Опыт работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС" (средний дошкольный возраст)
статья (средняя группа) по теме

Прокофьева Наталья Борисовна

Приоритетным в своей работе считаю:

- формирование адекватных представлений у воспитанников о ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЗОЖ53.62 КБ

Предварительный просмотр:

Библиография

  1. С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина «Мой организм»

методические рекомендации

    2.Т. И. Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ»

    3.Л. Г. Голубева, В. А. Доскин «Растем здоровыми»

    4. Л. В. Кочеткова «Оздоровление детей в условиях детского сада»

    5.Л. Г. Голубева, З. С. Макарова «Оздоровление и реабилитация часто бо

леющих детей в дошкольных учреждениях»

     6.Е. С. Шукшина «Я и мое тело»

      7. З. И. Береснева «Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в

           ДОУ»

     8.М. Н. Кузнецова «Оздоровление детей в детском саду»

   9. М Чистякова «Психогимнастика»

       В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных образовательных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

         Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей – дошкольников.

           Только крепкий, здоровый, уверенный в своих силах человек может без проблем адаптироваться к новым социальным условиям, и способен в будущем действовать в любых общественно – экономических ситуациях.

          Начиная работу по теме « Использование здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»,  я поставила цели –

1.Сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ.

2.Укрепление психического и физического здоровья детей.

           Исходя из целей, выделила задачи для воспитателя –

  1. Обеспечить более высокий уровень профессионализма и педагогической компетентности.
  2. Внедрить в педагогический процесс здоровьесберегающие технологии.
  3. Укрепить взаимодействие с семьей для обеспечения единства интеллектуального, физического, психического и личностного развития ребенка.

Исходя  из задач для воспитателя, выделила задачи для детей –

1.Сформировать у детей умение беречь себя через воспитание привычки  думать и заботиться о своем здоровье.

2.Воспитать потребность в ЗОЖ как показателе общечеловеческой культуры.

          Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года, особенно в рамках внедрения ФГОС.

          Для компетентного решения задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития каждого ребенка, нужно активно внедрять наиболее эффективные технологии здоровьесбережения, то есть научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни.

          Сегодня в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение высокого уровня реального здоровья детей в ДОУ, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

        Новизна

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

1.Медико – профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся

- мониторинг здоровья дошкольников,

- разработка  рекомендаций по оптимизации детского здоровья,

- организация и контроль питания,

- закаливание,

- организация профилактических мероприятий,

- организация здоровье сберегающей среды ДОУ,

- организация контроля в обеспечении требований СанПиНов.

2. Физкультурно – оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливания, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Реализацию этих технологий осуществляют воспитатель и инструктор по физической культуре.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья ребенка. Цель их – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам относятся технологии личностно – ориентированного воспитания и обучения дошкольников, построения педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, закономерным образом содействующей его благополучному существованию, а значит, здоровью.

4. Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье. Их задача – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Реализацией данных технологий занимается педагог - психолог.

5.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитии потребности к ЗОЖ.

Направления работы ДОУ по здоровьесбережению:

Лечебно - профилактическое

Оздоровительная направленность воспитательно – образовательного процесса

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания

- фитотерапия,

-витаминотерапия

- прием отваров

- учет гигиенических требований к нагрузке в организованных формах обучения,

- создание условий для оздоровительных режимов,

- валеологизация  образовательного пространства для детей,

- бережное отношение к нервной системе ребенка,

- учет его индивидуальных особенностей и интересов,

-ориентировка на «зону ближайшего развития»

- комфортная организация режимных моментов,

- оптимальный двигательный режим.

- правильное распределение физической нагрузки,

- правильное распределение интеллектуальной нагрузки,

- доброжелательный стиль общения взрослого с детьми

- привитие знания о здоровье,

- умение сберегать, поддерживать и сохранять его,

- формирование осознанного отношения к здоровью и жизни

 

Свою работу строю по следующим направлениям:

Профилактическо - оздоровительное

Образовательное

Взаимодействие с семьей

Взаимодействие с социумом

- утренняя гигиеническая гимнастика,

- гимнастика пробужления,

- формирование культурно - гигиенических навыков,

- закаливание.

