Экскурсия "Что такое лето?"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Валеева Альфия Каюмовна

Конспект мероприятия - экскурсия -с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :"Что такое лето ?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_leto.odt23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект зачетного мероприятия – экскурсии –  с детьми старшего дошкольного возраста

        Тема: «Что такое лес?».  

Цели экскурсии. Развивающие: развивать личностные                                и психологические особенности дошкольников; развивать память, разные формы мышления; развивать представления детей о здоровом образе жизни. Образовательные: познакомить с объектами, явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы; сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы                              в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания; вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать; научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения   и мхи, различать ярусы леса; закреплять ранее полученные знания о характерных признаках лета. Воспитательные: развивать эстетические чувства; развивать интерес к познанию природы; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: ботаническая папка, стеклянная банка для наблюдения             за насекомыми. Место проведения: лес. Подготовка к экскурсии: приготовление необходимого оборудования; выучить наизусть отрывки стихотворений.

        Ход экскурсии:

        Организационный момент: дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре,                  и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии                    с детьми проведена беседа о правилах поведения на природе.

        Вводная беседа: – Ребята, где мы с вами находимся? (в лесу).
Вам здесь нравится? (ответы детей). Сейчас ребята (называет четырех заранее подготовленных детей) прочитают нам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.
(Учащиеся читают наизусть четверостишия.) Понравились вам отрывки                из стихотворений? Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)
А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли?                 (В них описан лес в разные времена года). О каком времени года говорится             в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.) А какое время года сейчас? Какой сейчас месяц? Какая погода стоит на дворе? Как выглядит лес сегодня?

        Изучение новой темы: – Что такое лес? Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные  и смешанные). Чем они отличаются друг от друга? Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь. Хорошо в лесу. Дремлют красавицы ели. А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу? (ответы учащихся). Сосна – вечнозеленое дерево высотой до 40 – 45 м. Сосна – ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств. Какие еще в нашем лесу растут деревья? (дуб). У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы. К осени на дубе созревают плоды – желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди – прекрасный корм. Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром полоскают рот и горло при воспалении. Дубы живут до 2 тыс. лет.
         – Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи). Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого. А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…). Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.). К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.). Наша прогулка по лесу продолжается. Ребята, посмотрите, что находится около пня? (муравейник). Кто живет в этом домике? Расскажите, что вы знаете о муравьях (ответы детей корректирует  взрослый). Правильно, молодцы. Муравейник состоит               из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Очень важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 миллионов насекомых – вредителей. А каких насекомых мы можем встретить в лесу? Отгадайте мои загадки (дети отгадывают загадки). Ребята, а какую пользу приносят насекомые? (опыляют цветы). Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями   в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбор 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров                         и посетить 19 миллионов цветков. Стрекозы – полезные насекомые т. к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек                  и других насекомых. «Стрекоза – коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.
         
Физминутка: -Утром бабочка проснулась/Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась/ Два – изящно покружилась /Три – нагнулась                        и присела/ На четыре – улетела.

        – Только ли растения и насекомые живут в лесу? (нет). Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы. Отгадайте, какие птицы нас встречают? (отгадывают загадки). Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов                      в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов. Мы углубляемся дальше в лесную чащу. Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу? (животных)А кто из этих животных живет в нашем лесу? Какие еще животные живу в нашем лесу? Как этих животных охраняют? (ответы детей корректирует взрослый).

       Подведение итогов экскурсии: – Понравилась ли вам экскурсия? Какие открытия вы сделали сегодня? Как размещаются растения и животные                            в лесу? Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
Как нужно относиться к растениям, животным и почему? Зачем нужен лес? (ответы детей).

Самоанализ проведенной экскурсии

        Цель экскурсии – организация летнего отдыха дошкольников. Мною были выделены задачи экскурсии. К числу развивающих задач отнесены следующие: развивать личностные и психологические особенности детей; развивать память, разные формы мышления.

       Образовательные: познакомить детей с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы; сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы                                в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания;
вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать;
научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения   и мхи, различать ярусы леса; закреплять ранее полученные знания                           о характерных признаках лета.

        Воспитательные: развивать эстетические чувства; развивать             интерес  к познанию природы; воспитывать бережное отношение к природе.

        Перед проведением экскурсии выбрала ее место, провела с детьми инструктаж по технике безопасности; дети поняли, как вести себя в лесу, куда не надо наступать, ходить и пр. Отметили характерные признаки лета.

        Экскурсия проведена по плану, в структуру которого вошли: вводная часть (обозначение темы, цели и задач экскурсии); основная часть (изучение темы экскурсии, беседа, наблюдение, высказывания детей; беседа                      о красоте летнего леса, бережном к нему отношении; о пользе деревьев.                   На этом этапе проводилась беседа, коллективное и индивидуальное обсуждение темы, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение дошкольников; дети рассматривали, сравнивали, размышляли об увиденном и услышанном в природе).

        В заключительной части дети делали выводы об увиденном в лесу. Красота летнего леса, окружающая детей, вызвала глубокие переживания, эмоционально-оценочное отношение.

        Экскурсия явилась особой формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Данный вид экскурсии – природоведческая. В ходе проведения мероприятия помогала детям подмечать и осознавать характерные признаки явлений природы. Важного место было отведено                        вопросам, заставляющим дошкольников рассматривать, сравнивать, думать, находить отличия и сходства изучаемых явлений.

        Данное мероприятие было эффективным, оценено мною как положительное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...