консультации для родителей
консультация (средняя группа) на тему

Мальцева Лидия Геннадиевна

С появлением новорожденного в семье новоиспеченным родителям предстоит решить множество сложных задач, столкнуться с трудностями, к которым не каждый бывает готов. Мы обращаемся за опытом к старшему поколению, читаем специальную литературу, изучаем нюансы воспитания, содержания ребенка. В первую очередь, нас заботит вопрос обеспечения безопасности нового члена семьи. Как снизить риск травматизма детей? О чем всегда должны помнить взрослые?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx58.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Детский травматизм: как уберечь ребенка?

«Профилактика болезни самое разумное лечение.»

                                               Силован Рамишвили

Детский травматизм кажется неизбежным злом, особенно в летний период — на каникулах тяжело контролировать ребенка и ограждать его от опасностей. На самом деле, большинства травм и опасных ситуаций можно избежать. И профилактика детского травматизма, естественно, ложится на плечи родителей и учителей.

Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Поэтому детские травмы, увы, не редкость.

Детский травматизм условно можно разделить на пять типов в зависимости от места, где ребенок может получить травму:

  • бытовой (травмы, которые возникают дома, во дворе, в детском саду);
  • уличный (в первую очередь транспортный, но также и не связанный с транспортом);
  • школьный;
  • спортивный;
  • прочий.

Бытовой травматизм — самый распространенный, и причина его в большинстве случаев — невнимательность родителей, которые не только оставляют ребенка без присмотра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают окна и т.п.

Существует и другая классификация детского травматизма — возрастная. У детей каждого возраста — свои особенности развития и поведения, которые и обуславливают наиболее распространенные типы травм. Так, в грудном возрасте (до года) детский травматизм чаще всего связан с заглатыванием посторонних предметов. Ребенок пытается познавать мир единственным доступным ему способом — он трогает руками предметы, находящиеся в непосредственной близости, и пытается тянуть их в рот.

В возрасте от года до трех ребенок учится ходить и становится очень подвижным. Поэтому к травмам от заглатываемых предметов добавляются травмы, связанные с падениями (ушибы, переломы), травмы от острых предметов, ожоги, поражения током. После трех лет любознательность растет, окружающий мир ребенка больше не ограничивается квартирой, поэтому вероятность получить травму увеличивается.

Затем ребенок идет в школу, и родители уже не могут контролировать его так, как раньше. Добавляется школьный и спортивный детский травматизм. Всплеск травматизма часто приходится на подростковый возраст: в это время детский травматизм обусловлен не только любопытством и неумением оценить опасность, но еще и желанием покрасоваться перед ровесниками, быть не хуже, чем другие, и безрассудной смелостью.

Профилактика детского травматизма

Конечно, полностью искоренить детский травматизм невозможно — от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Но задача родителей — максимально обезопасить своего ребенка. Ведь большинство травм происходят именно по вине родителей — недоглядели, недообъяснили.

Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном возрасте, например, особо важен постоянный надзор. Конечно, тяжело уследить за ребенком 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, но чем младше ребенок, тем важнее не выпускать его из вида. Детский травматизм в младенческом возрасте целиком и полностью на совести родителей. Младенец еще не знает, что такое «опасно», и объяснить ему это нельзя. Так что если малыш проглотил пуговицу или — не дай Бог! — выпал из стоявшей на балконе коляски, виноваты родители.

Ребенок растет, начинает ходить, гулять с вами на улице, так что теперь ваша задача — максимально оградить его от травмоопасных предметов. Дома — спрятать от него хрупкие и острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, химикаты (чистящие средства, краски, лаки и пр.). Розетки закрываются специальными заглушками. Нужно закрывать окна (или хотя бы снабдить их прочными сетками) и не подпускать ребенка к плите и другой опасной бытовой технике.

Кроме того, в этом возрасте нужно уже учить ребенка самостоятельно определять степень опасности. Расскажите ему, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом — порезаться, а кипятком — ошпариться. В этом возрасте дети уже вполне способны воспринимать аргументацию, и лучше пусть он узнает об опасности с ваших слов, чем на собственном опыте. Только рассказывайте спокойно, не надо запугивать ребенка.