- массаж,

- самомассаж,

- босохождение.

- чистка зубов,

- полоскание полости рта после приема пищи,

- аэрация воздуха,

- фитомешочки,

- каникулярные недели во время входа в полярную ночь и выхода из полярной ночи,

- использование бактерицидного облучателя - рециркулятора ОБР – 30,

- утренний прием детей на свежем воздухе,

- УГГ на свежем воздухе в осенний и весенний периоды,

- соблюдение воздушного режима,

- соблюдение питьевого режима,

-прогулки на свежем воздухе,

- зрительная гимнастика,

- психо

гимнастика,

- экологический ландшафт

- НОД.

- беседы с детьми,

- рассматривание тематических альбомов,

- чтение художественной и познавательной литературы,

- рассматривание иллюстраций,

- самостоятельная художественная деятельность детей,

- пальчиковая гимнастика,

- использование художественного слова

- проведение подвижных игр,

- проведение игр средней и малой подвижности,

-проведение сюжетно – ролевых игр,

- проведение игровых упражнений,

- наблюдения на прогулке

- родительские собрания,

- использование наглядной агитации,

- групповые и индивидуальные консультации,

- фотовитрины,

- рекламные недели,

- творческие выставки,

- использование опыта семейного воспитания,

- проведение совместных мероприятий

- посещение городской библиотеки,

- экскурсии на стадион,

- посещение ДЮСШ,

- посещение Городского выставочного зала,

- посещение Музея истории города и флота,

- посещение Детского дома творчества

Свою работу осуществляю по следующим направлениям:

- работа с детьми

- работа с родителями

- работа с социумом

В работе с воспитанниками использую следующую систему педагогического взаимодействия

1 блок – специально организованное обучение включает в себя:

- педагогические ситуации

- экскурсии

2 блок – совместная деятельность педагога и  детей включает в себя:

- диагностику

- игры

- чтение художественной и познавательной литературы

- рассматривание тематических альбомов

3 блок – самостоятельная художественная деятельность детей включает в себя:

- разные виды игр (подвижные, имитационные, пальчиковые, настольно - печатные, словесные)

- работу с литературой

- рассматривание тематических альбомов

Взаимодействие  с родителями осуществляю через использование следующих форм:

- родительских собраний

- дней открытых дверей

- рекламных недель

- наглядной агитации

- фотовитрин

- выставок продуктов детской деятельности

- индивидуальных бесед

- консультаций

- проведения совместных мероприятий

Во взаимодействии с социумом использую следующие формы:

- посещение городской библиотеки

- Городского выставочного зала

- Музея истории города и флота

- Детского дома творчества

- ДЮСШ

Перспективное

планирование

Перспективное планирование профилактическо – оздоровительной работы на 2015 – 2016 учебный год, средняя группа

Цель: Способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

меро

приятия

 утренний прием на свежем воздухе

 утренний прием на свежем воздухе

 УГГ на свежем воздухе

 

  УГГ на свежем воздухе

закаливающие процедуры

массаж

полоскание полости рта после приема пищи

гигиеническая чистка зубов

сон с фитомешочками

гимнастика пробуждения

ходьба по корригирующим дорожкам

босохождение

использование бактерицидного облучателя – рециркулятора ОБР - 30

соблюдение воздушного режима

соблюдение питьевого режима

прогулки на свежем воздухе

каникулярная неделя

каникулярная неделя

гимнастика для глаз

психогимнастика

дыхательная гимнастика

экологический ландшафт

аэрация воздуха

Перспективное планирование взаимодействия с родителями  

на 2015 – 2016 учебный год, средняя группа

месяц

мероприятия

ответственные

сентябрь

1.Консультация «Начинаем утро с зарядки»

2.Участие в велозаезде на городском стадионе (06. 09. 2915г)

