Главные вкладки

    Мастер-класс "Использование игровых приемов и методов в адаптационный период"
    материал по теме

    Савина Татьяна Алексеевна

    Систематизация представлений педагогов об использовании игровых приемов и  методов, напрвленных на охрану и укрепление физического и психичесокго здоровья детей раннего возраста в адаптационный период

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Использование игровых приемов и методов, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста  в адаптационный период»

    Воспитатель                                                                                                                                      МБДОУ «Детский сад № 103»

    г. Воркуты

    Савина Татьяна Алексеевна

             Цель: Систематизация представлений педагогов об использовании игровых приемов и методов с детьми раннего возраста в адаптационный период

            Задачи:

    1. Познакомить с игровыми упражнениями и методами, используемыми в раннем возрасте и направленными на благоприятное прохождение адаптационного периода.
    2. Закрепить знания участников мастер-класса по проведению дыхательных упражнений
    3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса

          Материалы: султанчики, вертушки для проведения дыхательных упражнений; мячи-ёжики, мячи-мякиши

    Участники мастер-класса приглашаются занять свои места

            Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён оздоровлению детей раннего возраста посредством  использования игровых прием и методов.

    По признанию специалистов всего мира, ранний возраст – это самый уникальный период в жизни человека. В этом возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, определяющих всё дальнейшее развитие организма маленького человека.

    Все мы знаем, что адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.

           Поведение ребёнка в этом возрасте очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть, спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. На самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребёнка только ухудшает ситуацию. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими особенности, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно уже с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма, облегчению адаптационного периода в целом.

           Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами работы с детьми в адаптационный период (Участники мастер-класса выполняют задания)

           В этот период мы также, как и вы, стараемся сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Приглашаем все усилия и умение для создания атмосферы тепла и уюта в группе, чтобы дети могли найти для себя занятия по душе. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявление заботы к каждому малышу.

          Уважаемые коллеги! Я хочу представить гипотезу игровые приемы и методы проведения оздоровительной гимнастики, направленные на укрепление мышечного тонуса детей и дыхательные упражнения, как средство снижения заболеваемости в адаптационный период.

           Много лет я проработало инструктором по лечебной физкультуре с детьми дошкольного возраста и знаю, что правильно подобранные игровые комплексы оздоровительной гимнастики, помогают справиться с разными недугами. Это не только проблемы костно-мышечной системы ребёнка, но и развитие органов дыхания, профилактика простудных заболеваний, работа с детьми – аллергиками.

           Движение для детей является основным источником радости, а, как известно, положительные эмоции очень важны и для развития сердечно-сосудистой  нервной системы. Но, так как костная, мышечная системы малышей ещё только формируются необходимо быть осторожными в подборе физических упражнений. Для этого мы подобрали игровые упражнения и разработали игровые комплексы для занятий с детьми в течение дня, которые включают в себя элементы лечебной физкультуры. В основном это упражнения в разгрузочных положениях тела – стоя на четвереньках (кошечка, «большая собака» в лечебной физкультуре это «поза собака»), лёжа на спине. Такие положения являются не только разгрузочными для позвоночника, но и используются, как и дренажные положения для лучшей вентиляции лёгких и отхода мокроты.

    (Участники мастер-класса выполняют упражнения)

           Включение тактильных ощущений в комплексы упражнений снижает тревогу ребёнка и позволяет установить контакт. Мы используем массажные мячи «ёжики» разных размеров, но удобных  для использования детьми раннего возраста (диаметр до 5-7 см.), изготовили с помощью родителей набивные мячи (по типу мячей-мякишей). Кроме стандартных функций игрового предмета, мячик массирует кончики на ладошках. Вместе с детьми прокатываем их от кончика пальцев рук к плечу; по ножкам; катаем в ладошках; подружившись с другими детьми – катаем «ёжиков» по спинкам и т.д.  

           Набивные мячики используются нами в подвижных играх и индивидуальных занятиях, эти мячи замечательны тем, что они не «убегают» от малышей далеко, бросать их можно в любом направлении, не боясь ударить другого ребёнка.

