Доклад о здоровьесберегающих технологиях
методическая разработка на тему

Романова Ирина Геннадьевна

...приминетельно к ребенку

...приминительно к взрослым

самомассаж

 медико-профилактические задачи...и многое другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx67.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

Чтобы сделать ребёнка

умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует,

бегает, кричит, пусть он

 находится в постоянном движении!

Жан-Жак Руссо

Здоровеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. 

 Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ  в условиях ФГОС»

     Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая        дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

      Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС.

             В образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью.  

         Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующихформах:

  1. Медико-профилактические:

Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, принятие кислородного коктейля, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Медицинское обслуживание в ДОУ обеспечивается медицинской сестрой в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения.

Медицинская сестра наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения работоспособности детей является закаливание организма.

После дневного сна каждый день с детьми проводится гимнастика с элементами самомассажа и умывание прохладной водой.

Осуществляются оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца и воды (в течение года, под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия). Индивидуально подходим к каждому ребенку с учетом состояния его здоровья при проведении закаливающих процедур.

Стараемся формировать у детей привычку находиться в помещении в облегченной одежде.

Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду.

Слайд Для успешного физического развития детей строим нашу работу совместно: детский сад – семья. В начале каждого учебного года проводится анкетирование родителей с целью, учесть их пожелания и внести возможные корректировки в нашу работу по укреплению здоровья дошкольников. Предлагаем родителям брошюры на темы о здоровом образе жизни, правильном питании и др.

Слайд Родители активно участвуют в спортивных совместных мероприятиях, направленных на укрепление здоровья детей.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка.

Для родителей оформляем стенды с рекомендациями и советами.

Заметно снизилась заболеваемость ОРВИ и ОРЗ у детей, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе, т.к. отмечается высокая посещаемость детей.

Динамика посещаемости за 20 – 20 г.г.

Учебный год

Заболеваемость, %

Посещаемость,%

2014-2015

13

87

2015-2016

9

91

Слайд В группах созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья, используется нетрадиционное спортивное оборудование(гантели, спортивные мешочки, султанчики, платочки, ленточки,шапочки и.т.д. ). Большую роль отводим подвижным играм, особенно на свежем воздухе, с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения работоспособности детей является закаливание организма.

После дневного сна каждый день с детьми проводим гимнастику с элементами самомассажа и обширное умывание.

Оздоровительные занятия с детьми в детском саду, проводятся не по принуждению, а с учетом желания и интереса детей. В оздоровительные занятия включаются элементы самомассажа, направленные на улучшение работы функциональных систем организма. 

Слайд Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой ребенок, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний.

Разновидности самомассажа Слайд

 1. Ручной самомассаж. Производится с помощью собственных рук. При проведении ручного самомассажа используются приёмы, как классического массажа (поглаживание, растирание, разминание) так и элементы точечного, линейного массажа.

 2. Самомассаж с помощью немеханизированных устройств (массажные мячи).

 3. Щётки с ворсом различной жесткости, махровые варежки.

 4. Массажные коврики. Они могут применяться в любых условиях: после сна, перед занятиями физкультурой или после них.

В нашем дошкольном учреждении регулярно проводится игровой самомассаж, как одна из форм оздоровления детей в детском саду.

Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников, широко применяем игровой самомассаж.

Слайд Обучение игровому самомассажу происходит на физкультурных занятиях, закрепляется материал в повседневной деятельности, во время закаливания (гимнастика после сна), физкультминуток, динамических пауз и т.д. Дети, выполняя упражнения, представляют себя разными персонажами: лисонькой, снеговиком, петушком или веселым лягушонком.

Слайд Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие.

При проведении игрового самомассажа детей обучаем не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

Слайд При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:

  1. Поглаживание - легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.
  2. Растирание - энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы.
  3. Разминание - основной прием, который осуществляется короткими  движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.
  4. Поколачивание - прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой.

         Использование игрового самомассажа положительно влияет на уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей дошкольного возраста.

 Слайд Так же на таких занятиях используются приемы релаксации. Например: Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

“Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Слайд Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Слайд Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня должна осуществляться для дошкольников движениями (в среднем 2,5-3 часа).  Очень важно, чтобы этот объем движений детей всячески поддерживался и контролировался воспитателем.

- Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, и способствует более быстрому вхождению в работу. В группах детского сада утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком.

 Слайд  С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на веранде.

Слайд В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, где температура воздуха не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку. Для ритмического сопровождения используются: бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).

