Главные вкладки

    Укрепление здоровья средствами физического воспитания
    консультация на тему

    Локосова Татьяна Вячеславовна

    Материал для педагогов и родителей. Ответы на вопросы  как вырастить здорового ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Растим здорового ребенка24.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Укрепление здоровья средствами  физического воспитания.

              В дошкольном детстве очень важно заложить основу физического здоровья.
    Здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма  невозможно.

             Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить нарушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. И все это для себя может сделать каждый. Никто, кроме нас самих, не избавит нас от недугов, ни один, даже высококвалифицированный врач. Стоит изменить свой образ жизни и свершится чудо: мы будем чувствовать себя здоровыми. Нужно настроить себя на здоровье, хотеть быть здоровыми, помогать себе и другим.
    Для обеспечения здоровья важно:

    1. состояние костно-мышечного аппарата
    2. здоровый образ жизни,  
    3. правильное, полноценное питание

                                                           
             Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма. По определению Всемирной организации здравоохранения, больным является не только тот, у которого имеются заболевания органов, но и тот, кто не может гармонично приспосабливаться к среде, в которой живет.
    Тело и его процессы – фундамент личности. Вся психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения, третьи обеспечивают проведение энергии и т.д.   И вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде и в решении жизненных задач. Обоснование связи физического и психического состояния человека мы находим в исследованиях многих ученых, в работах А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье и др.
    Не каждый человек, а тем более ребенок, может правильно реагировать на изменения в окружающей среде, необходимо обучать детей восполнять жизненные силы, вести здоровый образ жизни, помогать своему организму, создавать оздоравливающую развивающую среду.

              На протяжении всей практической деятельности нас всегда волновали вопросы здоровья детей, снижения детской заболеваемости, нахождения эффективных путей оздоравливания детей.

             В вопросах воспитания ребенка требуются энциклопедические знания. Это педагогика и психология, валеология,  физиология, социология и др. Следует подчеркнуть, что наличие широкого спектра знаний о человеке, ребенке недостаточно без их практического применения.
    Формы поведения, которым подражает ребенок, определяются влиянием взрослых.

              Воспитываем  дошкольников в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что  ему говорим. В зависимости оттого, что ребенок встречает в своем окружении, он может познавать прекрасное и безобразное, доброе и злое, мудрое и глупое, ловкое и неумелое.  Поэтому в присутствии ребенка стараемся действовать так, чтобы ребенок мог подражать доброму, истинному, прекрасному и мудрому.
    Каждый раз после водной процедуры, игры, гимнастики спрашиваем малышей о том, понравилось ли им заниматься, хорошо ли они себя чувствовали, не устали ли они и т.п. А через некоторое время, например, вечером просим рассказать о том, чем они занимались днем. Подобную работу проводим в системе и, постепенно малыши научаются запоминать свои действия, размышлять над ними.
              Таким образом, помогаем детям осознать себя как человека со своими намерениями, целями, желаниями, симпатиями и антипатиями, человека, наделенного способностями чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность. Поэтому роль взрослого, обеспечивающего целенаправленное укрепление здоровья детей и формирование ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

                             Цель, задачи работы по укреплению здоровья

                дошкольников средствами физического воспитания
    Цель: укрепление здоровья дошкольников, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, обеспечение психологической безопасности.
    Задачи:

    • Формировать знания о здоровье.
    • Развивать мотивационные установки по профилактике болезней.
    • Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья.
    • Обеспечить достаточный двигательный режим.
    • Учить детей на практике применять знания.
    • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
    • Создать здоровьесберегающую предметно-пространственную среду.

    В нашей группе мы определили условия и факторы, обеспечивающие приумножение здоровья детей. К условиям и факторам отнесли стимулируемое развитие двигательных качеств, координационных способностей, чередование режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления (динамические паузы, физминутки, психогимнастические упражнения, релаксации), формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих толерантность в общении с другими людьми (сюжетные игры, проблемные ситуации).

