Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни
статья (подготовительная группа) на тему

Немытова Ирина Васильевна

Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристова, филолог, писатель), позволяющей способствовать формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

И.В. Немытова, воспитатель

МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 63 г. Орла

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Правильная организация питания предусматривает обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Именно в этот период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка. [2]. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена рядом правительственных документов: Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2012 N 1134-р (ред. от 06.02.2014) «Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года», Письмом Минобрнауки России от 12.04.2012 N 06-731
«О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников», Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и др.

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Изучением особенностей питания дошкольников занимались В.А Квитковская, О.А. Маталыгина, Н.Ю Минина, Н.А Сташевская и др. Вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей в ДОУ рассматривались в работах А.С. Алексеевой, В. Г Алямовской, И.Я Конь, М. В Лещенко и др. Анализ литературы и нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что правильное питание дошкольников должно предусматривать системное и комплексное формирование культуры питания. Под культурой питания мы, согласно А.И. Пальцеву, понимаем сознательно грамотно организованное удовлетворение пищевых потребностей [4].

Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристова, филолог, писатель), позволяющей способствовать формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Особенно актуальна активизация передового педагогического опыта по созданию оздоровительного пространства в условиях дошкольного учреждения. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте.

В связи с этим изучение вопросов культуры питания в ДОУ является наиболее значимой проблемой, так как именно педагоги способны разбудить в сознании детей и родителей осознанную ответственность за здоровье. Для реализации данной программы были поставлены следующие задачи:

  • Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей путём внедрения новых форм работы;
  • Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни;
  • Расширить у детей дошкольного возраста представления о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;
  • Сформировать у детей осознанное отношение к выбору продуктов, наиболее ценных для организма и отказу от «вредных» для детского организма продуктов;
  • Закрепить навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи.

Работа по формирование культуры питания у дошкольников реализуется согласно трем основным блокам:

В нашем дошкольном образовательном учреждении для старшей и подготовительной групп составлен перспективный план работы, который позволяет формировать практические навыки и принципы правильного питания, а так же воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования. Также мы принимаем участие в программе «Разговор о правильном питании» - уникальном образовательном проекте, основная цель которого – формирование у детей и подростков культуры питания и здорового образа жизни. Программа была разработана в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования.

Система работы педагога предполагает применение различных форм и методов организации культуры питания. Поставленные нами задачи реализуются через непосредственную образовательную деятельность, мастер – классы, познавательные игры, игры-занятия, конкурсы, викторины, свободную игровую деятельность  и т.д.

В ходе практической образовательной деятельности на темы воспитания у детей культуры питания проводятся занятия, например: «Режим дня для Коли Булкина», «Самые полезные продукты», «На вкус и цвет товарищей нет», дети учатся вести здоровый образ жизни, правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями. Следует отметить, что дошкольное детство – это период, способный обеспечить формирование важных сторон духовного и нравственного воспитания ребёнка, а также призван пробудить детское творчество, обеспечить формирование важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных способностей. В МБДОУ -  детский сад комбинированного вида № 63 г. Орла большое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству – искусству оригами, которое в свою очередь способствует формированию эстетических ценностей, развитию творческих способностей, пространственного мышления, ловкости рук, преодоление сложностей в оригами развивает прекрасные моральные качества, трудолюбие, усидчивость. Используя данную технику, дети складывают разнообразные салфетки, футляры для столовых приборов, цветы для украшения стола и др.

Необходимо отметить, что большое внимание уделяется игровым приемам. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. В практике широко используются кулинарные поединки и сенсорные игры: «Готовим вкусные и полезные блюда», «Плох обед, если хлеба нет», «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху». Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Следует отметить, что во время досуговой деятельности проводится подгрупповая работа по сервировке стола, что также способствует формированию культуры питания. Проводятся занимательные конкурсы: «Правильное питание – главная тайна здоровья», «Найди витамин», «Полезный продукт», «Фруктовая эстафета», где дети рассуждают о пользе  правильного питания, описывают внешний вид и вкусовые качества продуктов,  украшают свое блюдо фруктами и овощами, демонстрируют умение выбирать полезные продукты питания. В процессе экспериментальной деятельности вместе с детьми готовили фруктовые и овощные салаты, молочные коктейли, выпекали хлеб, печенья, вафли и т.д.

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.

В МБДОУ -  детский сад комбинированного вида № 63 г. Орла ведется постоянное взаимодействие с родителями. Родители активно участвуют в воспитательном процессе и формировании у детей основ культуры здорового образа жизни, познавательных инициатив и творческих способностей. Формы работы с родителями достаточно многообразны: индивидуальные собеседования, в ходе которых происходит выявление проблем и тьюторское сопровождение их разрешения, анкетирование («О правильном питании детей», «Рацион ребенка», «Я хочу это!»), родительские собрания («Здоровое питание»; «Витамины в рационе питания ребенка»; «Организация правильного питания будущих школьников»), мастер-классы (« Учимся красиво и правильно сервировать стол», «Здоровье и правильное питание»), тренинги («Как сохранить здоровье ребенка», «Воспитываем здоровое поколение»), конкурсы и т.д. В группе систематически проводятся выставки, и обновляется информационный стенд «Жизнь - прекрасна!», который создают дети совместно с воспитателями и родителями, что способствует формированию основ культуры питания, закреплению культурно-гигиенических навыков.

 Все это предоставляет возможность родителям поразмышлять (задуматься) о роли пищевых веществ для нормальной работы и развития детского организма, о полезности различных продуктов и блюд.

В процессе приобщения родителей к формированию у их детей основ культуры здорового образа жизни и правильного питания  родители старшей речевой группы стали победителями регионального конкурса семейной фотографии «Историческая эпоха» в рамках программы «Разговор о правильном питании» в 2015 г. В 2016 г. родители подготовительной речевой группы также заняли первое место в региональном конкурсе семейной фотографии «Вкусная картина».

Результаты разработанных и проведенных мероприятий по формированию у дошкольников культуры здорового питания являются положительными, и отмечается:

  • Снижение заболеваемости и укрепление здоровья дошкольников;
  • Повышение у детей интереса и потребности в здоровом образе жизни;
  • Совершенствование навыков санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи;
  • Создание благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка;
  • Рост мотивации к изучению проблемы здорового питания у всех участников проекта.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности используемого комплекса мероприятий по формированию у дошкольников знаний и навыков по культуре питания.

Список литературы

  1. Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении: пособие для воспитателей детского сада [Текст]  / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с.
  2. Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Р. Г. Алексеева: выступление на педагогическом совете из опыта работы. – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac621.html.
  3. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. – М.: Фолиант, 2009. – 272 с.
  4. Пальцев, А. И. Системообразующие ценности евразийской (российской) цивилизации [Текст] /А. И. Пальцев//Власть. 2011. - № 4. - С. 42 – 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"

Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....

«Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Семинар для педагогов -дошкольников МКДОУ д-с «Буратино» Тема: «Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни» ...

Консультация для педагогов на тему: "Культура питания Культура питания – как одна из составляющих здоровья дошкольников."

Данная консультация содержит маиериал для развития знаний педагогов о культуре питания – как одной из составляющих здоровья дошкольников в ДОО....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ.

Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте,   когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки закладываются типологические особенн...

«Прогулка – одна из составляющих здорового образа жизни»

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умствен...

Консультация «Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни»

laquo;Помните, что первые семь лет жизни - самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние...

Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста основ культурно-гигиенических навыков и интереса к здоровому образу жизни

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методический кейс для детей средне-старшего дошкольного возраста на тему "Чистота - залог здоровья"Методический кейс включает в себя:1. Познавате...