Моделирование оздоровительно-развивающей работы в ДОУ с учётом «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова
методическая разработка на тему

Лаврова Ирина Ивановна

Данная работа реализуется в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_fizicheskoe_razvitie.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧс   42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.

Составитель: Лаврова И.И., воспитатель

Моделирование оздоровительно-развивающей работы в ДОУ

с учётом «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова

Педагогика оздоровления – это радикальная гуманитаризация всей проблематики психического и физического здоровья современного ребёнка-дошкольника (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров)

Выделяются 2 основных линии оздоровительно-развивающей работы:

Приобщение к физической культуре

Развивающие формы оздоровительной работы.

Данные линии (направления) реализуются не только в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура», но и в течение всего дня пребывания детей в ДОУ, в режимных моментах, в процессе различных видов детской деятельности и между ними.

Особенности двух основных линий:

1.Подход к работе как к творческому процессу –

Одновременно с формированием двигательных умений согласно программе «Детство» - проблематизация, инверсия, творческое преобразование обыденного двигательного опыта ребёнка и эталонов движения. (Двигательные «перевёртыши», придумывание новых двигательных образов).

2. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики.

Имеющийся двигательный опыт должен стать для дошкольника объектом освоения, преобразования, оценки. (Специальные игровые задания, выполняя которые, ребёнок должен преодолеть стереотип действия с каким-либо предметом; придумывание названий выполняемым движениям; в процессе подвижных игр создание ситуации разрыва двигательной деятельности, в которой ребёнок сталкивается с необходимостью оперативно перестраивать образы, соответствующие первоначально принятой игровой роли; «разговор» с собственным телом – обращение к ручкам, ножкам, похвала и поддержка частям тела, отвечающим за движения).

3. Развитие выразительности движений и их эстетическое оформление.

Широкое использование двигательных инсценировок; символизация движений, задания на перевоплощение; сопряжение движения и музыки, восприятие музыки через движение; пантомимическое воспроизведение музыкальных звуков в отсутствие самой музыки.

Содержание развивающей (образовательной и оздоровительной) работы в разных возрастных группах.

1 направление: Приоритеты работы по приобщению детей к физической культуре

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.Проблемное введение эталонов основных движений (ходьба, бег, прыжки, бросание, метание, ползание, лазание и др.) и их творческое освоение детьми.

2. Создание условий для одушевления и осмысления движений как предпосылки формирования произвольной моторики.

3. Развитие способности к эмоциональному переживанию движения как события, к эмоциональной выразительности двигательных актов.

4. Воспитание двигательной самостоятельности.

1.Развитие символической функции движения, освоение языка движений.

2.Формирование способности к созданию и передаче через движение эстетических образов.

3.Развитие способности к двигательной импровизации.

4. Воспитание двигательной находчивости.

5. Развитие у детей умения координировать действия при совместном решении творческих двигательных задач.

1. Развитие способности к двигательной режиссуре ( к самостоятельной разработке и воплощению проекта сложной композиции движений в заданных условиях).

2. Развитие обобщённых представлений о мире движения и познавательных функциях движения.

3. Формирование предпосылок двигательной рефлексии.

4. Воспитание осмысленного ценностного отношения к движению как к способу существования живого.

2-ое направление:

Общие приоритеты оздоровительной работы.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям.

2. Закрепление педагогом (медиком) эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребёнка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития.

3. Формирование психической  (произвольной) регуляции жизненных функций организма путём развития творческого воображения.

4. Воспитание у ребёнка способности к самосозиданию в посильных для него формах.

5. Овладение детьми доступными навыками психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях.

6. Активизация и развитие познавательного интереса к своему и чужому телу и его возможностям.

7. Развитие эмоционального сопереживания другим людям.

8. Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия взрослых и детей.

Средняя группа.

1-ое направление:

Содержание приобщения к физической культуре

УПРАЖНЕНИЯ  И  ЗАДАНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  ОСНОВНЫХ  ДВИЖЕНИЙ.

***Примечание: основные движения соответствуют базовой программе – «Детство», но развитие их происходит с особым – творческим подходом, раскрытым в таблице «Приоритеты работы по приобщению детей к физической культуре»)

- Ходьба.

- в заданном направлении с принятием игровой роли (солдаты, стрелки часов и т.п.), по разным поверхностям (пол, мат, батут) и разными способами (на носках, пятках, внешней стороне стопы;

- выражающая определённое внутреннее состояние и настроение (уверенная походка, усталая походка, бодрая походка).

- парное упражнение на вхождение в образ движущихся ног с задачей координации движения («Марионетки»: ребёнок управляет движением ног руками посредством «невидимых нитей»);

- по простейшим лабиринтам;

- изображение контуров геометрических фигур посредством ходьбы;

- уверенная и спокойная ходьба по прямой и наклонной доске шириной 10 см;

- групповая ходьба («поезд», «змея», «медленно накатывающие волны»);

- Бег.

- в разных направлениях в меняющемся темпе с наличием игровой роли (лошадки в цирке, зайчата на поляне);

- выразительный бег (радостный, торопливый, трусцой, бег от опасности, неуклюжий бег); разными способами ( на носках, с высоким подниманием колен, широкими и мелкими шажками) и по разным поверхностям (пол, асфальт, почва, мат, батут);

- с преодолением препятствий путём обегания и перепрыгивания предметов;

- изображение бега в необычных условиях (олень на льду, зайчата на рыхлом песке, водомерка по воде);

- групповой бег с вхождением в образ, принятие в беге роли ведущего и ведомого;

- непрерывный бег до 1,5 минут;

- Бег на 100м с меняющимся темпом от медленного к среднему, чередующийся с ходьбой;

- быстрый бег на расстояние от 10 до 25 м.

- Прыжки.

