ДЕТИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
статья по теме

Потапова Ирина Алексеевна

 

Реалии современной жизни таковы, что многие семьи имеют в доме не один телевизор, компьютер или ноутбук. К сожалению, детские журналы уже не выписываем через почту, а редко покупаем в киосках. Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_i_smi.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ  ИНФОРМАЦИИ

Реалии современной жизни таковы, что многие семьи имеют в доме не один телевизор, компьютер или ноутбук. К сожалению, детские журналы уже не выписываем через почту, а редко покупаем в киосках. Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования.

 Во многих семьях, как только ребенок научит ся сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки и присказки. Сидение перед экраном, кажущееся на пер вый взгляд безобидным, вполне устраивает всех, прежде всего родителей. В самом деле малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатле ния, узнает что-то новое, приобщается к со временной жизни. Покупая малышу диск или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стре мятся занять его чем-то интересным. Одна ко, если взрослые не будут активно вклю чаться в совместный просмотр телепередач и в компьютерные игры, это может повлечь за собой весьма печальные последствия причем не только для здоровья ребенка  и для его психического развития.

Одно из самых серьезных и тревожных последствий - отставание в развитии ре чи. В последние годы и родители, и педагоги все чаще сталкиваются с этой проблемой: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна примитивна. При чем же здесь телевидение и ком пьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана постоянно слышит речь и занят достаточно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма? Разница огромная.

Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овла дение речью  происходи только в живом, непосредственном обще нии, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и ар тикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, речь должна быть включена в его практи ческие действия, игровые манипуляции, реальные впечатления и, главное, в его об щение с взрослыми. Речевые звуки, не об ращенные к ребенку лично и не предполага ющие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов.

Однако разговорная речь - лишь верши на айсберга. Ведь речь - это не только сред ство общения, но и средство мышления, во ображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего Я в це лом. Вспоминая или мечтая о чем – то, мы ведем внутренний диалог с собой. Когда же нет внутренней речи, человек становится крайне зависим от внешних воздействий.

Дети нелегко воспринимают информацию на слух – затрудняются удерживать фразы и связывать отдельные предложения – в результате не понимают текста в целом.

Низкий уровень развития фантазии и творческой активности - тревож ный факт, который наблюдается в разви тии детей. Они теряют способность и же лание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочи нения сказок, создания воображаемого ми ра. Им скучно рисовать, конструировать. Рисунки и игровые сюжеты носят, как пра вило, однотипный характер. А ведь ребе нок с богатой фантазией и развитым вооб ражением быстро включается в любую де ятельность, может самостоятельно органи зовать любую игру, успешнее решает не стандартные задачи, легче переживает не удачи и неприятности, пользуется уваже нием у сверстников.

Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего об суждать и не о чем спорить. Они скорее на жмут кнопку и будут ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельст во нарастания внутренней пустоты - по вышение детской жестокости и агрессив ности. Нередко можно наблюдать немоти вированную агрессию детей в адрес свер стников, а иногда и близких взрослых. Ко нечно, мальчишки всегда дрались, но в по следнее время все чаще дерутся и девочки. Подражая «героям» и «героиням» мульт фильмов и компьютерных игр, дети всту пают в жестокую схватку со сверстниками и, не зная чувства меры, бьют друг друга до синяков и царапают до кровоподтеков. Со переживание, жалость, помощь слабому - эти качества встречаются все реже...

Напрашивается вопрос: неужели всему виной телевизор и компьютерные игры? Да, если речь идет о маленьком ребенке, неготовом адекватно воспринимать ин формацию с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной информации. Когда телевизор подменяет общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает деформирующее влияние на становление личности и психики ребенка.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно.

Гармоничное и полноценное развитие возможно только в интенсивном и постоянном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

"Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста"

Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Семья и детский сад...

«Сенсорное воспитание детей - эффективное средство для развития познавательных, умственных способностей детей и эстетических чувств».

Период дошкольного детства является периодом интенсивногосенсорного развития ребёнка. От его уровня зависит успешность усвоенного,познавательного, физического и эстетического воспитания детей вдальней...

Педсовет «Коммуникативно - личностные способности детей, овладение средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей».

Проблема коммуникативного развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания. Результаты исследований психологов, пед...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Подвижная игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне,...