3.Ширма – раскладка «Особенности физического развития детей 4 – 5 лет»

4.Фотовитрина «1, 2, 3, 4. 5 вышли детки погулять»

воспитатели, инструктор по физической культуре

воспитатели, инструктор по физической культуре, родители

воспитатели, инструктор по физической культуре

воспитатели

октябрь

1.Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

2. Ширма – раскладка «Витамины для здоровья зубов»

воспитатели, инструктор по физической культуре

воспитатели, инструктор по физической культуре

ноябрь

1.Консультация «Помогите Вашим детям» (профилактика плоскостопия)

2. Фотовитрина «Любим спортом заниматься»

воспитатели, инструктор по физической культуре

воспитатели, инструктор по физической культуре

декабрь

1.Консультация «Не боимся мы мороза» (о пользе массажа)

2. Наш семейный выходной (изготовление снежных построек на участке)

воспитатели, инструктор по физической культуре

воспитатели, родители, дети

январь

1.Консультация «Профилактика простудных заболеваний»

2. Ширма – раскладка «Целебные звуки»

воспитатели, инструктор по физической культуре

воспитатели, инструктор по физической культуре

февраль

1.Консультация «Мужики и мужички»

2. Спортивно – музыкальный праздник, посвященный ДЗО

воспитатели, инструктор по физической культуре

воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

март

1.Консультация «Март – апрель на Севере»

воспитатели, инструктор по физической культуре

апрель

1.Консультация «Свежий воздух для здоровья»

воспитатели, инструктор по физической культуре

май

1.Консультация «Какой спорт нужен Вашему ребенку»

воспитатели, инструктор по физической культуре

Перспективное планирование взаимодействия с родителями  

на 2016 – 2017 учебный год, старшая группа

цель:

месяц

мероприятия

ответственные

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Перспективное планирование образовательных

здоровьесберегающих технологий

2015 – 2016 учебный год, средняя группа

Цель: Поддержание интереса и создание условий для накопления элементарных пред  

          ставлений о себе и отношения к себе.

месяц

тема, задачи

НОД

дидактические игры

чтение художественной и познавательной литературы, беседы

рассматривание иллюстраций, тематических альбомов

сам. худ.

 деятельность

сюжетно-ролевые игры

опытническая деятельность

октябрь

Вот я какой.- познакомить со строением тела человека.

Познавательное развитие «Рассказ волшебника Познайки»

1 «Умею – не умею»

2  «Поговорим без слов»

3 «Кто быстрее наденет шапку»

1Чтение «Приключения Захарки»

1Рассматривание тематического альбома «Про меня»

2Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением людей

«Семья»

ноябрь

Твои помощники глаза – 1познакомить с органом зрения, его строением и значением

2показать роль зрения в жизни человека, значение охраны зрения.

1Познавательное развитие «Для чего человеку глаза»

2 Художественно - эстетическое развитие «Мои глаза»

1 «Чего не стало»

2 «Что изменилось?»

3 «Что тебе рассказали твои глаза?»

1 Чтение «Приключения гномика»

2Беседа «Наши помощники на прогулке»

3 Чтение стихотворений С. Орловой «Ребятишкам про глаза, Наблюдатели, Телевизор, Про очки»

1 Рассматривание графической модели – схемы «Глаза»

2 Рассматривание тематического альбома « Про меня. Это видим мы глазами»

1Свободная изобразительная деятельность

1 «На прогулке»

2 «Поликлиника, кабинет офтальмолога»

1 Реакция зрачков на свет.

2Опыт Мариотта

декабрь

Твой помощник нос –

1 познакомить с органом  обоняния, его строением и значением

2сформулировать рекомендации по охране этого важного органа.

1 Познавательное развитие «Как мы чувствуем запахи»

1 «Узнай, чем пахнет?»