              К условиям, укрепляющим здоровье детей, относится создание предметно-развивающей среды, поэтому большое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Пространство игровой комнаты организовано так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу. Это возможно при создании центров, специально оборудованных и приспособленных для полноценных детских занятий: спортивный уголок, развития мелкой моторики, формирования сенсорных эталонов, сюжетно-ролевой игры, строительных и конструктивных игр и др.
             Изготовили нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия: массажные коврики, наборы мелких предметов для гимнастики стопы, дорожки с контурами стопы для босохождения. Наличие такого оборудования способствует повышению у детей интереса к занятиям, укреплению здоровья детей, развивает наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, память.
    Для повышения интереса к упражнениям, входящим в комплексы утренней гимнастики и улучшения качества их выполнения приготовили яркие, разноцветные, атласные ленточки, набивные мячи, султанчики, шумелки-гремелки по количеству детей.
             Использование музыкальных произведений в качестве сопровождения при проведении занятий, закаливающих мероприятий, релаксаций и других оздоровительных моментов с целью повышения эмоционального тонуса дошкольников.
    При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики используется специальная музыка, тематически связанная с сюжетом, в сочетании с естественными природными звуками.
    Музыкальные композиции,  включающие естественные звуки природы (крики чаек, пение птиц, шум ветра) создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.
             Проводится  система мероприятий, направленная на сохранение и укрепление не только физического, но и психического здоровья дошкольников. Для профилактики простудных заболеваний – чесночные бусы, дыхательная гимнастика; профилактика плоскостопия – массажные коврики, захват мелких предметов пальцами ног и др.).
    В работе используем дорожки для повышения двигательной активности, точечный массаж и дыхательную гимнастику, пальчиковые игры,  утреннюю гимнастику тематического характера, физкультминутки во время занятий, динамические паузы между занятиями.
    На прогулке проводится с детьми индивидуальная работа, совместная двигательная деятельность (одну подвижную игру со всей группой, 2-3 с подгруппами детей, подготовительные упражнения для новых основных движений, для закрепления двигательных навыков, сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений, спортивные игры и упражнения, катание на санках, лыжах, велосипеде и т.д.)
    Во вторую половину дня проводим гимнастику после дневного сна, закаливание, комплекс оздоровительных упражнений для горла, самомассаж, босохождение,  коррекционную гимнастику, логопедическую ритмику, спортивные досуги, праздники, развлечения.
    Вечером играем с детьми в малоподвижные игры, предлагали дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем, самостоятельное творчество.
    Занятия проводим, используя нетрадиционные формы организации: сюжетные композиции, дыхательную гимнастику, самомассаж, релаксацию. Во время каникул проводим недели и дни здоровья.
    Большое внимание уделяем сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в процессе занятий.
    Физиологические потребности являются основой жизнедеятельности, их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. 
    Потребность  в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс и формирует у детей неврозы. На протяжении всего занятия общаемся с детьми, одобряем их хорошие поступки, уважаем, признаем такими, какие они есть.
    В целях профилактики утомления, создания положительного отношения в процессе обучения на каждом занятии используем физкультминутки, релаксации, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз. Каждую физкультминутку проводим в игровой форме, в соответствии с тематикой и структурой занятия. Обучаем правилам безопасного поведения на занятиях, при использовании физкультурного инвентаря, на прогулке.
    Одной из форм педагогического воздействия является индивидуальная работа с ребенком. Чтобы сформировать у детей культурно-гигиенические навыки, потребность в бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, помогаем ему осмыслить необходимость этого. С этой целью проводим беседы, чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц о здоровье.
    В результате проведения системы мероприятий и многократного повторения специальных дидактических, подвижных игр происходит формирование бережного отношения к своему здоровью и его укрепление.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Подвижная игра – как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»

    Подвижная игра – как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей "Укрепление здоровья средствами физического воспитания"

    Консультация для родителей "Укрепление здоровья средствами физического воспитания"...

    «Подвижная игра – как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»

    Подвижные игры, как исторически обусловленное явление, с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. О...

    «Подвижные игры как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей II младшей группы»

    "Подвижные игры как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей 2  младшей группы."...

    Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей. Физическое воспитание ребенка в семье.

    Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием опт...

    Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей физического воспитание ребенка в семье.

    Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребенка в семье.Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского ...