Главные вкладки

    Обеспечение безопасности и здорового образа жизни воспитанников.
    консультация на тему

    Черных Екатерина Сергеевна

    Тут раскрывается вопрос обеспечения безопасности и здорового образа жизни воспитанников через формирование культуры безопасности у дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обеспечение безопасности и здорового образа жизни воспитанников возможно через формирование культуры безопасности у дошкольников.

    В силу возрастных особенностей ребёнок ещё не может обеспечить собственную безопасность, но уже способен освоить необходимые знания, навыки, начала компетенций безопасного поведения.

    Рассмотрим основные физиологические и психологические особенности дошкольников, определяющие особенности обеспечения их безопасности взрослыми и специфику формирования культуры безопасности.

    • Анатомо – физиологические особенности.

    Из - за маленького роста у детей небольшой угол обзора, небольшое поле зрения. В 6 лет у них появляется возможность оценить события в 10 – метровой зоне, что составляет примерно 0,1 поля зрения взрослого человека. До 8 лет дети испытывают сложности с определением направления и источника звука, не способны быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.

    • Сложности в управлении поведением, импульсивность.

    Эти особенности связаны с невысоким уровнем произвольной регуляции, самоконтроля, в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций.

    • Повышенная двигательная активность.

    В сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством при отсутствии контроля со стороны взрослых она может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.

    • Эмоция страха.

    Является причиной возникновения множества проблемных ситуаций. При этом в опасности могут оказаться и дети, которые «ничего не боятся» (по свидетельству учёных, их число растёт), и дети, чья жизнь «переполнена страхами».  И те и другие способы, не умеют действовать в страхогеной ситуации (А. И. Белоусов, А И. Захаров, Ц. П. Короленко и др.). В опасных ситуациях они проявляют пассивно – оборонительную реакцию, теряется, впадают в состояние безысходности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее в центральной нервной системе развивается торможение.

    • Реакция детей по сравнению с реакциями взрослых замедленны.

    Например, у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. Ребёнку для этого требуется 3-4 секунды. Дети медленно и чаще неправильно принимают решение, так как теряют, не зная, что делать.

    • Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой. Обычно оно полностью сосредоточено только на собственных конкретных действиях. Кроме того, они реагируют только на те звуки, которые им интересны.
    • Дошкольники не способны запомнить и (или) предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребёнок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает некоторые жизненные и игровые ситуации.
    • Неадекватность самооценки, переоценка своих возможностей связаны  с выбором взрослыми неверных тактик воспитания. Именно родители, или лица их заменяющие оказывают наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребёнок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых, не выполняет данных им обещаний.

    Таким образом, можно сказать о том, что дошкольники зачастую не обладают физическими и интеллектуально – личностными возможностями, позволяющими оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации. Возникает закономерный вывод: если дети дошкольного возраста объективно не в состоянии обеспечит собственную безопасность, целесообразно ли организовывать их обучение основам безопасности жизнедеятельности, формировать у них культуру безопасности?  При этом необходимо принимать во внимание два важных момента.

    1. Вне зависимости от того, организуют ли взрослые целенаправленный процесс приобщения ребёнка к культурным ценностям или нет, он объективно происходит. Таким образом, нет дилеммы – воспитывать или не воспитывать культуру безопасности у детей. Существует выбор – попытаться оптимизировать процесс, происходящий естественным образом, или остаться безучастным, полагаясь на природу ребёнка или на третьих лиц.
    2. Возможность, необходимость и результативность воспитания основ культуры безопасности, формирование готовности к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях определяются наличием личностных и психологических новообразований.

    В старшем дошкольном возрасте дети как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать культуру безопасности. В современной научной и методической литературе используются различные термины для обозначения процесса подготовки ребёнка к предупреждению и преодолению опасных ситуаций: «обучение основам безопасности жизнедеятельности», «процесс подготовки к выживанию», «навыки безопасного поведения», «личность безопасного типа», «культура личной безопасности», «культура безопасности» и др.

            Рассмотрим определения данных понятий.

    Безопасность – возможный и ожидаемый эффект от достижения социально приемлемого уровня риска.

    Культура безопасности – способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности  общества в этой области.

    Культура безопасности жизнедеятельности ребёнка – совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умения оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.

    Личность безопасного типа – человек ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, к защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.

            Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребёнка.

            Опираясь на идеи В. Н. Мошкина, можно определить содержание работы по формированию культуры безопасности:

    • Воспитание мотивации к безопасности;
    • Формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления;
    • Формирование компетенций безопасного поведения;
    • Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;
    • Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;
    • Психологическая подготовка к безопасному поведению;
    • Качества ребёнка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций (возрастные и индивидуальные особенности).

    Выбор форм, методов и приёмов воспитания, обучения и развития детей также должен определяться «естественными основаниями», т.е. тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребёнка к культурным ценностям.

    Областное государственное казённое образовательное учреждение

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

     «Магаданский областной детский дом для детей дошкольного возраста»

    ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕДСОВЕТА

    (Безопасность и здоровье наших детей.)

    Обеспечение безопасности и здорового образа жизни воспитанников.

    Материал подготовлен:

    Старшим воспитателем

    ОГКОУ МОДДДДДВ

    Черных Е. С.

    Магадан (25.04.14. г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы работы по формированию здорового образа жизни воспитанников.

    От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.Очень важным в этой связи является формирование у ребёнка правильного отношения к своему  здоровью,навыков здорового образа жиз...

    «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/С №2 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

    Меня давно интересовал вопрос здоровья дошкольников.Решила изучать эту тему и применять полученный опыт на практике,чтобы мои дошколята были сильными и здоровыми....

    Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников детского сада

    Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно даёт ребёнку ...

    Доклад по здоровью. « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».

    laquo; Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни»....

    Проект по формированию здорового образа жизни воспитанников "Путешествие в страну здоровья"

    quot;Забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."  ...