Статья "Как обеспечить безопасность дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

 

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_no5.doc562 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                        «Детский сад «Золотая рыбка»

д. 6 «а»,  2-й  микрорайон,  г. Уварово  Тамбовской области, 393460.

тел. (07558) 4-16-89

Статья

«Как обеспечить безопасность дошкольников»

Подготовила:

Галина Валентиновна Нечаева, воспитатель

г.Уварово

2011

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний,

а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

/«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004/

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает

беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Все мы – взрослые – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены.  Я предлагаю вашему вниманию несколько советов, которые могут быть полезны взрослым, как направленные на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни. Материалы, изложенные в статье, соответствуют программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработанные авторским коллективом (Р.Стеркина, Н.Авдеева, О.Князева), рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения.

Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним получилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает, как правило, обратный результат. Если запретов будет слишком много –  ребенок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Что же делать? Можно посоветовать взрослому постараться самому себе ответить на следующие вопросы:

  • Может быть, я действовал только путем прямого запрета и ребенок не понял значения данного правила?
  • Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы его усвоить?
  • Может быть я недостаточно стимулировал выполнение правил, не поощрял ребенка за их соблюдение?
  • Последовательно ли моё собственное поведение, придерживаюсь ли я сам данных правил?
  • Не слишком ли много правил и запретов, выполнения которых я требую от ребенка?

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка с взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно – как стремление отстоять себя и право на свое мнение, поступок.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Программа «Как обеспечить безопасность дошкольника» включает в себя шесть разделов, каждый из которых состоит из нескольких тем.

  1. Ребенок и другие люди.
  • О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
  • Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
  • Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
  • Ребёнок и другие дети, в том числе подростки.
  • Если «чужой» приходит в дом.
  • Ребёнок как объект сексуального насилия.
  1. Ребенок и природа.
  • В природе все взаимосвязано.
  • Загрязнение окружающей среды.
  • Ухудшение экологической ситуации.
  • Бережное отношение к живой природе.
  • Ядовитые растения.
  • Контакты с животными.
  • Восстановление окружающей среды.
  1. Ребенок дома.
  • Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
  • Открытое окно, балкон как источники опасности.
  • Экстремальные ситуации в быту.
  1. Здоровье ребёнка.
  • Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
  • Изучаем свой организм.
  • Прислушаемся к своему организму.
  • О ценности здорового образа жизни.
  • О профилактике заболеваний.
  • О навыках личной гигиены.
  • Забота о здоровье окружающих.
  • Поговорим о болезнях.
  • Врачи – ваши друзья.
  • О роли лекарств и витаминов.
  1. Эмоциональное благополучие детей.
  • Психическое здоровье.
  • Детские страхи.
  • Конфликты и ссоры между детьми.
  1. Ребёнок на улице.
  • Устройство проезжей части.
  • «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
  • Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
  • Правила езды на велосипеде.
  • О работе ГИБДД.
  • Если ребенок потерялся на улице.

А теперь я хочу подробнее рассказать читателям, чему нужно учить детей, какие навыки поведения они должны приобрести в результате организации различных видов деятельности по каждому разделу. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять на практике, в реальной жизни.

В первом разделе главное ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными («дядя с бородой»). Целесообразно провести беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Использовать примеры из произведений художественной литературы («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, «Золушка» Ш.Перро, «Аленький цветочек» и др.).

При насильственном поведении взрослого (хватании за руку, затаскивании в машину, подталкивании в подъезд и др.) защитное поведение следует отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите!»

При взаимоотношениях с другими детьми, объяснить, что нужно уметь сказать «нет», когда видят, что их хотят втянуть в опасную ситуацию (разжечь костер, пойти на стройку, влезть на крышу и т.д.)

Необходимо также разъяснять детям, что опасности их могут подстерегать не только на улице, но и дома. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребенок дома один, ребенок дома с друзьями, родителями, братьями, сестрами. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», обещания. Разыгрываемые  для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами «Волк и семеро козлят».

По второму разделу главное помочь ребенку понять «Земля – наш общий дом, человек – часть природы». Детей следует познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, рассказать о том, что человек, считая себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, недра и т.д.), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют почву и воду.

