ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
статья на тему

На сегодняшний день информационно-коммуникативные технологии предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежьДошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры.

Ребенок как никто другой нуждается в доступной понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, некоторые телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры. . 29 Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был подписан 29 декабря 2010 г. Президентом РФ и вступил в силу 1 сентября 2012 г. Документ разрабатывался при участии специалистов аппарата уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Алексеевича Астахова. По мнению П.А.Астахова, закон соответствует мировым стандартам информационной безопасности, допускающим ограничения свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в интересах охраны здоровья и нравственности детей. Самый простой способ отвлечь ребенка – поиграть с ним. Это могут быть настольные игры, пазлы, лото. И вообще я всегда говорю родителям своих воспитанников – больше времени проводите со своими детьми.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ЗАЩИТЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Янушко С.Б.,воспитатель

МБДОУ №144 г.Иркутск

 С годами образуется пустота

 и разочарование у тех молодых людей,

 детство и отрочество которых

было бездумным удовлетворением

 их потребностей.

В.А.Сухомлинский

В некоторых странах мира (Германии, Франции, Великобритании, в странах Евросоюза, США, Австралии, Южной Африки, Малайзии) уже более 20 лет осуществляется защита детей от противозаконной и вредной информации. В странах исламского мира, а также в Китае и Японии, существуют жесткие правила, направленные на обеспечение защиты нравственности населения. Родители и лица, на которых возложена забота о детях, должны иметь возможность получить информацию о том, может ли нанести вред доступная детям информация. Для этого осуществляется классификация информационной продукции, информационному продукту присваивается возрастная категория, которая может иметь изобразительную форму в виде символа или цифрового знака, возрастного ограничения или иного признака классификации.

Мы живем в век информации, которая обладает определенной силой воздействия на каждого из нас, а особенно на детей и подростков. Она – либо качественная, либо может таковой не быть и даже нанести вред. В умелых руках идеологов, политологов, рекламщиков и других специалистов – это оружие воздействия на сознание миллионов. А вот в неумелых руках, даже можно сказать в злонамеренных, оно становится оружием массового поражения.

На сегодняшний день информационно-коммуникативные технологии предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь. За последние годы в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, средств мобильной связи и сети Интернет. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные игры, тоталитарные секты и многое другое. При этом родители зачастую отстают от информационной грамоты своего ребенка, не подозревая, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, какой конвент ребенок смотрит по телевидению и видео. Многие не знают, и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает.

Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля над их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности.

Вследствие этого дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для детского возраста страницы интернета. Ведь даже по статистике, лишь 15% взрослого населения способны сами адекватно воспринимать информацию извне.

Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры.

Ребенок как никто другой нуждается в доступной понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, некоторые телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.

И все же вместе с тем всеобщая компьютеризация породила ряд проблем. Прежде всего это снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками. Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может. Взрослому человеку необходимо критически оценить  ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации.

Этому необходимо учить и ребенка. Поэтому одной из основных задач современной педагогики можно выделить формирование информационной культуры дошкольника.

Хотелось бы отметить, что есть такие родители, которые сажают ребенка перед телевизором уже в возрасте одного года, дабы пока ребенок «при деле» заняться домашними делами или просто отдохнуть. При этом они даже не думают о вреде этого мероприятия для малыша. Мелькание, громкий звук негативным образом сказываются на психике и нервной системе малыша, при этом никто даже не контролирует, что он смотрит. Все это может вызвать переутомление органов зрения, а нередко и нарушениям работы нервной системы.

В борьбе за неокрепшие детские души давно и успешно существует Закон «О рекламе» и Закон «О средствах массовой информации», где содержатся запреты, связанные с пропагандой употребления табака, алкоголя, наркотиков, пропагандой порнографии, насилия, жестокости и т.д.

Как уже сообщалось выше, во многих странах есть большой опыт разработки и применения подобного законодательства, а также существует много международных актов, начиная с Декларации прав ребенка, принятой ООН, и более известной нам Конвенции о правах ребенка.