- с принятием игровой роли (лягушки, кузнечики, кошки); на разных поверхностях; концентрация внимания на ощущении полёта в прыжке, фиксация его эмоционального переживания; имитирующие движения рук и ног в прыжке (крылья птицы, руки пловца);

- на двух ногах и на одной ноге с продвижением вперёд, из обруча в обруч;

- прыжки с места через проведённую на полу линию ( расстояние до линии задаётся воспитателем; расстояние определяется самим ребёнком; либо ребёнок проводит линию мысленно);

- прыжки в высоту с попыткой коснуться двумя руками предмета;

-Ползание, лазание.

- изображение текущей под мостом реки (проползание под предметами), огибающей деревья и дома (проползание между предметами.

- имитация движений ползающих животных.

- ползание на четвереньках со сменой направления и скорости;

- лазание по гимнастической стенке с пролёта на пролёт в разных направлениях;

- непродолжительное висение на перекладине на небольшой высоте с вхождением в образ, концентрация внимания на ощущении земного притяжения.

- Катание, ловля, бросание, метание.

- игровые упражнения «Что можно делать с мячом», «Что можно делать с обручем» (демонстрация воспитателем различных необычных способов использования мяча и обруча, например, рисование мячом фигур, катание на мяче, захватывание предметов обручем и т.п.);

-  использование мяча как зонда на различных поверхностях (определение с закрытыми глазами характера поверхности с помощью мяча – твёрдый или мягкий);

- изображение мячом движений различных животных, сказочных персонажей (Царевна-лягушка, ёжик, колобок).

- выразительные броски мячом (слабые, бодрые, сильные, шаловливые);

- парные упражнения в бросании и ловле мяча, где ловящий определяет по характеру броска настроение или состояние, передаваемое бросающим;

- подбрасывание мяча вверх двумя руками и его ловля, то же – одной рукой.

- перебрасывание мяча через препятствие в ситуациях, когда: а) расстояние до препятствия (не менее 2 м) устанавливается воспитателем, б) ребёнок сам устанавливает это препятствие, в) ребёнок мысленно представляет себе это препятствие;

- ведение мяча с отбиванием о землю поочерёдно правой и левой рукой; создание представления о соотношении силы броска и силы отталкивания, характере отталкивания мяча о разных поверхностей; самостоятельное экспериментирование с силой бросания;

- обучение элементарным умениям прицеливания;

- метание в цель сбоку, стоя и при медленной ходьбе;

- Равновесие.

- вхождение в образ канатоходца; групповое упражнение «Птички на ветке» (сидение на корточках на скамейке);

- попытка кратковременного удерживания мяча на голове;

- стойка на одной ноге с открытыми глазами «Аист на болоте», то же – на гимнастической скамейке «Аист на крыше».

УПРАЖНЕНИЯ  И  ЗАДАНИЯ  НА  ПРИНЯТИЕ  И  СОХРАНЕНИЕ  ПОЗЫ.

- Игровое упражнение «Замри» (создание первоначального представления о связи позы и движения);

- имитация поз животных;

- изображение неживых предметов, геометрических фигур;

- имитация поз в непривычных условиях (кошка, забравшаяся на люстру и т.п.);

- воспроизведение выразительных поз: напряжённые позы (ожидание, испуг, сосредоточенность, готовность к действию), расслабленные позы (усталость, удовлетворение, удовольствие), поза кошечки (освоение простейших навыков снятия эмоционального напряжения).

УПРАЖНЕНИЯ  И  ЗАДАНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  МЕЛКИХ  МЫШЦ  РУК.

- имитация мытья рук под слабой, средней и сильной струёй воды;

- рисование в воздухе кистями и пальцами рук;

- «дирижирование»; упражнение «Радужные брызги» (встряхивание кистей в различном направлении и ритме);

- определение знакомого предмета на ощупь с закрытыми глазами;

- различные гимнастики для пальцев, в том числе со стихами;

- игровое упражнение «Лепим умелую и сильную руку»;

УПРАЖНЕНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  МЕЛКИХ  МЫШЦ  ЛИЦА  И  МИМИКИ.

- демонстрация и воспроизведение выражения на лице различных эмоциональных состояний (радость, печаль, испуг, гнев, удивление, равнодушие);

- самостоятельное изображение мимики сказочных персонажей, людей в различных ситуациях (дед и баба горюют из-за разбитого яичка; Иван-царевич освободил Василису премудрую, мама делает замечание шалуну).

- игровое упражнение «Лепим лицо» (придание лицу различного выражения при помощи рук);

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  РАЗНЫХ  ГРУПП  МЫШЦ.

Упражнения для детей пятого года жизни

№ п\п

Виды упражнений

Квартал, месяц

I

II

III

IV

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Общеразвивающие упражнения с предметами и без них

1

Упражнения для рук и плечевого пояса

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Упражнения для ног

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Упражнения для туловища

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Построение и перестроение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Упражнения в ходьбе

1

Ходьба в разных направлениях

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Ходьба на носках, на пятках

+

+

+

+

+

+

3

Ходьба змейкой между расставленными предметами

+

+

+

4

Ходьба с различными положениями рук: на поясе, в стороны, за спиной

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Ходьба приставным шагом в сторону, вперед, назад

+

+

+

6

Ходьба на внешней стороне стопы

+

+

+

+

+

+

7

Ходьба в чередовании с другими движениями

+

+

+

8

Ходьба с высоким подниманием коленей

+

+

+

Упражнения в беге

1

Бег в разных направлениях с ловлей и увертыванием

+

+

+

+

+

+

2

Бег с высоким подниманием коленей

+

+

+

3

Бег "змейкой"

+

+

+

4

Бег между расставленными предметами

+

+

+

5

Непрерывный бег 1 - 1,5 мин

+

+

+

6

Бег 40 - 60 м в чередовании с ходьбой

+

+

+

+

+

+

7

Челночный бег

+

+

+

+

+

+

8

Бег в быстром темпе (расстояние 20 - 30 м)

+

+

+

Упражнения в прыжках

1

Подпрыгивание на двух ногах (ноги вместе - ноги врозь)

+

+

+

2

Прыжок вверх с касанием предмета головой

+

+

+

3

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 - 3 м

+

+

+

4

Подскоки вверх на месте, направо, налево.