     Ухудшение экологической ситуации представляет угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) может уберечь от многих болезней, а иногда спасти жизнь. Как пример напомнить известную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Взрослые должны рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях, лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими растениями используются картинки, другие наглядные материалы. Детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки). Дети должны знать о существовании ядовитых грибов и уметь отличать их от неядовитых.

Следует объяснить, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать. Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон – прогулки в лес, на природу.

 Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому доже игры с животными могут привести к травмам.

Предметы домашнего обихода, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, нож, ножницы);
  • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Из разъяснений взрослого ребенок должен усвоить, что  предметами  первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электроприборам. Дополнить прямые запреты помогут произведения художественной литературы («Кошкин дом» С.Маршака.)

 Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать  специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей. Обучить детей пользоваться телефонами пожарной службы, милиции, «скорой помощи», близких людей. Умение пользоваться настоящим телефоном может закрепиться в результате специального тренинга, проведение которого можно предложить родителям, объяснив им какие проблемы могут возникнуть у ребёнка.

Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Взрослый знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека. Малышам, например, можно предложить показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Целью познания ребенком своего тела и организма является не только ознакомление с его устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе». Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, голова, живот).

 Взрослые рассказывают детям, что врачи лечат заболевших людей. Помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, взрослые используют примеры из жизни, из художественных произведений («Доктор Айболит» К.И.Чуковский). Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, взрослым следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят и какую опасность в себе могут таить. Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при назначении врача и в присутствии взрослого. Никаких «чужих»  лекарств брать в рот и пробовать нельзя.

В рамках профилактики болезней в нашем саду используется витаминизация детей, полоскание горла отварами из трав. Воспитатели рассказывают детям о пользе витаминов, их значении для жизни.

Эмоциональное состояние ребенка также важно, как и физическое. Дети находятся в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте с взрослыми и сверстниками, при этом они могут испытывать серьёзные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующиеся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Ребенок на улице. Взрослые знакомят детей с правилами поведения на улице, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего нужен тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Нужно рассказать детям, как следует переходить дорогу, познакомить с пешеходным маршрутом. Объяснить, что такое светофор, показать его изображение, познакомить с сигналами.

 Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде: ездить на велосипеде можно только там, где нет автомобилей; маленькие дети могут кататься на велосипеде только в присутствии взрослых. Детям следует предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. Полезно разыграть игровые сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».

Если ребенок потерялся на улице, следует обратиться за помощью к взрослому. При этом он должен назвать свой адрес, фамилию, имя. Чтобы закрепить эти навыки нужно разыграть подобные ситуации, в роли могут оказаться и животные, например «У меня пропал щенок» и т.д. Почитать специально подобранную литературу, разыграть тематические сценки, кукольные спектакли.

Эффективность данного обучения в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Они должны следить за собственным поведением. Важно учесть, что нельзя требовать от ребенка выполнения правил, если он сам не всегда им следует.

Информационные источники

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стрелкина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  2. Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста/ Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина // Дошкольное воспитание. – 1997-№3,4
  3. Белая  К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию учебно – воспитательной, методической работой на год. – Москва: АСТ, 1998. – 176.
  4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина. – М.: Просвещение, 1990. -143с.
  6. Васильева Ц. Учим правилам безопасности // Дошкольное воспитание. – 1985. - №2. – С.65-68.
  7. Головина Н. Профилактическая работа по предупреждению травматизма у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1986. - №3. – С.93-94.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как обеспечить безопасность дошкольников летом

Рекомендации радителям об элементарных навыках поведения на улице, в парке, в транспорте....

Газета для родителей "Всезнайка" "Как обеспечить безопасность дошкольников". Разработала: Хасанова Г.С.

Тема номера« Как обеспечить безопасность дошкольников»·  дети наше будущее;·  Конвенция о правах ребенка;·  эти официальные документы помогут защитить ребенка;·  из истории права;Р...

Как обеспечить безопасность дошкольника

Как обеспечить безопасность дошкольника.Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.Задача родителей и воспитателей дать детям необходимые знания об общеприн...

Как обеспечить безопасность дошкольников на улице

Консультации для родителей направленные на организацию безопасности детей....

Консультация для родителей. Как эффективно обеспечить безопасность дошкольника?

Консультация для родителей.Как эффективно обеспечить безопасность дошкольника?...

Консультация для родителей. Как эффективно обеспечить безопасность дошкольника?

Консультация для родителей.Как эффективно обеспечить безопасность дошкольника?...