сигналу они должны найти себе пару, подбежать к любому дереву, принять позу стоя на одной ноге лицом друг к другу, взявшись за руки. Придерживаться правилам: бегать бесшумно, легко, на носках, не кричать.
«Самый наблюдательный».
Взрослый прячет флажок на полянке, затем называет один-два признака, указывающих на его местонахождение. Тот, кто первым нашёл предмет, должен тихо сообщить об этом ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не обнаружит спрятанный предмет.
Очень хорошо, если Ваши дети найдут красивые веточки, шишки, семена! Постарайтесь их уложить и принести домой. В один из весенних вечеров Вы сможете насладиться воспоминаниями о походе и создать какую-нибудь композицию из природного материала, собранного Вашими детками. Приобщение детей к туризму — дело насколько полезное, настолько трудное и ответственное.

Поход с детьми труден прежде всего в психологическом отношении. В походе важно уметь понять ребёнка, его капризы, вникнуть в суть его обид, не отмахиваться от его просьб и вопросов, сочетать дружбу и дисциплину, любовь и строгость. В походе острее воспринимаются такие понятия, как справедливость, взаимопомощь, товарищество, отчётливо видны как положительные, так и отрицательные черты характера человека. Поход — это воспитание и своего рода проверка человеческих качеств.
Поход всей семьёй - это пребывание на свежем воздухе, единение с природой, пешие прогулки, снятие стрессов и психологическая разгрузка. Вы сможете увидеть что-то новое для себя, полюбоваться красотой окружающего мира. Впечатления надолго останутся с вами.

А фотографии и видеосъемки? Не на последнем месте и то, что вы остаетесь хозяевами сами себе, вам не нужно куда-то бежать, торопиться, следовать какой-то программе. У вас появляется возможность увидеть что-то новое и, сменив привычную городскую обстановку, испытать себя, свои силы и возможности. А самое главное - вы проведёте незабываемые минуты общения с семьёй.

Как интересно провести летом прогулку с ребёнком?

«Лейка»

Купите ребенку лейку или сделайте ее из бутылки (для этого возьмите литровую или пол-литровую пластмассовую бутылку с крышкой, проткните в крышке одну или несколько дырочек). Теперь ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.

«Цветной песок»

Рисунки цветным, сухим песком на земле, очень интересное занятие для ребенка. Это занятие развивает глазомер, точность, воображение и мелкую моторику.

Изготовление цветного песка:

■ В маленькие целлофановые пакеты насыпьте сухого мелкого песка, положите в каждый пакетик мелок и разотрите песок мелом, пока он не окрасится в нужный вам цвет. Затем уберите мелок.

■ Сделайте в углу каждого пакета маленькую дырочку, чтобы песок тонкой струйкой сыпался из него.

■ Теперь можно рисовать, выкладывая разноцветным песком узоры.

«Прогулки под дождем». Как мы уже говорили, если Ребенок здоров, гулять с ним нужно в любую погоду, даже если на улице идет дождь. Дождь — это не причина сидеть дома. Наденьте резиновые сапоги, непромокаемый плащ, возьмите зонт — и скорее на улицу. Конечно, побегать с друзьями в такую погоду вряд ли получится, зато прогуляться с мамой по аллее или по бульвару, держа над головой зонтик, в самый раз.

Гуляя, можно слушать дождь, как он стучит по зонту, как по листве, как по дорожкам, лужам, смотреть, как капли подпрыгивают, пускают круги на воде. Можно вспоминать стихи-потешки, заклички о дожде и солнце, поговорки о лете.

Стишки потешки и заклички.

Дождик, дождик, посильней —

Будет травка зеленей.

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

 

Дождик, дождик, припусти.

Дай (имя ребенка) подрасти.

 

Дождик, дождик, лей!

Капель не жалей!

Только нас ты не мочи!

И в окошко не стучи!

 

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко.

Дам тебе я, солнышко,

Вкусного горошка.