Чем старше становится ребенок, тем большую важность приобретает объяснение правил техники безопасности. Когда ребенок идет в школу, родители часто перекладывают ответственность за детский травматизм на классных руководителей, учителей физкультуры, труда и ОБЖ. Да, во время уроков учителя несут ответственность за ребенка, но родители сами должны ознакомить свое чадо с правилами дорожного движения и другими правилами безопасности. В конце концов, учитель отвечает за целый класс, очень тяжело уследить за 40 детьми. У вас же только один ребенок — и в ваших силах сделать так, чтобы он не пытался выбежать на проезжую часть или выкинуть еще что-нибудь опасное.

Детский травматизм — серьезная проблема, но если родители будут следить за своим ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.

Детский травматизм зимой

В зимние морозные дни детский травматизм значительно возрастает. Чтоб вовремя и умело оказать первую помощь при несчастном случае нужно знать симптомы самых частых травм. 

Травмы головы

Эти травмы по праву можно назвать самыми опасными. Сейчас мы будем говорить не об обычных синяках и шишках, а о более серьезных черепно-мозговых травмах. Ведь родителям стоит знать признаки таких ушибов, чтоб вовремя вызвать помощь.
Симптомы:
Даже если нет явных наружных повреждения, признаками черепно-мозговой травмы стают головокружение, потеря сознания и тошнота. Если у ребенка сильная нарастающая боль в голове после удара, появилась дезориентация в местности, внезапная потеря обоняния, изменилось поведение, появилось заторможенность речи, а также нарушение ритма дыхания, все эти признаки сигнализируют о большой вероятности развития гематомы и внутреннего кровотечения.
Обратите внимание на расширение зрачков, если они несимметричны (один « в точку», а другой - большой) или сильно расширены в светлом помещении, то это говорит о серьезности травмы, когда нужна срочная помощь.
Как помочь малышу?
Вашей главной задачей является как можно быстрее доставить ребенка в больницу. Даже если вы не видите причин для поездки к врачу, и малыш ни на что не жалуется, но его клонит на сон, непременно съездите и покажите ребенка доктору.
Как предупредить?
Способов предотвращения травмы, к большому сожалению, просто не существует. Конечно, нужно быть предельно осторожными на скользких дорогах и играх на улице, но это не может обеспечить стопроцентную безопасность. Если ребенок собирается на горку или групповую игру на катке, то можно надеть на него шлем, чтоб немного уменьшить тяжесть возможной травмы.
                                                                  
  Опасности на горке
Такое веселое развлечение для малышей, как катание с горки, может привести к очень сложной травме - к компрессионному перелому позвоночника, который возникает в результате сдавливания. К сожалению, по статистике занимает второе место по детским травмам зимой.
Симптомы:
Самым главным симптомом, который указывает на данную травму, является временная задержка дыхания. После приземления малыша на ягодицы он попросту забывает сделать вдох и выдох. Дальше в большинстве случаев наступает болевой синдром, но не всегда. Если малыш жалуется на боль между лопатками, то эти сигнализирует о травме нижних позвонков грудного отдела. Если боль локализируется значительно ниже, то повреждены поясничные позвонки. Известны случаи, когда ребенок совершенно не жалуется на боль в течение нескольких часов, а потом уже появляется скованность движений.
Чем помочь малышу?
Если есть признаки перелома, немедленно везите ребенка в больницу. Там с помощью специальных аппаратов (в основном это рентген, или компьютерных томограф, или магниторезонансный томограф) удастся установить точный диагноз.
Не впадайте в панику, эта травма не так серьезна, как может показаться на первый взгляд. Конечно, шутить не стоит, все-таки позвоночник, но главное, если пройти соответствующее лечение, малыш скоро забудет про эту неприятность. Неврологическая симптоматика проходит быстро, после вытяжения «на щите». Малыша кладут на твердую поверхность, затем крепят груз на пояс, а гирьки перекидывают через систему лебедок. Длительность лечения в стационаре приблизительно 4 недели, далее стоит поехать на реабилитацию в санаторий.
С ростом малыша его позвонки будут полностью восстановлены, но это при условии, что подобные травмы не повторяться, иначе следующий перелом может иметь очень неприятные последствия.
                                                           
