Главные вкладки

    Клубная работа с родителями "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
    занимательные факты (средняя группа) по теме

    Кадочникова Светлана Николаевна

    "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Клубная работа с родителями

    «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

    Актуальность.

    Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

    Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

    Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

    Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

    Виды плоскостопия:

    Различают продольное и поперечное плоскостопие.
    Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное давление, это приводит к деформации стопы и к определённому виду плоскостопия.
    Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.
    Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.

    Причины плоскостопия:

    1. Раннее вставание и ходьба;
    2. Избыточный вес;
    3. Генетическая предрасположенность;
    4. Травмы стопы;
    5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
    6. Плохо подобранная обувь;
    7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
    8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

    Профилактика плоскостопия:

    Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

    Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

    Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

    Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

    — соблюдать профилактику плоскостопия;
    — проводить закаливание детей;
    — подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;
    — учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

    Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

    Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.

    Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

    Игровое упражнение «Поймай мячик».

    Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
    Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

    Игровое упражнение «Сложи фигуру».

    Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
    Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

    Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

    Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.
    Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

    Игровое упражнение «Башенка».

    Оборудование: кубики.
    Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

    Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

    Оборудование: пуговицы разного размера.
    Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

    Игровое упражнение «Соберём урожай».

    Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
    Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

    Игровое упражнение «Уберём игрушки»

    Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
    Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

    Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

    Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
    Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

    Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

    Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
    Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

    Игровое упражнение «Снежки».

    Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
    Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

    Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

    Оборудование: палочки дл. 20 см
    Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛОСКОСТОПИЕ. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    ПЛОСКОСТОПИЕ – это заболевание опорно – двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространённых у детей....

    Проектная работа по теме: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

    В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

    Проектная работа по теме: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

    В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

    Перспективный план работы по теме самообразования "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

    Актуальность: В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличие...

    Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста «Вперёд ,к здоровью»

    Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста  «Вперёд ,к здоровью»...

    Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. (перспективный план работы с детьми 2-4 лет)

    Плоскостопие – диагноз, который очень часто можно услышать на приёме у детского врача. Статистика говорит, что среди малышей до 3 лет оно встречается в 25% случаев. С возрастом эти цифры только ...

    Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. (перспективный план работы с детьми 2-4 лет)

    Младший дошкольный возраст ( 2 – 4года)Сроки выполненияТемаСентябрьНабрать в тазик теплой воды, не превышающий 38 градусов и не ниже 36, можно добавить морскую соль. В таз опустить камни, лучше,...