Российские регионы активно принимали аналогичные по смыслу законы. Так они приняты в Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Воронежской областях, и список этот далеко не полный.

И вот как никогда, проблема защиты несовершеннолетних от агрессивного негативного воздействия современных средств массовой информации в России является крайне актуальной. Актуальность этой проблемы очень высока. Информационное воздействие, в котором переизбыток жестокости и насилия, находящееся в общедоступных источниках, способно развить в ребенке порочные наклонности сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.

29 Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был подписан 29 декабря 2010 г. Президентом РФ и вступил в силу 1 сентября 2012 г. Документ разрабатывался при участии специалистов аппарата уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Алексеевича Астахова. По мнению П.А.Астахова, закон соответствует мировым стандартам информационной безопасности, допускающим ограничения свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в интересах охраны здоровья и нравственности детей.

Что такое информационная безопасность? Это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью – физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности. Документ вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас, панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение.

На защиту детей от вредной информации направлены и другие законы. В частности статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта ФЗ от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.

В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то компьютер – это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а для кого-то замечательная игрушка. Редкий дошкольник сейчас не умеет пользоваться компьютером.

И все же в своей работе я стараюсь как можно чаще проводить с родителями круглые столы, беседы об информации, которая может причинить вред ребенку. Совместно организовываем поездки и экскурсии в музей, театр, детский контактный зоопарк.

В дошкольные годы ребенка легче увлечь чем-то помимо телевизора игр из интернета. Ну даже если взять мультфильм – это один из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира. И то, какие фильмы он смотрит, на всю жизнь определяет его нравственные и культурные ориентиры. Я провела анкетирование родителей, каких русских мультипликационных персонажей знают их дети. И анализ показал, что маленькая доля детей могут их вспомнить (русские богатыри – Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.). Во времена Советского союза, когда все, что мы видели на экранах, проходило строгую цензуру и критику. За содержание советских мультиков родителям можно было абсолютно не волноваться, поэтому лучше детям смотреть русские мультики. С помощью мультфильма я советую родителям подбирать ключик к своему ребенку и найти к нему психологический подход. Можно попросить ребенка пересказать увиденный мультфильм, можно нарисовать героев. Так будет развиваться у ребенка связная разговорная речь и память. А если попросить продолжить сюжет мультфильма – это будет ненавязчивое задание логического мышления и фантазии.  

Самый простой способ отвлечь ребенка – поиграть с ним. Это могут быть настольные игры, пазлы, лото. И вообще я всегда говорю родителям своих воспитанников – больше времени проводите со своими детьми.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 

2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие [Текст] / Под ред. И. А. Баевой. - М., 2009. – 

3. Бондаренко, О. А. Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие / О. А. Бондаренко. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011

4. Пристанская, О.В. Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Выступление на секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений "Воспитательная роль телевидения в обществе"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Реалии современной жизни таковы, что многие семьи имеют в доме не один телевизор, компьютер или ноутбук. К сожалению, детские журналы уже не выписываем через почту, а редко покупаем в киосках. Б...

Дети и средства массовой информации.

Статья по духовно-нравственному развитию в ДОУ...

Дети и средства массовой информации

Какие серьезные и тревожные последствия в развитие ребенка влекут за собой СМИ...

Влияние средств массовой информации на развитие речи детей

Дискуссия«Влияние средств массовой информации на развитие речи ребенка»Дискуссия - это форма работы с педагогами, которая позволяет вести активный диалог, высказывать различные точки зрения, спорить и...

Консультация для родителей «Дети и средства массовой информации»

   В настоящее время наблюдается сильное влияние средств массовой информации на детское сознание,  дети испытывают дефицит общения с родителями. Безусловно, информационная эпоха ...

Консультация для родителей "Дети и средства массовой информации"

Подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать её по назначению....

Подбор полезных сайтов для физического и психологического развития детей (QR-код)

Рекомендации для родителей по физическому и психологическому здоровью детей....