 Растяжение связок и вывихи
Симптомы:
Если у ребенка действительно растяжение или вывих, то больное место припухнет, боль будет появляться при малейшем движении, иногда может появиться кровоподтек.
Помимо перечисленных симптомов при вывихе изменяется форма сустава, боль очень сильная и поврежденную конечность невозможно пошевелить. Также в момент травмы можно услышать хлопок.
Если при травме был задет нерв, то снижается чувствительность конечности.
Достаточно серьезную травму рискуют получить малыши до 2 лет во время обычной прогулки. Мама держит кроху за руку, тут он неожиданно поскользнулся, а чтоб уберечь ребенка от падения, мама резко дергает его вверх. Вот и случилась настоящая травма- вывих плеча. Дело в том, что мышцы у малыша еще очень слабенькие, а во время прогулки ребенок еще и расслабляется.
Чем помочь ребенка?
К ушибленному месту нужно обязательно приложить лед. Хорошо, если у вас в морозильнике есть специальные пакеты с гелем. Если нет, то подойдут замороженные продукты. Процедуру повторяйте на протяжении двух часов, но холод прикладывайте не более чем на 10 минут к ушибу. После этого наложите тугую повязку на травмированный сустав, лучше всего подойдет эластичный бинт.
Ни в коем случае не предпринимайте попытку самостоятельно вправить вывих. Помните, что чем раньше вы доставите ребенка в больницу или травмпункт, тем легче будет вправить вывих. Ваша задача - зафиксировать поврежденную конечность, если случился вывих сустава руки, то подвесьте ее на повязке, чтоб уменьшить боль и не допустить осложнения. Если это вывих сустава ноги, то соорудите из подручных средств шину и прибинтуйте ее к ноге. В случае если вывих сопровождается раной, то непременно наложите стерильную повязку.
Как предупредить?
Чтоб прогулка для крохи не обернулась травмпунктом, используйте специальные « поводки». Они своим видом очень напоминают поводок для выгула собак, имеют две шлейки, которые обхватывают ручки малыша через подмышки, а для родителей есть короткая ручка на спине. Используя такие « вожжи» благополучно удается избежать падения и не повредить плечевой сустав.
Выбирая зимнюю обувь, обратите особое внимание на подошву. Желательно, чтоб она была с глубокими протекторами. Деток, которые постарше научите правильно падать дома на ковре, как быстро сгруппироваться, свернувшись комочком. Ведь многие детки ошибочно предполагают, что падать нужно на вытянутые руки.
                                                            
   Поверхностные обморожения
Даже если температура на улице колеблется около ноля, но погода ветреная и сырая, то есть большая вероятность обморозить носик, пальчики или щечки. Тем более, что терморегуляция у ребенка еще не полностью сформировалась, а на холоде кровообращение еще больше нарушается. 
Симптомы:
Ребенок начинает жаловаться на боль, а замершие участки кожи приобретают бледный оттенок.
Чем помочь ребенку?
Растирайте обмороженные места легкими массажными движениями, пока кожа не станет привычного цвета.
Как предупредить?
Если вы правильно одеваете ребенка на улицу, то можете, не беспокоится, что он обморозит кожу. Под словом « правильно» разумеется надевание шапка из водоотталкивающего материала на теплой основе, непромокаемые рукавички и теплый шарф. Также незадолго до выхода на улицу защитите кожу ребенка кремом, который не содержит воду.
                                                                         
 Прилип язык?
Практически в каждом дворе имеют карусели или качели. Летом немного проще, хоть и здесь есть всегда риск травмироваться. Но зимой к списку травм добавляется еще и риск «приклеится». Например, ребенок набегался, разгорячился, снял рукавички и притронулся к железной конструкции. Все, прилип. Еще хуже, если малыш решил поэкспериментировать и лизнул железо, к примеру, спинку санок.
Чем помочь малышу?
Чтоб более менее безболезненно освободится из плена, нужно на прилипшее место лить теплую воду. Попросите мам, гуляющих на площадке с детьми, присмотреть за вашим ребенком, а сами идите домой за водой.
Но если так случилось, что вы находитесь далеко от дома, и негде попросить воды, придется отдирать «живьем». К счастью, рана после происшедшего будет неглубокой и быстро заживет. Дома обязательно обработайте больное место перекисью водорода, а если ранка кровоточит, то плотно прижмите к ней стерильный тампон. Засеките, сколько времени не останавливается кровотечение, если больше 20 минут, то срочно отправляйтесь к врачу.
Как предупредить?
Чтоб хоть немного обезопасить ребенка, обмотайте спинку санок изолентой или сшейте чехол из материи. Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что случится, если он схватиться в мороз за железку, напомните, что не стоит проводить эксперименты.
                                                                         