 

Дождик, лей, лей, лей.

Лей на маленьких детей.

Чтобы дети, как грибы,

Очень быстро подросли.

 

Тише, дождик, тише,

Не стучи по крыше.

Не мочи качели,

Наши карусели.

Поговорки о лете.

 Летний день год кормит.

 Дождливое лето хуже осени.

 То, что летом запасешь, то зимою в рот кладешь.

«Делаем куклу из цветов»

Вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» — ее героиня, крохотная девочка, которая появилась на свет из раскрывшегося бутона прекрасного цветка.

Летом вокруг нас распускается много красивых цветов, и они все разные, разных форм и размеров, разного цвета и оттенка. Гуляя с ребенком, вы можете создать для него такую же Дюймовочку. Особенно хорошо для этой цели подходят цветы и бутоны мальвы.

Изготовление куклы из цветка: http://kladraz.ru/images/10.jpg

 Возьмите один распустившийся цветок мальвы — это будет туловище и платье куклы.

 Один нераскрывшийся бутон — это будет ее голова.

 С помощью спички или тоненькой палочки соедините туловище и голову. Куколка готова (см. рис.).

Так как цветы мальвы бывают разного цвета, платья у куклы можно легко менять.

Девочки, как правило, начинают придумывать для кукол кроватки, постельки из лепестков, кареты и домики из листьев и веток.

Единственный минус в том, что это кукла-однодневка, а потом цветы вянут. Зато она не успеет надоесть ребенку.

Как одеть ребенка на прогулку по погоде

В жаркую погоду необходимо носить одежду из хлопчатобумажной ткани, которая обеспечивает быструю отдачу тепла и предохраняет от перегревания. Летом в теплую солнечную погоду дети могут ходить в легких однослойных костюмчиках без рукавов или сарафанчиках, на голове должна быть панамка из светлой ткани или шапочка с козырьком для защиты от солнца.

Весной и осенью в дождливую погоду верхняя одежда должна быть из непромокаемого материала с подстежкой, обладающей хорошими теплозащитными свойствами. Очень удобны куртки или комбинезоны на синтепоновой подкладке: они легкие, достаточно теплые и, что немаловажно, легко стираются и быстро сохнут. Количество слоев одежды между бельем и курткой зависит от температуры воздуха.

Если на улице холодно, вместо одной толстой теплой вещи лучше надеть две легкие и менее теплые. Между слоями одежды создается воздушная прослойка, что способствует сохранению тепла. Более тонкие вещи не стесняют движения и меньше весят, что для ребенка очень важно.

Верхняя зимняя одежда защищает детей от холода, ветра и влаги, поэтому должна состоять не менее чем из двух слоев: нижнего - теплозащитного и верхнего - ветрозащитного, предохраняющего от проникновения под одежду наружного воздуха. Конструкция зимней одежды должна обеспечивать большую герметичность, исключающую поступление холодного воздуха через застежки, воротник, рукава.

Покрой одежды имеет большое значение для профилактики переохлаждения. Комплект из куртки и полукомбинезона (утепленные брюки с грудкой и спинкой на лямках) наиболее удобен. Куртки при активных движениях ребенка (наклонах, подъемах рук вверх) поднимается, обнажая поясницу, а спинка полукомбинезона ее прикрывает. Цельнокроеный комбинезон не подходит для прогулок детей дошкольного возраста: он сковывает движения, его неудобно одевать и труднее вычистить, высушить после прогулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как интересно провести время с детьми в выходной

Консультация для родителей. "Как интересно провести время с детьми в выходной."...

Консультация для родителей «Как интересно провести выходные с детьми»

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребен...

Буклет для родителей "Как интересно провести выходные с детьми"

Буклет содержит подборку игр которые позволят интересно провести выходные вместе....

Как интересно провести выходные с детьми

Игры для детей и родителей...

Буклет "Как интересно провести выходные с детьми"

Буклет "Как интересно провести выходные с детьми"...