2 «Определи по запаху»

1 Чтение «Приключения гномика»

2 беседа «Наши помощники на прогулке»

3Чтение рассказа Е. Пермяка «Нос»

4 Чтение рассказа Н Сладкова «Ящуркин нос»

5 Чтение сказки В. Бианки «Чей нос лучше»

1 Рассматривание графической модели – схемы «Нос»

2 Рассматривание тематического альбома «Про меня. Чем мне поможет нос»

1Свободная изобразительная деятельность

1 «Продуктовый магазин»

2 «Поликлиника. Лор кабинет»

1 Различение цветов и пищи по запаху

2Доказательсто необходимости вдоха для определения запаха

январь

Твои помощники – уши - 1познакомить с органом слуха, его строением и значением

2сформулировать рекомендации по охране этого важного органа

Познавательное развитие «Почему мы слышим»

1 «С какой стороны звук»

2 «Определи звук»

3 «Пройди тихо, громко»

1 Беседа «Наши помощники на прогулке»

2 Чтение стихотворения Н Орловой «Береги свои уши»

1 Рассматривание графической модели «Уши»

2 Рассматривание тематического альбома «Про меня. Чем мне помогут уши»

1 Свободная изобразительная деятельность детей

1 «Поликлиника, Лор кабинет»

2 «Дорога»

1Зажать уши – не слышно

2Сравнить ушную раковину с морской

3 Прослушивание тихой и громкой музыки

февраль

Твой помощник – язык

1познакомить с органом осязания, его строением и значением

2 сформулировать рекомендации по охране этого важного органа

1 Познавательное развитие «Зачем человеку язык»

2 Художественно - эстетическое развитие «Что любит наш язык, а что ему не нравится»

1 «Узнай по вкусу»

1Беседа «Поговорим о языке»

2Чтение рассказа Е. Пермяка «Язык»

1Рассматривание графической модели «Язык»

2 Рассматривание тематического альбома «Про меня. Для чего человеку язык»

1 Свободная изобразительная деятельность детей

1 «Готовим обед»

2 «Концерт»

3 «Поликлиника. Лор - кабинет»

1Определение горячего и холодного напитка

март

Твои помощники – руки

1познакомить с органом осязания, его строением

2 сформулировать рекомендации по охране этого важного органа

1Познавательное развитие «Для чего человеку руки»

2Физкультурное развитие «Играем в мяч»

1 «Чудесный мешочек»

2 «Волшебная коробочка»

1Беседа «Наши помощники у нас в гостях»

1Рассматривание графической модели «Руки»

2Рассматривание тематического альбома «Про меня. Мои руки»

1Свободная изобразительная деятельность детей

1 «Автомастерская»

2 «Магазин»

3 «Столовая»

1 Определение качества предметов на ощупь

апрель

Человек – живое существо

1вызвать чувство радости от осознания себя живым

2 дать знания об общевитальных признаках человека

1Познавательное развитие «Почему человек – живое существо»

2Речевое развитие , составление рассказа «Про меня»

1 «Что могут наши помощники»

2 «Сделай фигуру»

3 «Что где растет»

4 «Мой друг»

1Беседа «Мне было жаль…»

2Беседа «Как еда на стол пришла»

3 Чтение рассказа «Моя семья»

1Рассматривание графической модели «Общевитальные признаки»

2 Рассматривание тематического альбома «Про меня. Как я ем, двигаюсь, питаюсь»

1Свободная изобразительная деятельность детей

1 «Спортивный зал»

2 «Прогулка»

1Запотевание зеркала от дыхания

2Способность задерживать дыхание

3 Сенсорное обследование пищи

4Сравнение по фотографиям людей разного возраста

Для детей

Значение наших чувств.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать,

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Н. С. Орлова «Ребятишкам про глаза»

Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас на лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой, посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно, где кроватка, где окно?

Страшно, скучно и обидно - ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом – править быстрым самолетом;

Все моря на белом свете переплыть мечтает Петя,

Будет Николая танкистом, а Сергей парашютистом,

Станет снайпером Илья… но для этого, друзья,

Кроме знанья и уменья – всем необходимо зренье!...