Слайд  Утреннюю гимнастику подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

Слайд Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют обще-развивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

Слайд После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

Слайд Продолжительность утренней гимнастики во второй младшей группе составляет (5 - 6 минут). Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений обще-развивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег. Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.

Слайд Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее составляет 6 – 8 минут. Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели

Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста продолжается 8-10 минут. В комплексе используется 5 – 6 обще-развивающих упражнений. Каждое упражнение повторяется 5 – 6 раз. Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели.

            Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.
          При составлении комплексов учитывается состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготовленности, время года, место проведения.
Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускается усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.
          На год для каждой возрастной группы составляется примерно 10—12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются.

Слайд Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Они помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений

 Физминутки, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий.

Формы  проведения физкультминуток бывают следующих видов:

Слайд Общеразвивающие упражнения- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для  разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

Слайд В форме подвижной игры- подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными. Хорошо знакомыми детям правилами;

Слайд В форме дидактической игры с движениямихорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой ( фонетической) культуре речи, по математике;

Слайд В форме танцевальных движений- используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные; -

Слайд В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

-текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;

Слайд В форме любого двигательного действия и задания

- отгадывание загадок не словами, а движениями;

-использование различных имитационных движений: спортсменов( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

ТРЕБОВАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:

  1. Проводятся на начальном этапе утомления ( 7-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
  2. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
  3. Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
  4. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
  5. Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
  6. Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания;
  7. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.

Слайд  Так же между занятия рекомендуется проводить свободные игры. Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности. 3a 7-8 мин перерыва дети могут поиграть в одну - две игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой малой интенсивности. Этим достигается снижение физической и эмоциональной нагрузки перед началом нового занятия. Начиная игру, педагог объявляет ее название и напоминает детям правила. Это напоминание должно быть ясным, точным и немногословным, так как дошкольники не обладают необходимой выдержкой и хотят как можно быстрее начать играть. Между занятиями рекомендуется использовать знакомые детям игры, чтобы не терять времени на объяснение. При рекомендации детям очередных игр между занятиями желательно избегать авторитарных предложений типа «Сегодня вы будете играть в…». Лучше использовать товарищескую форму общения, учитывая интерес играющих, предлагать детям игры на выбор. Например, «В какую игру вы хотите поиграть сегодня?», или «Давайте поиграем в игру ... », или «Знаете ли вы игру… Давайте сегодня попробуем ее провести» и т. п.

2.Физкультурно-массовые мероприятия .

Слайд Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1 раз в месяц, начиная со 2-й младшей группы. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Рекомендуется проводить его во второй половине дня, в дни, когда нет физкультурных занятий. 

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у котоҏыҳ выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.

Длительность досугов в младших и средних группах – 20-30 мин; старших группах - 35-40минут; подготовительных группах – 40-50 минут.

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введением ᴨȇрсонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов).. В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержании досугов может быть введён сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.
Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам. 

 Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например игра "Кто быстрее наполнит корзинку шишками" и т.п.

При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Для детей старших и подготовительных групп можно также проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.

Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа "Веселые старты" или "Зов джунглей". Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.

Слайд Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.

Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но так как эти игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко, увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться, переутомляться. Внешними признаками утомления являются чрезмерная одышка, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. В таких случаях дети могут жаловаться на легкое головокружение, усталость. Признаком начинающегося переутомления является снижение интереса к тому виду деятельности, в котором в данный момент ребенок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразится на общем состоянии ребенка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательное беспокойство или наоборот, вялость. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности. Вместе с тем нельзя забывать о том, что воспитание ловкости, выносливости, силы и быстроты у детей может быть достигнуто лишь при условии систематических и довольно значительных нагрузок.

Слайд Подвижные игры на прогулке в режиме дня проводятся ежедневно 2 раза в день. Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной подвижной игры 7 – 15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья). Правила подвижных игр диктуют быстрые разнообразные физические действия участников. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению, хорошей координации движений.

Игры помогают решать важные задачи воспитания и обучения детей: учат слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательно относиться к занятиям.

Использование подвижных игр требуют соблюдения следующих методических принципов.

1. Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.

2. Подбор игр в соответствии с лечебно – педагогическими и воспитательными задачами.

3. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

4. Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

Во время проведения игр, а так же самостоятельных игр детей мы наблюдаем за состоянием играющих и регулируем нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами:

1. Увеличивать или уменьшать общее время игры, а так же изменять количество повторений всей игры или отдельных эпизодов.

2. Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.

3. Проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий.

Очень важно учитывать  индивидуальные возможности и способности детей. Не допускать переутомления, перевозбуждения, в теплое время года перегрева. Игры и упражнения посложнее можно предложить более подготовленным детям. Детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо систематически привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Ещё один важный вопрос-это одежда детей во время прогулок. Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоев одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать скорость ветра.

    Большое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребенок должен быть одет теплее, чем активный. Слишком укутанных малышей можно встретить гораздо чаще, чем недостаточно тепло одетых.

    Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь.

В жаркую погоду необходимо носить одежду из хлопчатобумажной ткани, которая обеспечивает быструю отдачу тепла и предохраняет от перегревания. Летом в теплую солнечную погоду дети могут ходить в легких однослойных костюмчиках без рукавов или сарафанчиках, на голове должна быть панамка, кепка, косынки из светлой ткани.

Слайд Во время одевания на прогулку, следим, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве, выполняют ряд упражнений, например: «Подними карандаш», «Сложи платочек», «Прокати мяч», «Кто больше соберет орешков для белочки» и т. д. При этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках (в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

Слайд  Для того, чтобы родители правильно по погоде одевали своих детей мы проводим индивидуальные беседы, консультации, распространяем памятки, буклеты, информационные листки.

Слайд В нашем дошкольном учреждении ведутся «паспорта здоровья». Начиная со средней группы и до выпуска детей в школу, на каждого ребенка заводится «Паспорт здоровья», в котором ведутся сведения о здоровье каждого ребёнка:1 лист- общие сведения о состоянии здоровья ребенка, в котором указывается: ФИО, дата рождения, дата поступления в ДОУ, анамнез, хронические заболевания, группа здоровья, результаты адаптационного периода, тип темперамента, двигательная активность, биометрическая активность.2 лист- Антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки) отмечается каждый сентябрь и май. 3 лист- Лист здоровья в котором указываются основные  показатели (рост, вес, сон, питание, двигательная активность, взаимоотношения в семье, в группе, с окружающими, вредные привычки, сколько раз болел, уровень физического развития); 4 лист – Диагностическая карта показателей физического развития; 5 лист – Карта индивидуального развития ребёнка – дошкольника в которой отмечаются показатели развития (не сформированы,  сформированы не полностью, сформированы полностью).

По “Паспорту здоровья” не только педагоги, но и родители могут судить о состоянии здоровья ребенка, с “Паспортом” они могут ознакомиться в любое время.  Таким образом, “Паспорт здоровья” отражает физическое, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, а также работу, которую проводят с детьми.

         Слайд  3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка 
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Ежедневный утренний прием детей должен проводиться воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают зев, кожу при наличии показаний измеряют температуру тела. В ясельных группах прием проходит с ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются. Заболевшие в течении дня дети изолируются от здоровых детей в изолятор до прихода родителей.

Утренний прием детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой. Доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя, няни передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детсаду. Нужно воспитать доброго ребенка и 80 % зависит от настроения окружающих и самого ребенка, а 20 % от методик.

В период адаптации ребенок скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находиться в угнетенном состоянии. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Прочитанная потешка побуждает детей к действиям. Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, создавая радостное настроение.

Если ребенок капризничает, нужно отвлечь его, найти способ помочь ребенку расслабиться, погладить, настроить на хорошее, а ни торопить, ни кричать.

У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил?», либо взять такую же ноту, повторять его действия, ребенку нужно увидеть самого себя, как в зеркале.

Для установления эмоционального контакта больше значения имеет подготовленная заранее обстановка для приема детей. Организация среды предполагает создание условий для охраны нервной системы детей от чрезмерного возбуждения. Надо соответствующим образом организовать обстановку, подбирать пособия (музыка, спокойная игра, сказки с добрыми героями, поощрения, сюрпризы – игрушки – яркие музыкальные, механические и т.д.) Когда дети все соберутся в группе, дать установку: «Доброе утро малыши. Настал новый день, мы улыбаемся друг другу. Нам будет сегодня весело, хорошо. Забудьте всё плохое, печаль, зло – и выдохните тепло, улыбку, добрый взгляд. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу хорошего дня.

От того как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, ждали ли его, какое настроение у окружающих его взрослых зависит эмоциональный уют в группе в течение дня, и в дальнейшем будет ли ребенок с удовольствием ходить детсад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.

Уважаемые коллеги! Как Вы думаете, как можно быстро привлечь ребёнка в группу с прогулки на занятие?

