Игры для повышения самооценки.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

 Повышения самооценки ребенка через.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_povysh._samootsenki_innovatsii.doc674 КБ

Предварительный просмотр:

                               Игры для повышения самооценки:

                                     Средняя группа

Игра «Лошадки в конюшне»                                                                           Ведущий – пастух с кнутиком.  Дети  - лошадки  на спокойную музыку спят стоя, а на громкую, быструю - просыпаются. Пастух следит, чтобы лошадки не отбились от табуна и  все скакали прямым галопом, а на спокойную музыку опять загоняет всех в конюшню.

Игра «Курочки и петушок»                                                                                                  Курочки – дети  сидят на насесте ( на корточках в одну линию), но как только прокричит  ведущий  - петушок "Ку- ка –ре –ку» идут за ним стайкой на птичий двор. Музыка меняется, курочки приседают и клюют (пальчиком) зёрнышки. В это время петушок отходит в другое место и своим  звонким пением зовёт курочек на новое место для корма. Когда все наелись, то  довольный петушок уводит курочек в курятник.

             Игра «Гуси –лебеди»                                                                                                                Ведущая – хозяйка взрослая на одной стороне, серый волк – в своём логове притаился, дети – гуси на другой стороне.  Идёт диалог Хозяйки и гусей.                                            

         - Гуси –гуси !

- Га-га-га!

-Есть хотите ?

-Да- да –да!                                                                                                                                                               -Ну, летите!                                                                                                                                          

Серый волк под горой не пускает нас домой.                                                                                                                -Ну, летите - как хотите, только крылья берегите!

Гуси летят, а волк их пятнает, ловит. Затем водящего меняют.

             Игры с пением: песня «Огородная – хороводная», муз. Можжевеловой, сл. А. Пассовой, р. н. песня «Заинька, выходи»,  «Мы на луг ходили», муз. Старокадамского.  

           Игра «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова.                                                                            Ведущий в середине круга, танцует «Пружинку», (руки на поясе у мальчика, у девочки – на юбочке), дети идут по кругу и поют: …имя ребёнка, например,

Ваня мы сейчас в лесу,                                                                                                                           Мы поём тебе «Ау!».

Ну-ка, глазки закрывай, не робей,                                                                                                              Кто зовёт тебя - узнай поскорей!

На кого покажет взрослый пальцем, можно взглядом ,                                                                        тот из детей и поёт имя ребёнка: «Ваня, ау!!!» Водящий отгадывает, тот ребёнок встаёт в круг. Если не угадал, то снова остаётся прежний водящий.

Старшая группа

Р.н.песни – инсценировки:  «Как у наших у ворот, «Где был, Иванушка?», «Кот Васька», «Ворон».

          Игра «Ловишка», муз. И. Гайдна

Ведущий отвернулся от детей, на лёгкую музыку ( можно под бубен) дети бегут на носочках неслышно к нему, затем отхлопывают ритм и одновременно говорят: «Раз- два - три! Раз- два - три! Ну, скорее нас лови!». Ведущий разворачивается и догоняет убегающих детей.

Музыкально – игровое творчество:   «Котик и козлик», муз.Е.Тиличеевой.                                                                                           Выбрать двух детей и распределить роли Котика - девочка и Козлика  - мальчика. Действия выполняют в соответствии с текстом.

Там котик усатый по садику ходит,                                                                                                             А козлик рогатый  за котиком бродит.

И лапочкой котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясёт бородою.

Подготовительная группа

Игра «Кто скорей ударит в бубен», муз. И. Шварца.

Дети встали в круг, а в середине Водящий с бубном. Он ударяет в бубен  под музыку, и дети двигаются по кругу подскоками. Затем дети ему хлопают, а он движется в середине круга подскоками. С окончанием музыки он подбегает близко к детям,  протягивает руку с бубном вперёд - из круга. Двое детей, между которыми оказался бубен,  встают спиной друг  к другу. На счёт «1-2-3! Беги!!!», они должны обежать круг и кто скорей ударит в бубен, тот и победил. Он становится Водящим.

Игра «Дирижёр»

Дети все сидят на стульчиках, держат в руках разные музыкальные инструменты. Они – музыканты оркестра. Встаёт на возвышение ( можно стульчик) дирижёр с дирижёрской палочкой и как только он взмахнёт, то начинает играть весь оркестр. Но если он показывает палочкой на одного музыканта, то музыкант начинает солировать, т.е. играть один, а если перевёл палочку на другого ребёнка,  то солирует другой. Можно посадить музыкантов по группам, если инструменты одинаковые и соответственно солировать будет целая группа. Например,  в оркестре русских народных инструментов есть: гусли, деревянные ложки, трещотка, ксилофоны,  музыкальный треугольник, колокольчики, бубны, румба, колотушки, гармошка, свирель, дудочка.