    (Участники мастер-класса выполняют упражнения)

    1.Тактильные игры:

    «Поиграем с ёжиками»

    ОРУ с мячом – ёжом

    1. Ёжик в руки мы берём, гладим по колючкам (поглаживание ладошками), а теперь катаем в руках (катание ладошками) – 15сек.
    2. Ёжика одной рукой берём и другой передаём (перекладывание мяча из одной руки в другую над головой, руки в стороны) – 3-4 раза.
    3. Ёжик спрятали за спину. Где наш ёжик? Убежал? Показали – вот он. – 3 раза.
    4. Ой, устали наши ножки, сядем, отдохнём немножко. Ножки вытянем дорожкой – пустим ёжика гулять. Покатаем ёжика по прямой дорожке: катится, катится, докатился до горки, постоял немножко и обратно побежал (сидя, ноги вытянуты прямые, колени вместе, прокатит мяч по прямым ногам от носков вверх, колени не сгибать, потянуться) – 3-4 раза.
    5. Вдруг увидел ёжик волка – прыг под мосток ловко (ноги согнуть в колени, мяч спрятать под коленями). Где наш ёжик? Вот он (рассвести колени в стороны, показать) – 3-4 раза.
    6. Ёжик хочет поиграть – будет мы его катать (катание стопами) – 15 сек.
    7. А теперь покажем,  какие у нас сильные ножками (поднят стопами ёжик) – 2-3 раза.

    Подвижная игра «Весёлые мячи»

    Набивные мячи рассыпаем по группе, дети собирают мячи.

         Изготовили «Тактильный (или сенсорный)  дождь», который применяется нами в зависимости от желаемого результатами, - можно пройти через ленты с ребёнком, чтобы он мог успокоиться, или наоборот используем как элемент весёлой игры:

    Дождик, дождик, поливай

    Нашу Лизу веселей!

    Лиза, Лиза, вырастай

    Нам на радость поскорей!...

    К нам на длинной мокрой ножке

    Дождик скачет по дорожке.

    В лужице – смотри, смотри!

    Он пускает пузыри.

         Уважаемые коллеги, я предлагаю вам придумать свои варианты использованию данного пособия.

    (Участники предлагают варианты)

         Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, настроения. Иногда ребёнку нужно просто постоять в «дождике», чтобы уединиться. Освоившись, дети сами придумывают интересные варианты игры.  

        Дыхательная гимнастика в процессе игровых упражнений  ЛФК развивает ещё несовершённую дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

         Ребёнка необходимо с первых дней учить правильно, дышать через нос. НО существует проблема, наши дети очень маленькие и объяснить технику дыхания им сложно. Для этого мы с самого начало в игровых упражнениях использовали различные атрибуты: султанчики, вертушки, пёрышки.

        Дыхательные упражнения очень утомляют детей и могут вызвать головокружения, потому не стоит их выполнять более 3 минут, постепенно увеличивая время занятия (в дошкольном возрасте) до 10 минут. Требовать от детей раннего возраста точного выполнения упражнений не стоит, главное заинтересовать детей на совместное выполнение упражнений вместе с взрослым, научить его элементарно делать глубокий вдох (понюхать цветочек) и выдох (сдуть пушинку). Занятия с детьми проводятся индивидуально или малыми группами. Дыхательную гимнастику желательно проводить  увеличивается за счёт увеличения числа образно-игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений

    (Участники мастер-класса выполняют упражнения с различными атрибутами)

    2.Дыхательные упражнения

    Подуем на кулачок

    Эту игру необходимо предварительно показать ребёнку.

    Перед ребёнком собранная в кулачок кисть. Малыш делает глубокий вдох через нос, и дует через чуть приоткрытый рот, кисть начинает раскрываться. Повторить 2 раза.

    Надуваем шарик

    Предлагаем детям соединить по очереди пальчик на двух руках – «пальчики поздоровались».

    Дети делают вдох через нос, и начинают надувать «шарик», кисти рук изображают шар. Затем дети поднимают руки, тянуться за шариком и отпустить его.

    Повторить 2 раза.

    Надуваем большой шар

    И.П. стоя – дети делают вдох через нос и одновременно поднимают руки вверх, на выдохе опускают руки вниз произнося звук – пф-пф-пф (этот звук является разгрузочным после дыхательных упражнений)

    Повторить 1-2 раза.