+

+

+

5

Подскок на месте 20 раз (повторить 2 - 3 раза с перерывом)

+

+

+

+

+

+

6

Прыжки на одной ноге (правой, левой)

+

+

+

7

Прыжки в длину с места (50 - 70 см)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Прыжки в глубину с высоты 20 - 30 см

+

+

+

+

+

+

9

Прыжки в длину последовательно через 4 - 6 линий

+

+

+

10

Прыжки последовательно через 2 - 3 предмета высотой 5 - 10 см

+

+

+

Упражнения в прокатывании, бросании, ловле

1

Прокатывание мячей, обручей

+

+

+

2

Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3 - 4 раз)

+

+

+

3

Бросание мяча о землю и ловля

+

+

+

4

Бросание мяча и ловля его с расстояния 1 - 1,5 м

+

+

+

5

Перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия с расстояния 2 м

+

+

+

+

+

+

6

Отбивание мяча о землю правой и левой рукой не менее 5 раз подряд

+

+

+

7

Метание мяча в горизонтальную цель с расстояния 2 - 2,5 м правой и левой рукой

+

+

+

+

+

+

8

Метание в вертикальную цель (центр мишени на высоте 1,5 м) с расстояния 1,5 - 2м

+

+

+

+

+

+

Упражнения в ползании, лазанье

1

Ползание на четвереньках до 10м

+

+

+

2

Подлезание под предметы правым и левым боком

+

+

+

3

Проползание под предметами

+

+

+

4

Подлезание "змейкой" между предметами

+

+

+

5

Лазанье по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке

+

+

+

6

Проползание на животе, подтягиваясь руками на гимнастической скамейке

+

+

+

7

Прохождение на четвереньках с опорой на стопы и ладони

+

+

+

8

Влезание на гимнастическую стенку высотой 1,5 - 2м приставным и переменным шагом, слезание

+

+

+

+

+

+

9

Лазанье по гимнастической стенке с пролета на пролет вправо, влево

+

+

+

Упражнения на равновесие

1

Ходьба по линии

+

+

+

2

Ходьба с мешочком на ладони вытянутой руки, на голове

+

+

+

3

Ходьба с поворотом на ограниченной поверхности

+

+

+

4

Ходьба по ребристой доске

+

+

+

5

Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой над землей на 20 - 25 см

+

+

+

6

Ходьба вверх и вниз по доске (длина 15 - 20см), положенной наклонно

+

+

+

7

Ходьба по горизонтальному  бревну (ширина 15см, высота 25 - 30см)

+

+

+

8

Бег по доске, положенной наклонно (ширина 15см, высота 20 - 25см)

+

+

+

9

Кружение в обе стороны (руки на поясе, в стороны)

+

+

+

10

Стойка на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед (в сторону), руки на поясе

+

+

+

Спортивные упражнения

1

Катание на велосипеде (трех- и двухколесном) по прямой, по кругу, повороты

+

+

+

+

+

+

2

Ходьба на лыжах

+

+

+

3

Катание на санках

+

+

+

4

Подготовка к плаванию при наличии условий

+

+

+

Подвижные игры и игровые упражнения

1

Игры с бегом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Игры с прыжками

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Игры с ползанием и лазаньем

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Игры с бросанием и ловлей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Игры на ориентировку в пространстве

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Катание на санках.

Катание на санках с горки с вхождением в образ гонщика. Парное катание с горки – «водитель» (мальчик) и «пассажир» (девочка), где первый берёт на себя ответственность за безопасность второго. Концентрация внимания на ощущении скорости. Овладение умением тормозить при спуске с горки (на финише).

Скольжение.

Самостоятельное скольжение по ледяным дорожкам с вхождением в образ конькобежца. Скольжение различными способами: с разбега; чередующееся с мелкими шагами; с небольшой палочкой в руках, поднятых вперёд (толкание по льду воображаемого груза); движение на картонках вместо коньков. Повороты тела в разные стороны в положении стоя на месте. Самостоятельное придумывание необычных способов скольжения. Обучение сохранению равновесия на льду.

Ходьба на лыжах.

-Передвижение переменным шагом по лыжне друг за другом с вхождением в образ спортсменов-лыжников. Игра-прогулка «Следопыты»: поход по следам «неизвестного зверя» с необходимостью делать повороты переступанием на месте вправо и влево, кругом в обе стороны, взбираться на горку шагом разными способами (прямо, наискось, полуёлочкой ), преодолевать незначительные препятствия на пути. Игры «Чем дальше тем лучше», «Чья лыжня», «Воротки», «Карусель в лесу».

Катание на велосипеде.

Катание на трёх- и двухколёсном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами вправо и влево, по разным поверхностям. Выработка простейших навыков регулирования скорости. Игра «Перекрёсток».

МУЗЫКАЛЬНО_РИТМИЧЕСКИЕ УРАЖНЕНИЯ.

- Произвольные танцы под разное музыкальное сопровождение.

- Создание элементарного представления о связи экспрессивных характеристик  движения и музыки.

- Развитие ориентировки на музыкальный ритм.

- Выполнение отдельных движений (ходьба, бег, прыжки) в соответствии с определённым музыкальным ритмом и выражаемым через ритм образом (например, грациозный, неторопливый, с лёгким подскоком, бег цирковой лошадки; стремительный и испуганный бег зайца, которого преследует волк;

- Самостоятельный поиск образов, соответствующих ритму и характеру музыки.

- Комплексы ритмических гимнастик.

ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ.

( в соответствии с подобранным комплексом для данного возраста).

ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ  ДЛЯ  ПРАЗДНИКОВ.

( в соответствии с подобранным комплексом для данного возраста).

2-ое направление

Развивающие формы оздоровительной работы.

ЗАКАЛИВАНИЕ.

- Воздушные ванны продолжительностью до 5 минут во время переодевания ко сну.