Игры – песни с инсценированием: р.н. песни «Как на тоненький ледок», «На зелёном лугу», «Сел комарик на дубочек», «Со вьюном я хожу».        

Использованная литература:

  1. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет. Из опыта работы муз. руководителей детсадов /сост. И.Бекина [и др.]. —М. «Просвещение», 1981 г.

  1. Музыка и движение:  упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина, М.  «Просвещение»1984 г.
  2. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет. Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина, М.  «Просвещение»1984 г.

  1. Михайлова  М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям М.А. Михайлова, Н.В. Воронина. Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000 г. (Серия: «Детский сад день за днем»).

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез. Год: 2010


Внедрение элементов инновационных педагогических технологий на музыкальных занятиях

http://2.bp.blogspot.com/-nLI3bK4k96E/TbRJ_2oiIcI/AAAAAAAAABE/6YhWZo7MAJA/s320/SDC11599.JPG

Сообщение из опыта работы

“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а,  прежде всего, воспитание человека”, - так определил выдающийся педагог-гуманист XX века В.А.Сухомлинский значение и возможности данного направления в развитии ребенка.

     Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.

    Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

    Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам, и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новых методов, методик, технологий и программ. Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

     Именно внедрение в образовательную деятельность элементов новых педагогических технологий позволяет мне решать главную задачу,  которую я сформулировала для себя следующим образом. Я должна помочь детям учиться, то есть учить себя. Должна не столько  наполнить ребенка знаниями, сколько сформировать умение применять эти знания в дальнейшей жизни, а также выработать необходимость креативно подходить к решению каждой задачи.  Ведь главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

    В своей деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у детей я опираюсь на различные технологии, которые являются прекрасным дополнением к базовой программе Васильевой.

В рамках одного занятия трудно показать работу по каждой из них. Остановлюсь на тех, которые представлены в ходе открытого занятия.

С большим удовольствием применяю в своей практике элементыпрограммы «Здравствуй», созданную Михаилом Львовичем Лазаревым. Применение этой программы позволяет вести работу по формированию здоровья у детей. Для меня эта программа оптимально интересна, ведь в ней именно музыке отводится центральное место. Лазарев писал: «Именно в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления». Процесс эмоционально – дыхательного музыкального тренинга осуществляется, в основном, через вокально–речевую деятельность. За счет данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит к творческому развитию личности, её креативности. Приложение 1.

  Также в своей работе с удовольствием использую элементы программы «Ладушки» питерских авторов Ирины Каплуновой и Ирины Новоскольцевой.

Цель программы -  музыкально – творческое развитие детей в процессе различных видов деятельности.

Основная задача: введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Основные методические принципы – создание непринужденной обстановки, целостного подхода в решении педагогических задач, соотношение  музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем.

Особенно хорошо в этой программе представлен раздел развития чувства ритма, который на занятиях выделили особо. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить, развить. Внедрение этого раздела происходит в игровой форме. Очень удобно использовать в работе приложение «Этот удивительный ритм».  Дети с удовольствием работают по ярким, красочным  карточкам, без труда овладевая знаниями о длительности звучания и о ритмическом рисунке каждого слова, фразы, предложения.

На своем занятии я совместила метод работы по карточкам и принципы элементарного музицирования, построенные в рамках концепции Карла Орфе.  На принципах этой концепции  выстроено много современных методик, потому что она действительно дает превосходные результаты в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Здесь происходит исследование звука и познания Мира через звук. Это обучение в действии. А действие всегда являлось единственной надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древними китайцами, она проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

Очень большое внимание в своей работе уделяю программе: «Звук – волшебник», автора Татьяны Николаевны Девятовой. Эта программа позволяет создать на занятии  учебную ситуацию для восприятия музыки органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение. Данная программа позволяет детям понять природу звука, понять через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необычайно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

  Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять,  откуда и как рождаются звуки. Сам процесс создания детских самодельных игрушек – инструментов помогает педагогу найти максимальное количество стимулов к пробуждению в ребенке потребности к самореализации, творчеству и инициативе. Применяя в своей педагогической практике элементы данной программы, я выдвигаю для себя определяющую задачу создать для детей условия для свободного экспериментирования со звуком.  Метод экспериментирования  архиважен в учебном процессе, так как у детей развивается внимание, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, выявлять причинно – следственные связи.

