Жизненные навыки дошкольников
презентация на тему

Елена Васильевна Крылова

Разрабатываю технологии развития социальных компетенций дошкольников в ДОУ. Программа "Жизненные навыки дошкольников" даёт хороший результат позитивной социализации детей. Это подтверждается диагностикой "ДЖиН 5+". Подробности представлены в презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhiznennye_navyki_doshkolnikov.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели программы: развитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе; 2) профилактика личностных расстройств у детей данного возраста; 3) развитие самости и повышение самоценности личности; 4) отдельные части программы могут быть использованы в целях коррекции неадаптивного поведения детей. Условия программы : длительность программы не менее учебного года; преемственность содержания данной программы и программ для начальной школы и средней школы, т.к. она является первой ступенью комплекса программ по развитию социальных компетенций «Жизненные навыки». Форма проведения занятий. Занятия проводятся в игровой форме по темам: «Осеннее путешествие», «Зимнее путешествие», «Весеннее путешествие» в рамках дополнительных услуг в соответствии планам работы детского дошкольного учреждения. Целевая аудитория: воспитанники одного дошкольного образовательного учреждения в возрасте от 5-7 лет по подгруппам (не более 10 детей в каждой возрастной подгруппе). Объем : 36 занятий (занятие - 30 минут один раз в неделю в течение года – с сентября по май). Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ

Слайд 2

Каждая тема включает 12 логически последовательно выстроенных занятий. Каждое занятие является продолжением предыдущего и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков. Учитывая, что программа проводится с целью развития социального и эмоционального интеллекта, а также подготовки к школе воспитанников ДОУ, то проводится только «входная» диагностика – мониторинг общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей. Аналогичный заключительный «срез» проводится в конце обучения. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Программа «Жизненные навыки дошкольников» состоит из диагностической и развивающей частей. Диагностическая часть представлена компьютерной психодиагностической программой «ДЖиН 5+». Она представляет собой экспертную оценку каждого ребёнка не менее, чем тремя независимыми экспертами-взрослыми.

Слайд 3

В диагностической методике оценки уровня развития социальных компетенций «ДЖиН 5+» для дошкольников существует 45 социальных умений , которые разбиты на пять блоков. Первые два блока: навыки адаптации к образовательному учреждению и навыки общения со сверстниками являются базовыми для рассмотрения. Уровень развития данных навыков ведущий детских психологических групп должен отслеживать на примере незапланированных ситуаций , которые время от времени возникают в детских группах: кто-то кого-то ударил (что можно было сказать, чтобы тебя услышали и не пришлось драться); кто-то обижен тем, что его не приняли в игру (как можно было попроситься в игру, не доводя до обиды); как сказать «нет», когда тебя втягивают в неприятную историю; как вести себя, когда тебя незаслуженно обвиняют. И т. д. Здесь от ведущего требуется чуткость и тактичность, ведь он должен увидеть истинную причину такого поведения ребенка, исходя из интересов детей. Ребенок так ведет себя не потому что он «плохой», а потому что он не умеет пока по-другому. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ

Слайд 4

Для успешной реализации данной программы подготовка и профессионализм тренера – главнейшее условие. Реализует программу педагог-психолог ДОУ, т. к. он выполняют особую роль: он работает не только с детьми, но и с педагогическими кадрами и родителями. Программа «Жизненные навыки» включает в себя и систематические занятия с детьми , которые раз в неделю ведет специалист, и проходящий параллельно процесс обучения социальным и эмоциональным компетенциям воспитателей и особая методика привлечения к работе родителей. Развитие соответствующих возрасту эмоциональных и социальных компетенций в игре и совместной деятельности со сверстниками при помощи программы «Жизненные навыки для дошкольников» становиться приоритетным для ДОУ. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ

Слайд 5

Внедрение программы Это комплексный подход, в который включены все: и администрация, и воспитатели, и специалисты, и обслуживающий персонал. Подготовительный период (2-3 месяца) Работа с воспитателями. Работа по «продвижению» проекта. Работа с родителями и формирование детских групп. Наблюдение за детьми. Методическая работа по подготовке отчетных документов, кейсов, протоколов наблюдений. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ

Слайд 6

Внедрение программы Основной период (9 месяцев) 1. Взрослая сопровождающая группа 2. Работа с родителями 3. Занятия в детской группе 4. Наблюдение и интервизии 5. Методическая работа по подготовке отчетных документов, информационного стенда, протоколов наблюдений. С октября параллельно начинаются занятия «Волшебные путешествия» с детьми и параллельно идёт работа с воспитателями и родителями. В процессе ведения занятий по Программе, который длится девять месяцев, в конце учебного года психолог подводит итоги работы, выполняя мониторинг уровня развития социальных компетенций по программе «ДЖиН 5+». Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ

Слайд 7

Требования к месту проведения занятий . Местом проведения занятий должна быть игровая комната или специально предназначенное для психологических занятий помещение. Посторонние не должны входить на занятия. Только по предварительной договоренности родители или воспитатели могут находится в этой комнате, при условии, что они становятся членами группы, а не наблюдателями. Занятия должны быть очень динамичными, мебель в комнате должна легко двигаться. Основная форма организации пространства – круг. Можно располагаться кругом на полу (на ковриках), на стульях, на подушках. Столы пригодятся для изготовления совместных поделок, рисунков, коллажей и хранения специальных психологических инструментов (мешочка гнева, куколки-собеседницы). Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ

Слайд 8

Требования к месту проведения занятий . В кабинете обязательно должно найтись место для того, кто сегодня не в настроении, рассержен, не готов выполнять правила. Особое место обычно располагают в поле зрения ведущего, но не в поле зрения группы. За кругом, лучше – за шкафом, поставьте стул особого цвета – или сшить чехол по размерам обычного детского стульчика. Назовите его стулом размышлений и не укоряйте тех, кто захочет посидеть на нем. Сидящий на стуле не участвует в занятии, вернее, может слушать, но лишен права голоса, пока ему не станет лучше настолько, чтобы он смог вернуться к ребятам в круг. Важно в отношении времени соблюдать принцип повторяемости. Чем младше дети, тем важнее для них жестко придерживаться ритма жизни, одного и того же неизменного расписания встреч . Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ Стены кабинета постепенно украшаются фотографиями детей, фотографиями воспитателей, фрагментами детских работ. Они не должны исчезать со стен после проведения занятия, пусть висят хотя бы до следующей темы.

Слайд 9

Основа психологической безопасности. Включённые в занятия ритуалы-повторения , способствуют ощущению безопасности в группе, позволяют участникам и ведущему быть в рамках психологических и временных границ занятий. Это помогает тревожным детям справиться со сложным состоянием вхождения в группу, обнаружения себя в ней, а детям, например, с проявлением гиперактивности, научиться попадать в контекст занятия и оставаться там достаточное количество времени. К этим ритуалам относятся: Приветствие / Прощание Разминка Постоянство места занятия Оформление пространства кабинета Повторяющиеся сезонные песенки «Игрушка-проводник», которая выступает в роли переходного объекта. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ

Слайд 10

Итог программы При общей правильной организации дела сама группа становится особым участником тренинга: Дети развивают важнейшее социальное чувство принадлежности к группе. Учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия. Учатся открыто говорить о том, что они считают важным. Самое главное, они свыкаются с мыслью, что то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы, они развивают ответственность за качество занятия, за свои вклады в общее дело, учатся поддерживать и понимать друг друга. Решаются проблемы дисциплины и внимания. Результат программы Поведение ребенка становится социальным , когда его взгляд перестает фокусироваться на себе самом, обращается на другое – на сверстника в сопереживании, на дело - в сосредоточенности на игре или занятии; на красоту мира в растворении в музыке, танце, движении, созерцании природы. Материалы представлены педагогом-психологом АОУ д/с № 23 «Антошка» – Крыловой Е. В. Реализация программы «Жизненные навыки дошкольников» в ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненные навыки

Понятие здоровье невозможно определять только физической составляющей, но и оно должно включать в себя  духовно – нравственную и социально – психологическую....

Семинар для воспитателей "Формирование жизненных навыков для детей 5-7 лет"

Цели программы: vразвитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе ;vvпрофилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста;vvпов...

Консультация для родителей "Музыка в детстве закладывает жизненные навыки".

Музыка в детстве закладывает жизненные навыкиЛегко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Му...

Музыка в детстве закладывает жизненные навыки

Консультация для родителей "Музыка в детстве закладывает жизненные навыки"...

Проект «Жизненные навыки для дошкольника»

Проект направлен на развитие социальных и эмоциональных компетенций детей, как необходимых знаний, форм, ценностей и ролей для укрепления психического здоровья детей, а также их эмоционального благопо...

Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста

quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...


 

Комментарии

Антонова Ольга Тарасовна

Елена Васильевна, Ваша работа по программе "Жизненные навыки дошкольников" очень многогранна и требует тщательной подготовки, эмоциональной включенности и профессионализма! Спасибо за великолепную презентацию и возможность увидеть опыт работы по Программе "Жизненные навыки дошкольников"!