    Ознобыши
Эта холодовая травма чаще всего случается у деток 2-3 лет. Хоть название и потешное, ощущения при ней не из приятных.
Симптомы:
На личике малыша (лоб, щеки, подбородок, нос) появляются синюшно-багровые бугорки, размером с горошину или больше. Эти уплотнения- инфильтраты - вызывают сильный зуд, ребенок начинает чесать, и как результат появляются ранки и корочки. К сожалению, такое явление продолжается достаточно долго, несколько месяцев, и никакие уговоры и просьбы не расчесывать, не помогают. Почему ознобыши появляются только у маленьких детей? Виной тому особенности строения подкожной клетчатки и детской кожи. До сих пор нет однозначного ответа, какие именно внутренние процессы приводят к таким последствиям, но то, что страдают дети 2-3 лет- факт. Есть предположение, что больше подвержены детки с ослабленным организмом, у которых низкое содержание гемоглобина в крови. 
Как помочь ребенку?
В большинстве случаев улучшение состояния происходит уже после нескольких процедур облучения кварцем. Если обратится своевременно, то через 2-3 сеанса ребенок навсегда забудет об этой неприятности. Известны случаи, когда происходило « самоисцеление». С приходом солнечных дней у детей также наблюдается улучшение состояния кожи, и малыши навсегда забывают про « ознобыши».
Как предупредить?
Лучшим защитником кожи от холода, мороза и ветра является гусиный жир. Уникальная вещь, стоит только тонким слоем нанести на открытые участки кожи и можно смело отправляться на улицу. Но есть одна проблема - где его найти? В аптеках, к сожалению, не купишь, а самой топить купленного гуся в духовке - уж больно хлопотное дело. Выход есть, замените жир детским кремом, который не содержит воду. Вот и решение проблемы.

   

Консультация для родителей детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Урок первый: Семья трогается в путь на автомобиле. Малыш удобно расположился на заднем сиденье рядом с мамой. Но дети, особенно маленькие, большие непоседы. И вот, ребенок уже стоит на сиденье. Весело щебечет, машет ручками и строит рожицы в заднее стекло. Идилия – полная. Умиляются все. И родители, и водитель, следующий сзади машины. Последний умиляется до того, что не успевает вовремя затормозить перед перекрестком и бьет переднюю машину в бампер. Пустяки, удар был не сильный, но… вполне достаточный для того, чтобы малыш сначала ударился головой в заднее стекло, а затем пал в проем между передними сидениями. Последствия удара и падения могут оказаться роковыми. Тоже самое, может произойти и в более прозаической ситуации – при резком торможении автомобиля. 
Итак: салон автомобиля не безопасный детский манеж. А заднее сидение – не широкая и мягкая родительская кровать и не пушистый ковер на полу. В машине малыш должен обязательно сидеть в специальном кресле. Если его нет, то рядом со взрослым.

Урок второй: Как правило, ребенок стремиться первым занять место на заднем сиденье автомобиля. Если вслед за ним, на заднем сиденье размещаются взрослые. Они буквально прижимают его к внешней (в сторону проезжей части) двери. Автоматическая блокировка дверей при движении предусмотрена только на некоторых автомобилях, а воспользоваться механической блокировкой (нажать кнопку или ручку на двери) взрослые, как правило, забывают. В соответствии с «законом подлости» дверь на ходу может распахнуться, а ребенок вывалиться под колеса попутных машин. Такая вероятность всегда есть, учитывая «шаловливые» ручки и не слишком надежные механизмы замков отечественных автомобилей. Еще более вероятно, что при таком размещении ребенок при остановке не станет дожидаться, пока взрослые вылезут из машины. А выскочит из своей двери – в сторону дороги… 
Итак: никогда не размещайте ребенка на пассажирском сиденье вплотную к дверям! Никогда не создавайте ситуаций, провоцирующих выход ребенка из салона стоящего автомобиля в сторону проезжей части.

Урок третий: Многие взрослые перевозят на переднем сиденье автомобиля своих детей. Естественно. Он стремиться занять престижное место рядом с водителем. О простой операции по пристегиванию ремня безопасности вспоминают далеко не все, и уж совсем немногие вспоминают, что ремень когда – то был отрегулирован под взрослого человека (разумеется, замечание актуально для автомобилей с ремнем без автоматической регулировки).
Провисший ремень не спасет ребенка от серьезной травмы головы и грудной клетки в случае резкого вынужденного торможения быстро двигающегося автомобиля. Ремень безопасности - не формальное приспособление, а зачастую единственное средство, сохраняющее жизнь.
Итак: не стоит позволять ребенку ездить на переднем сиденье. Это самое опасное место в автомобиле в случае столкновения. И еще, даже из – под правильно отрегулированного ремня ребенок при столкновении может просто выскользнуть. 

