Комплекс релаксационных занятий для гиперактивных детей в сенсорной комнате
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бокибоева Татьяна Викторовна

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата.

Именно в условиях длительной и систематичной деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно, таким детям требуется постоянная индивидуальная помощь и контроль.

Одним из способов решения данной проблемы мы видим в использовании возможностей сенсорной комнаты, которая представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы, т.к. на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_relaksatsionnyh_zanyatiy_v_sensornoy_komnate.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс релаксационных занятий  для гиперактивных детей в сенсорной комнате.

Направление образовательной деятельности: психология, ОО “ Социально- коммуникативное” развитие.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Разаботчики: Планкина Е.И.  студентка 3 курса группы ПДС-15 (с) НГПУ им. К. Минина., Сипович Т.В. студентка 1 курса группы ПДС-15 (п) НГПУ им. К. Минина., Никитина Я.В.   студентка 1 курса группы ПДС-15 (п) НГПУ им. К. Минина.

Продолжительность: долгосрочный.

Релаксация № 1  «Знакомство с волшебной комнатой»

Цель:знакомство детей с сенсорной комнатой.

Задачи:

— развивать когнитивную сферу детей,

— активизировать произвольное внимание;

— развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику,

— формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию,

— развивать органы чувств и вестибулярный аппарат,

— закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи,

— развивать коммуникативные навыки

— формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;

— формировать навыки саморегуляции.

Материалы и оборудование: сухой бассейн; растение-фонтан; проектор направленного света; зеркальный шар; мягкое напольное покрытие; аудиоматериалы; аквариум с искусственными рыбками; кривое зеркало.

Ход занятия

Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

— Вы верите в чудеса? Тут они могут произойти! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие... Начнется оно вот с этого большого водопада. (проектор и аудиозапись водопада) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А вот и река, подойдите к ней поближе и послушайте, как журчит вода, сбегая по уступам горы. (Слушают шум воды.) Возьмите в руки по «капельке» воды. Что чувствуют ваши ручки?

— А какие чудесные рыбки плавают в нашей речке! (пузырьковая колонна) Какие они яркие и красивые. Найдите рыбку, которая вам больше всего понравилась, и проследите за тем, куда она плывет.

— Наш лес сказочный, в нём всё необычное, всё становится частью сказки. Даже мы, ребята. Давайте посмотрим в зеркале, как мы выглядим в этой сказке. (Подходят к кривому зеркалу, смотрятся в него)

— Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа — значит, водяная лампа. А что же там плавает?

— Какого цвета шарики?

(Предлагает каждому понаблюдать за шариками и направлением их движения)

— Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)

— Предлагаю вам немного поиграть.

(Детям предлагают закрыть глаза, представить себе и показать:

a)

— мягкий пушистый снег;

— теплое, ласковое солнце,

— холодный дождик;

— теплый дождик;

— холодный твердый лед,

б)

они держат в руках:

— маленького пушистого котенка;

— ежика;

— беспомощного птенчика,

— горячий пирожок.)

— Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на пенёчках (эргономические кресла). А кто-то может и на этом мягком островке (диван с пучком фиброоптических волокон). (Звучит релаксационная музыка.) — Садитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор «Звёздное небо», направляет его на зеркальный шар) — Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги... Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Дышится легко, ровно, глубоко.

— Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

— Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось в сказке? Что мы с вами делали? Что вам понравилось больше всего? Ещё придёте сюда? Тогда до новых встреч в сказке!

Релаксация№ 2 «Цвета и настроение»

Задачи:

— создание бодрого, оптимистичного настроения;

— снятие эмоционального напряжения,

— развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;

— развитие когнитивной сферы: внимания, памяти, мышления;

— закрепление знаний цветового спектра;

— стимулирование воображения.

Материалы и оборудование: сухой бассейн; аквалампа; звуковая дорожка.

Ход занятия

— Здравствуйте ребята! Вы любите путешествия? А давайте сегодня отправимся в лес.

(Звучит спокойная, тихая музыка, звуки леса)

— Выходим вот на эту полянку. Сейчас тут все спят. Но уже давно день, светит солнышко. Давайте покричим «доброе утро», чтобы все услышали и проснулись! Насколько нас слышно нам покажут эти волшебные ступеньки (Подходят к звуковой дорожке).

— А сейчас давайте подойдем к этому цветному фонтану (фонтан из фиброоптических волокон). Потрогайте струйки этой волшебной разноцветной воды.

— Какого цвета струйки воды? Посмотрите, как они переливаются.

— Подойдите к цветному аквариуму. Какого цвета шарики вы там видите? Каждый из вас будет наблюдать за своим шариком (аквалампа).

(Психолог называет имя ребенка и цвет шарика, за которым он будет наблюдать)

— Мы погуляли по лесу, сядем на пенёчки отдохнуть.

