Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"
материал

Полежаева Инесса Геннадьевна

Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»

Автор: Полежаева Инесса Геннадьевна, старший воспитатель

Педагогический совет

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников по формированию у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры.

Повестка Педагогического совета

1. Синквейн на тему «Экология»

2.Беседа-диалог «Условия и средства формирования у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»

3. Решение педагогических ситуаций

4. Рефлексия «Экологическое лукошко»

5. Решение Педагогического совета.

       Ход Педагогического совета:

      Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Педагогический совет на тему «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»

1. Чтобы начать разговор об экологическом воспитании, необходимо уточнить как же мы с вами пониманием значение слова «экология»? Предлагаю составить синквейн на тему «Экология».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» и написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь). (Экология).

2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Например«Экология» - Загрязненная, хрупкая - Охранять, беречь - Давайте будем беречь планету – Жизнь.

Педагогические работники зачитывают примеры синквейна.

Таким образом, мы выяснили, что экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

2.Условия и средства формирования у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры

     Экологическая культура – это и уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и отношения человека к миру.

Исследования показывают, что базисом (фундаментом) высокой экологической культуры является прежде всего соответствующее экологическое сознание.

Отсюда вытекает следующая формулировка понятия экологической культуры.     Экологическая культура – это процесс и результат формирования экологического сознания личности, отражающий неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней (внутренняя культура) и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней (внешняя культура), основанный на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек».

Экологическое сознание – это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание – это понимание и осознание того, что каждый человек несёт ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

Важным компонентом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Так называемая экологическая ответственность предполагает высокий уровень экологического сознания. Ведь формирование экологической культуры личности - это не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности лежит нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее формирования являются экологические знания. При этом ответственность за природу не равна любви к ней. Можно быть самым активным «другом природы» во внеучебное, внерабочее время и одновременно наносить экологический ущерб. Провозглашение тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Какие условия необходимы для формирования экологического сознания и экологической культуры воспитанников в МАДОУ?

1) Использование современных педагогических технологий в процессе формирования у дошкольников основ экологической культуры

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Технология проектной деятельности»

В технологии проектной деятельности выделяются три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации:

  • исследовательский;
  • творческий;
  • нормативный.

При этом каждый из перечисленных видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности:

  • проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть

решена прямым действием;

  • участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой

они включаются в исследование;

проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Н.А. Рыжова «Музейная педагогика»

Музейная педагогика способствует формированию системы ценностей ребенка, его приобщению

к историческому, культурному, природному наследию; воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию; обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей и социумом.

В музейной педагогике выделяются два направления:

  • сотрудничество детского сада с музеем;

создание и использование мини-музеев в дошкольной образовательной организации.

Н.А. Короткова «Технология познавательно-исследовательской деятельности»

Технология познавательно-исследовательской деятельности позволяет формировать у дошкольников способности устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.

Выделяются типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:

  • опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
  • коллекционирование (классификационная работа);
  • путешествие по карте;

путешествие по «реке времени».

2) Создание развивающей предметно-пространственной среды.

3) Взаимодействие с семьями воспитанников.

3.Решение педагогических ситуаций.

Обсуждение педагогических ситуаций (работа в группах)

Ситуация 1. Дети вместе с воспитателем ухаживали за яблоней на своем участке. Они поливали дерево, рыхлили землю, удобряли, наблюдали за яблоком, которое с каждым днем поспевало и наливалось. Но однажды дети пришли посмотреть на яблоню и увидели, что листья сорваны, некоторые ветки поломаны, а от яблока остался лишь огрызок на земле. Воспитатель знал, кто это сделал.

Вопрос: как должен поступить в этой ситуации воспитатель?

Ситуация 2. Воспитатель старшей группы спрашивает у воспитанников, что интересного в окружающей природе они видели по дороге в детский сад или возвращаясь из него.

– Когда я вышел, – говорит мальчик, – видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.

– А я видела красивые деревья, на них иней.

– Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета, и в тени это заметнее.

– Я видела, как кружились и падали пушистые хлопья снега, – говорит Лена.

– Молодец,Леночка, – сказала воспитатель, – красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?

Белый снег пушится,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Дети повторяют строки и вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Они говорят, что это очень красиво.

Вопросы: зачем воспитатель просила детей рассказать, что интересного они видели по дороге в детский сад? В чем проявилась у детей любовь к природе?

Ситуация 3. Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопнула в ладоши, закричала:

-Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький,- наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветками, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».

Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.

-Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.

Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой.

- Он пахнет хорошо,- продолжала воспитательница. - Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно.- Показала детям бутон:

-Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать.

Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.

Вопросы: Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией?

Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?

4.Рефлексия «Экологическое лукошко». 

Предлагаю вам, провести анализ своей по экологическому воспитанию: что уже сделано, а что только планируется. Ознакомьтесь с утверждениями. Если вы делаете то, о чем идет речь, поставьте «+», если нет – «!».

Утверждения:

-Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.

-Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.

-Наблюдения за объектами природы связываю с организованной образовательной деятельностью по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

-Провожу экологические акции с детьми и родителями.

-На нашем участке есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.

-В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.

-Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.

-Дети моей группы знают стихи о природе.

-В группе есть дидактический материал по теме экологического воспитания детей, которые сделала я сама, а также с детьми и родителями.

-Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.

-По возможности участвую с воспитанниками в конкурсах различного уровня.

  5.Решение Педагогического совета:

1. Продолжать работу по формированию у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры: прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать познавательный интерес к миру природы.

  Срок исполнения: постоянно. Ответственные: педагогические работники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Педагогический проект "Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры в процессе игровой деятельности по ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие является основным направлением развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО отмечает, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...