Урок четвертый: Из остановившегося трамвая, а трамвайные остановки, в городе размещены, как правило, на проезжей части улиц. Первым выскакивает ребенок. Выскакивает сам либо его «выдавливают» выходящие пассажиры. При этом он может: а) споткнуться и упасть; б) быть вытолкнутым прямо на проезжую часть; в) попытаться самостоятельно перебежать на тротуар и т.д. Все перечисленное весьма вероятно и чревато самым непредсказуемыми последствиями.
Итак: всегда выходите из трамвая первыми и встав слева от двери, к ней лицом, помогите выйти ребенку. Как своему, так и постороннему.

Урок пятый: К стоящему на остановке трамваю, троллейбусу, автобусу бегут люди. Бегут по тротуару. По краю проезжей части, с другой стороны- поперек проезжей части. Поддавшись всеобщему ажиотажу, переходит на бег и ваш ребенок, он не видит ничего кроме стоящего вагона, а который нужно успеть. Даже если при этом вы бежите рядом с ним и держите его за руку, - вы трижды не правы. Вместе вы можете попасть под колеса – это раз. Вы можете, поскользнувшись, упасть и уронить ребенка – это два. И самое главное – вы создаете ребенку «страшную» стрессовую ситуацию: не успеем, потеряюсь, мама (папа) уедут, а я останусь один на остановке. 
Итак: не рискуйте, не нервируйте ребенка, не подавайте ему дурной пример неуместной суетливости. Никогда не бегите с ребенком к стоящему общественному транспорту. В спешке вы можете потерять контроль и над собой, а главное, над ребенком.

Урок шестой: Автобуса давно не было. На остановке скопилась толпа. Вы, крепко держа ребенка за руку, стоите в первых рядах. Наконец долгожданный автобус подъезжает к остановке. Начинается давка. Вас могут вмять в еще закрытые двери не остановившейся машины. Могут и под колеса затолкнуть, и по «борту размазать», и в салон внести, не «считая ступенек». Даже физически и психически крепкому взрослому человеку, как минимум, стресс обеспечен, а каково ребенку?!
Итак: если это, возможно, избегайте поездок с ребенком на общественном транспорте в час пик. Если же вы с ребенком вынуждены часто бывать в подобной ситуации, помните, выше место не в первых рядах штурмующих автобус, а среди тех, кто спокойно ожидает своей очереди. В конце концов, этот автобус – не последний, а физическое и тем более психическое здоровье ребенка дороже любого ожидания. 

Уважаемые родители!!! Соблюдайте правила!!!

Памятка «Осторожно, гололед!»

Гололед — это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы, на деревьях, проводах и т. д. при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).

Гололеду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров. Гололёд — редкое явление природы по сравнению с гололедицей. Гололедица — скользкая дорога — это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. При гололеде значительно повышается риск получения уличных травм: ушибов, вывихов, переломов.

По данным медиков, в такие дни количество пострадавших увеличивается в 2 раза. Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Обратите внимание на свою обувь: 

  • подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе; 
  • если таковой не имеется, наклейте на подошву лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой); 
  • откажитесь в гололедицу от высоких каблуков. Как действовать при гололеде (гололедице)
  • смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.
  • наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.
  • руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах 
  • это увеличивает вероятность падения.
  • будьте предельно внимательным на проезжей части дороге: не торопитесь, и тем более не бегите.
  • старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.
  • пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами.
  • если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю. Не пытайтесь спасти вещи, которые несёте в руках. Не торопитесь подняться, осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих людей помочь вам.
  • гололед зачастую сопровождается обледенением проводов линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

Памятка для родителей

Безопасность

ребенка в быту

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.  

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!

\

Но если Вам всё-таки пришлось уйти, то сначала:

  • Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.
  • Займите ребенка безопасными играми.
  • Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.
  • Перекройте газовый вентиль на трубе.
  • Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.
  • Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате!

  • Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.
  • Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.
  • Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!

Источники

потенциальной опасности для детей

  1. Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:
  • спички;
  • газовые плиты;
  • печка;
  • электрические розетки;
  • включенные электроприборы.
  1. Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться  (зависит от возраста):
  • иголка;
  • ножницы;
  • нож.

3. Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах:

  • бытовая химия;
  • лекарства;
  • спиртные напитки;
  • сигареты;
  • пищевые кислоты;
  • режуще-колющие инструменты.