— А вот прилетела надоедливая муха. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать её без помощи рук. Правильно, сморщивайте нос, сделайте столько морщин на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом — вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что, когда вы крутили носом, и щёки, и рот, и даже глаза помогали вам и они тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось всё лицо — это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хорошенько, попытайтесь просто сдавить эту муху между морщинками. Ещё

сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до одной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое это приятное ощущение.

Релаксация Радуга

— Давайте посмотри на небо.

а) на экране — голубой цвет. Это мягкий, успокаивающий цвет. Он похож на воду в реке или озере. Голубой цвет и у неба. Он освежает вас, как купание в жару; когда небо такого цвета?

б) красный цвет дает нам энергию и тепло. От красного цвета нам становится теплее даже в холод. От красного цвета веселее и радостнее на душе;

в) желтый цвет приносит нам радость и улыбку. Он согревает, как солнышко. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение;

г) зеленый цвет — цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше.

—О чем вы думали, когда смотрели на голубой, красный, желтый и зеленый цвета? Заметили ли вы, что разные цвета влияют на настроение?

— Что ж, пора возвращаться домой. Вам понравилось наше путешествие? Хорошо было в лесу?

(ответы детей)

— До новых встреч!

Релаксация № 3 «Путешествие на море»

Задачи:

— развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания;

— развитие конструкторских способностей;

— продолжение развития глазомера,

— развитие координации «глаз — рука»,

— закрепление знания цветов спектра, — снятие эмоционального напряжения;

— развитие воображения,

Материалы и оборудование:аквалампа, фиброоптические волокна, панно «Лабиринт», фонтан с фиброоптическими волокнами,эргономические кресла

Ход занятия

(На фоне звуки моря)

—3дравствуйте ребята! Что это за звуки? Куда мы с вами попали? (ответы детей)

— Как тут всё ярко! Как много цветов!  Давайте поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например красный, а вы — искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать и называть все цвета.

—Мы уже убедились, что нас окружает много цветов. (подводит детей к панно «Лабиринт»)

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится? Кто грустит?

Кто испугался? Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Хорошее настроение.

Посмотрим в волшебный лабиринт настроения.  Как далеко он уходит! Какого цвета ваше настроение? (дети нажимают на кнопки)

— На море лежит много камушков (Эргономические кресла). Усаживайтесь на них, повернитесь лицом к волшебному фонтану (фонтан с фиброоптическими волокнами)и наблюдайте затем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.

— Раз уж мы с вами отдыхаем, то почему бы и не поиграть?

Игра «Камень — звезда»

Цель: учить напрягать, группировать мышцы и расслаблять их.

Ход игры

По сигналу ведущего «Камень!» дети руками обхватывают ноги, согнутые в коленях, голову опускают к коленям. По сигналу «Звезда!» ребенок свободно раскидывает руки и ноги (повторить 3-4 раза).

— Сядьте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте — на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощyщение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно.

—А теперь представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камушке, на берегу и греетесь, расслабившись, но солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи.

Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на тёплом солнышке. Но берегитесь, приближается ещё большая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своём домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее её

втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Хорошо. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

—Открываем глаза, возвращаемся обратно... Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день. До новых встреч!

Релаксация № 4 «Прогулка на волшебном корабле»

Задачи:

— развивать мыслительную деятельность, произвольное внимание, память, воображение, восприятие,

— формировать умение передавать свои ощущения в речи;

— способствовать развитию вестибулярного аппарата и координации движений;

— учить саморегуляции психического состояния, релаксации;

— воспитывать эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку

Материалы и оборудование:  сухой бассейн; зеркальный шар; проектор, пучок молний

Ход занятия

— Ребята, вы ещё только пришли, а нас уже ждёт корабль! Да непростой, а летучий! Занимайте места (показывает на диван), сейчас мы будем отправляться. (напротив изображение корабля с проектором, шум воды)

— Теперь мы с вами полетим. Как кругом все красиво! А посмотри вон туда - впереди виднеется морская лагуна(дети смотрят на сухой бассейн)  Предлагаю вам искупаться там.

(дети залезают в бассейн)

— Опускаемся глубже… Что мы видим вокруг? Целый подводный мир! Тут и медузы (зеркало с фиброоптическими волокнами), и осьминоги (фонтан с фиброоптическими волокнами), и рыбки (пузырьковая колонна). Давайте познакомимся с ними, потрогаем их.

— Поднимаемся обратно на наш корабль, пора лететь дальше. Но что происходит? Видите, вдали туча (проектор звёздное небо, шум дождя на фоне). Кажется, надвигается гроза! Мы ведь не хотим плохую погоду? Давайте её исправим, ведь мы же в сказке!

— Сейчас мы будем волшебниками (подходят к пучку молний), и управлять молниями, чтобы они успокоились, а мы могли продолжить путь.

— Опасность миновала, теперь можно и отдохнуть (дети садятся на эргономические кресла).

Чудесный летний день! Голубое небо, ласковое, теплое солнце... Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение бодрости и свежести охватывает все ваше тело лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно.

