Гимнастика для глаз одна из «здоровьесберегающих техналогий».
материал по теме

Саидова Абидат Байравовна

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Гимнастика для глаз"830.45 КБ
Файл "Гимнастика для глаз"814.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска – ДС№41 «Росинка»

Гимнастика для глаз одна из

«здоровьесберегающих  техналогий».

                                                                                                   Выполнила: Саидова А. Б.

Мы воспринимаем и изучаем окружающий  мир с помощью пяти чувств: зрение

  • слух
  • осязание
  •  обоняние
  •  вкус

90% информации человек получает через органы зрения. 

            Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка.                                        И на занятиях  быстрое наступление утомления снижает работоспособность детей. Особенно часто это происходит в осенне-зимний период, в условиях укороченного светового дня (пасмурные, туманные дни). Укороченный световой день ведет к затруднению восприятия окружающего мира.        Мышцы глаз все время находятся в напряжении. 

          Одним из замечательных аспектов улучшения зрения  для детей является  гимнастика для глаз. Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено  Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984 г.

         Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой,  самомассажем,  динамическими паузами. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Виды зрительной гимнастики

  • По словесной инструкции
  • С использованием художественного слова
  • С предметами
  • С использованием офтальмо тренажеров

П О СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ

  • «Пальминг»- растереть ладони рук, закрыть глаза и прикрыть из теплыми ладонями, как чтобы не проникал свет. Расслабиться, подумать о приятном.
  • «Стрельба глазами» - отводить глаза до упора вправо и влево (по 8-10 раз), не доводя их до утомления.
  •  «Мотылек» - быстро и легко моргать глазами (веки как крылья бабочки).Это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения.
  • «Кто там?» - сильно зажмуриться, широко открыть глаза.
  •  «Заборчик» - поднимать глаза вверх и опускать вниз.
  • «Совенок» - вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки.
  • «Пиноккио» - медленно поднести указательный палец, не сводя с него глаз, к кончику носа, затем отвести палец от носа. Сопровождая его взглядом. Поморгать и выполнить обратное движение 

ЗНАЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ  

  • обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;  
  • повышает эластичность и тонус глазных мышц и                                                            глазодвигательных нервов;
  • укрепляет мышцы век;
  • снимает переутомление зрительного аппарата;
  • развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах;
  • повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства. 

            Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты.

           При использовании гимнастики (для глаз, пальцев, двигательных упражнений) организм пробуждается от «спячки», включаются дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости, начинают работать «спящие», дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную и скелетную системы. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.            

         Важным способом обучения и развития детей с нарушением зрения является подражание. Дети подражают всему, что и слышат. Подражание является их ведущим видом деятельности не у всех детей оно развито одинаково. Часто это от умения удерживать внимание.

             Комплексы упражнений гимнастики в стихах являются одним из способов развития внимания. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складываются в образы. Фантазия детей начинает активно работать, и вместо простых движений появляется целая картина образов. Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи.  Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны.

           Выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребенок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием. Педагогу, воспитателю, который играет с ребенком желательно знать стихотворный текст наизусть.

http://malushata.ru/wp-content/uploads/2011/06/gimnastika-dlya-glaz-malyisha.jpg

          Гимнастические упражнения в стихах не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный заряд, дать заряд бодрости на целый день. 

http://cs7010.vk.me/v7010498/22f15/ysA2nPsb2tw.jpghttp://zirochka.ua/assets/images/Poleznaya%20Info/Gimnastika_2/strekoza.jpg

Гимнастика для глаз для детей раннего возраста «Забавный» тренинг

Задачи: Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.

       Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

       Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.

«Спи глазок, спи другой»   

Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.

 «Прятки»       

Задачи: Разнообразить движения глаз.

Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

            Для большей эффективности рекомендуем использовать разнообразные зрительные ориентиры: цветовые пятна на стене или окне, яркие игрушки, надеваемые на указательный палец (куклы пальчикового театра или специально сделанные игрушки). их использование позволяет упражнять детей в сосредоточении взора на неподвижном или движущемся предмете. кроме того, дети с монокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом при этом не напрягая зрение.

           Специальные упражнения для глаз включаем в занятия по физическому развитию и в структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребёнка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

      Упражнения для глаз часто сочетаем с играми и заданиями, направленными на развитие общей и мелкой моторики. Например: сортировка и раскладывание мелких предметов по цвету, форме.