        Ребенок должен запомнить:

  • Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься,  добавляй горячую воду постепенно.
  • Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.
  • Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.

Уважаемые родители!

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Консультация по ОБЖ для родителей детского сада

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. 
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями
Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона.

Обозначьте для ребенка границу «свой - чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением.
Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).
Для формирования более точного понимания того, кто является "своим” и "чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают "своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д.). Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются "знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке. Не помешает провести несколько обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этих правил. Например, мама или папа могут договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию.
Если ребенок остается один дома: он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать НИКОМУ, кроме мамы (папы, бабушки – оговорите круг лиц).

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

При возникновении пожара в отсутствии взрослых - ребенку важно знать следующее:
- не прятаться под стол, в шкаф или под кровать (пожарные могут сразу не заметить ребенка и могут не успеть его спасти);
- по возможности выбежать на балкон или выглянуть в окно и кричать о помощи.

Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места. 

Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор - основа уличной безопасности.
Ребенок должен запомнить следующие правила.
1.Не выходить на улицу без взрослых.
2.Не играть на тротуаре около проезжей части.
3.Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
4.Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей.
5.Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых, детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они могут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.

6.Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
7.Хорошо знать ориентиры в районе своего дома. 
8.Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.
9.Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
10.Не привлекать к себе внимания манерой поведения.

Безопасность в общественном транспорте

Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой- то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти на помощь.
При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.
1.Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.
2.Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.
3.Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров.
4.Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
5.Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам

"Безопасность на дорогах"
Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»

Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.
Как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать пусть даже малозначительные проблемы.

Рекомендации родителям по безопасности

Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе , улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой.
Ваш ребенок должен знать:
на дорогу выходить нельзя;
дорогу можно переходить только с взрослыми, держась за руку взрослого;
переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
пешеходы — это люди, которые идут по улице;
для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчинятся светофору: красный свет — движенья нет, желтый свет — внимание, а зеленый говорит: «Проходи путь открыт»;
машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.

«Безопасность детей - забота взрослых»

Памятка для родителей

Родители наравне с сотрудниками ДОУ несут ответственность за безопасное пребывание детей в детском саду.

Приводя ребенка в детский сад, родитель обязан знать, что:

1. Ребенок должен быть эмоционально и физически здоров;

2. Нельзя приносить с собой: жевательную резинку, мелкие и опасные предметы: пуговицы, кнопки, зажигалки, лазерные игрушки, монеты, лекарственные препараты, мелкие украшения, шнурки, жгуты и т. д., ломаные игрушки и ценные вещи.

3. Знать, что находится в карманах у ребенка.

4. Нельзя оставлять в детском шкафчике лекарственные препараты и витамины.

5. Нельзя приносить продукты питания (молочные, соки, экзотические фрукты, пирожные и торты).

6. Нельзя приносить с собой опасные игрушки: дротики, пистолеты, ружья, кинжалы, лук со стрелами, игрушки сомнительного производителя, стеклянные и т. д.

7. Нельзя детям надевать украшения (крупные серьги, длинные цепочки, кольца).

8. Одежда и обувь должна соответствовать размеру и росту ребенка.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ.

Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде.

Правило 1. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду.

Правило 2. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.

Правило 3. Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.

Правило 4. Нельзя заплывать за буйки.

Правило 5. Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты.

Правило 6. Никогда не играй в игры с удерживанием «противника» под водой - он может захлебнуться.

Правило 7. Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.

Правило 8. Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну.

Правило 9. Игры в «морские бои» на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.

Консультация "Основы безопасности жизнедеятельности"

Перечень некоторых необходимых рекомендаций для родителей.

При выходе из дома:

· если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

· если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

При движении по тротуару:

· придерживайтесь правой стороны тротуара;

· не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

· маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;

· приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;

· разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;

· не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.

· при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей.

Готовясь перейти дорогу:

· остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

· привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

· подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

· учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

· не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

· обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;

· неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части:

· переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

· идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта;

· выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;

· не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

· не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;

· не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;

· не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

· не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

· при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.

При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):

· выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

· подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

· не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

· научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть.

При ожидании общественного транспорта:

· стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.

При движении автомобиля:

· приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;

· не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;

· ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка;

· не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра;

· ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.

При поездке в общественном транспорте:

· приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара;

· объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.

 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3. Не суши бельё над плитой.

Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Если в доме начался пожар.

Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Правило 5. При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...