Мы спокойно отдыхаем, отдыхаем и засыпаем... Дышится легко, ровно, глубоко...

Мы открываем глаза. Просыпаемся, как кошечки, тянемся.

Улыбнитесь друг другу и вставайте. Настроение у нас жизнерадостное.

— Вот и заканчивается наша прогулка, волшебный корабль причалил к берегу, ему надо плыть дальше. Давайте помашем ему вслед!

Релаксация № 5 «Путешествие в космос»

Задачи:

— развивать тактильное восприятие рецепторов  рук, умение передавать свои ощущения в связной речи;

— продолжать развивать психические процессы, произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость; умственные способности, элементы логического мышления; память, воображение, восприятие; саморегуляцию; умение управлять своим телом, дыханием;

— воспитывать коллективизм, эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку.

Материалы и оборудование: сухой бассейн с полупрозрачными шариками, проектор, зеркальный шар, панно «Лабиринт»

Ход занятия

Я знаю тайну, по секрету

Я расскажу вам тайну эту.

Я знаю: все на свете дети

Мечтают полететь в ракете!

—Посмотрите, нас уже ждет космическая ракета! Скорее занимайте свои места (дети садятся на диван) и полетели! (включается проектор космическое небо, звучит космическая тема).

— Посмотрите в иллюминатор. Какой огромный космос! Сколько там разных звёзд и планет, близко и далеко (синий цвет панно «Лабиринт»)

— Давайте полетим на самую близкую к нам планету.

— Возьмитесь за руки, сейчас мы будем приземляться.

— Что мы здесь видим? Давайте изучим всё. Ребята! Вы стали совсем другие. Наверное, это планета так действует на нас. Посмотрите в зеркало, какие мы смешные! (кривое зеркало)

— В центре планеты есть большущий вулкан, подойдём к нему поближе. Смотрите, как стекает лава, как она меняет свой цвет. Какого она цвета? (фонтан с фиброоптическими волокнами)

— Смотрите, что это? Это же упавшие звёздочки! Жители этой планеты сложили их сюда. Это же настоящий клад! Потрогайте их. Какие они на ощупь? Давайте возьмём себе по звёздочке и загадаем желание.

— Вы, наверное, устали. Сейчас мы с вами сделаем привал. (дети садятся на эргономические кресла)

—Сядьте поудобнее и посмотрите на это прекрасное звёздное небо (включается проектор «звёздное небо», расслабляющая музыка) Посмотрите, сколько тут звёздочек! Найдите ту, которая вам больше всего нравится, посмотрите, куда она летит.

— Хорошо отдохнули? Но вы наверно проголодались? Представьте, что вы пытаетесь жевать очень тягучую большую жвачку. Вам очень трудно её жевать, челюсти движутся с трудом, но вы пытаетесь её прокусить. Надавливайте сильнее. Вы так стараетесь сжать её зубами, что напряглась даже шея. А теперь остановитесь, расслабьтесь. Почувствуйте, как свободно свисает ваша нижняя челюсть, как это приятно — расслабиться. Но давайте опять примемся за эту жвачку. Двигайте челюстями, пытайтесь её прожевать. Сильнее сжимайте её, так, чтобы она выдавливалась сквозь зубы. Хорошо! Вам удалось ее продавить сквозь зубы. А теперь расслабьтесь, приоткройте рот, пусть ваши челюсти отдохнут. Как хорошо вот так отдохнуть и не бороться с этой жвачкой. Но пора с ней покончить. На этот раз мы её разжуем. Двигайте челюстями, сдавливайте её как можно сильнее. Вы стараетесь изо всех сил. Ну, всё, наконец-то вы с ней справились! Можно отдохнуть. Расслабьтесь, пусть отдохнет всё ваше тело. Почувствуйте, как расслабились все ваши мускулы. Мы хорошо провели здесь время, но нас ждут дома. Пора обратно в ракету, она отправит нас домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей по познавательно – личностному развитию детей в сенсорной комнате «Волшебная встреча с Зайкой Степашкой»

Цель: развитие сенсомоторной и познавательной сферы; коррекция негативных поведенческих реакций; снятие эмоционального напряжения....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛУФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ. Для детей с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 11 г. Ейскамуниципального образования Ейский район     КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-Р...

Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате 3-4 года

Занятие для детей  3-4 лет «Зайчишка – не трусишка!»на снятие чувствительности к страху стихий и нападения....

Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате 4-6 лет

Занятие для детей 4-6 лет «Бояться можно»на снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности...

Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате.5-8 лет

Занятие для детей 5-8 лет «Волшебный дом» на снятие страха тёмных помещений...

Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате. 5-9 лет

Занятие для детей 5-9 лет «Путешествие маленького гнома» на снятие страха мистических существ и страха потеряться...

Картотека релаксационных игр для гиперактивных детей

Картотека релаксационных игр для гиперактивных детей...