H:\1 флешка\100OLYMP\P3220784.JPGH:\1 флешка\100OLYMP\P3240798.JPG 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Проводится  (в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями);
  • Продолжительность зрительной гимнастики 3-5 минут;
  • Голова должна быть не подвижна;
  • Очки снимаются;
  • Начинать зрительную гимнастику с упражнения на расслабление, затем подвижные упражнения;
  • Принцип от простого к сложному (от простых движений глазами к более сложному стихотворному тексту с различными сочетаниями;
  • от небольшого стихотворного текста к более сложному и длинному). 

При выполнении упражнений голова ребенка должна быть неподвижна. 

Для проведения не требует специальных условий.                                                         Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

           Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., в любое свободное время, по мере утомляемости детей.  А также можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастных, зрительных и двигательных возможностей детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления с младшего возраста. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривание картин при длительном наблюдении  Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течении дня.

Красный - стимулирует детей в работе. Это сила внимания. Красный цвет

Оранжевый, желтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость

Оранжевый цвет

Синий голубой зеленый – действуют успокаивающе. Это общение надежда вдохновение

Синий цвет

После каждого упражнения рекомендуется поморгать в течении 5-10 секунд

http://health-fitnes.ru/cimg/2015/041113/2440465

Гимнастику для глаз можно проводить с детьми, как на слух, так и используя наглядные средства. Такую возможность нам дает мультимедийная презентация. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап. 

В некоторых случаях можно скачать на компьютер специальные программы для коррекции зрения. Малышам обязательно понравится новое развлечение. Ребенку предлагается выполнять простые упражнения, следить за появляющимися на экране буквами или предметами.

           

Используемая литература:

  • Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт.-сост. Е.А.Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 123с.
  • «Физическое воспитание детей с нарушением зрения  в детском саду и начальной школе» -№10,2009, в Альманахе «Вестник Тифлологии».
  • Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.
  • Демирчоглян Г. Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.
  • Демирчоглян Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение /Г. Г. Демирчоглян. – Донецк: Сталке,1997.

Электронные ресурсы: 

  •  http://www.razumniki.ru/stihi_o_rybah.html ; http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8984-stixi-pro-vracha-doktora ; 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимнастика для глаз одна из « здоровьесберегающих техналогий » . Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска – ДС№41 «Росинка» Выполнила: Саидова А. Б.

Слайд 2

Мы воспринимаем и изучаем окружающий мир с помощью пяти чувств: зрение слух осязание обоняние вкус 90% информации человек получает через органы зрения.

Слайд 3

И на занятиях быстрое наступление утомления снижает работоспособность детей. Особенно часто это происходит в осенне-зимний период, в условиях укороченного светового дня (пасмурные, туманные дни). Укороченный световой день ведет к затруднению восприятия окружающего мира. Мышцы глаз все время находятся в напряжении. Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка.

Слайд 4

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения для детей является гимнастика для глаз. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом. Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем , динамическими паузами. Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо , Ю. И. Курпан в 1984 г.

Слайд 5

обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза; повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов; укрепляет мышцы век; снимает переутомление зрительного аппарата; развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах; повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства. ЗНАЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Слайд 6

Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. При использовании гимнастики (для глаз, пальцев, двигательных упражнений) организм пробуждается от «спячки», включаются дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости, начинают работать «спящие», дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную и скелетную системы. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Слайд 7

Проводится (в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями); Продолжительность зрительной гимнастики 3-5 минут; Голова должна быть не подвижна; Очки снимаются; Начинать зрительную гимнастику с упражнения на расслабление, затем подвижные упражнения; Принцип от простого к сложному (от простых движений глазами к более сложному стихотворному тексту с различными сочетаниями; от небольшого стихотворного текста к более сложному и длинному). РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя. При выполнении упражнений голова ребенка должна быть неподвижна.

Слайд 8

Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., в любое свободное время, по мере утомляемости детей. А также можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастных, зрительных и двигательных возможностей детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления с младшего возраста. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривание картин при длительном наблюдении Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течении дня

Слайд 9

Красный стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Слайд 10

Оранжевый, желтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость

Слайд 11

Синий голубой зеленый – действуют успокаивающе. Это общение надежда вдохновение После каждого упражнения рекомендуется поморгать в течении 5-10 секунд

Слайд 12

Гимнастику для глаз можно проводить с детьми, как на слух, так и используя наглядные средства. Такую возможность нам дает мультимедийная презентация. Виды зрительной гимнастики По словесной инструкции С использованием художественного слова С предметами С использованием офтальмо тренажеров