- Контрастные ванночки для рук и ног (18 и 40  градусов) с последующим растиранием пальцев ног и стопы. Концентрация внимания на ощущениях, возникающих в ходе проведения возникающих в ходе проведения воздушных и водных процедур.

- Полоскание горла водой комнатной темперауры

- Точечный массаж БАТК .

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  И  ЗВУКОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ.

- Имитация через дыхание – урагана, легкого ветерка, пылесоса, велосипедного насоса, надувания шариков и др. Дыхание в разном ритме.

- Очистительное дыхание – вдох носом, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз. Вдох через правую ноздрю, выдох через левую и наоборот.

- Произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок. «Рисование» в воздухе дыханием воображаемых фигур. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по-турецки.

- Сочетание упражнений дыхательной и звуковой гимнастики: поглаживание боковых частей носа от кончика к переносице на вдохе, постукивание по ноздрям на выдохе; вдох и выдох через правую и левую ноздрю по очереди. Вдох и выдох носом – на выдохе протяжно тянуть «м-м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа; а затем левой ноздре протяжно тянуть звук «г-м-м-м-м»; энергичное произнесение звуков «п-б», «п-б» (укрепление мышц губ), «т-д» (укрепление мышц языка), «к-г» (укрепление мышц полости глотки). Слитное произнесение с постепенным ускорением звуков «т-у – к – д – и – к», «т-у – к – д – и – к». Игровые упражнения «Гудок паровоза», «Весёлая пчёлка», «Полёт самолёта», «Часики», «Трубач», «Паровозик», «Насос». Пропевание гласных звуков с придыханием, с имитацией движения грузчиков или дровосеков («ууууух-нем», «ххха-а-а», «ффу-у»).

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  КОРРЕКЦИИ  И  ФОРМИРОВАНИЯ  ОСАНКИ.

Формирующие упражнения.

Подъём рук и ног, прогибание туловища, потягивание, шаги из положения стоя у стены. Игровое упражнение «Росточки». Наклоны, повороты, напряжение и расслабление мышц из положения сидя на коленях. Ходьба с предметами на голове.

Упражнения для коррекции сутулости (кифоза).

Подъём рук и ног, прогибание туловища в положениях стоя и в упоре на коленях. Подъём головы, отведение плеч, пригибание туловища в положении стоя и лёжа.

Упражнения для коррекции и профилактики сколиоза.

Подъём и отведение рук, потягивание ног, пригибание туловища в положениях стоя, в упоре на коленях, сидя на стуле, лёжа на животе.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ПРОФИЛАКТИКИ  ПЛОСКОСТОПИЯ.

Ходьба на носках с различным положением рук по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, на месте, не отрывая носка от пола. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу и на палке. Катание мяча или палки ступнёй или пальцами ног. Рисование простых геометрических фигур путём катания резинового мяча. Захват и подъём пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек). Игровое упражнение «Если бы ноги стали руками».

ПСИХОГИМНАСТИКА.

(по разработанным комплексам).

Старшая группа.

1-ое направление:

Содержание приобщения к физической культуре

УПРАЖНЕНИЕ  И  ЗАДАНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  ОСНОВНЫХ  ДВИЖЕНИЙ.

Ходьба.

- С имитацией походки животных и людей в зависимости от их внутреннего состояния (печаль, радость и т.п.) и возраста.

- Произвольная ходьба под лёгкую и грациозную музыку. Игровые упражнения «Великан» ( с поднятыми вверх руками), «Сбор цветов» ( с наклонами), «Михайло Потапыч» ( на четвереньках с выпрямленными ногами).

- С изменением положения рук – с мячом и скакалкой и без них. Игровые упражнения «Самолёт», «Толкаем груз».

- Задания на построение символических движений: передача посредством ходьбы  образов движения времени (время суток,  времён года).

- Ходьба по усложнённым лабиринтам.

- Спиной вперёд по доске шириной 10 см.

- Контурное изображение различных предметов следами на влажном песке, снегу.

- Самостоятельное придумывание разных вариантов игровой ходьбы и названий для них.

- Игровое упражнение «Живая лента» - ходьба приставным шагом, взявшись за руки то в одну, то в другую сторону.

- Групповая ходьба: изображение движения стрелок часов, поездов, реки и т.п.

Бег.

 - Под лёгкую и грациозную музыку в разных направлениях, разными способами (на носках, с поднятыми коленями, широкими и мелкими шагами, с поднятыми вверх руками и выпрямленной спиной, с прыжками); концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом; умение «слушать ноги».

- Стремительный бег в разных направлениях под быструю и энергичную музыку. Изменение характера и темпа бега по сигналу в связи с вхождением в образы различных животных. Бег, ходьба, ползание с вхождением в образы персонажей сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

- Бег по усложнённым лабиринтам. Бег с преодолением препятствий в виде предметов путём их обегания и перепрыгивания, пролезания под ними.

- Непрерывный бег 2 минуты. Бег на 100 м с меняющимся темпом от медленного к среднему, чередующийся с ходьбой и прыжками.

Прыжки.

- С принятием игровой роли (лягушки, кузнечики, кошки, тигры, лошадки в цирке, воробьишки).

- На двух ногах на месте: ноги вместе – ноги врозь; с продвижением вперёд. Прыжки с поворотом на месте кругом (ноги вместе – ноги врозь).

- Игра-соревнование «Лягушачий чемпионат» (прыжки на скорость в перепрыгивании через предметы).

- С места через проведённую линию: а) расстояние до линии не менее 80 см задаётся воспитателем; б) ребёнок сам должен выбрать для себя расстояние и прочертить линию в нужном месте; в) ребёнок проводит линию мысленно.

- С разбега «через ров» шириной 100 см, через барьер из кубиков или снега (15-20 см).

- С места в высоту с попыткой коснуться подвешенного выше поднятых рук предмета, когда: а) высота определяется воспитателем; б) ребёнок сам определяет высоту; в) ребёнок мысленно представляет предмет на нужной высоте.

- Через длинную качающуюся скакалку.

