Главные вкладки

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
    консультация (старшая группа) на тему

    Асабина Регина Владимировна

    Подвижная игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне, в том числе и эстетически. Игра наполняет ребенка новыми силами, эмоциями, развивает воображение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Подвижная игра25.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    «Детский сад  № 28 г. Лениногорска»
    муниципального  образования «Лениногорский муниципальный район»
    Республики Татарстан
     

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

                                                      Музыкальный руководитель

    Асабина Регина Владимировна

    2016г.

             Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

             Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

    Данная тема- соответствует требованиям, принципам, целям и задачам федеральным государственным  стандартам дошкольного образования(ФГОС). В условиях решения главных задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются именно  с детства. И дошкольная организация фактически является важным элементом в этом процессе.

    «Здоровье - это еще не все, но всё без здоровья -ничто» - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью. Формирование здорового образа жизни в дошкольной организации происходит непрерывно и целенаправленно.

         Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.

    Рассматривая подвижные игры по признаку организации играющих, можно выделить следующие:

    а) без разделения коллектива на команды (игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками);

    б) с разделением коллектива на команды (игры направленные на воспитание коллективных действий).

    Музыкальные игры могут протекать в различных сочетаниях:

    а) игры, где имеет место активное единоборство;

    б) игры, без соприкосновение с соперником;

    в) игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково направлены, связаны с выполнением отдельных заданий.

    Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.

    Рассмотрим классификацию подвижных игр по следующим признакам:

    -по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);

    -по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);

    -по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);

    -по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);

    -по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);

    -по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);

    -по сюжету (сюжетные и бессюжетные);

    -по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);

    -по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);

    -по сезону (летние и зимние);

    -по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);

    -по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).

      Подвижная игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях.  

       Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

         Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

     

    Подвижные  игры

    ЗЕРКАЛО

     Дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится «зеркалом», и его задача точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.

    Чаб-чалаби.

    Играющие стоят по кругу. Водящий ходит в кругу. Все поют и показывают движения. После пения и показа, все должны замереть и не двигаться. И по окончании  все дети должны изобразить под музыку соответствующего персонажа.

    Кони, кони, мои кони, мы сидели на балконе

    Чай пили, чашки мыли. По-турецки говорили:

    «Чаб-чалаби, чаб-чалаби! Прилетели журавли

    И сказали всем: «Замри!»

    А кто первый отомрет- тот получит шишку в лоб1

    Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять.

    ПЕРЕВЕРТУШКИ

    Дети стоят по кругу и пропевают слова с показом движений

    Огурчики соленые, московские, зеленые

    Ложки, плошки, поварешки---Перевертушки.

    При слове «Перевертушки» прыжком переворачиваются вокруг себя на 360 градусов. Должны встать в исходное положение и взяться за руки. Кто не смог  или упал, тот выбывает из игры.

    ТАНЕЦ ОГНЯ

            Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой Огонь. Их общая задача станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может «задавать»   один человек, а лучше всего каждый из танцующих по очереди. Это предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить. Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра (дикарями или пиратами),  и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их. (При этом движения сидящих вокруг Костра должны оставаться синхронными).

    УДОЧКА

         Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком (удочку),.Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки, становится водящим.. Данная игра направлена на развитие вестибулярного аппарата, ловкости, а также мышц живота.

    САЛКИ

    «Салки» с прыжками на одной ноге» : Водящий, прыгая на одной ноге, старается догнать игроков, прыгающих такжк на одной ноге. После того, как салка догнал и коснулся игрока, они меняются местами. Коснувшийся земли двумя ногами, либо становится салкой, либо выбывает из игры.

    ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ

         Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по залу и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здоровать ся надо определенным образом:1Хлопок- здороваемся , пожимая руку.2  Хлопка- здороваемся плечами. 3 Хлопка- здороваемся спинами. Данная игра направлена на развитие мышц пояса нижней конечности, а также вестибулярного аппарата, что обусловлено постоянным нахождением

    УПЕЙ ПОЙМАТЬ

         Играющие стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронить мяч, тот и выигрывает. Усложнение: бросить мяч, положить камешек, выбежав из круга, затем вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю).

    Список используемой литературы:


    1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга воспитателя детского сада/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.

    2. Беляков Е.А. 365 развивающих игр/ Е.А. Беляков. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999

    3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004

    4. Володченко В. Выходи играть во двор/ В. Володченко, В. Юмашев. – М.,1984

    5. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания/ П. Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: Издательство Московского университета, 1974

    6. Давыдов А. Играем, растём и умнеем/ А. Давыдов. – М., 1997

    7. Дормашев Ю.Б. Психология внимания/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов.– М: Тривола, 1995

    8. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека/Дошкольное воспитание/ А. Жичкина. – 2002. – № 4. – С. 26 – 27

    9. Лагутин А.Б. Помоги ребёнку стать сильным и ловким/ А.Б. Лагутин, А.П. Матвеев. – М.,1994

    10. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов/В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Работа по художественно-эстетическому  воспитанию в детском саду  тесно связана  со всеми  сторонами воспитательно-образовательного  процесса. Формы организации  эс...

    Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

    Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

    Художественно –эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинт...

    ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    «Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

    Развитие творческих способностей детей посредством формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности.

    laquo;Дети должны жить в мире, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В.А....