Интегрированное занятие как средство развития детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Платонова Юлия Владимировна

Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.

В связи со снижением уровня физического и психического развития детей дошкольного возраста, возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия инструктора физической культуры  и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе. То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги - психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе. Поэтому мы в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаем игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.

Ирнтегрированные занятия направлены на развитие физического и психического здоровья детей путем сочетания двигательных и психологических упражнений, а также способствуют более успешной адаптации к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие как средство развития детей дошкольного возраста

Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.

В связи со снижением уровня физического и психического развития детей дошкольного возраста, возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия инструктора физической культуры  и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе. То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги - психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе. Поэтому мы в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаем игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.

Ирнтегрированные занятия направлены на развитие физического и психического здоровья детей путем сочетания двигательных и психологических упражнений, а также способствуют более успешной адаптации к детскому саду.

В структуру занятия входят следующие элементы:

  • Разминка;
  • Игровые упражнения;
  • Релаксация.

Приведем пример одного развивающего занятия.

Участники: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, дети раннего дошкольного возраста.

Место проведения: физкультурный зал.

Количество участников: подгруппа из 8-10 человек.

Время занятия: 10 мин.

Цель: развитие координации движения, общей и мелкой моторики, снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развивать ориентацию в пространстве, тактильное восприятие, речевое дыхание, совершенствовать двигательные навыки, создание позитивного настроя.

Оборудование: два таза с водой, пластмассовые стаканчики, ведра на подгруппу детей, бумажные кораблики (5-6 шт.), трубочки по количеству детей, атрибуты для постройки корабля, картинка с изображением кораблика или игрушечный кораблик, длинная веревка, прикрепленная с одного конца к неподвижной опоре; тряпочки на подгруппу детей,  сачки по количеству детей, рыбки  (6-10 шт.), аудиозапись детской песенки «Чунга-Чанга».

Ход занятия:

  1. Разминка (1 мин.) (Проводит педагог-психолог).

На столе стоят тазы с водой, взрослый предлагает детям поиграть с ней. Игра проводится по подгруппам.

Дидактическая игра с водой.

Дети опускают руки в воду, наливают баночками воду из таза ведерки.

После игры с водой взрослый опускает в воду бумажные кораблики, читая при этом стихотворение:

Ручеек бежит, поет.

По ручью корабль плывет-

Вот такой отважный

Кораблик мой бумажный.

Мой кораблик загудел:

Ду-у-у-у-у, ду-у-у-у.

Дыхательная гимнастика «Подуем на кораблики».

Педагог-психолог. Ребята, хотите покататься на настоящем корабле? Помогите мне его построить: у корабля есть корпус, нос, руль-штурвал, парус.

Педагог-психолог показывает игрушку или картинку с изображением корабля. Дети помогают строить корабль из атрибутов: нос, руль, корпус, парус.

-Я «капитан», а вы – «матросы». Надо нам подготовить корабль к плаванию.

  1. Игровые упражнения. (Проводит инструктор по физической культуре).

Дети выполняют игровые упражнения по команде взрослого (в течение 1 мин):

  1. «Натягиваем парус». Взяться за веревку, которая одним концом прикреплена к неподвижной опоре, потянуть за нее.
  2. «Моем палубу». Тряпочками протирать стулья.
  3. «Заводим мотор». Сгибать руки в локтях и делать вращательные движения.

-Корабль готов! Отплываем!

Взрослый напоминает детям, что впереди островок, надо сделать остановку.

Игры «На необитаемых островах».

1-я остановка: «ловля рыбок сачками»

2-я остановка: подвижная игра «Рыбак и рыбки».

Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

Жили в нашей речке

Чирики-чикарики –

Караси-пескарики.

Рыбак на берегу сидит,

И на воду он глядит:

Вот поймаю карася,

Будет вкусная уха.

Рыбки, рыбки, не зевайте,

Поскорее уплывайте!

Взрослый исполняет роль рыбака, а дети – карасей. На стуле сидит «рыбак», держит удочку, а дети-«карасики» «плавают» вокруг него (сложив ладошки вместе, имитируют движения рыбок). «Рыбак» встает и ловит их (бегает за детьми), пойманную рыбу кладет в «ведро» (в лежащий на полу обруч).

3-я остановка: танцы под задорную музыку «Чунга-Чанга».

  1. Релаксация «Загораем на солнышке» (1 мин.) (Проводит педагог-психолог).

Дети садятся на коврик, поднимают ноги и держат их в этом положении 4-5 секунд. На слово «опускаем» резко опускают ноги вниз.

Мы прекрасно загораем,

Ноги выше поднимаем,

Держим…держим…напрягаем…

Загорели! Опускаем.

- Ноги не напряжены, а расслаблены, дышим легко, ровно, глубоко.

Рефлексия.

Используемая литература:

  1. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/авт.-сост. О.Е. Белова. - Волгоград: Учитель, 2015.-154 с.
  2. Галанова, Т.В. развивающие игры с малышами до трех лет/-Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  3. Карпухина. Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада/Н.А. Карпухина. - Воронеж, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития детей дошкольного возраста

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МАТЕРИАЛОВ  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Взаимодействие человека и животных" старшая группа

Закреплять знания детей о домашних животных и их детенышей. Расширять представление о домашних животных, дать понятие о верблюде, как о домашнем животном....

Интегрированное занятие по пдд для детей дошкольного возраста 3-4 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»тема: « Расскажем Незнайке о правилах безопасности на дорогах»...

Интегрированное занятие в подготовительной группе детей дошкольного возраста. «Путешествие по голубой планете».

Цель: Дать представление о форме планеты Земля. Продолжать знакомить с маршрутом, картой, глобусом.Сформировать представление о том, что Земля -  наш общий дом, на Земле много разных стран.Углубл...

Интегрированное занятие в старшей группе детей дошкольного возраста «Приключения Нолика»

Программное содержание:1. Учить решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.2. Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник,   т...

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...