          Стоить отметить, что часто болеющим детям особенно рекомендуется дыхательная гимнастика по методу Б.С.Толкачёва. Желательно использовать в каждодневной практике упражнения с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и т.д.

         В конце комплекса упражнений мы используем разнообразные, доступные возрасту, релакционные упражнения. Несмотря на то, что дети маленькие, часть упражнений построено на образах, главное, чтобы эти образы были знакомы детям.

    Поиграем в песочек

    Дети сидят на коврике, в удобном положении. Имитируем движения сбора песка и его дальнейшего рассыпания, стряхивания, очищения ладошек.

    «Божья коровка»

    На первой игре ребёнке знакомим с божьей коровкой, показываем, как она ползает по ладошке, по пальчикам, затем улетает.

    В последующих играх вместе с ребёнком представляем, как ползает божья коровка по пальчикам, ребёнок поднимает руку и божья коровка улетает.

         Данные виды упражнений мы используем как в комплексе, так и по отдельности в течение дня, в зависимости от цели воспитателя и настроение детей.

    Анализируя заболеваемость детей в адаптационный период за прошедшие три года (данные мониторинга на экране), можно сделать вывод, что использование игровых методов лечебной гимнастики способствовало установлению благоприятного микроклимата в группе, установлению положительного эмоционального контакта взрослого с ребёнком.

         Я хочу поблагодарить, участников мастер-класса и спросить смогла ли я сегодня доказать свою гипотезу «Использование методов лечебной гимнастики, направленных на укрепление мышечного тонуса детей и дыхательных упражнений, как средство снижения заболеваемости в адаптационный период».

        Если смогла доказать положите в корзину радостный смайлик, если нет грустный, если у вас остались вопросы – задумчивый.

    Приложение

    Основные правила при проведении дыхательных упражнений

    1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
    2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
    3. Дышать надо медленно, это необходимо дл насыщения организма кислородом.
    4. Выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
    5. Дышать надо носом.

    Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

    - все упражнения выполняются легко, естественно, без усилий и напряжения;

    - находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении).

    Заниматься желательно в удобной спортивной одежде.

    Методика проведения дыхательной гимнастики

    Методика дыхательной гимнастики Бориса Сергеевича Толкачёва

    Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется простым сочетанием физических упражнений с озвученным выходом.

    Методика дыхательной гимнастики Константина Павлова Бутейко

    Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержки выдоха.

    Методика дыхательных упражнений йогов

    Двухфазное йоговое дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрёй.

    Методика парадоксальной дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой

    Суть этой методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. Это самая сложная гимнастика, которая используется в старшем дошкольном возрасте.

    Методика звукового дыхания Михаила Львовича Лазарева

    Направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счёт звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь влияют на наше самочувствие.

    Чтобы эффективнее решать задачи укрепления здоровья детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, необходимо ознакомиться с различными методиками проведения дыхательной гимнастики, но механически следовать какой-либо из них, думается, нецелесообразно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровая деятельность детей раннего возраста в адаптационный период

    Консультация для начинающих воспитателей по работе с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду с практическим материалом....

    Игровые развивающие сеансы в адаптационный период(из опыта работы)

    Игровые развивающие сеансы в адаптационный период(из опыта работы)...

    Опыт работы Соболевой А.В. на тему "Музыкально-игровая деятельность как средство преодоления трудностей адаптационного периода у детей раннего возраста"

    Адаптация к ДОУ - процесс сложный. Малыши раннего возраста, впервые пришедшие в ясли - самые уязвимые наши воспитанники, требующие особого внимания и поддержки. Все взрослые: родители, воспитатели и с...

    Игровые образовательные ситуации в адаптационный период. Занятия для младших дошкольников

    ИОС № 1ЗАДАЧИ: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, вооб-ражения.ОБОРУДОВАНИЕ: мяч, музыкальное сопровождение.ХОД ЗАНЯ...

    Игровой проект «Игры адаптационного периода»

    Через цикл игр помочь детям раннего возраста  в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....