Главные вкладки

    «Сказка лечит, сказка греет, Сказка учит жить…»
    статья на тему

     «Сказка лечит, сказка греет, Сказка учит жить…»
     Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения. Сказка в определенный степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. 1 Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2 Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3 Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности. 
    Различают следующие виды сказок:
    -дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
    -художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
    -диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
    -профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;
    -медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
    Сказкотерапия для гиперактивных детей
    Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.
    Сказкотерапия в логопедической работе с детьми
    Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
    -развить познавательные способности;
    -сформировать причинно-следственные связи;
    -усвоить социальные нормы, принятые в обществе;
    -развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.
    При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.
    Сказкотерапия детских страхов.
    Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.
    Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно.

    Схема терапевтической сказки
    подбор героя (похожего на ребенка);
    описание жизни героя;
    помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
    герой ищет и находит выход.
    Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
    Варианты работы со сказкой
    нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
    изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
    сделать постановку сказки в виде настольного театра. Советы по организации детской сказкотерапии
    простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т.д.;
    не стоит растолковывать мораль сказки;
    больше юмора;
    содержание сказки должно быть понятно ребенку.
    Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
    Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

    Список используемой литературы
    1. Бережная Н.Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2007.
    2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. – Ростов н/Д., 2006.
    3. Голанов А.С. Я иду в детский сад. – М., 2002.
    4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб., 2006.
    5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.
    6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб., 2006.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazkoterapiya.docx22.59 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Сказка лечит, сказка греет, Сказка учит жить…»
     Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения. Сказка в определенный степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. 1 Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2 Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3 Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности. 
    Различают следующие виды сказок:
    -дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
    -художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
    -диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
    -профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;
    -медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
    Сказкотерапия для гиперактивных детей
    Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.
    Сказкотерапия в логопедической работе с детьми
    Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
    -развить познавательные способности;
    -сформировать причинно-следственные связи;
    -усвоить социальные нормы, принятые в обществе;
    -развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.
    При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.
    Сказкотерапия детских страхов.
    Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.
    Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно.

    Схема терапевтической сказки
    подбор героя (похожего на ребенка);
    описание жизни героя;
    помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
    герой ищет и находит выход.
    Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
    Варианты работы со сказкой
    нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
    изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
    сделать постановку сказки в виде настольного театра. Советы по организации детской сказкотерапии
    простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т.д.;
    не стоит растолковывать мораль сказки;
    больше юмора;
    содержание сказки должно быть понятно ребенку.
    Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
    Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

    Список используемой литературы
    1. Бережная Н.Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2007.
    2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. – Ростов н/Д., 2006.
    3. Голанов А.С. Я иду в детский сад. – М., 2002.
    4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб., 2006.
    5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.
    6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб., 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План родительского клуба "Сказка учит жить"

    В плане представлены мероприятия с родителями дошкольников...

    Проект «Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить» («Обеспечение психологического благополучия и здоровье детей младшего дошкольного возраста с помощью «Сказкитерапии»)

    Дети младшего дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными , так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их дествия...

    ПРОЕКТ “Путешествие в сказку. Как сказка учит говорить»

    Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, был разработан про...

    Авторская парциальная рабочая программа «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

    Авторская парциальная рабочая программа«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...

    Учебно-тематическое планирование к авторской парциальной программе «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» 2 младшая группа

    Учебно-тематическое планирование к авторской парциальной программе «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»2 младшая группа...

    Учебно-тематическое планирование к авторской парциальной программе «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Средняя группа

    Учебно-тематическое планирование к авторской парциальной программе «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Средняя группа...