Чтоб отправился в полет реактивный самолет,

Чтобы смело корабли по морям студеным шли –

Нужно помнить каждый час, как важны глаза для нас!

Очень много неизвестного, очень много интересного

Разузнаешь ты из книг. Вот представь себе на миг…

Ты прочтешь про все на свете, как летают на ракете,

Сколько всех на небе звезд, как устроен длинный мост,

Кто живет на дне морском, как построен каждый дом,

Как железо добывают, как микробов изучают,

Как Америку открыли, как на льдине люди жили.

Но чтоб книгу прочитать, нужно зреньем обладать.

Значит, каждому из нас нужно пару зорких глаз!

Н. С. Орлова «Наблюдатели»

В небе солнышка затменье – поскорей за наблюденье!

И решили два подростка бросить прочие дела,

Посмотреть на солнце просто – без защитного стекла.

- Нам стекло – сказали дружно, затемненное не нужно.

Мы и так на небе ясном видим солнышко прекрасно…

Но ребята зря хвалились, из глаза потом слезились.

Сильно начали болеть. Поздно поняли ребята,

Как на солнце без стекла – то затемненного смотреть!

Н. С. Орлова «Телевизор»

Ребятишки снова рано сели около экрана.

Смотрят сводку новостей, передачу для детей.

Выступление артистов, встречу тележурналистов,

Длинный фильм документальный и хоккейный матч финальный.

Скоро ночь, друзья не спят, смотрят, смотрят все подряд!

А после удивляются: «Как это получается –

У самого экрана уселись мы удобно…

Все видели прекрасно, все видели подробно.

Теперь в глазах мерцание, теперь в глазах ребят

Все кружится, качается и голова болит!»

Помни: вреден телевизор, если глаз к экрану близок,

И, конечно, вредно глазу, если смотришь много сразу!

 Н. С. Орлова «В сумерках»

Наша Нина с увлеченьем вечерком сидит за чтеньем.

Очень любит сказку Нина про мальчишку Буратино.

В уголке она читала, было света очень мало.

Почитала часик -  два, разболелась голова.

Все плывет перед глазами, налились они слезами;

Расплылись у книжки строчки, буквы стали словно точки.

Не прочтешь и половину строк про девочку Мальвину.

Знают взрослые и дети, что читают лишь при свете,

В темноте нельзя читать, чтоб глаза не утомлять!

Н. С. Орлова «Про  очки»

С плохим, ребята, зрением жить без очков – мучение!

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

- Ты носи их не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - я не буду их носить.

Дети в школе могут часто называть меня очкастой,

И задразнят первачки : Зачем очки? Сними очки!

Но когда очки надела, жалко стало их снимать,

Сквозь очки на свете белом можно много увидать.

Она по улице идет – всех знакомых узнает.

Видишь бабочку и птицу, воробьишку и синицу,

Видишь каждый лист и шишку, червяка и муравьишку.

И грибы искать легко, если видишь далеко…

В очках ходить не стыдно! Все надо делать для того,

Чтоб лучше было видно.

Хоть вы не старички, но коль плохое зрение,

Носите без стеснения хорошие очки!

Н. С. Орлова «Берегите свои глаза!»

Чтобы глаза твои, дружок, могли на долго сохраниться,

Запомни два десятка строк на заключительной странице:

Глаз поранить очень просто – не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя -  тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть, но пожалуйста не лезь к самому экрану,

И смотри не все подряд, а передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко, не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз не сгибайся, как от ветра –

От стола до ваших глаз должно быть сорок сантиметров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условия ФГОС.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение важнейшие условия организации педагогического процесса....

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО»

Данная статья даёт представление о том, как организовать  оздоровительную работу в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждении, используя здоровьесберегающие технологии....

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС».

              В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главн...

консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, будущих первоклассников без ущ...

Опыт работы на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и...

Опыт работы на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» в логопедической группе

Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введение ФГОС дошкольного образования....