- Спрыгивание с высоты 40-50 см с принятием игровой роли (пингвины, парашютисты); спрыгивание с поворотом тела.

- Запрыгивание на возвышение 25 см.

Ползание, лазание.

- изображение реки, текущей под мостом; имитация движений ползающих животных.

- по гимнастической скамейке; на четвереньках со сменой направления в среднем темпе в образе собачки, льва; толкая мяч головой.

- Игровые упражнения «Любопытный котёнок», «Гусеница-землемерка».

- самостоятельное придумывание различных вариантов ползания и названий для них.

- лазание по гимнастической стенке с вхождением в образы. Концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом.

- лазание до верха гимнастической стенки и спуск не пропуская реек.

Катание, бросание, ловля, метание.

- Изображение при помощи движущихся мячей простых сказочных сюжетов и реальных ситуаций (колобок встречает разных зверей; зайчата спасаются от волка, автомобили разъезжаются на перекрёстках.

- Игровое упражнение «Говорящий мяч» (передача настроения через бросок).

- Подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (не менее 10 раз подряд), одной рукой (не менее 5). Перебрасывание и перекатывание мяча из одной руки в другую; друг другу из положения сидя.

- Прокатывание мяча перед собой при ходьбе по скамейке.

- Перебрасывание мяча через препятствие, когда: а) расстояние до препятствия не менее 3 м устанавливается воспитателем; б) ребёнок сам устанавливает это расстояние; в) ребёнок мысленно представляет себе  линию препятствия.

- Бросание мяча о землю и ловля; игра с мячом рукой о землю и о стену, плечом и ногой о стену; ведение мяча

- Игровые упражнения «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Догони мяч».

- Игровое упражнение «Школа меткости» (левая рука учит метать правую). Метание в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4 м.

- Забрасывание кольца на палку-кольцеброс.

- Метание в цель сбоку, снизу, при ходьбе.

Равновесие.

- Стойка с открытыми глазами на одной ноге с вхождением в образ (стойкий оловянный солдатик, гриб, ласточка); стойка с закрытыми глазами «Египетский шаг» - носок одной ноги касается пятки другой.

- Ходьба по плоским дощечкам, разложенным вдоль скамейки. Игровые упражнения «Верблюд на мосту» (перешагивание с характерными движениями ноги через кубики высотой 15-20 см, разложенные вдоль скамейки); «Сбор грибов» (ходьба с собиранием кубиков); «Козлики на мосту» (парная ходьба навстречу друг другу с поворотом на 180 градусов).

- Групповое упражнение «Клавиши» (приседания на скамейке под звучание разных нот со сменой темпа).

- Попытка кратковременного удерживания мяча на голове в положении стоя и при ходьбе. Ходьба с закрытыми глазами 10-15 шагов.

УПРАЖНЕНИЯ  И  ЗАДАНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  МЕЛКИХ  МЫШЦ  РУКИ.

- Игровые упражнения «Прикосновение» - движения кистями рук по воображаемому препятствию; «Встреча друзей» - поочерёдное прикосновение пальцев одной руки к пальцам другой.

- Пальчиковые гимнастики (разнообразные комплексы, имеющиеся в методической литературе).

- Отдельные игровые упражнения для пальцев с показом движений и форм живых и неживых объектов, со стихотворным сопровождением.

- Игровое упражнение «Лепим добрую и умелую руку».

УПРАЖНЕНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  МЕЛКИХ  МЫШЦ  ЛИЦА  И  МИМИКИ.

- Демонстрация (на картинках и на живом примере) и распознавание выражения на лице различных эмоциональных состояний. Самостоятельное воспроизведение состояния по замыслу. Игра «Театр мимики».

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  РАЗНЫХ  ГРУПП  МЫШЦ.

Игровые упражнения

Цель

«Тяжелоатлет» (хождение с воображаемой гигантской тяжестью на плечах (в виде скалки, гантели), ее подъем на высоту вытянутых рук и опускание на плечи).

Укрепление мышц рук, плечевого пояса и спины.

«Объятия» (с отведением рук за спину)

Укрепление мышц рук и плечевого пояса, создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движений.

«Гребля» (имитация движений весел руками – сидя на полу по-турецки).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук.

«Любопытный котенок» (и.п. – сидя на коленях, затем на пятках; низкий наклон с опорой руками об пол, перебирание руками и повороты шеи в разные стороны).

Укрепление мышц спины, шеи, рук.

«Любопытный котенок» (и.п. – лежа на животе; повороты головы в разные стороны)

Укрепление мышц шеи, предплечья, спины.

«Дискобол» (имитация движений дискобола).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, развитие умения сохранять равновесие.

«Ветряная мельница» (ноги расставлены, одна рука на поясе, другая, поднятая вверх, описывает круги с постепенным ускорением, касаясь уха и ноги; усложненный вариант: круги описывают обе руки одновременно).

Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой.

«С чашей воды на руках» (переход из и.п. сидя на пятках с поднятыми руками – в стойку на коленях).

Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой.

«Косарь» (имитация движений при косьбе).

Укрепление мышц плечевого пояса и спины.

«Летящая птица» (и.п. – лежа на животе, руки разведены в стороны, бедра и ноги прижаты к полу, подъем и опускание головы и грудной клетки).

Укрепление мышц спины, живота и ног.

«Поднимите вдвоем» (парное упражнение: подъем и опускание гантели или палочки, и.п. – лежа на животе).

Укрепление мышц спины, живота и ног.

«Испугавшиеся лошади» (парное упражнение: и.п. – спинами друг к другу, руки отведены назад; перетягивание палки или гантели).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук.

«Лошадка на карусели» (и.п. – лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки держатся за щиколотки; перекатывание тела вперед-назад).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, ног, живота.

«Гребцы» (парное упражнение: имитация движений гребцов; и.п. – сидя на полу, крепко взявшись за руки; ступни ног одного ребенка упираются в ступни ног другого).

Укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук.