 


        Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как  организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физическое и психическое  

Слайд :Что такое здоровый образ жизни?.

        Это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

        С гигиенической точки зрения ЗОЖ –это совокупность гигиенических норм и правил. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача.

Слайд : Общей целью является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Слайд

  • Для достижения такой цели мы решаем следующие задачи:
  • Формируем  у детей адекватное представление об окружающих людях (о строении собственного тела);
  • Помогаем детям  создать целостное представление о своем теле,
  • учим  «слушать» и «слышать» свой организм;
  • осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • формируем  потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • прививаем навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развиваем умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • развиваем охранительное самосознание, воспитываем уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  • знакомим с правилами поведения на улице, в быту;

  • знакомим детей с травмирующими ситуациями, даем представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
  • формируем правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

ЗОЖ ребенка, к которому мы приучаем в образовательном  учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить ,и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей зож как ценности , а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультурные занятия, индивидуальные занятия  по группам здоровья, динамические паузы, гимнастика для глаз), информировании о состоянии здоровья и физическом развитии об уровне двигательной подготовленности их ребёнка проходит в индивидуальных беседах и консультациях ; привлечении родителей к участию в различных совестных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, конкурсы, спортивные праздники, консультации, беседы, праздники здоровья, семейный клуб, круглый стол, папки передвижки, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы  с родителями, практические показы

Слайд: Мероприятия с родителями

1. Довели до сведения родителей требования образовательной программы по формированию привычек здорового образа жизни у детей.

2. Ознакомили родителей с содержанием плана мероприятий по ЗОЖ.

3. Проводили  родительские собрания в форме дискуссии, «Что такое здоровый образ жизни?» и дали более точное определение данному понятию.

4. Организовали и оформили тематическую выставку «Физкультурное оборудование в квартире», используя рисунки, чертежи, эскизы, фотографии.

5. Организовали мини-вернисаж совместных работ родителей и детей «А без папы и без мамы — это что за выходной?», «Моя семья, спорт и я».

6. Провели беседы с родителями, дети которых имеют лишний вес.

7. Провели консультации:

«Как научить ребёнка аккуратно и спокойно кушать».

  • «Профилактика гриппа».
  • «Проведение физкультминутки дома».
  • «Как правильно учить ребёнка чистить зубы».
  • «Что такое активный отдых» и др.

8. Дали  рекомендации в уголках для родителей:

  • «Организация питания вечером и в выходные дни».
  • «Упражнения для профилактики заболеваний глаз».
  • «Упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей».
  • «Что делать, чтобы у ребёнка были здоровые зубы?»
  • «Упражнения для развития мелкой моторики рук».
  • «Упражнения для профилактики плоскостопия».
  • «Как предупредить развитие хронического тонзиллита».
  • «Просмотр детьми телевизионных передач».

9. Подготовили  материалы:

  • «Ребёнок просто так не плачет».
  • «Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении».
  • «Никогда не бейте ребёнка».
  • «Человек и его здоровье».
  • «Этот всесильный лимон».
  • «Чеснок делает нас стройнее».
  • «Пища и здоровье».
  • «Любопытные факты об овощах и фруктах».
  • «О чём надо помнить, отправляясь в лес».
  • «Закаливание организма ребёнка».

10. Предложили  родителям:

  • тесты «Растения в жизни человека», «Твоё здоровье»;
  • анкету «Часто ли болеет ваш ребёнок?».

11. Приглашали родителей к участию в организации и проведении мероприятий с детьми (экскурсий, походов, развлечений, Дней здоровья, Дней открытых дверей).

12. Организовали рекламу книг и статей из журналов и газет.

13. Провели родительские собрания:

  • «Ленивый не станет умным, сильным и богатым».
  • «Дети и родители в зеркале отношений».
  • «Один дома».

Слайд: Также разработали систему мероприятий с воспитателями

1. Тест для воспитателей «Моё отношение к физическому воспитанию».

2. Дискуссия «Новые подходы к формированию навыков здорового образа жизни».

3. Тематический контроль:

  • «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей».
  • «Двигательная активность в распорядке дня».
  • «Проведение разных видов закаливания, их рациональное применение и сочетание с другими видами деятельности».

4. Анализ календарного плана с целью совершенствования работы по данной теме.

5. Оперативный контроль:

  • Организация питания.
  • Выполнение режима дня.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.

6. Вопросы для обсуждения на педагогическом совете:

  • «Как достичь успехов в укреплении здоровья ребёнка?»
  • «Какого ребёнка можно считать здоровым?».

 Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на несколько групп:

1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 

динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.) 

Слайд: В пособии Новомлынскай Т.А. «Минутки здоровья»педагогам предлагается система развёрнутого планирования  «минуток здоровья» для детей младшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной и свободной деятельности. В нём комплексно интегрируются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов «минуток здоровья», что позволяет повысить уровень мотивации, умственную работоспособность детей на занятиях, восстановить и сохранить их психофизическое здоровье. Методическую основу содержания «минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приёмы. Использование в их контексте малых форм народного фольклора (потешек, приговорок и т.п.) «оживляет» игровые ситуации общения яркими образами, позволяющими детям обыграть выполняемые движения в нужном темпе и ритме.

Содержание «минуток здоровья» требует чёткого соответствия по смыслу стихотворения и динамике развития сюжета. Очень нелегко подобрать такие двустишия и четверостишия для всех видов «минуток здоровья» в контексте обозначенных тем. Поэтому многие тексты авторские, в которых слиты воедино слог, ритм, темп, движение, смысл.

 Маленькие «спектакли», которые разыгрывают дети, оздоравливаясь и развиваясь, длятся всего 1-3 минуты, а текст укладывается в маленькое четверостишие.

Слайд: Например, игровой самомассаж бедра «Дождик», который предлагается в теме «Неживая природа»:

Капля раз, капля два, очень медленно сперва. (Легко постукивать указательными  пальцами по бёдрам в медленном темпе.)

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. (Энергично постукивать всеми пальцами по бёдрам в быстром темпе.)

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли. (Поглаживать бёдра мягкими движениями ладоней, представляя, как приятно укрыться от дождя под зонтиком.)

                       

  • Слайд: закаливающие процедуры  
  • Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

 При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

 Для закаливания детей, основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

-Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
    -Недопускается проведение закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
     -Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
-    Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
-  Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю)

 Для наибольшей эффективности закаливания должны обеспечиваться:
    Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении  («температурная» гигиена);

-  Рациональная, не перегревающая одежда, которая не ограничивает движения ребенка. 

Чтобы во время прогулки тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать, учитывая, что комплекты одежды предполагают активные движения, чередующиеся с отдыхом и спокойными играми.

-    гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой) начинается с средней группы.

- Обучение полосканию горла нужно начинать с 3 лет, вот по такому принципу

-t воды от 38С, понижая через каждые 2 дня на 2С и доводя до комнатной тем-ры,до 20С

-объем жидкости не менее 0,2 (200гр)

-рекомендуемые растворы: солевой раствор: на 2 литра воды -1ч.л. соли

-содовый раствор: на 2 литра воды 0,5 ч.л. соды

-минеральая вода.

-отвар ромашки, колендулы.

- Обтирание проводится с детьми 4-7лет ,t воды от 38С с понижением на 1-2 С и доведения до 18С.

- Обширное умывание водой комнатной t (+18+20C)

- Массаж стоп ног в солевом растворе начинают проводить с детьми 4-7 лет,t воды от 38-18С постепенно понижая.

- Босохождение по полу начинают при t не ниже +18С. В начале дети ходят босиком по 3-4 мин. Время  процедуры постепенно увеличивается на 1-2 мин. и постепенно доводится до 15-20мин.

Дозированные  солнечные ванны принимают спустя 1-1.5 часа после приёма пищи; со средней группы доза: 3приема по 3 мин. старший возраст 3 приема по  5 мин.

- дыхательная гимнастика может входить в комплекс гимнастики пробуждения, физкультминуток, для восстановления дыхания после интенсивной двигательной активности в режиме дня.

 

Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С.

В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 мин.до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; В теплое время года сон  организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра).

Кто контролирует проветривание?

Утро - до прихода детей проветривает и контролирует воспитатель. Постоянно следит за температурным режимом, влажностью воздуха, естественным и искусственным освещением детских помещений.

В летний период допустимо использование сплит системы. Нет запрещающих положений по использованию кондиционеров в детских садах. Есть только отдельные требования, которых нужно придерживаться.

- Он не должен находиться над чьей либо кроватью или стульчиком.

- Не должен работать, когда в группе находятся дети.

- За 30 мин. до захода с прогулки кондиционер должен быть выключен.

Слайд: - Соблюдение режима прогулок во все времена года является одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни.

  • Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности.
  • При проведении прогулок на территории детского сада необходимо соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников; ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 ч; прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой;
  •  Сократить продолжительность прогулки, если температура воздуха ниже –15 °С и скорость ветра более 7 м/с
  • Отменить прогулку если температура воздуха ниже -15 °С и скорость ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с;
  • Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий.
  • Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
  • Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ — 35-40%.
  • В условиях дискомфортной погоды в осенне-зимний период продолжительность прогулок сокращается. Их длительность определяется в соответствии с утвержденным режимом дня. График составляется с учетом требований СанПиН , температуры воздуха, силой и направлением ветра.

В летний период необходимо обеспечить максимальное количество времени пребывания детей на свежем воздухе. Однако нельзя допускать в жаркие дни длительное пребывание детей под воздействием прямых солнечных лучей, и следить за наличием головного убора у каждого ребенка. Лучше организовать разнообразную деятельность в полосе светотени.

 В летний период прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. В этом случае с детьми проводят беседы, читают им сказки, организуют спокойные игры, для которых не требуется большого пространства. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.

Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Питьевой режим в весеннее-летний период необходимо осуществлять дважды во время проведения одной прогулки с чистым набором чашек.


2 группа Технологии музыкального воздействия. 

Слайд: Музыкотерапия--важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в поцессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, востанавливает спокойное дыхание.

Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкотерапия используется при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Слайд: В работе с детьми рекомендуется использовать  широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например,  для  укрепления и оздоровления  дыхательной  функции, можно использовать духовые инструменты(глиняные свистульки, свирели,  игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты  и др.).  При слабой  мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

 

Слайд: Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям  заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент».

Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение), музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры), музицирование - на музыкальных инструментах. Так, ритмические задачи, которые предоставляются детям в детском саду, помогают активизировать и пробуждать интерес ребенка к деятельности.

Ритмические игры очень нравятся детям. Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и пытается копировать. Взрослым совсем необязательно иметь хореографическую подготовку для двигательных импровизаций. Основой для них послужит танцевальный опыт, который есть у каждого, и обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, перемещения в пространстве помещения. Достаточно передать в движениях общий характер музыки, связать пластику движений с музыкальным звучанием.  Такие совместные игры-импровизации направлены прежде всего на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, свободным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие пережитым эмоциям, а главное, удовольствие, которое ребенок получает во время движений, - верный показатель его эмоционального благополучия.
Взрослому нужно своими действиями побудить ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, в которой проходит игра. Важно, чтобы все игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться, и не боялся делать в комнате различные передвижения.

3 группа Технология коррекции поведения.

В каждой группе оборудован «Уголок здоровья». Слайд: Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием для :
ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, скорлупы от орехов  где происходит массаж стопы ног.
 развития  дыхания и увеличения объема легких  используются султанчики и  вертушки.
массажа ладоней рук,  массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого  педагоги  используют различные массажеры, в том числе и самодельные — напальчник с пуговицами.
 массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики:  веревки с узелками, нашитые шпульки от ниток, фломастеры.

Слайд:-         Наряду с различными оздоровительными мероприятиями мы ежедневно проводим   бодрящую гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики.  Продолжительность гимнастики для детей младшего возраста составляет 5-10 минут, а для детей старшего возраста – 10-15 минут.
 Виды гимнастики пробуждения после дневного сна
имеют 4 ступени:

1.разминка  в постели и самомассаж: дети лежа в постели выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего характера. Потом встают и выполняют в разном темпе несколько движений(ходьба на месте,ходьба обычным, крестным шагом, по массажным коврикам).Затем все переходят из спальни в групповую комнату которая должна быть хорошо проветрена.В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные движения.

2.гимнастика игрового характера: состоит из 3-6 имитационных движений. Дети подражают движениям животных, птиц, растений, создают различные образы «лыжник» «гимнаст» «конькобежец».

3.гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса.

4.Пробежки по массажным дорожкам –эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами.

- Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком бодрящей гимнастикой после дневного сна. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное  действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

Нами так же проводится дыхательная гимнастика. От которой во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. 

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха. 

При  проведении ОС, в нашем ДОУ постоянно проводятся физкультминутки.  Их цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.
         Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
         Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-3 минуты. Каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх упражнений, повторяемых 4-6 раз. При правильном подборе упражнений за короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
 



Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. 

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха. 


         Заключение

 В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

 Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"

В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...

Доклад о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ

Доклад о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ...

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей плаванию"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей плаванию"...

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

  Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценного развитого физического, психического и нравственного состояния, кот...