ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ.
учебно-методический материал

Мария Геннадьевна Турбина

Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте,   когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки закладываются типологические особенности взрослого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_pitaniya.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ.

Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте,   когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки закладываются типологические особенности взрослого человека. Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где  родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным – психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.    

             Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. На здоровье человека влияют и  чистота тела, и одежда и жилище, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание и психологический комфорт.

Формирование культуры питания осуществляется целенаправленно с детьми в возрасте 4-5 лет по трем основным направлениям:

  1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.
  2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
  3. Соблюдение гигиенических требований.

Цель: формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.
  2. Воспитывать культуру поведения.
  3. Знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе.
  4. Воспитывать самостоятельность при  соблюдении правила гигиены.
  5. Формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.
  6. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.

Приобщение детей к культуре питания, успешной реализации поставленных возможно лишь при активном взаимодействии  педагогов и родителей. Поэтому родителям необходимо обращать внимание ежедневно на правильное выполнение культурно-гигиенических навыков (умываться, правильно пользоваться столовыми приборами…). Хорошо если доброй традицией в вашей семье станет совместная сервировка стола на ужин или при проведении совместного праздника, где дети практически  учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями.

Так как игра является ведущим видом детской деятельности то с помощью игры и игровых заданий можно сформировать у дошкольников многие навыки. Например можно создать игровую ситуацию и научить любимую игрушку «Правилам правильного питания», где отмечаются выполненные за день культурно – гигиенических навыков.

 В практике широко используются кулинарные и сенсорные игры: “приготовь овощной или фруктовый салат”, “варим компот”, “угадай по вкусу”. Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Можно организовать словесные игры в форме соревнований ”Кто больше назовет каш”,”Витаминные продукты”, «Традиции русской кухни», “Знатоки овощей и фруктов”, где ребенок не только описывает внешний вид, но и вкусовые качества продукта, игра «Закончи фразу …(правила поведения за столом)». Вместе с детьми можно согласовать и составить здоровое меню, где малыш будет высказывать пожелания о вкусных и здоровых блюдах, а затем помочь взрослым украсить приготовленные блюда.

Можно провести интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой? », «Режут ли кашу ножом? », «Какая ложка лучше? », «Можно через сито сеять горох?», «Какой ложкой удобно суп есть?».

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.

Произведения для чтения дошкольникам:

  • С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Ю.Тувим «Овощи», З.Александрова «Картошка»;
  • Чтение сказки «Проделки обезьянки Манки»;
  • Чтение сказок «Горшок каши», «Каша из топора»;
  • Чтение сказки «Винни – Пух в гостях у Пяточка».
  • Пословицы и поговорки про еду.

С детьми старшего дошкольного возраста можно организовать творческое рассказывание «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили», «Зачем салфетка за столом?», «Вкусные истории о пользе молока».

Особую атмосферу тепла, семейной радости вносят совместные  праздники,  в том числе и народных. Причем не надо забывать что каждый праздник ценен своими традициями, в том числе и  приготовлением соответствующих блюд: «Дорого яичко ко Христову дню», приготовление яблочного пирога на «Яблочный спас» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к русской народной культуре"

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к русской народной культуре"...

Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристо...

Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде

Дерево, трава, цветок и птицаНе  всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни! В. Берестов Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одн...

Игровые технологии, как одно из условий формирования у детей дошкольного возраста основ правовой культуры.

Большое значение в педагогическом процессе воспитания правовой культуры отводится игровой деятельности. В игре дети в увлекательной форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в ...

Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"

Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"...