«Открытый перочинный ножик» (и.п. – выпрямив ноги и туловище, вытянув ноги вдоль тела; наклоны туловища с поочередным поднятием ног).

Укрепление мышц спины, бедер, живота, ягодичных мышц.

«Чей толчок сильнее?» (парное упражнение: взаимное отталкивание ступнями; и.п. – лежа на спине).

Укрепление мышц ног.

«Перекат и подскок» (и.п. – лежа на спине, колени согнуты, руки обхватывают колени; перекатывание тела назад, а затем вперед с последующим подскоком на ноги).

Укрепление мышц спины и ног, ягодичных мышц.

«Пальцы ног ходят в гости» (парное упражнение: и.п. – лежа на спине, голова к голове, ноги врозь, взявшись за руки; подъем ног вверх за голову с последующим соприкосновением пальцев).

Укрепление мышц спины, живота, пальцев ног.

СИЛОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ  СПОРТИВНЫХ  ИГР  ДЛЯ  МАЛЬЧИКОВ

Силовые упражнения.

- Отжимы 5-10 раз (руки в упоре на скамейке). Игровое упражнение «Тележка» (ходьба на руках в паре). Пере5катывание вперёд-назад 5-10 раз, и.п. – сидя.

Баскетбол.

- Перебрасывание мяч двумя руками от груди. Формирование умения регулировать направление и силу удара при броске в корзину. Ведение мяча правой и левой рукой.

Футбол.

- Прокатывание мяча обеими ногами в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при закатывании мяча в лунки, в ворота. Отбивание мяча о стенку.

- Освоение простейших навыков передачи мяча ( в парах). Создание первоначальных представлений о функциях вратаря, защитника, полузащитника, нападающего.

Хоккей.

- Выработка умения правильно держать клюшку. Прокатывание шайбы клюшкой в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при её закатывании в ворота. Освоение простейших навыков передачи шайбы.

ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ДЕВОЧЕК.

Художественная гимнастика.

- Пружинные движения руками, ногами, туловищем. Волнообразные движения руками и плечами.

- Прыжки, выработка равновесия, повороты в рамках двигательных импровизаций.

Танцевальные упражнения.  

- Танцевальный шаг: шаг галопа, шаг польки, русский хороводный шаг, русский переменный шаг, шаг притопывания.

Акробатические упражнения.

Группировки, перекаты, равновесия, полушпагаты, стойка на лопатках.

СПОРТИВНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  И  ИГРЫ.

Катание на санках.

- С горки по двое с переменным распределением функций «вперёдсмотрящий» - «управляющий».

- Катание друг друга, ведение санок за поводья с вхождением в образ «лошадка в упряжке», «поезд», «малышка в коляске»), толкание санок руками сзади, самостоятельное придумывание аналогичных образов.

Скольжение.

- Формирование навыков разбега. Повороты. Рисование простых геометрических фигур скольжением. Движения рук в разные стороны, приседания и подъёмы при скольжении. Имитация движений фигуристов.

Ходьба на лыжах.

- Передвижение по лыжне друг за другом переменным шагом – поочерёдно скользя на правой и левой ноге, с вхождением в образ спортсменов-лыжников. Игра-прогулка «Следопыты».

Катание на велосипеде.

Катание на двухколёсном велосипеде, по прямой, по разным поверхностям. Выработка простейших навыков регулирования скорости.

Бадминтон.

- Выработка умения правильно держать ракетку. Отбивание волана ракеткой. Формирование умения регулировать направление и силу удара (в игре с воспитателем).

ПОДГОТОВКА  К  ПЛАВАНИЮ.

- Скольжение на груди и на спине с вхождением в образ катера, кита, водомерки.

- Изображение того, как плавают домашние животные (собака, лошадь).

- Игровое упражнение «Аквалангисты» (выдох в воду). Игровое упражнение «Водяная мельница».

- Передвижение по дну на руках.

- Плавание произвольными способами.

- Игровые упражнения под музыку «Хоровод», «Кувшинки». Игры в воде «Фонтан», «Аквариум», «Волны на море», «Поймай воду».

МУЗЫКАЛЬНО_РИТМИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ.

- Отбивание ритма на барабанах, концентрация внимания на характере движений.

- Передача воображаемого ритма через движение без музыки. Развитие ориентировки на мелодию. Формирование умения улавливать передаваемые мелодией образы (настроения, состояния) и выражать их в движении в произвольном танце.

- Комплексы детской ритмической гимнастики.

ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ.

Согласно комплексу.

ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ.

Согласно комплексу.

2-ое направление

Развивающие формы оздоровительной работы

ЗАКАЛИВАНИЕ.

- Ходьба и бег в трусиках 15-20 мин. Растирание рук, ног, туловища сухой салфеткой.

- Сон при открытых форточках.

- Поглаживающий массаж.

- Упражнение «Поза льва».

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  И  ЗВУКОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ.

- Вдохи и выдохи через левую ноздрю (4-6 сек) по очереди, закрывая одну большим, а другую указательным пальцем.

- Брюшно-носовое дыхание (резкий вдох через нос с одновременным втягиванием нижних брюшных мышц).

- Спокойный вдох и выдох; на выдохе постукивание по крыльям носа с одновременным произнесением слогов «ба-бо-бу».

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ  И  КОРРЕКЦИИ  ОСАНКИ.

- ходьба и бег по скамейке с мешочком на голове в разных направлениях, с изменением положения рук.

-  Игровые упражнения «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлётом».

- Специальные коррегирующие комплексы.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ПРОФИЛАКТИКИ  ПЛОСКОСТОПИЯ.

- Ходьба и бег на носках, пятках, перекатом с пятки на носок. Ходьба босиком по песку, мелкой гальке, с изменением положения стопы.

- Боковой шаг по палочке, обручу.

- Ходьба с мячом, зажатым между ступнями.

- Игровые упражнения «Малышка» (массаж стопы), «Танец на канате», «Если бы ноги стали руками». Подбрасывание воображаемого мяча стопами, лёжа на спине.

