Нетрадиционные формы оздоровления детей в ДОО
статья по теме

Воробьёва Нина Ивановна

Вопросы воспитания здорового поколения стали проблемой мирового сообщества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества. Гуманистическое образование направлено на оказание помощи человеку в осознании значимости здоровья и здорового образа жизни как главных жизненных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОО

Вопросы воспитания здорового поколения стали проблемой мирового сообщества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества. Гуманистическое образование направлено на оказание помощи человеку в осознании значимости здоровья и здорового образа жизни как главных жизненных ценностей.

По современным научным представлениям, основными факторами, детерминирующими здоровье, являются: наследственность, среда обитания и образ жизни человека. Без обеспечения детей оптимальными для жизнедеятельности организма условиями развития, обучения и воспитания не может быть речи о сохранении и, тем более, об укреплении здоровья.

В настоящее время в теории дошкольной педагогике и практике работы дошкольных образовательных организаций существуют разные варианты организации образовательного процесса. Каждое дошкольная образовательная организация вносит в педагогический процесс что-то новое, индивидуальное. Это зависит от уровня осмысления содержания программы, оснащения педагогического процесса, условий, в которых находятся дети дома и в дошкольной организации.

К настоящему времени в науке сложилось множество концепций здоровья. Наиболее распространенным является понятие, принятое Всероссийской организацией здравоохранения: «здоровье, является состоянием полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.

Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке.

Несмотря на бурный расцвет химии, появление новых высокоэффективных лекарств в последнее время наблюдается возврат к древним методам народной медицины, накопившим бесценный опыт по восстановлению здоровья человека и проверенный годами. Одним из таких методов является фитотерапия.

Наука располагает многочисленными сведениями о широком использовании растений для лечения болезней. Этнография и археология свидетельствуют о том, что не существовало такого племени, рода, которые не имели бы представления о лечебных свойствах растений, в том числе пищевых.

На Руси издавна применялись лекарственные растения, но официально их стали использовать при Иване Грозном в XIV веке с учреждением Аптекарского приказа. В Москве закладывались «аптекарские огороды», где выращивались лекарственные травы. По распоряжению Петра I лекарственные растения стали культивироваться в других городах. На аптекарском острове был заложен самый крупный в России аптекарский огород», превратившийся в советское время в Ботанический институт Академии наук.

Фитотерапия может быть основной, вспомогательной и использоваться наравне с другими методами. Особое значение она имеет для профилактики обострений хронических болезней. Комплексная терапия подчас включает в себя применение антибиотиков, антигистаминных препаратов, гормонов, физиотерапевтических процедур и т.д. Поэтому роль лекарственных растений на каждом этапе лечения определяется возможностями воздействия на патологические процессы.

Детям оказывают помощь не только в детском саду, но и дают рекомендации и советы для дома, а именно:

  • ванны с использованием трав, действующих успокаивающе на нервную систему, например, ромашковую;
  • использование растений для снятия головной боли;
  • применение с терапевтической целью соков и фруктов: для повышения тонуса – сок сырой морковки и винограда, для улучшения памяти – свекольный сок и абрикосы, грейпфрут восстанавливает силы организма, дыня влияет успокаивающе на центральную нервную систему, рябина черноплодная улучшает сон, черника – зрение;
  • предложение готовых успокоительных сборов.

Шоугун-терапия - это работа с внутренней энергией при помощи рук. Еще в древнекитайской медицине были хорошо известны зоны на теле человека, где сконцентрирована практически полная информация о его внутренних органах. Эти зоны: ладони рук, ушные раковины, лицо, ступни ног. Пальцы и ладони рассматриваются как конечные или начальные зоны пяти энергетических каналов:

  • Большой палец освобождает или концентрирует энергию канала легких.
  • Указательный - связан с каналом толстой кишки.
  • Средний – с каналом перикарда.
  • Безымянный – с каналом «трех обогревателей».
  • Мизинец – с каналом сердца.

Основу методики упражнений шоугун - терапии составляет способ концентрации энергии. При использовании данного метода необходимо провести диагностическое обследование занимающихся, чтобы выявить симптомы наличия или отсутствия энергии в различных органах и соответствующих каналах.

Одним из основных средств комплекса нетрадиционных средств и методов физической культуры для дошкольников, которые имеют отклонения в состоянии дыхательной системы, является Тайцзи-цигун-терапия, которая осуществляется по принципу даосской дыхательной гимнастики. Дыхание является важным звеном дыхательной гимнастики и используется непосредственно в целях лечения и поддержания психического и физического здоровья. Целительные механизмы даосской дыхательной гимнастики заключаются в том, что они оказывают положительное воздействие на кору больших полушарий головного мозга и вегетативных центров подкорки, на эндокринную, иммунную, дыхательную, сердечно – сосудистую, пищеварительную, мочеполовую системы организма человека.  

Литеротерапия – наука о правилах лечения камнями и минералами. Камни бывают полезны не только для лечения заболеваний, но и при соматической ослабленности человека, когда требуется пополнение энергии. В работе необходимо учитывать, что минералы обладают фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество, то есть вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются тем лечебным фактором, который помогает организму стать здоровым.

Аромотерапия – лечение ароматами. Народный опыт и исследования учёных доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20 –30 минут. Курс ароматерапии (от10 до 20 сеансов) предназначен для ослабленных, угнетённых или, наоборот, перевозбуждённых детей.

Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Понятие «арттерапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества. В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений: 1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; 2) как комплекс арттерапевтических методик; 3) как направление психотерапевтической и психокорррекционной практики; 4) как метод арттерапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами.

Музыкотерапия разрабатывалась в исследованиях Г.В.Беденко. Ни один вид искусства не действует на нас так, как музыка. Именно звук вызывает у нас сильные эмоции: слушая не только музыкальное произведение, но и пение птиц, шелест листьев на деревьях, шепот дождя, прибой моря, плеск волн мы испытываем состояние лёгкого блаженства. Это происходит потому, что звук физиологически наиболее ощутим.

Способность воспринимать музыку и реагировать на неё – врождённое свойство человека. Эта способность часто остаётся неповреждённой при различных нарушениях и заболеваниях (эмоциональные отклонения, страхи, двигательные и речевые расстройства, психосоматические заболевания, отклонения в поведении и прочее).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "Использование традиционных и нетрадиционных форм оздоровления детей"

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вр...

Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста»

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы. Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей выработать у дет...

Нетрадиционные формы оздоровления детей

Самая большая ценность для человека – здоровье.Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас, взрослых....

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК ОДНО ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Одной из нетрадиционных форм оздоровления детей является Су-Джок терапия. Система Су-Джок, создана талантливым корейским врачом, профессором Пак Чже Ву, представляет собой уникальную по своей эффектив...

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».

Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...