Консультация для педагогов "Режим закаливания воспитанников в ДОУ"
консультация по теме

Кузьмина Светлана Николаевна

В консультации рассказывается о принципах закаливания, средствах и методах закаливания, организация и план действий при проведении закаливания, примерный список необходимого оборудования для организации закаливания в группе, составлена циклограмма организации закаливания в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Закаливание в ДОУ38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ««Режим закаливания воспитанников и методика его совершенствования»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада.

Крупнейшие специалисты в области детских болезней подчеркивали эффективность закаливания. Послушайте, что говорил виднейший советский педиатр Герой Социалистического Труда профессор Г. Н. Сперанский: «При самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветров, дождей, сырости. Но для изнеженного, привыкшего к постоянному теплу организма такое случайное охлаждение становится особенно опасным, так как его способность самостоятельно защищаться от холода, уже значительна ослаблена. Чем старательнее кутают ребенка, тем более он уязвим для простуды, тем чаще болеет. Несомненно, что единственное надежное средство – закаливание. Надо тренировать, совершенствовать, развивать врожденные защитные силы, добиваться их наилучшего действия».

Закаливание  - это система мероприятий. Или можно сказать по-другому: закаливание это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать нужно постоянно и только всем вместе – дома и в детском саду.

Механизмы защиты и компенсации генетически предопределены, это означает, что есть люди, изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, ранее не закаливаемые дети.

Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т.е. кому-то нужно только поддерживать определенный уровень здоровья, а кому-то – повышать этот уровень. Поэтому закаливание для каждого индивидуально: в детском учреждении обычно используются методы и методики, которые абсолютно безвредны для всех, а в семье комплекс закаливающих процедур может быть дополнен.

Таким образом, можно сказать, что закаленный человек – это тот, кто достаточно спокойно переносит все колебания внешней среды. У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, в том числе при температурных колебаниях, магнитных бурях, не происходит серьезных изменений в деятельности внутренних органов, т.е. он практически не болеет, а также повышается стрессоустойчивость.

Принципиальная схема закаливания детей

Факторы закаливания

Тепло, холод, механические и другие раздражители

Средства закаливания

Солнце, воздух и вода

Аппарат, принимающий закаливание

Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовидной железы и др.

Внешнее проявление специальной закаливающей процедуры

Сосудисто-двигательная реакция:

  1. фаза – вазоконстрикция (спазм сосудов)
  2. фаза - Вазодилятация (расширение сосудов)
  3. фаза - Паретическая (нежелательная)

Результаты закаливания

Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при охлаждении, теплопередача при перегревании). Компенсация и нормализация функционального состояния организма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение кратности острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уровня физической подготовленности.

Морфофункциональные проявления закаливания

Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижности нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивости. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем растущего организма.

Показатели эффективности

Компенсация и нормализация функционального состояния организма. совершенствование организма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение кратности острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уровня физической подготовленности.

Данная схема дает возможность сориентироваться при выборе средств и методов закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с состоянием здоровья ребенка.

Средства и методы закаливания

Для закаливания ребенка обычно используются факторы внешней среды в следующей последовательности: воздух, вода, солнце.

Каждый фактор может использоваться как отдельно, так и в виде комплексных процедур.

Примерная схема традиционного закаливания детей

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

ВОЗДУХ Температурное воздействие на организм, а также на кожные покровы, легкие и другие органы и системы

Утренняя гимнастика

Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде. Гимнастика в трусах в майках, хождение босиком

Медицинский отвод после болезни

Прогулка

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону

Сон без маек при открытых фрамугах

Учитывать физическое и соматическое состояние ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха

Температура воздуха в спальне ниже 14*С

Воздушные контрастные ванны.

Гимнастика после сна.

Сауна

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование «дорожек здоровья»

1 раз в 2 недели, по назначению врача.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний.

Хождение босиком

Во время физкультурных мероприятий (не физкультурные занятия) с учетом физического и соматического здоровья.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов.

ВОДА

Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой)

Постепенное обучение полосканию рта, начиная с группы 3-го года жизни.

Чередование процедур (2 недели - отвар, 2 недели – кипяченая вода)

Аллергическая восприимчивость

Обширное умывание

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица.

Процедура проводится 1 раз после сна.

Температура  воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов.

