НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ООД ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
статья на тему

Мережко Оксана Михайловна

Необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме: олимпиады, Дни Здоровья, путешествия, ООД физической культуре, занятия в кружке по Физическому развитию, утренняя гимнастика, физкультминутки и динамические паузы также должны быть разнообразными.  Нужно давать детям возможность импровизировать на занятиях, используя все это – занятия становятся более интересными, дают большую эмоциональную нагрузку, дарят детям радость.

   При использовании нетрадиционных методов в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ

ПРОВЕДЕНИЯ ООД ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира  не могут заменить  действия движения".

Ж. Тиссо

      На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Краснодарском крае, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

      На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

     Этому искусству,  мы уделяем  большое внимание в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

  Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья:

- происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма;

- развиваются его адаптационные возможности;

- повышается его устойчивость к внешним воздействиям;

- формируется осанка;

- приобретаются физические качества, привычки;

- вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

   Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребенок познает мир, осваивает речь, пространство – временные связи предметов и явлений при помощи движений, это у него заложено с дошкольного возраста.

  В нашем детском саду к физической культуре мы приобщаем ребенка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На своих занятиях и в повседневной жизни, мы стараемся развивать природную потребность ребенка в движении, не подавляя ее. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток ее неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность; нарушается обмен веществ; сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается состояние ребенка.

Все должно быть в меру: дошкольникам полезны – ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме: олимпиады, Дни Здоровья, путешествия, ООД физической культуре, занятия в кружке по Физическому развитию, утренняя гимнастика, физкультминутки и динамические паузы также должны быть разнообразными.  Нужно давать детям возможность импровизировать на занятиях, используя все это – занятия становятся более интересными, дают большую эмоциональную нагрузку, дарят детям радость.

   При использовании нетрадиционных методов в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости.

   Особое место в жизни ребенка занимает сказка (приключения). Дети познают мир не только умом, но и сердцем. Это способствует повышению настроения во время выполнения физкультурных упражнений.

    Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий  ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего  имитационного характера («путешествия», «цирк», «спортсмены», «зоопарк», « «рыбаки» и т.д.)

   На занятиях также использую различные характеристики животных:

веселые обезьянки (прыжки с ноги на ногу, руки на уровне глаз, пальчики широко расставлены);

серый волк (широкий шаг, размахивание руками вдоль туловища);

- веселые гномы (ходьба на носочках, руки сцеплены за спиной, в глубоком приседе, спина прямая). Важно, чтобы дети могли фантазировать, а педагог творчески подходил к воплощению детского образа в выполнении упражнений. Можно предложить детям самим выбирать движения.

   Очень интересны игры-имитации.

В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Я все это прошу у детей выразить в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость.

   Игровое занятие  построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет.  Стараюсь проводить игровые занятия не только внутри  одной группы, но и с другими группами такого же возраста. Сколько эмоций, радости, слез можно увидеть  при проведении различных эстафет и конкурсов, особенно между разными группами одного и того же возраста.

   Использую занятия тренировочного типа – направленные на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Они включают в себя  большое количество циклических, музыкально - ритмических  движений, различных элементов спортивных игр, дифференцированных двигательных заданий, направленных на развитие быстроты, реакции, ловкости, силы, выносливости.

  В качестве эффективной  и хорошо зарекомендовавшей себя организационно-методической формы физической подготовки рассматривается круговая тренировка.

     Методическими особенностями круговой тренировки как формы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста являются:

- обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния детей и содержанием программы по физическому воспитанию;

- применение сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания, упражнений с предметами (мячом, обручем, скакалкой), а также специальных организационно-методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию к выполнению упражнений с целью максимального приближения занятий по физической культуре к игровой деятельности;

- направленность комплексов круговой тренировки на решение задач  дошкольного физического воспитания, разностороннюю физическую подготовку детей и гармоничное развитие двигательных качеств;

- оптимальная моторная плотность занятий с использованием круговой тренировки значительно повышается;

- использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на  «станциях» круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания.

   Для проведения физкультурного занятия в форме круговой тренировки у меня разработаны карточки задания. Детям очень нравится выполнять задания по этим карточкам. Это воспитывает у них чувство ответственности, желание сделать лучше других.

    Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

   В нашем ДОУ наряду с традиционной формой, я провожу различные нетрадиционные формы утренней гимнастики.

   В традиционном комплексе УТГ используются бег, ходьба различными способами, различные перестроения, комплексы ОРУ с предметами и без них. Упражнения проводятся их разных исходных положений. Для каждой возрастной группы мной были разработаны комплексы УТГ, которые находятся у воспитателей в каждой возрастной группе (в папке с оздоровительной работой).

   Утренняя гимнастика игрового характера  включает в себя 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности «Найди свою пару», «Удочка», «Море волнуется». Либо берется игровой сюжет «Малыши-крепыши», «Цапля на болоте» и т. д.

   УТГ с использованием полосы препятствий  позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий.

   Детям очень нравится преодолевать различные препятствия: перепрыгивать через модули, обручи, пролезать под лавкой, передвигаться приставным шагом по шведской стенке.

  На большом эмоциональном подъеме проходит  УТГ с элементами спортивных игр (ведение мяча, подбрасывание,  ловля, броски в баскетбольное кольцо).

   В теплое время года во время приема детей в нашем саду проходит УТГ с включением оздоровительных пробежек на 100м, 150м, 200м., в зависимости от индивидуальных особенностей детей, бег на 30 м между группами одного возраста. Вначале УТГ детям предлагается короткая разминка из 3-4 упражнений, затем идет сама пробежка или соревнования и завершается все элементами  дыхательной гимнастики.

   Большое значение для полноценной реализации поставленных задач при проведении различных форм двигательной деятельности имеет разнообразное физкультурное оборудование и пособия. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования при проведении традиционных и нетрадиционных  занятий способствуют:

-  развитию двигательной сферы детей;

- позволяют более полно удовлетворять двигательные потребности каждого ребенка;

- способствуют формированию базовых умений и навыков;

- повышению функциональных возможностей детского организма;

- развитию двигательных качеств и способностей;

- воспитанию интереса к разным видам  занятий по физической культуре.

    Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.