Слайд 13

П О СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ « Пальминг »- растереть ладони рук, закрыть глаза и прикрыть из теплыми ладонями, как чтобы не проникал свет. Расслабиться, подумать о приятном. «Стрельба глазами» - отводить глаза до упора вправо и влево (по 8-10 раз), не доводя их до утомления. «Мотылек» - быстро и легко моргать глазами (веки как крылья бабочки).Это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения. «Кто там?» - сильно зажмуриться, широко открыть глаза. «Заборчик» - поднимать глаза вверх и опускать вниз. «Совенок» - вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки. « Пиноккио » - медленно поднести указательный палец, не сводя с него глаз, к кончику носа, затем отвести палец от носа. Сопровождая его взглядом. Поморгать и выполнить обратное движение

Слайд 14

Важным способом обучения и развития детей с нарушением зрения является подражание. Дети подражают всему, что и слышат. Подражание является их ведущим видом деятельности не у всех детей оно развито одинаково. Часто это от умения удерживать внимание. Комплексы упражнений гимнастики в стихах являются одним из способов развития внимания. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складываются в образы. Фантазия детей начинает активно работать, и вместо простых движений появляется целая картина образов. Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны.

Слайд 15

Выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребенок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием. Педагогу, воспитателю, который играет с ребенком желательно знать стихотворный текст наизусть.

Слайд 16

Гимнастические упражнения в стихах не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный заряд, дать заряд бодрости на целый день.

Слайд 17

Гимнастика для глаз для детей раннего возраста «Забавный» тренинг Задачи: Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз. Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих. Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот. «Спи глазок, спи другой» Задачи: активизировать глазодвигательные функции. Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой. «Прятки» Задачи: Разнообразить движения глаз. Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

Слайд 18

Для большей эффективности рекомендуем использовать разнообразные зрительные ориентиры: цветовые пятна на стене или окне, яркие игрушки, надеваемые на указательный палец (куклы пальчикового театра или специально сделанные игрушки). их использование позволяет упражнять детей в сосредоточении взора на неподвижном или движущемся предмете. кроме того, дети с монокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом при этом не напрягая зрение. Специальные упражнения для глаз включаем в занятия по физическому развитию и в структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребёнка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

Слайд 19

Упражнения для глаз часто сочетаем с играми и заданиями, направленными на развитие общей и мелкой моторики. Например: сортировка и раскладывание мелких предметов по цвету, форме.

Слайд 21

Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап. Гимнастику для глаз можно проводить с детьми, как на слух, так и используя наглядные средства. Такую возможность нам дает мультимедийная презентация.

Слайд 23

В некоторых случаях можно скачать на компьютер специальные программы для коррекции зрения. Малышам обязательно понравится новое развлечение. Ребенку предлагается выполнять простые упражнения, следить за появляющимися на экране буквами или предметами.

Слайд 24

Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27. Демирчоглян Г. Г. Эффективные упражнения для зрения. – М. Демирчоглян Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение /Г. Г. Демирчоглян . – Донецк: Сталке,1997. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт.-сост. Е.А.Чевычелова . – Волгоград: Учитель, 2013. – 123с. «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе» -№10,2009, в Альманахе «Вестник Тифлологии ». Используемая литература:

Слайд 25

Электронные ресурсы: ttp://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/stihi-dlja-doshkolnikov.html . http://www.razumniki.ru/stihi_o_rybah.html ; http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8984-stixi-pro-vracha-doktora ; http://drvision.ru/profilaktika/gimnastika-dlya-glaz/dlya-doshkolnikov.html#gimnastika-dlya-glaz-v-detskih-sadah-i-yaslyah https://www.youtube.com/watch?v=tL70-B_5q6E&list=PLDhl_FWG5EdxdWGQYxq27-buQhA8-bq6i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми с изпользованием элементами экспериментирования,с введением динамических пауз,дыхательной и пальчиковой гимнастики ,гимнастика для глаз в младшей группе. НОД»Я И МОЕ ТЕЛО» ЦЕЛЬ:

» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н...

Конспект деловой игры с воспитателями "Технология проведения пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз"

Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...

Памятка для воспитателей младшей, средней, старшей, подготовительной группы детского сада Артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения на дыхание, релаксаци

Упражнения на дыхание:«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы,  медленный выдох.«Ветер и листья».  После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачива...

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...

Упражнения для активизации работы мышц глаза. (Гимнастика для глаз)

способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшает кровообращение...