Туалет носа

Освободить носовой проход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой.

Нет

Бассейн

«Методика обучения плаванию в детском саду» под ред. Т.И. Осокиной

ОРЗ, ОРВИ, Активные формы туберкулеза.

Некоторые хронические заболевания (почек, сердца, и др.)

СОЛНЦЕ

Прогулка.

Солнечные ванны.

Световоздушные ванны.

Использование ослабленного влияния атмосферы (ранее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени).  Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды. Изменение продолжительности процедуры.

Острые инфекционные заболевания, лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, некоторые хронические и острые заболевания (желудочно-кишечного тракта, туберкулез и др.).

Температура окружающего воздуха свыше 30*С (для средней полосы).

        

Организация и план действий при закаливании

Приступая к закаливанию, необходимо сделать следующее:

  1. Обследовать состояние здоровья детского организма, в том числе физическое развитие и функциональное состояние детского организма. Провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка.
  2. Определить показания для проведения определенного вида закаливания, дозирования закаливающих мероприятий (группа закаливания).
  3. Выбрать методы закаливания.
  4. Определить систему закаливающих мероприятий.
  5. Выбрать и подготовить средства необходимые для определенных видов закаливания.
  6. Скоординировать работу по закаливанию всех сотрудников дошкольного учреждения, причастных к данной возрастной группе.
  7. Организовать совместную работу с родителями.

При выборе закаливающих процедур важно правильно оценить состояние ребенка, его функциональные возможности. С этой целью предложить специальные группы, к которым следует отнести каждого ребенка:

Группы закаливания

  1. Группа – дети здоровые, ранее закаливаемые;
  2. Группа – дети здоровые, впервые приступающие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;
  3. Группа – дети, имеющие хронические заболевания после длительных заболеваний. К этой же категории относятся часто болеющие дети.

Для  2-ой группы можно пользоваться любыми рекомендациями, для  1-ой – любыми, вплоть до интенсивных, так как это уже закаленные дети.

3-я группа, как правило, преобладает в детских садах, поэтому в детском саду мероприятия по закаливанию организуются применительно к 3-й группе.

Принципы закаливания по 3-й группе – это частые повторения и короткое время действия фактора.

Индивидуальный режим после перенесенного острого заболевания

ОРВИ, грипп, острый отит, аденоид, ветряная оспа, краснуха, коклюш

Острый бронхит, острая пневмония, скарлатина, паротит

Мед. отвод от утренней гимнастики 1 неделя. Со второй недели число повторений упражнений уменьшить в 2 раза.

Мед. отвод от утренней гимнастики 1,5 недели. Со 2-й недели число повторений упражнений уменьшить в 2 раза.

Мед. отвод от закаливающих процедур 1 неделя, со 2-й недели постепенное прибавление времени и интенсивности.

Мед. отвод от закаливающих процедур 2 недели, с 3-й недели постепенное прибавление времени и интенсивности.

Мед. отвод от занятий физкультурой 2  недели.

Мед. отвод от занятий физкультурой 3 недели.

Мед. отвод от занятий физкультурой на улице 3 недели.

Мед. отвод от занятий физкультурой на улице 1 месяц.

Подъем после дневного сна в последнюю очередь.

Подъем после дневного сна в последнюю очередь.

Воздушное закаливание

Воздушные ванны используют для закаливания. При проведении воздушных ванн у детей улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшается сон, аппетит. Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм по сравнению с водными процедурами. Это обстоятельство определяет преимущество щадящего типа воздействия при оздоровлении часто болеющих детей.

В холодное время года воздушные ванны проводят в помещении при комфортных значениях температуры, при отсутствии ощущаемого движения воздуха. Комфортной принято считать температуру воздуха от +17,5 до  +22,5  о  С.

Длительность первой воздушной процедуры 3-5 мин. С каждой последующей процедурой время увеличивается на 3-5 мин и доводится до 30 мин. Начинают проведение процедур при обычной комнатной температуры. Затем постепенно  снижают до 17оС. Сначала дети проводят воздушные  процедуры в трусах, майках, носках и тапочках, далее, через две недели, можно проводить занятия в одних трусах.

Детям, плохо переносящим снижение температуры, необходимо уменьшить общую длительность процедуры и постепенно обнажать тело. При этом вначале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребёнка можно оставить в трусах. Таким образом, в одной группе детского сада, проводящей воздушную ванну, могут быть дети, раздетые частично или до трусов.

