Статья «Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»
статья по теме

Яковлева Нина Николаевна

Опыт работы по сохранению здоровья дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_alekseeva_yakovleva.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»

Алексеева Надежда Николаевна- воспитатель

Яковлева Нина Николаевна - воспитатель

МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинка»

 г. Мариинский Посад Чувашской Республики

Гимнастика, физические упражнения,

Ходьба должны прочно войти

В повседневный быт каждого,

Кто хочет сохранить работоспособность,

Здоровья, полноценную и радостную жизнь.

                                                 Гиппократ.

Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции, большое внимание в дошкольных образовательных учреждениях уделяется на укрепление здоровья детей и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

В настоящее время статистика говорит о том, что намного возросло количество детей с проблемами здоровья и мы как образовательное учреждение с этой проблемой сталкиваемся. Сегодня можно говорить о неблагоприятных тенденциях показателей здоровья подрастающего поколения. В образовательное учреждение, каждый второй ребёнок приходит со второй группой здоровья и это очень печально. В связи с этим каждый родившийся ребенок приобретает чрезвычайную ценность не только для его родителей, но и для будущего страны. Именно поэтому задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и образовательного учреждения, по-прежнему остается актуальной.

 Одним из приоритетных направлений развития МБДОУ « ЦРР д /с «Рябинка»  является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Наше дошкольное образовательное учреждение, основываясь на современном понимании оздоровления, стремится сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым.

Здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому перед нами встал вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. Эффективность нашей оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада.  Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

   Мы уверенны, что для того, чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями. Способы сообщения информации мы подбирали интересные, чтобы постепенно менялись представления родителей о собственной роли и их взгляды на опыт оздоровления, который приобретают дети в детском саду. На начальном этапе работы с семьями группы нашей основной целью было налаживание взаимопонимания между нами и родителями, достижение заинтересованности родителей проблемой формирования здорового образа жизни детей. Необходимо было подвести родителей к пониманию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребенок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребенка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья.

Сегодня в нашем дошкольном учреждении идет поиск эффективных путей сотрудничества педагогов с семьей, создание новых педагогических технологий взаимодействия. Традиционные формы физкультурно - оздоровительной  работы проводимые с родителями  (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия , информационные просвещения) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.

Среди форм работы с детьми по формированию здорового образа жизни воспитанников, проводимых в нашем саду можно отметить:

  • досуги и спортивные праздники (в том числе совместно с родителями);
  • специально организованные занятия познавательного цикла и физкультурные;
  • подвижные игры;
  • физкультминутки как средство предупреждения утомления;
  • закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное, водно-солевое закаливание, сон без маек, босохождение по коврикам  здоровья);
  • дни здоровья и каникулы как форма снижения учебной нагрузки.
  • -текстовые материалы в родительских уголках, консультации, беседы.
  • музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движения;
  • занятия лечебной физкультуры;
  • походы, экскурсии;

В нашем  ДОУ для полноценного развития детей и реализации их потребности в  движении создаются определённые условия. В группах выделено достаточно места для активного движения, есть спортивные уголки, где наряду с традиционными оборудованиями имеются нетрадиционные ( изготовленные своими руками): набивные мячи, коврики для профилактики плоскостопия, плетённые косички для общеразвивающих упражнений, брёвна, сухой бассейн, цветик- семицветик для развития мелкой моторики рук . Именно детей раннего возраста , привлекают яркость и красота этих оборудований, которые способствуют эмоциональному настроению детей, повышают интерес к занятиям физической культуры.

 Наш физкультурный зал оснащён современными оборудованиями: гимнастическая стенка с набором приставных досок, скамейки, дуги, обручи, мячи резиновые разных размеров, степы, гимнастические коврики, палочки и мячи, велотренажёры, теннисный стол, коррекционные мячи ,дорожки, мешочки.

  На участках детского сада имеются две спортивные площадки с зонами для подвижных и спортивных игр. Имеются гимнастическая стенка, площадка для игры в волейбол, баскетбольная корзина, прыжковая яма, беговая дорожка, турники, стойки для пресса, столбики для равновесия , лабиринт, уголок туриста и т.д.. Летом на площадке действует тропа здоровья (где ребята ходят босиком по гальке, песку, воде, траве, сосновым шишкам). Это способствует закаливанию детского организма, профилактике плоскостопия, развитию разных физических качеств.

  С целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка, полезно обратиться к анализу действительности. Мы провели анкетирование среди родителей наших воспитанников. По итогам анкетирования мы выявили ,   что 63% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее, а 46% родителей указывают на улучшение здоровья ребенка за время посещения детского сада. Такие выводы родителей нацеливают нас на необходимость регулярного информирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка и совместный анализ причин этого.

  Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья. Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги ("В здоровом теле - здоровый дух!", "Спорт - это наше здоровье, красота, смех"). Эти досуги посвящаются знаменательным датам, таким как Международный День Здоровья (7 апреля). Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта, веселые соревнования и игры ("Сильные, быстрые, ловкие!", "Весёлые старты"). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

Кроме того, регулярно проводим "Дни открытых дверей" и приглашаем родителей посетить детский сад и посмотреть, как проводит время их малыш, как проходят в группе оздоровительные мероприятия.

Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей была более эффективной, мы планируем: - организовать распространение передового семейного опыта на родительском собрании (родители, поделятся опытом, обсудят различные проблемы: "Семейные традиции - основа здорового образа жизни в семье",  "Профилактика инфекционных заболеваний",  "Роль отца в воспитании ребенка", "Личный пример родителей в формировании здорового образа жизни дошкольника"); - выпуск семейных газет "Наш семейный отдых", которая позволит не только рассказать,  но и показать, как они проводят выходные и праздники в кругу своей семьи, поделиться впечатлениями.

 Проведение этой работы позволит нам сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса. Все эти мероприятия позволят нам привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле.

Список источников информации:

1.        Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3.       Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4.       Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

5.      Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни

С данным материалом выступила на педсовете из опыта работы по вопросам здоровьесбережения....

Инновационный проект по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух!»

                 «В здоровом теле здоровый дух!» Актуальность.   В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоро...

Взаимодействие ДО и семей воспитанников по формированию у детей основ здорового образа жизни

Взаимодействие детского сада с семьей всегда было актуальным, так как для достижения наилучших результатов воспитательно-образовательного процесса необходимо единство требований, предъявляемых к ребен...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни".

Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного в...

«Взаимодействие учреждения дополнительного образования и семьи как условие формирования у обучающихся основ здорового образа жизни».

Опыт работы по взаимодействию учреждения с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни...

Статья: Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст явл...