Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
статья по теме

Соколова Вера Евгеньевна

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому педагоги дошкольных учреждений комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс эффективные технологии здоровьесбережения.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными расстройствами и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в Европе.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки ни работоспособность или отдых человека.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushchie_tehnologii_muzyka_.docx32.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

 

 Здоровье сберегающие технологии

в работе музыкального руководителя

Подготовила  Гридасова В.Е.  музыкальный руководитель

ГБДОУ №77 Калининского района

г. Санкт Петербург

 

 

 

 

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому педагоги дошкольных учреждений комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс эффективные технологии здоровьесбережения.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными расстройствами и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в Европе.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки ни работоспособность или отдых человека.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

Создание благоприятного психо-эмоционального фона в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду – является, в том числе и основой для сохранения физического здоровья. Музыка – вид искусства, воздействующий на эмоции и чувства.

В связи с этим музыкальному руководителю необходимо проводить работу по формированию у детей здорового образа жизни  в следующих направлениях:

 Непосредственно-образовательная деятельность.

В процессе музыкальных занятий необходимо регулярно напоминать детям об охране детского голоса и слуха, правильной певческой установке, красивой осанке во время пения и движения.

Организовывать привычные виды музыкальной деятельности с пользой для здоровья.

  • Использовать жизнеутверждающие песенки-распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день.
  • Перед пением песен проводить дыхательную, артикуляционную, фонопедическую гимнастику для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
  • Также применять игровой массаж и самомассаж.  (Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Использование игрового массажа и самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез)
  • Пальчиковые игры – развивают мелкую моторику, повышают координационные способности пальцев рук.
  • Речевые игры - эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
  • Музыкально-ритмические движения - помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, корпуса; развивают быстроту, чёткость, размах движений; помогают устранить отдельные физические недостатки. Они проводятся и с предметами и без них.

Совместная деятельность педагогов и детей

Пассивная музыкотерапия.

Оказание помощи педагогам ДОУ подобрать соответствующий музыкальный репертуар, проведение консультаций по актуальным вопросам.

Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения и восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию, а значит, косвенно влияет и на физическое развитие и состояние.

Примерный режим дня с музыкальным сопровождением:

Утро. Встреча детей.

Цель: Создание положительного эмоционального фона.

Ранее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека слышится нежная, чарующая музыка. Детей встречают добрые, приветливые сотрудники. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний  музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Рекомендуемые музыкальные произведения

  1. П.И.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».
  2. П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
  3. И. Штраус. Полька «Трик-трак».
  4. М.И. Глинка. «Детская полька».
  5. А. Вивальди. «Зима».
  6. П.И.Чайковский. «Апрель».
  7. Г.В. Свиридов. «Музыкальный ящик».
  8. Г.В. Свиридов. «Веселый марш».
  9. Н.А. Римский –Корсаков. Вступление «Три чуда».
  10. Д. Чимароза. «Концерт для двух флейт с оркестром», 2-я часть.
  11.  И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».
  12.  В.А. Моцарт. «Музыкальная шкатулка».
  13.  Й. Гайдн. «Детская симфония», 3-я часть, финал.
  14.  М.И. Глинка. «Вальс-фантазия».
  15.  И. Штраус. «Сказки Венского леса».

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика проходит обязательно с музыкальным сопровождением. Этот вид деятельности детям очень нравится. Выполняя движения, они стараются передать музыкальный образ произведения. Музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Все это дает положительный эмоциональный заряд на целый день.

Рекомендуемые музыкальные произведения

  1. Р. Шуман. «Клоуны».
  2. А.Т. Гречанинов. «Игра в лошадки».
  3. «Во поле береза стояла» р.н.п.
  4. М.И. Глинка. «Вальс-фантазия».
  5. П.И.Чайковский. Мазурка.
  6. Л.В. Бетховен. Менуэт. Экосез.
  7. С.С. Прокофьев. «Вальс» из балета «Золушка».
  8. П.И.Чайковский. Русская пляска.
  9. Д.Д. Шостакович. «Танцы кукол».
  10.  А.К. Лядов. «Дождик-дождик».
  11.  К. Сен-Санс. «Осел», «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь».
  12.  П.И.Чайковский. Времена года.

Прогулка

Если прогулка проходит под музыку – это здорово и приятно! В солнечный день и в морозную свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что-то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать, подпевать, запоминая слова новых песен.

Рекомендуемые музыкальные произведения

  1. А.Т. Гречанинов. «Моя лошадка».
  2. «Ах вы, сени» р.н.п.
  3. В.А. Гаврилин. «Мальчик гуляет, мальчик зевает».
  4. С.В. Рахманинов. «Итальянская полька».
  5. «Пойду ль, выйду ль я…» р.н.п.
  6. «Во саду ли в огороде» р.н.п.
  7. В.Г. Кикта. «Оранжевый скоморох».
  8. В. Агафонников. «Сани с колокольчиками».
  9. Н.А. Римский –Корсаков. Опера «Снегурочка», песни, пляски птиц.
  10.  П.И.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».
  11.  И. Штраус. Полька «Трик-трак».
  12.  Г.В. Свиридов. Весенний марш из музыки к повести А.С. Пушкина «Метель».
  13.  В.А. Моцарт. Симфония №40, экспозиция.
  14.  М.И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
  15.  А.П. Петров. «Я шагаю по Москве».

Сон.

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду  созданы необходимые условия: музыкальный центр и  диски, со специально подобранными мелодиями – «колыбельными». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям уснуть.

Рекомендуемые музыкальные произведения

  1. Колыбельные.
  2. П.И.Чайковский. «Октябрь».
  3. Ц.А. Кюи. Колыбельная.
  4. Г.В. Свиридов. «Грустная песенка».
  5. Н.А. Римский – Корсаков. «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане».
  6. Н.А. Римский – Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.
  7. К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвредика», «Мелодия».
  8. М.И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль-мажор.
  9. Л.В. Бетховен. «Сурок».
  10.  Л.В. Бетховен. Соната №14, 2-я часть.
  11. Ф. Шуберт. «Аве Мария».
  12.  Ф. Шуберт. Серенада.

Пробуждение

Рекомендуемые музыкальные произведения

  1. В.А. Моцарт. «Музыкальная шкатулка».
  2. Дж.Россини. «Кошачий дуэт».
  3. К. Сен-Санс. «Куры и петухи».
  4. А.Т. Гречанинов. «Бабушкин вальс».
  5. А.Т. Гречанинов. «Материнские ласки».
  6. Н.А. Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка».
  7. Н.А. Римский – Корсаков. «Полет шмеля».
  8. И. Штраус. «Полька пиццикато».
  9. П.И.Чайковский. «Вальс» фа-диез-минор.
  10.  Р.Щедрин. Юмореска.
  11.  П.И.Чайковский. танец маленьких лебедей.
  12.  Л.В. Бетховен. Соната №14, 1-я часть.
  13.  А.И. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад».

Коррекционно-воспитательная деятельность.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений, способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально подобранной как фон) формы музыкотерапии. Я использую элементы активной музыкотерапии при организации детской в деятельности в кружке « Театрализованная ритмопластика ».

Музыкальная терапия использует

различные терапевтические механизмы:

  • Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
  • Помогает установить контакт.
  • Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей дошкольника.
  • Повышает самооценку на основе самоактуализации.
  • Способствует коррекции чувств.
  • Развивает эмпатию
  • Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

  • Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.
  • Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
  • Улучшается речевая функция.
  • Улучшается сенсомоторная функция.
  • Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
  • Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования; развиваются его интересы.

Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояния дошкольника.

Логоритмика

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Существует мнение, что логоритмику можно назвать гимнастикой ума. Почему?

Энциклопедические словари трактуют ум как способность мышления и понимания, а гимнастику как «систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития». А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего – развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями

Формы работы с родителями: Выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование; открытые показы музыкальных занятий, проведение музыкальных праздников, досугов с участием родителей.

В современном мире детей окружает самая разнообразная звуковая среда, и к сожалению, она не всегда благотворно влияет на наших малышей. Я напоминаю родителям об охране детского голоса, о том, что музыка и другие шумовые эффекты не должны звучать очень долго и очень громко, так как даже самое полезное средство при неумеренном использовании может принести вред, то есть негативно отразиться на эмоциональном и соответственно физическом состоянии ребенка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, КАКАЯ ЗВУКОВАЯ СРЕДА ОКРУЖАЕТ ВАШИХ ДЕТЕЙ

Источник звука

Воздействие звука и его оценка

Голоса самих детей

Создают шумовой фон, вызывают утомление нервной системы, поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, следуя в этом положительному примеру взрослого.

Голос взрослого

Воспринимается детьми как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии малыша. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого, и на этой основе формируется их собственное звукопроизношение.

Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык.

Чаще напевайте, что хотите, тихонечко, про себя.

Пение птицы, журчание воды

Очень благоприятно действующие шумы

Шум автодороги, работающих механизмов

Неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить

Звучание речи, музыки из радиоприемника, магнитофона

Включать не более чем на 5-10 минут при условии, что это не фон, а звуки, которые вы вместе внимательно слушаете.

Звучание музыкального инструмента

Прекрасно, если инструмент настроен, музицирующий владеет им, отобранное произведение соответствует данному моменту и понятно детям.

   

Логоритмический калейдоскоп «Как здоровым стать»

Коммуникативная игра «Здравствуй, милый друг»

  1. Зашагали ножки прямо по дорожке,

Повстречали друга маленькие ножки.

  1. Побежали ножки прямо по дорожке,

Повстречали друга маленькие ножки.

  1. Поскакали ножки, прямо по дорожке,

Повстречали друга маленькие ножки.

Дети маршируют врассыпную по залу, встают в пары.

Бегут врассыпную по залу, встают в новые пары.

Поскоки врассыпную по залу, встают в новые пары.

Припев:

Здравствуй, здравствуй,

Здравствуй, милый друг!

Здравствуй, здравствуй,  

Посмотри вокруг.

Здравствуй, здравствуй

Ты мне улыбнись,

Здравствуй, здравствуй

Головкой поклонись!

Пружинка, помахивают правой рукой.

Пожимают друг другу правые руки.

Пружинка, помахивают правой рукой.

Разводят руки в стороны

«Окошко»

«лодочка» и па-де-баск.

М.Р: Только мы познакомились с новыми товарищами, как начался дождик.

Массаж спины под песню «Дождик» м. Попляновой подг.гр.

Дети встают паровозиком

Дождик бегает по крыше - Похлопывают ладонями по спинкам друг друга

Бом, бом, бом-

По веселой звонкой крыше - Постукивают пальчиками

Бом, бом, бом.

Дома, дома, посидите,- Поколачивают кулачками

Бом, бом, бом.

Никуда не выходите - Растирают ребрами ладоней

Бом, бом, бом.

Почитайте, поиграйте –  Кладут ладони на плечи и большие пальцы

Бом, бом, бом. - Растирают плечи круговыми движениями.

А уйду – тогда гуляйте… - Поглаживают ладонями.

Бом, бом, бом.

Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.

М.Р: Под дождем наша одежда промокла, давайте ее постираем.

Танцевально-игровое упражнение «Стирка» Т.Суворова Диск 1 дор.2

М.Р: Все в порядке, одежда стала чистой и сухой.

А теперь мы поиграем,

Всех детей пересчитаем!

Игра «Яблочко»

Дети встают в круг и передают яблочко из рук в руки под песню.

«Яблочко золотое, яблочко наливное

По рукам катилось и остановилось»

Ребенок с яблочком выходит из круга. Дети ему говорят, грозя пальцем:

«Быстро с яблочком беги

И друзей себе найди»

Ребенок-водящий под музыку бежит за кругом, с окончанием музыки останавливается около двоих детей. Все дети хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три! Беги!». Выбранные дети бегут в разные стороны, обегают круг и возвращаются к водящему. Выигрывает ребенок, первым взявший яблоко с ладони водящего. Игра повторяется. Первым начинает передавать яблоко выигравший. В конце игры выносят яблочки на подносе.

Песня «Как здоровым стать» м. Филиппенко, слова Волгиной

  1. Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно,

Только надо знать,

Как здоровым стать.

  1. Надо рано спать ложиться,

Умываться, не лениться,

На заре вставать,

Носом не клевать.

  1. Приучи себя к порядку:

делай каждый день зарядку!

Смейся веселей –

Будешь здоровей!

  1. Кто со спортом крепко дружит,

О здоровье он не тужит

И живет сто лет,

Вот и весь секрет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).

 Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя

Использование здоровьесберегающих технологии в ДОУ....

Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".

В  данной презентации  представлены  здоровьесберегающие технологии, используемые мною  в работе: актуальность темы, примерная схема  музыкального занятия с применением здоров...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...