ПСИХОГИМНАСТИКА.

Комплексы.

Подготовительная группа

1-ое направление

Приобщение к физической культуре

УПРАЖНЕНИЯ  И  ЗАДАНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  ОСНОВНЫХ  ДВИЖЕНИЙ

Ходьба.

- С имитацией движений животных, сказочных персонажей и неодушевлённых предметов (ножницы, циркуль). Игровое упражнение «Живая линейка» (приставные шаги разной ширины в разные стороны); «Рисуем многоугольники», «Богатыри выходят из моря», «Фехтовальщики» (ходьба с выпадами).

- «Выразительная» ходьба с закрытыми глазами, концентрация внимания на телесных ощущениях при вхождении в образ (усталость, бодрость, напряжённость, расслабленность).

- Имитация движения ног при ходьбе руками. Игра «Чьи это ноги?» (по сказке В.Бианки).

- Ходьба по скамейке с преодолением  препятствий; по горизонтальному и наклонному бревну прямо, боком, с разными положениями рук.

- По лабиринтам с использованием простой графической схемы.

- С преодолением реальных и воображаемых препятствий.

Бег.

- Стремительный бег под лёгкую и энергичную музыку; в разных направлениях и разными способами и с меняющимся темпом; концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом в ногах.

- Непрерывный бег до 3-х минут. Медленный бег по пресечённой местности (400м). Челночный бег 3-5 раз по 10 м.

Прыжки.

- На двух ногах на месте, смещая ноги вправо-влево. С продвижением вперёд, в том числе по наклонной доске, с поворотом кругом, поочерёдно на одной ноге, по контурам геометрических фигур.

- На одной ноге вперёд, удерживая на колене другой (согнутой) ноги мешочка с песком.

- Самостоятельное придумывание новых видов прыжков и названий для них. Игра-соревнование «Лягушки и кузнечики».

- С места через проведённую линию: а) расстояние до линии не менее 80 см задаётся воспитателем; б) ребёнок сам должен выбрать для себя расстояние и прочертить линию в нужном месте; в) ребёнок проводит линию мысленно.

- С разбега «через ров» шириной 100 см, через барьер из кубиков или снега (20 -25 см).

- С места в высоту с попыткой коснуться подвешенного выше поднятых рук предмета, когда: а) высота определяется воспитателем; б) ребёнок сам определяет высоту; в) ребёнок мысленно представляет предмет на нужной высоте.

- Задание «Прыгни как можно выше».

- Через длинную и короткую качающуюся скакалку. Задание «Нарисуй свой прыжок».

- Парное и групповое спрыгивание с возвышения и запрыгивание на него (20-30 см).

Ползание, лазание.

- Изображение реки, медленно текущей под мостом (проползание под предметами), огибающей дома и деревья. Изображение быстрого ручейка при тех же условиях.

- Игра-соревнование «Кто проползёт быстрее» с имитацией движений ползающих движений.

- Передвижение с пролёта на пролёт гимнастической стенки в разных направлениях. Игровые упражнения «Многоэтажный дом». Преодоление неуверенности и страха высоты.

Бросание, ловля, метание.

- Бросание мешочка с песком из-за плеча. Перебрасывание друг другу резинового мяча, набивного мяча, мешочка с песком произвольным способом (мальчики – 4м, девочки – 3 м). Игровое задание «Нарисуй свой бросок».

- Ловля мяча, отскочившего от пола, двумя руками (не менее 20 раз подряд).

- Перебрасывание мяча через препятствие в ситуациях, когда: а) расстояние до реального препятствия (не менее 4 м) устанавливается воспитателем; б)ребёнок сам устанавливает это расстояние; в) ребёнок мысленно представляет себе линию препятствия.

- Задание с соревнованием «Брось мяч как можно дальше».

- Отбивание мяча кистью руки, предплечьем, плечом, грудью в заданном направлении; отбывание мяча о скамейку одной рукой с продвижением вперёд.

- Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4-5 м. Парное игровое упражнение «Охота»: метание мяча в движущуюся цель (в другой мяч) из разных положений (сидя, лёжа, стоя, при ходьбе).

- Метание снежков в горизонтальную и вертикальную цели с 8 м из разных положений; метание мяча на расстояние 12 м. Игровое упражнение «Соревнуются руки» (соревнование правой и левой руки по метанию в цель).

Равновесие.

Те же упражнения, которые выполняют дети старшей группы.

Дополнительно:

- Упражнение «Ласточка», «Кран», «Гриб».

УПРАЖНЕНИЕ И ЗАДАНИЯ НА ПРИНЯТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ПОЗЫ.

Игровые упражнения «Сад скульптур», «Театр поз».

УРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ.

- Комплекс игровых упражнений «Теневой театр».

- Игровое упражнение с музыкой «Клавиши и струны».

- Комплексы пальчиковых гимнастик.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ.

- Демонстрация и распознавание общего выражения на лице различных эмоциональных состояний. Самостоятельное воспроизведение выражения по замыслу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ

        Комплекс игровых упражнений «Эволюция животного мира»

Подготовительная группа

Упражнения

Цель

Игровое упражнение «Боксер» (имитация движений боксера).

Укрепление мышц плечевого пояса

Игровое упражнение «Индеец в дозоре» (и.п. – лежа на животе повороты головы направо и налево, ладонь приставлена козырьком к глазам).

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса.

Игровое упражнение «Плотогон» (передвижение сидя на коврике путем отталкивания руками от пола).

Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, живота, бедер.

Игровое упражнение «Щенок» (передвижение на четвереньках с подтягиванием колен вперед).

Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, живота, ног.

Игровое упражнение «Перетягивание палки» (парное упражнение: и.п. – сидя по-турецки, прислонившись друг к другу спинами; перетягивание палки, которую соревнующиеся держат вытянутыми вверх руками).

Укрепление мышц рук, плечевого пояса и спины.

«Арка» (парное игровое упражнение: удерживать обруч одной рукой снизу, а другой – над головой, наклонившись боком друг к другу).

Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, ног.

Игровое упражнение «Веселый жеребенок» (и.п. – сидя на корточках, опершись руками об пол, подкидывание ног назад - вверх с последующим приземлением на ступни).

Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, ног.

«Ноги за голову» (занесение прямых ног назад через голову с упором пальцев ног в пол).

Укрепление мышц ног, живота и спины.

Удерживание легкой гантели на ступнях; то же – с соревнованием на время.

Укрепление мышц ног и живота.

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ

Катание на санках.

- Игровые задания «Подними предмет», «Воротики». Игры-эстафеты с санками.

Ходьба на лыжах.

- В среднем темпе на 600м. В спокойном темпе 2-3 км.

- Игры-эстафеты с лыжами.

Катание на велосипеде.

То же, что и в старшей группе. Дополнительно: управление велосипедом одной рукой. Въезд на небольшую возвышенность и съезд с неё.

Плавание.

- С надувной игрушкой или кругом. Попытки плавания без поддержки. Упражнение «Буйки», «Звёздочки». Игры-эстафеты в воде.

Волейбол.

- Освоение простейших навыков подачи, отбивания и перебрасывания мяча.

Бадминтон.

Отбивание волана ракеткой; регулирование направления и силы удара.

СИЛОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  И  ЭЛЕМЕНТЫ  СПОРТИВНЫХ  ИГР  ДЛЯ  МАЛЬЧИКОВ

Силовые упражнения

Отжимы 10-20 раз (руки в упоре на полу). Ходьба на руках с подтягиванием ног и туловища.

Футбол.

Подкидывание мяча ногой и ловля его руками. Обводка мяча вокруг предметов, попадание в предметы, в ворота. Первоначальное освоение функций вратаря, защитников, полузащитников, нападающих; выполнение этих функций в простых игровых ситуациях. Ознакомление с простейшими правилами игры.

Хоккей

- Выработка элементарных умений ведения шайбы клюшкой с задержкой, передачей и обводкой предметов; развитие меткости удара по воротам с места и после ведения шайбы. Моделирование простейших игровых ситуаций. Ознакомление с простыми правилами игры.

ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

Художественная гимнастика

- Пружинистые движения тела в сочетании с танцевальными движениями. Плавные и волнообразные движения во время ходьбы, бега, выполнения танцевальных шагов, в рамках двигательных импровизаций (при этом могут использоваться обруч, лента, скакалка, мяч).

Танцевальные упражнения.

- Вальсовый шаг вперёд, в сторону, шаг с подскоком, чарльстон, ковырялочка.

Акробатические упражнения.

- Группировка, перекаты, кувырки, равновесия, полушпагаты; акробатические стойки.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ

- Продолжение ориентировки на ритм и мелодию, формирование умения передавать через движение целостный характер музыки.

- Развитие двигательной импровизации, непринуждённости и артистизма в ходе выполнения музыкально-ритмических упражнений.

- Игровые упражнения «Я танцую», «Шалтай-болтай».

- Самостоятельный поиск образов и создание сюжетов под заданное музыкальное сопровождение.

- Передача через музыкально-ритмические движения понятий «жизнь», «душа», «фантазия».

ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ

Согласно комплексу

ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ  ДЛЯ  ПРАЗДНИКОВ

Согласно комплексу.

ИГРЫ  РАЗНЫХ  НАРОДОВ

Согласно комплексу.

2-ое направление

Развивающие формы оздоровительной работы

Закаливание

- Растирание рук и ног охлаждённой водой или снегом до появления ощущения сильного тепла, а затем – сухой тканевой салфеткой. Игровой аутотренинг «Я здоров».

- Самомассаж БАТ.

Дыхательные и звуковые упражнения

«Лошадка», «Ворона», «Зевота», «Смех», «Поплыли – полетели». Дыхание шмелем.

Упражнения для формирования и коррекции осанки

- Выполнение движений руками, ногами, туловищем, плотно прижавшись спиной к стене.

- Специальные коррегирующие комплексы.

Упражнения для профилактики плоскостопия

- Ходьба по шнуру. Двигательные импровизации с упражнениями для профилактики плоскостопия.

- Психогимнастика.

Игровые комплексы на вхождение в контрастные образы, на переход одних внутренних состояний к другим; на мышечную релаксацию; на нормализацию функционирования отдельных внутренних органов.

Организация двигательно-оздоровительных моментов

в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в различных видах деятельности

Задачи:

- развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребёнка, формирование которых осуществляется в данном конкретном виде деятельности.

- обогащение творческого потенциала детей, прежде всего – возможностей их воображения.

- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

- культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.

Формы работы:

  1. Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.
  2. Упражнения на развитие мышц лица и артикуляции.
  3. Физкультминутки.
  4. Двигательно-оздоровительные моменты между видами деятельности (занятиями).
  5. Игровые зарядки для формирования эмоциональной сферы (И.П.Воропаева).

Используемые пособия и литература:

  1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  2. Егоров Б.Б. Ю.Ф.Змановский: система эффективного закаливания//Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 7.
  3. Кудрявцев В.Т. Психолого-педагногические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками //Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 7.
  4. Воропаева И.П.Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2005.
  6. Швалева Т.А.Комплексы утренней и ритмической гимнастики. - Абакан, 1992.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минуки. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

Принципы системы развивающей педагогики оздоровления и физического развития детей первой младшей группы

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....

Деловая игра с педагогами «Развивающая педагогика оздоровления».

Что же подразумевается под развивающей педа­гогикой оздоровления, в чем необходимость ее использования,  каковы принципы, на которых строится работа  в данном направлении....

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...

«Моделирование оздоровительно-развивающей работы в ДОУ с учётом «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова»

Материалы семинара «От педагогики повседневности - к развивающей педагогике оздоровления»...

Система работы по продуктивному использованию развивающей педагогики оздоровления (В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров)

Справка-отзыв о работе по продуктивному использованию развивающей педагогики оздоровления инструктора по физической культуре Степановой О.Д....