Одной из современной педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером.  Эта технология является системой методов и приемов, которые максимально увеличивают эффективность любой программы. Методы и приемы ТРИЗ применимы ко всем разделам музыкального воспитания. Особенно хочу выделить такие методы, как

        Метод морфологического анализа

1.Морфологическая таблица;

2.Круги Луллия – (с помощью которых закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, о прослушанных произведениях, о характерных движениях заданных персонажей);

        Метод мозгового штурма – коллективный разум (используется мной в постановке танцевальных композиций.

        Метод ассоциаций – (применяю при прослушивании музыкальных произведений)

Мне очень близка позиция педагога – психолога Вадима Каневского: «Звуки скажут больше, чем слова…». Интерес и желание детей музицировать настолько сильны, что дети сами не замечают большую учебную работу, проводимую в процессе музицирования. Так в нашем кружке «До – ми – соль - ка»  у ребят много возможностей для звукотворчества. Я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей музыкально – творческих способностей:

        Эти звуки обо мне – импровизация, акт самовыражения;

        Музыка моего тела – игра со звучащими жестами;

        Графическая запись – символическое изображение отдельных свойств звука (высоты, длительности, тембра). Запись простейшей музыки.

Ежедневно в нашей работе нам приходиться сталкиваться с детьми разных индивидуальностей, неповторимых характеров. Новый подход к музыкальному воспитанию не только всесторонне учитывает возможности маленьких детей, но и ставит во главу угла уважение к его интересам, к любым его творческим индивидуальным проявлениям. И наша задача помочь маленькому человеку находить удивительное в привычном и будничном, каждый день попадающемся на глаза.

Вывод:

Я считаю, что внедрение в музыкально – образовательную деятельность элементов парциальных программ и инновационных педагогических технологий открывает большие возможности для развития у детей музыкально – образного мышления, заложит основы творческих способностей, практических умений и навыков. 

Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку,  – что может прекраснее и увлекательнее!


                                                        доровьесберегающие технологии на музыкальных занятияхв ДОУ

Яндекс.ДиректЧастный детский «сад», «клумба» Группа Вальдорфских педагогов и их помощников открывают детские «сады».yamashka.ru Юридические консультация. Воронеж Консультации - 0 руб. Составление документов. Помощь юриста в суде.Споры в сфере ЖКХ·Жалоба на должностное лицо·Автоюрист. Возврат правюридический-союз.рф 

 

На музыкальных занятиях используются следующие виды оздоровления:

 

— Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

— Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

— Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;  

— Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

— Ритмопластика.

http://www.2099.ru/wp-content/uploads/2012/03/1292678255_147831337_1-.jpg

ЛОГОРИТМИКА.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Необходимым условием в выработке двигательных, слу ховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамичес ких стереотипов.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрос лых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и ак тивно участвовать в процессе занятия осуществляется благо даря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных пер сонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует ак тивность детей к речевой и другим формам деятельности.

http://www.2099.ru/wp-content/uploads/2012/03/0001.jpg

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Кончики пальцев — есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать … Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку — как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомую дошкольникам- «Рукавичка»,»Теремок»,»Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

ПСИХОГИМНАСТИКА.

Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот «контроль» и как он «работает» в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации.

Снятие эмоционального напряжения. Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.Коррекция настроения и отдельных черт характера. Обучение ауторелаксации.

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

http://www.2099.ru/wp-content/uploads/2012/03/529faffe0af21.gif

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

— положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;  — способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;  — улучшает дренажную функцию бронхов;  — восстанавливает нарушенное носовое дыхание;  — исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. 

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять

развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движе ниям по подражанию взрослому; выработку контроля за положением рта.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

РИТМОПЛАСТИКА

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентиро вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар тистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологи ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази тельного («музыкального») инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными , ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

http://www.2099.ru/wp-content/uploads/2012/03/a7d2ea29da1a5ecc3a375f803c152c3f-507974504-1300481370-4d83c55a-620x348.jpg

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требо ваниям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его раз нообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реак цию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

— небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

— умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для млад ших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

— 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с чет кой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по фор ме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

— музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения долж ны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — «дождик», «ветер качает листики», «зайчик прыгает» и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

— доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

— понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир иг рушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для стар ших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);

— разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные по ложения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры , игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения( по рекомендации и под наблюдением педиатра), и др.

 Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.( виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад. 2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения. 3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр. 4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр. 5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.  6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы. 7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование. 8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

 Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях я провожу в основном во время музыкально-ритмических движений и игр-драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.

 

Песня с движениями «Колыбельная»( 1,2-я младшие группы)

 

 Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение на релаксацию. 

 

Ой, люли-люшенки,

Кладут руку на руку

Баиньки-баюшеньки…

и покачивают ими.

Сладко спи по ночам

 

Да расти по часам.

Поднимают руки     вверх.

 

 

 

Музыкальный руководитель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной (кассета «Колыбельные»). Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.

 

Стихотворение с движениями «Падает снежок» (средняя группа).

Использую  в музыкально-ритмических движениях  и играх – драматизациях, и, в дальнейшем, на праздниках и развлечениях (Новый год, по следам праздника)  для вовлечения всех детей в ход действия. 

 

Падает снежок,

Поднимают руки вверх и

Белый холодок,

медленно опускают их,

И летят снежинки на дорожку.

делая мягкие взмахи кистями-

Милый мой дружок,

Вытягивают вперед то одну

Маленький дружок,

руку, то другую.

Подставляй скорее ты ладошки.

 

 

Вращают кистями рук.

Пусть летает снег,

Пусть летает снег,

Вращают кистями рук.

В воздухе кружится и порхает,

 

 

поворачивают ладони

А как на ладошки

Наши упадет,

то вверх, то вниз.

Сразу тот снежок растает.

Прижимают ладони друг к другу на последнем слове.

 Упражнение «Как мы ухаживаем за огородом» на координацию речи с движениями под музыку(старшая, подготовительная группа).

Использую в музыкально-ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем на праздниках и развлечениях (осенний праздник) для вовлечения всех детей в ход действия.

(Можно выполнять под мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».)

Хором. Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. (Имитировать работу с лопатой) Мы пололи огород. (Наклониться или присесть, достать руками пол) Поливали огород. (Покачиваться вперед—назад)  В лунках маленьких не густо Посадили мы капусту. (Присесть на корточки, обхватить руками колени) Лето все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь.(Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туло вища вправо — влево) А сейчас ей тесно белой, Говорит: — Посторонись! (Ноги на ширине плеч, топнуть ногой в конце фразы)

 

Применение пальчиковых игр. Примеры пальчиковых игр.

Применяю в качестве физминуток во время слушания или пения (стараюсь , чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Пароход», «Капитан» при разучивании репертуара к Дню защитника Отечества, «Теремок»- к Новому году и пр.). Сложные упражнения мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся. На одном занятии мы обычно повторяем какое-либо хорошо разученное упражнение и работаем над новым.

1,2 младшая группа.

ПАРОХОД Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.

Средняя группа

КАПИТАН Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я — отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Старшая , подготовительная группы.

 Пальчиковая сказка «Теремок»

http://www.2099.ru/wp-content/uploads/2012/03/teremok3.jpg

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок,высок. Как по полю,полю мышка бежит,

у дверей остановилась и стучит:

Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Ну, а мышке в ответ — тишина. Поселилась тогда в домике она. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю лягушка бежит,

у дверей остановилась и стучит:

Лягушка:         Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка, в доме живу,

Пирожки с малиной жую.

Аты кто?

Лягушка:         Я Лягушка, Я Лягушка,

Я умею петь частушки!

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю, полю Зайка бежит, у дверей остановился и стучит:

Зайка: Кто, кто в теремочке живет? Кто,кто в невысоком живет? 

Мышка: Я, Мышка,пирожки жую,

Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. А ты кто?

Зайка: Я Серый Зайка –

На дудочке играй-ка!

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю Лисичка бежит,

у дверей остановилась и стучит:

                  Лисичка:

                  Кто, кто в теремочке живет? Кто,

кто в невысоком живет?

Мышка:Я, Мышка, пирожки жую,

Лягушка:Я, Лягушка, частушки пою. Зайка: Я Серый Зайка-

На дудочке играй-ка!

А ты кто?

Я красавица Лисичка, Всем свяжу я рукавички! Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, высок.

Как по полю, поля Мишка идет,

у дверей остановился и ревет:

                Мишка:                Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Звери Мишку испугались И в испуге разбежались!