После перенесенного острого заболевания к закаливающим процедурам приступают не ранее чем через одну неделю после выписки. Длительность и степень обнажения тела увеличивают постепенно.

Наиболее рационально сочетать закаливание воздушными ваннами с физическими упражнениями и щадящими специальными процедурами. Одним из методов рефлекторного воздействия на кожные покровы является растирание кожи туловища и верхних конечностей сухой махровой варежкой.

Растирание выполняется от запястья к плечу одной руки затем другой. Боковые поверхности туловища растирают поглаживающими движениями от талии к подмышечным впадинам. Грудь – от плеч к грудине выше области сосков. Растирание проводится мягко, повтор движений по одному участку до 4-5 раз. При проведении не допускается возникновение неприятных ощущений. После процедуры должно наблюдаться легкое поразовение кожных покровов.

Противопоказания к проведению растирания кожи: заболевания кожных покровов.

Контрастное воздушное закаливание

Начинается закаливающая процедура после дневного сна, продолжается в течение 12-15 мин и имеет характер перебежек детей из «холодной» комнаты в «теплую» и обратно с обязательным музыкальным сопровождением. С помощью открытых фрамуг или форточек в спальне к концу дневного сна температура поддерживается в пределах +16о  С, +14о  С. примерно В 15.00. включается негромкая мелодичная музыка, способствующая переходу от сна к бодрствованию. Дети постепенно просыпаются, откидывают одеяла и, лежа в постели, выполняют в течение 2-3 мин физические упражнения типа подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками, и последующим их выпрямлением, перекрестное параллельное движение рук и ног, подтянутых перпендикулярно относительно туловища, покачивание согнутых колен в стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку и др. По команде воспитателя дети встают с постели, снимают спальную одежду, оставаясь одетыми в майки и трусы, затем в течение 1-1,5 мин выполняют циклические движения умеренной степени интенсивности (бег на месте, марш) в этом «холодном» помещении.

Особенное внимание уделяется подбору дыхательных упражнений для осуществления полноценных контрастных воздействий на дыхательные пути в результате, например, ритмичного дыхания при глубоких вдохах и выдохах.

После этого следуют короткие перебежки в игровое «теплое» помещение, в котором температура воздуха +22оС, +22оС. Во время пребывания  в теплом помещении выполняются различные упражнения, также имеющие важное значение в поддержании интереса детей к закаливающей процедуре и создании положительного эмоционального настроения. На этом этапе предлагаются следующие занятия:

  • разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового аппарата;
  • подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и творческих элементов;
  • разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие прежде всего координационных возможностей;
  • более спокойный темп выполнения тех же физических упражнений, что и в «холодной» комнате;
  • различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения для развития ориентировки в пространстве.

Возможно использование специального оборудования, спортивных снарядов, инвентаря применяемых для развития и укрепления свода стопы. Это инвентарь располагается так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Характер пребывания в «теплом» помещении отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом, так чтобы дети не перегревались во время выполнения физических упражнений. Использование подвижных игр дает детям возможность активно участвовать в проведении процедуры, развивает их воображение, находчивость. Количество перебежек из одной комнате в другую с пребыванием в каждой комнате по 1-1,5 мин составляет не менее шести. Заканчивается процедура перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа «самолетики», «перелетные птицы», «спутники планет».

При проведении контрастного воздушного закаливания неукоснительно соблюдается принцип постепенного увеличения дозы холодового воздействия – с минимального контраста температур в 3 о - 4о С в начале проведения процедур до разницы 13-15 С для детей 3-4 лет и до

15 оС-20 оС для детей 5-6 лет спустя 2-3 месяца. Такой контраст температур далее поддерживается в течение всего времени закаливания.

Хождение босиком

Это действенный «исторический» метод закаливания, который к тому же является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Технически этот метод самый простой для реализации.

Главный смысл хождения босиком – закаливание стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется в основном действием низких температур пола, земли. Таким образом, именно это действие и является определяющим, если не единственным, в процессе данного вида закаливания, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов (воздействия раствора поваренной соли, разлитой по поверхности, по которой осуществляется хождение босиком, влияние массажа, стимуляции биологически активных точек кожи поверхности стоп) в научной литературе не имеется. Хождение босиком является хорошим и, что важно отметить, необременительным для персонала способом закаливания, проводимым на фоне выполнения других режимных моментов.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 о С. Вначале дети ходят в носках в течение 3-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 мин, увеличивая ежедневно время процедур на 1 мин и постепенно доводя до 15-20 мин.

Хождение босиком может применяться во всех группах дошкольного учреждения, начиная с групп 3-го года жизни. Процедура хорошо переносится детьми, очень физиологична. В возрасте 4-6 лет дети могут проводить босиком утреннюю зарядку, подвижные игры и т.д.

Обширное умывание

Алгоритм проведения процедуры:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «два»
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди сказать «раз»
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

Полоскание горла прохладной водой

Это целебный метод профилактики заболеваний носоглотки, предупреждения ангин. Данный вид закаливания проводится только после обязательной консультации врача, санации носоглотки.

Учить полосканью горла можно начинать с 2-3 лет: набрать воды в рот, закинуть несколько назад голову и произнести долгий звук «а-а-а».

Затем начинают чередование: полоскание горла кипяченой водой – 2 недели, отварами трав – 2 недели и т.д. (температура воды может быть от +36ОС до +26 ОС)

Бассейн

О пользе плавания известно с давних времен. Воду считали источником здоровья, бодрости, молодости и красоты. Плавание как вид спорта эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека: рост, вес; является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия; укрепления сердечно - сосудистой и нервной систем; развития дыхательного аппарата и мышечной системы; содействует росту и укреплению костной ткани.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Не всем общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, опасаясь глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плавани плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Циклограмма организации закаливания

Мероприятия

Группы

1.

Утренняя гимнастика

Все группы

2.

Физкультурные занятия на свежем воздухе

С 5-го года жизни

3.

Сон с доступом свежего воздуха

Все группы

4.

Хождение босиком

Все группы

5.

Воздушные ванны

Все группы

6.

Контрастное воздушное закаливание

Все группы

7.

Массаж рук

Все группы

8.

Самомассаж

С 4-го года жизни

9.

Корригирующая гимнастика

С 5-го года жизни

10.

Прогулка

Все группы

11.

Обширное умывание

Все группы

12.

Полоскание горла

Все группы

13.

Занятия  в бассейне

С 4-го года жизни

14.

Солнечные ванны

Все группы

15.

Световоздушные ванны

Все группы

16.

Хождение по корригирующим дорожкам

Все группы

17.

Дыхательные упражнения

Все группы

18.

Гимнастика для глаз

Все группы

Примерный список оборудования необходимого для организации закаливания в группе детского сада

  1. Градусники для измерения температуры воды (минимум 1 шт).
  2. Градусники для измерения температуры воздуха – 3 шт.
  3. Чашки для полоскания горла (индивидуально для каждого ребенка)
  4. Чайник для воды (промаркированный «закаливание»).
  5. Варежки для сухого обтирания (индивидуальные, хранятся в пакетике в шкафчике у ребенка).
  6. «Дорожки здоровья».
  7. Оборудование для занятий корригирующей гимнастики (палки, дуги, мячи и др.).
  8. Оборудование для массажа рук (мячики, пуговки, мешочки и др.)
  9. Тетрадь закаливания.
  10.  Лист здоровья.

При проведении любой закаливающей процедуры нужно стремиться к тому, чтобы она вызывала у ребенка радостное настроение, положительные эмоции, только тогда она станет полезной для здоровья.

Будьте здоровы!

Используемая литература:

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2008.
  2. Доскин В.А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры – М., 2002.
  3. Кузнецова М.Н. Закаливание детей дошкольного возраста: Воспитание здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении – научное издание. М., 2000.
  4. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/Колл. авт. – М, 2006.(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие/Под ред. В.И. Орла, С.Н, Агаджановой. – СПб, 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя ДОУ по оздоровлению и закаливанию воспитанников

Методическая разработка "Работа воспитателя ДОУ по оздоровлению и закаливанию воспитанников"...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Консультация для родителей: «Закаливание детей, способы закаливания»

Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и интенсивных.С давних времен использовались и ...

Консультация для воспитателей"Закаливание. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания"

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие и...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»...