 

показывают руками «крышу теремка»,

«бегут» указательным и средним пальцем правой руки по ладони левой - жест«Мышка»,

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

прижимают к губам указательный палец,

 

показывают руками «крышу теремка»,

 

 

шлепают ладошками по коленям – жест «Лягушка»,

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

 

 

жест «Мышка»,

 

 

 

«лепят ладошками пирожки»,

жест «Лягушка»,

 

показывают руками «крышутеремка»,

 

 

средний и указательный пальцы правой руки вытянутывверх, остальные сжаты — жест «Зайка»,

 

 

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

 

 

жест «Мышка»,жест«Лягушка»,

жест «Зайка»,

имитируют игру на дудочке, показывают руками «крышу теремка»,

 

мягкие движения кистями рук,

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

 

 

 

жест «Мышка», жест«Лягушка»,

жест «Зайка»,

имитируют игру на дудочке,

 

мягкие движения кистями рук, поглаживают поочередно руки, показывают руками «крышу теремка»,

громко топают ногами, стучат кулачком о кулачок,

стучат кулачком правой руки о

ладошку левой,

 

 

 

сжимают пальцы в «замок» разводят руки в стороны.

 

 Применение ритмопластики на музыкальных занятиях. Примеры элементов ритмопластики на музыкальных занятиях.

Упражнения на ритмопластику я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле. 

Пример фрагмента музыкального занятия с применением элементов ритмопластики.

 «Веселые путешественники».  Музыка М. Старокадомского

Задачи: развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.

ОПИСАНИЕДВИЖЕНИЙ  И.П. — (исходное положение). Дети стоят друг за другом.   1 фигура 1 куплет 

Ходьба друг за другом бодрым шагом. Припев:  И. П. — стоя лицом в круг. На слова «Тра-та-та» — три хлопка справа у головы. Повторение — три хлопка слева.  На слова «Мы берем с собой кота» — на 4-х прыжках руки вниз. На слова «чижика» — наклон вперед, руки назад «хвостиком», «собаку» — слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опушены,  «Петьку-забияку» — шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,  «обезьяну»- наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед,  «попугая» — наклон в том же положении влево,  «вот» — руки вперед.  «компания какая» — руки опустить.

Повторение последней фразы — движения те же, в конце — шаг на месте.  2 фигура 2 куплет  Запев:  ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (паровозик) На повторение музыки изменить направление движения, руки «держат руль» — имитация езды на автомобиле.  Припев: движения те же.   3 фигура  3 куплет  Запев: поскоки по кругу друг за другом (для детей 3-3,5 лет вместо поскоков — ходьба).  Начиная со слов «Нам солнышко светило» дети 4,5-5 лет одновременно с поскоками выполняют маховые скрещивающиеся движения руками над головой («ветерок»). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву остановиться лицом к зрителям (педагогу).  Припев: движения те же. На последний аккорд — прыжок на месте, руки вверх.

5.2.5.Применение психогимнастики. Примеры упражнений для использования элементов психогимнастики на музыкальных занятиях.

Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад ( в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

«Воздушные шарики» Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами бу дем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите вообра жаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увели чиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже пред ставила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы ша рик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер» Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.

«Слепой танец» Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Ведущий дает инструкцию: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и смо жет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потан цуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Те перь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить де тей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глаза ми пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не на стаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Гусеница» На координацию движений, групповую работу.

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями осталь ных участников. Ведущий дает инструкцию: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусени цей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. По стройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

« Смена ритмов»  Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм ра боты, снять излишнее мышечное напряжение.

Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, счи тать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее. 5.2.6. Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Примеры.

Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.

Упражнение на дыхание « В Лесу»

Музыкальный руководитель: « Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом». На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот.

Упражнение на дыхание « Вертушки».

Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).  Короткий вдох носом и продолжительный выдох на игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для повышения самооценки

В материале помещены игры для совместного времяпрепровождения родителей и детей, повышающие самооценку ребенка....

Групповые игры для повышения самооценки дошкольников

Игры для детей дошкольного возраста (самооценка)...

Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности

Предлагаемые игры и упражнения помогут создать условия для снятия напряжения, уменьшения чувства тревоги и повышения уверенности в себе....

Памятка Игры для повышения самооценки, помощи застенчивым детям.

quot;Царевна Несмеяна" (или «Грустный принц»)«Ладошки»«Я очень хороший»«Комплименты» «Клеевой дождик»...